Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация и характеристика основных психодиагностических методов.
Метод психодиагностики – это способ получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. Виды методов психодиагностики: 1. Эмпирические методы: · Обсервационные: наблюдение, самонаблюдение. · Экспериментальные: лабораторные, полевые. · Контент – анализ (изучение документов). · Психодиагностические: тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа. · Праксиометрические: анализ процессов и продуктов деятельности (профессиограмма).. · Биографические: исследование писем, дневников, всей жизни. 2. Управленческо – воспитательные методы. 3. Методы математического и компьютерного моделирования. 4. Проективные методы. Наблюдение – это целенаправленное, организованное определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Виды наблюдения: включенное/невключенное; сплошное/выборочное; полевое (в естественных условиях)/лабораторное; наблюдение значимых ситуаций. Достоинства: фиксация события поведения в момент протекания, при включенном наблюдении можно фиксировать естественные ситуации. Недостатки: влияние субъективного фактора (самого наблюдателя), стремление наблюдателя подтвердить свою гипотезу, длительное наблюдение вызывает усталость, следовательно, возникает неточность в записях, ограниченность сферы наблюдения, трудоемкий метод, большие затраты времени. Достоинства: единицей наблюдения является не отдельная реакция, а целостный акт поведения, сохраняется естественная обстановка. Требования: *наблюдение должно обеспечивать регистрацию не только внешних проявлений, но и внешних и внутренних стимулов, которые вызвали данное поведение; во время проведения наблюдения должна быть сохранена естественная обстановка, т.е. наблюдаемые не должны знать о том, что за ними наблюдают; *наблюдение всегда должно быть целенаправленны, т.е. должны быть поставлены цели, задачи, план наблюдений и программа каждой серии; *необходима обязательная регистрация (фиксация) результатов. Недостатки: субъективность исследователя, пассивная позиция исследователя, мы можем лишь предполагать о истинных механизмах поведения. Общая процедура наблюдения (Ядов): должны быть определенные цели и задачи наблюдения; должен быть осуществлен выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения; выбор способов наблюдения; выбранный способ должен наименьшим образом влиять на объект исследования и максимально способствовать сбору информации; осуществить выбор способов регистрации информации; обработка и интерпретация полученных фактов. Беседа (интервью) – это устное получение сведений от респондента путем ведения с ним тематического направленного разговора. Виды беседы: клиническая, введение в эксперимент, автобиографическая, телефонная, интервью. Правила проведения беседы: 1. Создание дружеской обстановки. Установление контакта. 2. Безоценочное восприятие психологом испытуемого, цель маскируется. 3. Высокая профессиональность, сохранение нейтральной позиции, высокий темп. В конце подводятся итоги, благодарим человека за сотрудничество. Тест – это стандартизированные, обычно краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально – психологических различий между индивидами. Классификация тестов: 1. По форме: индивидуальные и групповые; устные и письменные; вербальные и невербальные; бланковые; предметные (кубики Коса); аппаратурные; компьютерные. 2. По содержанию: тесты интеллекта, тесты способностей, личностный тест. Правила проведения тестов: 1. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов. 2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли сопровождающую их тест инструкцию. 3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. 4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. 5. Вначале испытуемым представляют тест, сообщают его цель, дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Опросники – это группа психологических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений, данные получают со слов обследуемого. Анкеты – это письменный опрос с помощью вопросника – анкеты. Виды опросников: 1. Личностные (самоотчет): типологические (опросник Шмишека, MMPI), личностные опросники интересов («Перекресток», Пряжникова), опросники установок и ценностей, отдельных черт личности, опросники мотивов. 2. Анкеты: открытые, закрытые, полузакрытые. Правила проведения: д.б. четкий порядок вопросов, наличие бланка, внешнее оформление опросников. Ограничивается активность респондента. Проективные методики – это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Особенности проективных методик: глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт; в основе анализ продуктов воображения, отображение индивидуально – психологических особенностей субъекта в продуктах графической деятельности, отсутствие нормативных данных. Цель всегда замаскирована, методики носят индивидуальный характер. В основном это бланковые и предметные методики. Виды проективных методик: 1. Методики структурирования – формирование стимула, предание им смысла (чернильные пятна Роршаха). 2. Методики конструирования – создание из деталей осмысленного целого (кубики). 3. Методики интерпретации – толкование какого – либо события, ситуации (ТАТ, Мюрея). 4. Методики дополнения – завершение истории, рассказа, предложения. 5. Методики катарсиса – осуществление групповой деятельности в особо организованных условиях. 6. Методики экспрессии – рисование на свободную или заданную тему («Рисунок семьи», Хоментаускас). 7. Методики изучения импрессии – предпочтение одних стимулов другим. Контент-анализ – это метод анализа документов. Метод выявления и оценки характеристик информации, которая находится в текстах и речевых сообщениях. Относится к методам качественной и количественной обработки. Позволяет выявить скрытые тенденции в ответах испытуемых. «+»: возможность точной регистрации скрытых показателей в большом объеме материала; допустимость анализа событий и ситуаций, отсроченных во времени; относительная объективность процедур и надежность результатов; при работе исключается эффект воздействия экспериментатора на испытуемых. «-»: м. возникать искажения информации. Применяется в 3 случаях: как самостоятельный метод исследования; в комплексе с другими методами; как вспомогательная процедура обработки данных.
Date: 2016-08-30; view: 702; Нарушение авторских прав |