Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общения в психологии.





Общение -это сложный многоплановый про­цесс установления и развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями совместной деятель­ности и включающий в себя обмен информацией, вос­приятие и понимание партнера по общению, выработ­ку единой стратегии поведения. Общение (Л.П. Буева) процесс вз/связи и вз/д обществ субъектов, хар-хся обменом д-тью, i, опытом, сп-тями, рез-тами деят-ти. Яв-ся одним из необх и всеобщих усл формир-я и разв лч и общ-ва.

Закономерности общения:

Критерии качества общения: 1) уровень взаимодействия. 2) удовлетворение потребностей в процессе общения. 3) возможности саморазвития личности.

Уровни общения: 1) фатический (конвенциальный)- соглашение. Простота, стандартизация общения, обмен репликами, отсутствие интереса, общ на уровне привычки. Приписывает определенные правила в стандартных ситуациях. 2) информационный - обмен информацией, имеет стимулирующий характер, преобладает в совместной деятельности. 3) личностный - самораскрытие и постижение сути другого человека, возникает в особых ситуациях при определенных условиях (дружба, любовь). 4) общение с самим собой - имеет индивидуальный характер, происходит постоянно.

Структура общения. Общению присущ ряд базовых характеристик: сод-е; цель; ср-ва.

Сод-е общения - i, кот в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Это м.б. сведения о внутренн (эмоц и т. д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешн среде

Цель общения. Она отвечает на вопрос: "Ради чего существо вступает в акт общения?". У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биолог потр-тей. У чел же эти цели м.б. разнообразными, связанными с удовлетворением соц, культур, творческих, познавательных, эстетических и мн др потр-тей.

Средства общ-я – сп-бы кодирования, передачи, переработки и расшифровки i, кот передается в процессе общ-я от одного сущ-ва к др. Кодирование i - это сп-б ее передачи.

Структура процесса общения:

1). Коммуникативная сторона - обмен информацией между общающимися индивидами.

Типы классификации: 1) с точки зрения особенностей псих-кого отражения(эмоции- интел-ное, образное, эмоциональное). 2) с точки зрения интереса сторон- противоборство, компромисс, сотрудничество, уход, нитралитет. 3) по числу, характеру и степени вовлеченности субъектов в процесс взаимодействия монолог, диалог, полилог. 4) по организационным формам коммуникативного воздействия- диспут, мозговой штурм, беседа, конференция. 5) по средствам коммуникации: вербал и невербальное(мимика, жесты, позы, рыдание, смех). Невербальные средства общения: 1) оптико-кинестетические (жесты, мимика). 2) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность). 3) экстралингвистические (паузы, плач, смех). 4) пространственно-временные (взаимное расположение партнеров, временные задержки начало общения). Вербальный канал используется для передачи информации, а невербальные сигналы выражают межличностные отношения, а иногда используются и вместо словесных сообщений. Сурдоперевод, кодировка информации, специальные жесты. Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста (у детей читается легче), зависит от пола, от эмоциональности, от типа темперамента, от социального статуса и уровеня профессионализма - чем выше тем ниже развита жестикуляция. Правила трактовки невербальных сигналов: 1) расшифровывать не отдельные жесты а их совокупность 2) в контексте их проявлений 3) учет национальных и региональных особенностей 4) учет социальной роли, которую играет в данный момент человек 5) учет других факторов. Эффективность общения зависит от организации пространства: 1) интимная зона: до 50 см - самые близкие люди 2) личная зона: от 50-120 см зона общения хорошо знакомых людей и заинтересованных в друг друге партнеров. 3) социальная зона: от 120-350 см - зона общения с большинством людей 4) общественная: более 3,5 м зона общения в аудитории. Очень важно расположение партнеров в пространстве: Формы общения: 1) монологические (лекция, доклад, проекционное расположение оратора лицом к аудитории). 2) диалогическая (полилогические формы) они предполагают такое расположение в пространстве: 1) единая команда-в центре организатор обсуждения - остальные круг заинтересованных людей. 2) блочный метод(для организации диспутов, круглый стол и тд). 3) друг против друга(если предстоит обсуждение участники которого придерживаются противоположных взглядов). 4) треугольник (в центре организатор, а участники общаются непосредственно); 5) (круглый стол) роль организатора минимальна, все участники в равном положении. В процессе деятельности и общения информационный обмен или коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами, взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Получая информацию человек ее воспринимает, интерпретирует по своему и для эффективного общения необходимы уточнения, дополнительные вопросы, правильные вопросы, контакт глазами, правильное расположение в пространстве.


2). Перцептивная сторона - процесс восприятия и по­знания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Восприятие одним партнером по общению другого. Перцепция - это процесс и результат восприятия окружающего мира и самого себя. Соц перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми соц объектов, т.е. других людей, самого себе, групп и т.д. Структура межличностного восприятия. 1) субъект восприятия(кто воспринимает) 2) объект восприятия (кого воспринимают) 3) процесс межличностного восприятия. Психологическая хар-ка взаимод-вие суб и объ заключается в построении образа др человека. При этом важно знать: 1) каким способом формируется этот образ 2) каков этот образ, т.е. представление суб от объ. Механизмы процесса. Соц перцепции- это способы с помощью которых люди интерпритируют, понимают и оценивают другого человека. 1) Эмпатия. 2) идентификация- уподобление себя другому, когда предположение о внутреннем сост партнера по общению строится на осн попытки поставить себя на его место. Идентиф-ция и эмпатия очень близки, но идент - когда поведение строится так как его строит другой, а эмпатия означает, что поведение другого учитывается, к нему проявл внимание, но своя собственная стратегия поведения строится иначе. При идентиф-ции происходит интеллектуальное отождествление. При неверной оценке IQ уровня другого ч-ка- это может привести к негативным проф результатам. 3) рефлексия- осознание действующим индивидом того как он воспринимается партнером по общению, т.е. понимании субъектом своих собственных инт особ-тей и того как она проявл во вним поведении. 4) аттракция- форма восприятия основанная на формировании устойчивого чувства к объекту. Механизм аттракции: 1) процесс формирования привлекательности другого чел 2) результат действий данного человека. 3) качество отношений. Как возникает аттракция? 1) физическое окружение. Физическое присутствие индивида рядом увеличивает вероятность возникновения дружбы. 2) сходство установок. Сравнивая свои мнения по разным вопросам мы можем много выйграть в беседе с людьми имеющие те же установки. 3) взаимная привлекательность. Соотнесение своего поведения с интересами другого. Дружба муж и муж базируется на сходстве интересов(совместная д-сть). Дружба жен и жен- это доверительный разговор о чувствах и проблемах. Это различие объясняется теорией эв-ции, т.к. она поощряла стремление мужчин к групповой д-сти(охота, война) д-сть женщина- забота и воспитание детей. Стереотип физической привлекательности. Каузальная аттребуция - приписывание другому чел причин и мотивов поведения(авторы Хайдер, Джонс, Келли и др.) 5) аттребуция- приписывание чел хар-тик, которые не проявляются в его поведении. Смысл - люди познавая друг друга стремятся к познанию причин поведения при этом испол-тся инф, которой обычно не хватает—чтобы сделать вывод чел приписывает или додумывает какую-то инф и причины, таким образом сод-нием процесса познания другого чел стан процесс приписывания или каузал аттреб. Структура процессов каузальной аттребуции. Поступок—реализация—знания, способности—действие(результат)—следствие. Авторы Келли и Джонс. Схема читается с лева на право для того, кто это совершает и с права на лево для чел, кот-й это наблюдает. Вывод: поведение демонстрирующие стандарт не требует особого объяснения, поведение нестандарт-ное вызывает интерес с точки зрения поиска его причин. Некот типичные искажения восприятия. 1) эффект ареола- влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку индивидуальных св-в личности. Если общее впечат-е о чел положит-но, то отрицат-е черты сглаживаются и наоборот. 2) эффект упреждения- на суждение о чел наибольшее влияние оказ-ют первонач-е сведенья(если чел близкии, то самые последние сведенья о нем). 3) проекция- неосознаваемая тенденция воспринимать собственные негативные сост и качества, как качества другого чел, т.е. перенос или проекция на другого. 4) стериотипизация- черезмерное обобщение, какого-либо явления влияющее на восприятие. Понимание другого путем отнесения его к какой-либо соц-й группе и перенесение на него типичных для данной группы хар-тик(стереотип- это штамп)- обычно носит негативный х-р порождая коммуникативные барьеры. Как результат стериотипизации формир-тся соц-ная установка. Соц установка - это готовность чел воспринимать опред-м образом и действовать тем или иным способом. Соц устан формир-тся в детстве. Этапы формирования соц уст: 1) от 0-12 лет- уст соответ родительским моделям 2) от 12-20 лет- устан соответ усвоение соц ролей. 3) 20-30 лет- формир-е сист убежд явл психич новообразованием и отлич стабильностью и фиксированностью.


3). Интерактивная сторона - организация взаимодей­ствия между общающимися.

Хар-ет общение как взаимодействие. Структура взаимодействия Теория Парсонса о структуре взаимодействия. 1) в основе д-ти лежат межличностные взаимодействия 2) совм д-ть- это результат единичных действий (футбольная команда). 3) наличие определенных элементов: а) деятель б) другой(объект на который направлено действие) в) законы по которым организуются взаимодействия г) ценности, которые защищает каждый участник д) ситуация, в которой совершенствуется действие. Ян Щепанський - взаимодействие разбито на стадии ступени развития. А) пространств контакт б) псих-кий контакт в) соц контакт(совм д-ть) г) взаимодействие д) соц отношения. Типы взаимодействия: кооперация- конкуренция, согласие- конфликт, приспособление- оппозиция. Суть разделения- противоположности в совм д-ти. Эрик Берн - для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие- трансакции- это взаимодействие двух эго состояний индивида. Эго состояния- это актуальный способ существования «Я»: Род, Взр, Дитя.


Общение выполняет ряд определенных функций:

- контактную - установление контактов между людьми как состояний обоюдной готовности людей к приему и пе­редаче сообщений;

- информационную - обмен сообщениями, мыслями, за­мыслами и решениями;

- побудительную - стимуляция активности партнера по общению;

- синдикативную - взаимное ориентирование и согласо­вание действий людей по организации и осуществлению совместной деятельности;

- понимания - не только адекв оценка и восприя­тие смысла передаваемой инф, но и понимание партнерами по общению намерений, переживаний, устано­вок др др;

-экспрессивную- вз/поним переживаний и эмо­ц сост;

- установления отношений - осознание и фиксирование индивидом своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных отношений и связей общества;

- оказания влияния - изменения состояний, установок, намерений, мнений, решений и активности партнера по об­щению.







Date: 2016-08-30; view: 461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию