Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внушение - §6. Сопротивление гипнотизируемых. Самовнушение





Все вышеприведенные явления и многие другие я, подобно Liebeault Bernheim'y и др., вызывал у усыпляемых мною субъектов. Тем не менее, как справедливо отмечает Bernheim, не следует чересчур увлекаться этими подавляющими, на первый взгляд почти фантастическими явлениями и упускать из виду другую сторону явления, — сопротивление, оказываемое чужому воздействию мозговой деятельностью гипнотизируемого субъекта.Слепое, автоматическое подчинение последнего никогда не бывает полным. Внушение всегда имеет свои границы, то более, то менее широкие, и кроме того чрезвычайно изменчивые у одного и того же индивидуума.

Гипнотизируемый субъект сопротивляется двояким способом: сознательно — с помощью разумной логики, бессознательно — с помощью самовнушения. — Я поднимаю руку гипнотизируемого и внушаю ему, что она оцепенела. Он с судорожными усилиями старается опустить ее, что в конце концов ему удается. Но то усилие, которое он на это употребил, тем вернее отдает его в мои руки, так как показывает ему мое могущество. И какого-нибудь маленького приема с моей стороны достаточно для преодоления его сопротивления. Я говорю ему второй раз: „я насильно, магнетически, подымаю вашу руку", и этого достаточно для задержания падения; я держу мою руку перед его рукой и, не прикасаясь к последней, вынуждаю ее, силою его внушаемости, подняться выше головы.

Но сопротивление здесь все таки имело место. Если его не преодолевают в самом скором времени, го у гипнотизируемого остается вера в силу своего сопротивления, и он противостоит целому ряду внушений. Некоторые способны даже под влиянием настойчивых рассудочных соображений и волевых усилий, снова утрачивать свою восприимчивость к внушению. Часто это происходит под влиянием других людей, еще чаще — вследствие утраты гипнотизируемым, по тем или другим причинам, доверия, уважения или симпатий к гипнотизеру. Здесь играют большую роль настроение и страх, могущие временно, а иной раз и надолго, вполне или отчасти уничтожить восприимчивость к внушению. Обыкновенно гипнотизер сохраняет то, чего он уж добился. Но раз, по неловкости, целый ряд попыток не дал никаких результатов, то он вряд ли добьется их и впоследствии, так как у гипнотизируемого все более крепнет самовнушение, что то или другое явление у него недостижимо или же, что данный гипнотизер не в состоянии его вызвать. Например, я внушаю одному гипнотизируемому, прикасаясь к его руке, что делаю ее мертвой и бесчувственной. Но он еще чувствует, не верит мне, и когда я его спрашиваю: „чувствовали ли вы что-нибудь?" — подтверждает это.— В таких случаях трудно постепенно вызвать анэстезию. Причиною этому — отчасти недостаточная глубина сна, но отнюдь не всегда. Я добился полной анэстезии при простой гипотаксии, при чем, примерно, совершенно не прикасался к пальцам, анэстезию которых тщетно вызывал внушением, — и в тоже время внушил гипнотизируемому веру в то, что я прикоснулся к ним и он этого не чувствовал. Затем на последующих сеансах удалось постепенно вызвать частичную анэстезию очень легкими прикосновениями. Так же обстоит дело с амнезией. Раз не удалось добиться ее после двух-трех сеансов, то потом вызвать ее очень трудно. Но иной раз это в конце концов удается с помощью известных приемов: например, гипнотизируемому дают глоток воды с указанием, что это — снотворный напиток, который вызовет у него амнезию или что-нибудь в этом роде. Словом, как это справедливо отмечает Bernheim, гипнотизируемый не есть совершенный автомат. Зачастую он обсуждает внушения, особенно вначале, и некоторые из них отвергает. Мне думается, вся суть и заключается в том, чтобы придать внушению, прежде чем оно перейдет в сознание гипнотизируемого, субъективный характер сна, пережитого впечатления или действия. Если же оно предварительно сознается, как простое представление, то удается с гораздо большим трудом или вовсе не удается. Большое значение имеет подражание или же впечатление, оказываемое на гипнотизируемого успехами гипнотизера в таком случае, который он ему демонстрирует. Эксперименты, наилучше удававшиеся в демонстрированном случае, обыкновенно наилучше удаются и у бывшего свидетеля его.

В самых легких степенях гипнотического воздействия, в состоянии „сонливости" Liebeault и Bernheim'a, гипнотизируемый способен еще, при некотором усилии, оказывать сопротивление всякому внушению и становится восприимчивее к нему только при пассивном отношении ко всему, происходящему вокруг него.

Вообще глубокое заблуждение — думать, что загипнотизированный находится в полной зависимости от гипнотизера. Эта зависимость — весьма относительная, ограниченная всевозможными условиями; она может быть в одно мгновение уничтожена недоверием, дурным настроением, недостаточным уважением и т. д. Причудливые обманы, абсурды, явления, противоречащие характеру, склонностям, убеждениям загипнотизированного, могут быть, подобно снам, внушены только в гипнозе или же лишь на короткое время после гипноза; вновь пробудившейся и концентрированной, resp, снова хорошо ассоциированной деятельностью его бодрствующего мозга они затем отвергаются. Слишком злоупотребляя такими приемами, мы рискуем утратить все свое влияние. Внушение представляет собою нечто в роде турнира между динамизмами двух мозгов; один мозг господствует до известного предела над другим, но только при том условии, если он обращается с ним ловко и деликатно, искусно возбуждает и эксплоатирует его склонности, и прежде всего ничего не делает ему наперекор.

Доверие и вера гипнотизируемого — главное условие успеха. Здесь лучше всего видно, насколько наша, так называемая, свободная воля является рабой наших настроений, т.-е, насколько наши волевые стремления вызываются прежде всего чувствами. С помощью аффектов симпатии мы действуем на волю в положительном, с помощью аффектов антипатии —в противоположном, отрицательном смысле. Решения, направляемые одним только разумом, проявляются большей частью лишь при наличности незначительного или при полном отсутствии аффекта.

Типические самовнушения суть продукты собственного мозга, во множестве появляющиеся у всех здоровых людей. Для примера, — одна какая-нибудь здоровая особа страдает бессоницей, но имеет хороший аппетит. Я гипнотизирую ее и с успехом внушаю ей сон. Но зато у нее исчез аппетит. Потеря последнего — результат самовнушения. Этого примера достаточно для определения целого ряда явлений. Напр., привычка, ложась каждый вечер в кровать, засыпать только в определенном, привычном положении,— также результат самовнушения.

Одна образованная, очень интеллигентная дама гр. X. видела, как я гипнотизирую, что ее очень заинтересовало. Сила ее фантазии, а равно понимание гипноза, иллюстрируются следующим фактом. В одну из последующих ночей она проснулась с сильной зубной болью. И вот она делает попытку устранить ее с помощью самовнушения, громко воспроизводя мой голос, однообразный тон и содержание моих внушений. Таким способом ей вполне удалось прогнать зубную боль и вновь заснуть. А на следующее утро, по пробуждении, зубной боли как не бывало.

Та же дама затем рассказала мне, как некоторые ее подруги научились замедлять по произволу наступление менструации, угрожавшей появлением накануне бала. Для этой цели они» просто-напросто перевязывали красной ниткой мизинец левой руки. Это средство, правда, не у всех действовало одинаково надежно, но у некоторых, менструировавших очень аккуратно вызывало очень надежный эффект и задерживало менструацию на 3 дня. Упомянутая дама безусловно заслуживает доверия, и этот случай — резкий пример бессознательного внушения, что стало ясно ей самой, после того как она была свидетельницей моих опытов.

Механизм самовнушения лучше всего, может быть, иллюстрируется тем фактом, что внушение гипнотизера никогда не бывает совершенно адэкватным той реакции, которую оно вызывает у гипнотизируемого. Наш язык, как известно, — только символика понятий, и когда мы, напр., говорим что-либо в собрании многих людей, каждый слушатель усваивает сказанное „по своему разумению", т.-е, вызываемые им в каждом мозгу представления, душевные реакции, волевые импульсы и т. д., представляют собою результат, с одной стороны, нашей речи, а с другой — собственной мозговой деятельности (мозговой механики) каждого слушателя, который содержание речи приспособляет к своей унаследованной или индивидуально Приобретенной мнеме, либо же ассоциирует с последнею. При этом проявляются многочисленные сходства, обусловливаемые единообразием первого фактора, но также и многочисленные уклонения, зависящие от неравенства элементов второго фактора. Один смеется, когда другой плачет, один соглашается, когда другой энергично протестует. Между пониманием и непониманием имеется множество частичных пониманий и толкований, смотря по степени образования, темпераменту, склонностям, опыту и прежде всего влияниям, действовавшим на каждого слушателя. Эти различия реакции отчасти только освещаются верхним сознанием, многие же и даже большинство — интуитивного характера, т.-е, обусловливаются мозговыми реакциями, недоступными нашему верхнему сознанию. Уже из этого факта явствует, что эффект внушения всегда содержит в себе элементы, во внушении гипнотизера не заключающиеся, и в то же время не содержит элементов, имевшихся в виду гипнотизером. Другими словами, каждое внушение дополняется и видоизменяется самовнушением гипнотизируемого субъекта. Но, с другой стороны неизбежная неполнота каждого внушения сама по себе требует дополняющего самовнушения. Когда я внушаю представление о кошке, один видит серую, другой — белую, третий — маленькую, четвертый — большую кошку и т. д. Когда я внушаю какому-нибудь социалисту представление о буржуа, он наделяет его всевозможными ужасными качествами, I которые загипнотизированный филистер, в свою очередь, присваивает внушенному ему социалисту и т. п. Из этого явствует, насколько необходимо психологически изучить гипнотизируемого индивидуума и насколько различны должны быть внушения, делаемые, напр., крестьянину, образованной даме или ученому, для получения приблизительно одинакового эффекта. Можно иметь различные самовнушения, особенно в области идиосинкразии, и абсолютно не быть в состоянии сознательно им противиться. Так обстоит, например, дело с отвращением к известным кушаньям, или же с появлением диарреи после употребления какого-нибудь пищевого вещества (молока, кофе) и т. п.

Я сам в молодости много лет подряд всегда страдал поносом после кофе со сливками, но никогда после черного кофе. Впоследствии действие кофе первой категории исчезло. Но зато в 1879—81 г.г., когда я по вечерам начал употреблять черный кофе, понос у меня стал появляться и после такого кофе. Я приписал вину последнему, и с тех пор у меня после черного кофе всегда появляется понос, хотя я с 1888 г. вполне убежден в том, что и этот понос только эффект самовнушения. Наибольший курьез, однако, заключается в том, что в 1889 г. и в 1909 и 1910 г.г., во время пребывания в Тунисе, тамошний арабский кофе, правда, приготовляемый несколько иначе, не вызывал у меня никакой последующей диарреи. И теперь еще (1918) понос вызывает у меня только кофе, приготовляемый по европейскому способу. Противоречивость этих эффектов — наилучшее доказательство их суггестивного происхождения.

Внушение же другого лица, наоборот, обыкновенно способно разрушать эти своеобразные центральные ассоциации. Самовнушение представляет собою обычно бессознательное вызывание в нервной системе эффектов, тождественных или весьма сходных с эффектами внушений других лиц, но не являющихся результатом намеренного воздействия другого лиц а". Я не знаю лучшего определения и должен заметить, что самостоятельного обособления понятие самовнушения заслуживает лишь в качестве антитезы внушения,. а в остальном оно сливается с понятием так наз. психических рефлексов, мозговых автоматизмов, подсознательных мозговых динамизмов. То обстоятельство, что при этом часто проявляется деятельность периферической нервной системы, ничего не изменяет в том основном факте, что проявление ее исходит от деятельности большого мозга (представлений и т. п.)„

Если внушение Vogt'a—его не видеть —привело одного субъекта к самовнушению слепоты, то расспросы, произведенные у него в состоянии сомнамбулизма, обнаружили самым наглядным образом, что представление о слепоте возникло лишь путем самонаблюдения, т. е. проникновения в сознание бессознательного самовнушения.

Date: 2016-08-30; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию