Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие психологии в рамках философии.
Античность (6 в. до н.э. – 4/5 в. н.э.) Предмет изучения – душа. Первые эмпирические знания о психических процессах, - ощущение (восприятие), память, воображение, мышление, аффекты, воля, характер, особые состояния (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа-тело», «врождённое-приобретённое», указание на внутренние чувства как способ познания души, определение основных проблем психики, связанных с пониманием мира, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека. Формирование 2-х направлений в объяснении происхождения и проявления души: 1. Материализм (материя первична, сознание – свойство материи, предмет познания – объективная реальность. То есть, душа материальна и зависит от тела). Первооснова мира: Фалес -вода, Анаксимен -воздух, Гераклит -огонь, искра, Гиппократ -воздух, Демокрит -атом. Функция души: управление человеком и познание мира. 2. Идеализм (сознание, мышление, психическое – первично, а материя, физическое – вторично, производно). Духовное первоначало существует вне зависимости от человеческого сознания (Платон, Плотин). Функция души: познание мира. Средневековье (4 в. н.э. – 1-я пол. 17 в.) Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний. Предмет изучения – душа. Исследование видов активности тела, особенностей чувственного познания. Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии толпы. Метод: интроспекция. Период развития феодального строя => упадок культуры и образования. Догма религии, теологическое мышление. Волюнтаризм, теоцентризм. 2 направления в изучении, интерпретации текстов Библии: · Номинализм (схоластика) Общие понятия не имеют самостоятельного существования и являются словами, звуками, именами. Ум имеет дело лишь с частными вещами => отрицание существования общих понятий в уме. Оккам душа выводится за пределы научного исследования, так как является предметом религии. Р. Бэкон приоритетное место отводил естественным наукам (эксперимент, математика). Рассматривал зрительное ощущение как основу познания. Различие между предметами – суть знаний о мире. Фр. Бэкон эмпирико-индуктивный метод (получение истинного обобщения из опыта, обобщение ведёт к познанию). · Реализм (томизм) Объективное существование общих понятий в общественном уме. Фома Аквинский учение «томизм» 13 в. (существует 1 истина – религиозная, разум должен служить вере и должен быть подчинён её). Душа – посредник между материальным миром и творцом. Психика – самостоятельная сущность, которая находится в надтелесном мире. Психика не имеет отражательной функции, а является сугубо духовным явлением.
Наибольшее распространение философия и научные исследования получили на Востоке, так как там не было гонений со стороны религии и общество было более развитым. В эпоху Средневековья Авицена открыл в психофизиологии ощущения и органы чувств. Все психические акты – деятельность телесная. Пытался доказать это опытным путём.
Возрождение (сер.14, нач. 15 в. – сер. 17 в.) Возрождение античных ценностей, активизация научной и культурной жизни. Метод: интроспекция, частично логика, индукция, дедукция, анализ. Центральная проблема: проблема добра и зла, свободы человека, путей и факторов его совершенствования, проблема обучение (которое в этот период сводилось к тренировке памяти, развитии ораторского искусства и не стимулировалась самостоятельность суждений). Дальнейшее развитие учений о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и открытий 14 – 16 вв. Направление в изучении: Сенсуализм (Фракасторо, Телезио). Ощущение и восприятие являются основой и главной формой достоверного познания. Подход к объяснению психологических явлений с т.зр. психофизиологии. Л. да Винчи опыт – главный источник знаний. Преимущество отдавал чувственному познанию. Уже в это время развивается идея о роли разума в познании (Помпонацции).
Date: 2016-08-30; view: 610; Нарушение авторских прав |