Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика артикуляторно-фонематической дислалии. Характеристика артикуляторно-фонетической дислалии.





Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

артикуляторные признаки:
-место образованиезвука(вместо переднеязычн. звука может использоваться губной звук)
-способ образования звука(щелевой заменяется смычным)
Выделяют 2 основных варианта нарушений.
1) замена более сложного по артикуляции простым- субституция. Артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной (нет артикуляционного образа) поэтому нет умения выбрать правильную позицию.

артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

2) смешение (артикуляторная база оказывается полностью сформированной.) Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (реб может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.
Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими с-ш, з-ж (крыса-«крыша»), между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т -к, д-г (Толя- «Коля», гол-«дол»), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с- с, л- л, т -т (сад- «сядь», лук-«люк», тук- «тюк») и др. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами ц и ч («курича» -курица, «крицать»- кричать), сонорами р и л («лыба»- рыба, «рапа»-лапа).

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у реб чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова. Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.

Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. дефекты звукового оформления речи, обусловленны неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Аналог звука, индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе реб ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

Наблюдается и др тип искажения, при котором звук не опознается- пропуск звука (при этой форме д-явление редкое (чаще встречается при др, более грубых дефектах, напр, при алалии).

Основную группу звуков, в котор наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные, которыепредставляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. Реже дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного.

Акустический эффект при произнесении губных, переднеязычных (взрывных и сонорных) согласных, оказывается в пределах нормы. Почти не встречаются искажения губно-зубных ф-ф, в-в.

 

В ходе освоения произносительных навыков реб под управлением слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, котор соответствуют нормальному акустическому эффекту. Они записываются в памяти и воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов реб должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков. Этот роцесс сопряжен со специфическими трудностями, т.к. в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в русском языке не несут смыслоразличительной функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принимается фонетическим слухом как нормированный, его артикуляция закрепляется. В дальнейшем не поддается самокоррекции, имеет тенденцию к закреплению.

Date: 2016-08-31; view: 1905; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию