Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6 (2 часа) Основные проблемы мирового развития между двумя мировыми войнами





 

· Цель: Разобраться в сути событий межвоенного периода; «вписать» в этот контекст события, имевшие место в Украине в 20-е–30-е гг.

 

· Вопросы:

 

1. Мировое развитие в период относительной стабилизации.

2. Возникновение и развитие мирового экономического кризиса. Поиск путей выхода из него.

3. Обострение международных противоречий второй половине 30- годов ХХ века.

 

В рамках изучаемого периода рассматриваются три этапа:

I-й – 1924/29 гг. – Относительная стабилизация экономической и социально-политической жизни.

II-й 1929/33 гг. – Мировой экономический кризис

III-й – 1933/39 гг. – Поиск путей выхода из кризиса. Обострение международных противоречий.

К 1924 г. мир существенно изменился. Два мощнейших события – Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 г. привели к существенному изменению соотношения в мире. Революционные волны отступили. Система, существующая в мире, сохранилась, но ощутимо трансформировалась.

В плане описания общей картины мира, сложившейся к середине 20-х г. ХХ века, внимание в лекции обращается на:

– положение в ведущих европейских странах начала 20-х гг. (инфляция, социальная нестабильность, финансовый кризис и т.д.);

– появление массового конвейерного производства («система Форда»);

– экономический кризис 1929 г. (симптомы, суть);

– состояние мировой экономики на рубеже 20-х30-х гг. ХХ в.;

– пути выхода из кризиса (в т.ч. знаменитый «Новый курс Рузвельта» в США).

На этом фоне происходят политические и социально-экономические реформы на территории бывшей Российской империи:

– образование СССР;

– осуществление НЭПа;

– проведение экономических реформ в промышленности и сельском хозяйстве;

– реформирование образования и сферы культуры;

– формирование жесткой тоталитарной системы в стране (причины, формы и т.д.).

 

Дается пояснение причин и характера основных групп международных противоречий, которые привели, в конечном итоге, ко Второй мировой войне. Кратко затрагиваются проблемы советско-германских отношений второй половины 30-х годов. Поясняется расстановка сил в мире перед 1 сентября 1939 г. и задачи СССР в области международных отношений в этот сложный период.

Главное, что должно быть понятно после работы в рамках лекции: Вторая мировая была вызвана всем ходом мировой истории начала ХХ в. и во многом она была замешана на последствиях Первой мировой войны, экономического кризиса и политических потрясений 1917-1920-х гг.

 

Лекция 7 (2 часа) СССР в 20-е–30-е гг. ХХ в.: Противоречия и трудности.

 

Цель: систематизировать информацию об основных направлениях развития страны в 20-е–30-е годы ХХ века. Создать целостное представление о периоде (со всеми его трудностями, проблемами и достижениями).

 

Вопросы:

1. Общая характеристика социально-экономического и политического развития страны. Внешнеполитическая обстановка.

2. Проблема советско-германских отношений второй половины 30-х годов ХХ в.

 

Период 20-х–30-х годов ХХ века в отечественной истории крайне динамичный и неоднозначный. В нем переплелись и яркие, и трагические страницы. Два десятилетия практически полностью перекроили жизнь страны. В рамках этого периода произошло:

– завершение гражданской войны и иностранной военной интервенции;

– отказ от политики «Военного коммунизма» и переход к НЭПу;

– образование СССР;

– индустриализация;

– коллективизация;

– культурная революция;

– формирование жесткой административной системы;

– репрессии;

– серьезные внешнеэкономические изменения (от «полосы признания» во второй половине 20-х г. до ухудшения международных отношений второй половины 30-х).

Страна развивалась динамично, во многом на волюнтаристских началах. Но нельзя изучаемый период окрашивать одним цветом.

В мире сформировались и перешли в стадию обострения основные группы противоречий:

– англо-германские;

– франко-германские;

– франко-итальянские;

– американо-германские.

СССР строил свою политику, учитывая эти хитросплетения. Первой жертвой немецкого фашизма в Центральной Европе стала Австрия, которую Германия присоединила к себе (аншлюс III.1938 г.). Создалась угроза и для других европейских государств. Следующий этап международного обострения – Чехословакия. 30 сентября 1938 г. – Мюнхенский сговор. Великобритания, Франция, Германия и Италия подписали договор о разделе Чехословакии. Судетская область отошла к Германии.

Эти события называют политикой умиротворения.

Сложно складывалась обстановка на Дальнем Востоке, где укрепилась Япония и с 1937 г. начало захвата Китая.

СССР вступил в два военных конфликта:

– на озере Хасан (29.07–11.08.1938 г.) – около Владивостока;

– на реке Халхин-Гол (5–9.1938 г.) – территория союзной Монголии.

Складывалась реальная угроза войны на два фронта (Западная граница и Дальний Восток). Ситуацию ухудшил и военный конфликт СССР с Финляндией (11.1939–03.1940 гг.).

Мир постепенно втягивался во Вторую мировую войну. Первое открытое столкновение фашистских и антифашистских сил произошло в Испании (гражданская война 1936-1939 гг.). Эти события сильно повлияли на международные отношения, обострили их до предела.

На таком фоне СССР строили свою внешнеполитическую деятельность:

– неудачные переговоры о взаимопомощи с Англией и Францией;

– договор с Германией о ненападении (23 августа 1939 г.).

В ходе лекции проводится мысль о сложности периода, неоднозначности его результатов для СССР и – главная – тесной взаимосвязи внешних и внутренних процессов.

 

Date: 2016-08-31; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию