Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее представление об отклоняющемся развитии в психологии.





Отклоняющееся развитие (дизонтегенез) – это обычное развитие, но протекающее в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возм-ти работы индивида.

Выделяют несколько подходов к проблеме понимания нормы и дефекта: 1) интуитивно-эмпирический. Норма и патология не имеют четких критериев и их выделение происходит на интуиции. 2) Частотный. Чем чаще встречается явление, тем больше вероятность, что оно нормально. Более редкие можно отнести к патологии. 3) Культурно-релятивный. Норма и патология в разных культурах и в разное историческое время имеют разные критерии для выделения. 4) Адаптационный. По степени адаптированности оценивается норма это или патология. 5) Гуманистический (К. Роджерс). Нормальной является самоактуализируящаяся личность, образец нормы. 6) Уровневый. Существуют 2 крайние точки в оценке нормы, четких границ между ними нет. Но есть пограничные нормы. Четких критериев для выделения нормы и патологии нет, но все спорные случаи относятся к пограничным состояниям. Психолог должен опираться на адаптационный, уровневый и интуитивно-эмпирический. Виды нормы:статистическая (уровень психосоциального развития, который соответствует средним количественным и качественным показателям в данной выборке); функциональная (индивидуальный вариант развития данного конкретного человека); идеальная (оптимальное развитие личности в оптимальных для нее условиях социальных).

Виды дефекта: физический и психический; биологический (анатомы физиологических изменений в организме); психологический или социокультурный (это последствия в психике личности, снижающие его адаптационные возможности). Выготский выделяет: первичный дефект – это биологический дефект, возникает в результате какой-либо биологической системы вследствие воздействия патогенных факторов. Может быть в 2 формах: недоразвитие и повреждение. Чаще всего повреждение сочетается с недоразвитием. Вторичный дефект – это последствие первичного дефекта. Является основным объектом коррекционной работы. Функции близко расположенные или связанные с поврежденной будут являться вторичным дефектом (специфическим нарушением). Функции, далеко стоящие от первичного дефекта будут называться неспецифическими нарушениями, но будут относиться к вторичному. Третичный дефект – функции, находящиеся на периферии и являющиеся последствием вторичных дефектов.

Например: оглох на 2 уха, следствие тревожность, нарушение социальных взаимодействий, социальной адаптации. Психолог работает с вторичными дефектами. Общие закономерности отклоняющегося развития (Лубовский): 1) присущий всем типам дизонтогенетического развития: нарушение приема переработки и сохранение информации, нарушение речевого опосредования (неумение выразить мысли своими словами); более длительные сроки формирования представления и понятий; риск возникновения социально-психологической дезаптации.

Специфические закономерности: 2) закономерности, присущие группе дизонтегинетических нарушений. 3 группы дизонтогенеза: с повреждением, с недоразвитием, с повреждением и недоразвитием. 3) Специфические закономерности, присуще конкретному виду дизонтегенеза.

Шипицина выделяет: 1) общие закономерности – закономерности нормального онтогенеза: гетерохронность, синзитивность, стадиальность, неустойчивость, необратимость и непрерывность, развитие психики в деятельности. 2) Специфические: особенности, свойственные всем детям с отклонении в развитии, независимо от вида дизонтогенеза (трудности словесного выражения, замедление переработки информации); а также особенности, свойственные какой-то конкретной форме отклонения.

Параметры дизонтогенеза: 1) локализация нарушения: частные нарушения (локальные, порциальные, нарушена какая-то часть); общие (диффузные, тотальные, нарушается все); 2) время появления нарушения. Чем раньше появилось нарушение, тем тяжелее его последствия. Если нарушение возникло в доречевой период, тем тяжелее его последствие. Если нарушение возникло в доречевой период, то речь идет о недоразвитии функции. В более позднем возрасте – о повреждении или распаде функций. 3) возрастная динамика формирования межфункциональных связей: изоляция, жесткие связи, иерархические связи; 4) взаимодействие между первичными и вторичными нарушениями: выделение первичного, вторичного, третичного дефектов.

Механизмы формирования системных отклонений в дизонтогенезе: 1) коммуникативный (любое первичное нарушение, который может осложнить процесс взаимодействия ребенка со взрослым, тем саамы замедляет темп формирования ВПФ); 2) депривационный (дети находятся в депривационной ситуации из-за жизненных ситуаций); 3) Деятельностный (психика регулятора деятельности, нарушение развития психики и других сфер деятельности может привести к возникновению вторичных отклонений). 4) речевой опосредованный элемент в структуре ВПФ. Нарушение речи (внутренняя и внешняя). Поэтому отставание в речевом развитии – это нарушение ВПФ и их замедление.


Компенсация – замена выпавшего звена выпавшего звена психики на сохраненное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы.

Коррекция – это выравнивание отдельных функций, локальная ориентировка.

Причины дезонтогений: биологические (эндогенные, внутренний характер), социально – психологические (экзогенные, внешний); пренатальные; натальные; постнатальные, наследственные болезни, генные мутации; родовые травмы; внутриутробная патология (токсикозы, стрессы, неправильное питание, инфекционные заболевания, применение токсических препаратов лекарства, наркотики, алкоголь; интоксикация вредными веществами, экологические вредности, работа на вредном производстве. Черепно-мозговые травмы ребенка, дистрофические заболевания и соматические.

Классификация нарушений развития (Лебединского):

1) Психическое недоразвитие – умственная отсталость (тотальная) ретардации

2) Задержанное психическое развитие (парциальная)

3) Повреждение психическое развитие-деменция (повреждается интеллект) повреждения

4) Дефицитарное психическое развитие – повреждение анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речевой).

5) Дисгармоничное психич разв –психопатия, невропатия, дети с неврозами. асинхронии

6) Искаженное психическое развитие – ранний детский аутизм, аутизм, детская шизофрения. (ретордация+аксилирация)

 







Date: 2016-08-30; view: 416; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию