Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психодиагностика межличностных отношений.⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 47
Сфера межлч отн чрезв широка. Она охватывает практически весь диапазон сущ-я чел, начиная от его отн к большим соц группам (нации, раб коллектив) до интимных, диадных отнош (супруж, отн родит-реб). Межлч отнош – целевое эмоц вз/д с др лч или общностью, определяемое конк потр-ми и имеюще обр связь. Особенность – эмоц х-р отнош. Виды: отношения знакомства, приятельские отнош (симпатия-антипатия), товарищ отнош, дружеские отнош, интимно-личностные отнош (родств, любовн, супруж). Хар-ки: глубина вовлечённости, избират-ть в выборе партнёра. В наст время сущ большое кол-во методич приемов иссл-я межлч отн.
Социометрия Дж. Морено - для диаг-ки межличн-х и межгрупповых в целях изменения, улуч-я и соверш-я отн-й. С помощью нее можно изучать типологию соц поведения людей в усл групп деят-ти, судить о соц психич совм-сти членов конкр гр. Задачей социометрии явл изучение неофициального структурного аспекта соц группы и психол атмосферы в ней. Суть: субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (работа, отдых). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяется индивидуальный социометрич статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплоченность группы. Тест межличностного поведения Т.Лири: дается оценка таким отностительно устойчивым свойствам, которые обеспечивают деятельность человека, его социальное поведение в процессе реального взаимодействия с другими членами группы; позволяет выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в семье, напряжений во взаимоотношениях руководителя и подчиненного и т.д. Также, опросник предназначен для определ преоблад-го типа отн чел к др людям, выяв-е индивид стиля интерперсонального повед. Преоблад тип отн чел к др людям форм-ся и проявл в процессах реального общ-я и д-ти. Он сущ-но отражается на системе личностных вз/отн в коллективе, его психол климате, Знание преоблад-го типа интерперсонального повед необх для выработки оптимальной стратегии воспит воздействия, коррекции межличн отн в гр, семье, для создания благоп-го псих климата. В основе теста Лири лежит косвенная дифференцируемая самооц своих отн с помощью опросника, кот рассчитан на сравнительную оценку восьми типов отношений. Каждый тип оценивается на основе 16 ответов на вопр. Т.О. опросник включает 128 вопросов. Они сгруппированы в 4 цикла. В каждом цикле содержится по 4 вопр, относящихся к каждому из 8 типов отношений. Типы: авторикратически-властвующий, эксплуатирующий-соревнующийся, прямолинейно-агрессивный, скептически-недоверчевый, скромно-стушевавшийся, зависимо-послушный, конверциально-сотруднничащий, ответсвенно-великодушный. Опросник изучения поведения К.Томаса- определяет типичные способы реагир-я на КФ ситуац и способы разреш КФ. В России адап-ан Гришиной. Томас уделяет вним аспектам изучение кф: какие формы повед хар-ны для люд в кф ситуац; какие из них явл продуктивными/деструктивн; как можно стимул-ть продуктивное повед. В хар-ке типов повед в кф он применяет 2-х мерную модель реагир-я: кооперация: интерес к интер-м др люд, напористость: преимущ-во собств интересов. На основе их выделил способы реагр-я в Кф: 1соревнование/конкуренция: удов-е своих интересов в ущерб др. 2.Приспособление: принести в жертву свои инт интересам др. 3.Компромис: частичное удов-е интересов каждого, избегание: уход из сит вообще. 5.сотрудничество: макс удовлетв инт обеих сторон (только она конструктивна по Томасу для обоих сторон ). Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волкова: 2 вар-та: жен и муж. Это одна из самых эффект методик, диагн супружеск отношений. В наст время семья переживает кризис. Соврем семья испыт стресс, связ с переходом полит сист и перестают справл-ся с основной ф-ей: сохранность и благополучие семьи. Показатели неблагоп-я семьи: разводы, снижение рождаем, рост кол-ва внебрачных детей, рост случаев жестокого обращения с детьми, распр-е альтернативн видов семьи: материнская (без мужа), гомосексуал, раздельно проживающ род-ли, сем с приемными детьми, свингер (2пары объед.). Цель метода: опред-е представ-й супругов о значимости в сем жизни родит-х обязанностей, личностной общности, секс отн-й, хоз быт обяз-й, проф интересов, эмоц поддержки, внеш привлекат. Все это отражает осн ф-ции семьи, сост шкалу сем ценностей. Степень согласов-ти сем ценностей влияет на хар-р супр-х отн. Др фактор: ролевые представления о том, кот отвечает за реализацию каждой сем ф-ии. Опросник удовлетв браком (ОУБ) А. Столин, Г. Бутенко - передназначен для эксперт диаг-ки степени удовлет-неудов браком, а так же степени согласованности-рассогласованности удовл-ти браком у той или иной соц группы. Опросник представляя собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три вар ответа: верно, трудно сказать, неверно. Опросник род отношений к детям Варга А. Столин В: цель: выявл-е род отн-й у лиц обращ-ся по проб-м восп детей, опред-е стиля сем-го восп. Ответы: да, нет. 61 утверждение, 5 шкал, 5типов род отношений. Шкалы: 1.принятие-отвержение 2.кооперация (вз/д) 3.симбиоз 4.авторитарная гиперсоциализация 5 маленький неудачник. 1кш-ла: высокие значения: эмоц отн к реб, восп реб таким какой он есть, уважение его индивидуальности. Низк показ: критика реб, раздраж на него, недоверие к нему. 2шк: высок показ: сочувств реб, содействие выс оц реба, его сп-тей, чувство гордости за него, поощрение сам-ти, партн-е отн. 3шк: выс: чувство единения с реб, удовлетвор его потр, ограждение от трудностей, проявление сам-ти. 4шк: выс: авторитаризм, наказание за непослуш, требование успехов от реб. 5шк: приписывание реб соц несосотоят-ти, неприспособленности, неуспешности, нет доверия строгий контроль. Опросник для род «Анализ семейных взаимоотношений» (АВС) Э.Г. Эйдемиллер: позволяет опред-ть различные наруш процесса восп, выявить тип негармоничного патологизирующего восп и установить некот психол причины этих наруш. Типы восп: потворствующая гиперпротекция, доминир-я гиперпротекция, повыш-я моральная отв-ть, эмоц отвержение, жестокое обращ-е, гипопротекция. Date: 2016-08-30; view: 402; Нарушение авторских прав |