Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретические основы олигофренопедагогики
Начало динамического подхода к пониманию сущности умственной отсталости было положено Л.С. Выготским (1896-1934). Структура дефекта умственной отсталости настолько сложна, что не может быть адекватно выражена путём перечисления симптомов. Симптом не признак, не первопричина умственной отсталости, а результат, следствие своеобразия общего развития умственно отсталого ребёнка.
Л.С. Выготский выдвинул идею о первичной и вторичной природе дефекта, считал необходимым строго различать первичные и вторичные отклонения в развитии ребёнка. В концепции зоны ближайшего развития строится корригирующий учебно-воспитательный процесс в специальной школе – целенаправленное воздействие на личность ребёнка с нарушением интеллектуального развития. В основу разработки вопросов содержания образования легло важное теоретическое положение, выдвинутое Л.С. Выготским – невозможно строить обучение умственно отсталых детей, только учитывая и корригируя их недостатки. Характеризовать по таким параметрам ребёнка как задержанного в развитии невозможно, так как отрицательной характеристикой не исчерпывается положительное своеобразие ребёнка. Многочисленные психологические и психолого-педагогические исследования показывают, что у умственно отсталых детей школьного возраста обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других. Таким образом, обучение в специальном коррекционном учреждении осуществляется с учётом не только их особенностей, но и их возможностей, благодаря чему ученики оказываются в состоянии овладеть элементарными знаниями и навыками на адекватном их способностям уровне. Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, необходимость комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи специальной педагогики с другими науками. Для воспитания, образования детей, развивающихся на поражённой органической дефектной основе, необходим комплекс специальных форм, методов и приёмов обучения. Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей разрабатываются с учётом достижений смежных наук: клиники и медицинской генетики, нейрофизиологии, общей и специальной психологии, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, что позволяет находить более гибкие и эффективные методы коррекции умственно отсталого ребёнка. Без знания симптомов заболеваний, причин их возникновения, закономерностей развития психики при патологических условиях невозможно эффективное обучение и воспитание. Клинико-генетическое изучение умственной отсталости направлено на раскрытие этиопатогенеза интеллектуальной недостаточности. Нейрофизиологические исследования способствуют выявлению степени и характера поражения центральной нервной системы, исследованию структуры дефекта. Данные клинико-генетического и нейрофизиологического исследований имеют важное значение для классификации умственной отсталости, выделения генетических синдромальных форм с целью медицинской коррекции и прогноза социальной адаптации умственно отсталых детей. В тесных взаимоотношениях дефектология находится с общей, возрастной и социальной психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, взаимоотношения индивидуума с окружающей социальной средой, особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях. Научные исследования в области дефектологии в России и за рубежом, большой и разнообразный практический опыт воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии позволили выделить в дефектологии блок психологических дисциплин – олигофренопсихологию, изучающую особенности психики ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
Дидактические принципы, методика воспитательной и коррекционной работы, структура урока, методы педагогического изучения детей, учебный план, программы, учебники, режим работы вспомогательной школы разрабатываются на основе данных олигофренопсихологии. Вследствие своего основного дефекта – поражения центральной нервной системы умственно отсталые дети отстают от сверстников в речевом развитии. Нарушение речи препятствует успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияет на формирование их психики. Данные логопедических исследований также используются в олигофренопедагогике. В организации лечебно-оздоровительной работы вспомогательная школа опирается на положения, разработанные педиатрией. Это позволяет оказать помощь ребёнку в оздоровлении его нервной системы, улучшении его физического развития, научно обосновать организацию режима работы в школе в целом. Решение проблем профессиональной ориентации, трудового обучения и воспитания учащихся, социально-трудовой адаптации выпускников специальных коррекционных учреждений VIII вида определяет тесное сотрудничество олигофренопедагогики с социологией, правом. Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию и типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к различным типам умственно отсталых детей, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений. Олигофренопедагогика как наука в основе своей методологии имеет теорию развития. Необходимость постоянно совершенствовать систему обучения и воспитания умственно отсталых детей, повышать её качественный уровень требует разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики.
1-ое направление исследований – психолого-педагогическое изучение умственно отсталых школьников. В основе этого изучения лежит выявление особенностей учащихся вспомогательной школы усваивать учебный материал с целью коррекционного воздействия. Изучение особенностей школьников в процессе обучения отражено в трудах В.Я. Василевской, М.Ф. Гнездилова, Е.Н. Грузинцевой, Г.М. Дульнева, Р.Я. Журавлёвой, М.И. Кузьмицкой, В.А. Постовской. В этих работах показаны трудности усвоения умственно отсталыми школьниками знаний по основным учебным предметам, особенности их воспитания, намечены пути коррекции имеющихся у учащихся недостатков.
2-ое направление научных исследований – это разработка вопросов специального обучения. Обучение общеобразовательным предметам во вспомогательной школе имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается прежде всего в том, что всё, что изучается в школе, необходимо умственно отсталым детям в их практической жизни. Все знания и навыки они получают практическим путём в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков умственно отсталых школьников с опорой на их сохранные возможности.
Немаловажное значение в олигофренопедагогике придаётся проблеме воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания рассматривались как наиболее перспективные в деле подготовки учащихся к жизни (Е.Н. Завьялова). · изучение формирования личности умственно отсталого ребёнка в разных условиях (В.А. Вярянена, Н.Л. Коломинский, В.И. Шиши); · исследования по взаимодействию вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся (Х.С. Замский, А. Раку); · в системе коррекционной работы вспомогательной школы исключительное место отводится труду, трудовой подготовке умственно отсталых школьников с целью дальнейшей их социально-бытовой ориентации и адаптации к условиям окружающей среды (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова, Е.А. Ковалева). Важной задачей является развитие общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).
Все проводимые исследования и богатая практика работы вспомогательной школы помогают решать многие вопросы подготовки умственно отсталых учеников к жизни, т.е. их социальной и трудовой адаптации.
Актуальные проблемы олигофренопедагогики:
1. организация помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью; 2. определение целей обучения и воспитания лиц с интеллектуальной недостаточностью; 3. необходимость пересмотра содержания методов обучения во вспомогательной школе; 4. создание общественных организаций, оказывающих помощь выпускникам специальной коррекционной школы VIII вида.
Лекция 3. Классификация умственной отсталости 3.1. Лёгкая степень умственной отсталости (дебильность) Date: 2016-08-31; view: 527; Нарушение авторских прав |