Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Термины обозначения нарушений отдельных групп звуков, их виды (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, нарушения смягчения, озвончения).





 

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

фонетические нарушения звуков л и л' называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

фонетические нарушения звуков р и р' называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;

фонематические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йога, обозначающей звук j;

фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы, а фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют — их называют:

дефекты озвончения;

дефекты смягчения.

Таким образом, мы можем говорить о семи видах неправильного произношения согласных звуков русского языка. Каждый вид имеет несколько разновидностей, например, сигматизмы могут быть: межзубный, боковой, носовой и др.; парасигматизмы — призубный, шипящий и др.. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.

 

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков р и р'.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) — недостатки произношения звуков л и л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к', гаммацизм — звуков г и г', хитизм — звуков х и х', йотацизм — звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

 

 

33.Функциональная дислалия, ее формы в зависимости от нарушения психофизиологического механизма (моторная, сенсорная), по симптоматике: фонологические (фонематические), антропофонические (фонетические).

Функциональн д -такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата (никакой органической основы).

 

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье, когда дефектное произношен не только не исправляется, но даже культивируется: родители, окружающие подражают речи малыша, сюсюкая с ним, или когда речь живущих с реб взрослых имеет какие-то недостатки звукопроизношения. Часто причиной дислалии у является педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимание на звукопроизношение реб, не поправляют ошибки, не дают ему образец четкого и правильного произношен..

Дефекты звукопроизношения могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, напр звонких и глухих согласных, мягких и твердых, свистящих и шипящих. В результате развитие правильного звукопроизношен надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношен, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематич слуха и в дальнейшем служить причиной онр и нарушен письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Может быть вызвана и неумением удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к др.

Может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношен. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развит реб. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушен звукопроизношен. Может возникать у детей чрезмерно возбудимых, с задержкой психич развит.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений цнс, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у реб не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков-акустические или артикуляционные-оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В др случаях оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков рассматриваются как рядоположные. Они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические или (что то же самое) фонематические дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

Принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию. Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

 

Date: 2016-08-31; view: 3083; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию