Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сочиняем сказки о звуках
Данное пособие — нетрадиционная форма работы по автоматизации звуков в связной речи. Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушением звукопроизношения проходит в три этапа: 1 этап — в слогах, 2 этап — в словах, 3 этап — в предложениях, в связной речи. Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала (таблицы с картинками). При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же. 1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями. 2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук. 3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описывая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педагог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку. 4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребенок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками. 5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом. Вначале детям может быть сложно составлять сказки, скорее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочинять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты. Примеры сказок, которые педагог может предложить ребенку как образец: Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на велосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы...» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело. Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочками — Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з...», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза искали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него подарки: Зоя — зонтик, а Зина — корзину. Звук [ц]. Жил-был звук [ц]. Однажды он сидел на лестнице. Было тепло, светило солнце. Тут появилась курица. Она искала цыпленка и никак не могла найти. Звук [ц] сказал: «Не надо волноваться, я тебе помогу». Он громко и четко позвал: «Цып-цып-цып». Цыпленок услышал и прибежал. Звук [ш]. Жил-был звук [ш]. Он умел шипеть как змея: «Ш-ш-ш...», шелестеть как листочки деревьев: «Шу-шу-шу...», шептать кому-нибудь на ухо: «Ши-ши-ши...» Спрячется за угол, начинает шипеть и шуметь, пугать малышей. Шалун и шутник был этот звук [ш]. Звук [ж]. Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Звук [ж] ждал гостей. Жаба подарила торт с желе, жук подарил жилет, медвежонок — мороженое. Они веселились и пели любимую песенку звука [ж]: «Ж-ж-ж...» Звук [щ]. Жил-был звук [щ]. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос; щетка для чистки обуви; щетка для чистки зубов; щетка для мытья полов. Звук [ч]. Жил-был звук [ч]. Он всегда был очень рад гостям. Угощал он чайку чаем, пчелу — печеньем, паучка — калачом, а бабочку — пончиком. Замечательные получались чаепития! Звук [л]. Жил-был звук [л]. Однажды он решил покататься на лодке. Ласково светило солнышко. Вдруг волны стали сильно качать лодку. Звук [л] испугался, заглянул под лодку и увидел акулу. Она была злой. У нее болел глаз. Звук [л] завязал ей глаз платком. Акула спокойно уплыла. А звук [л] продолжил свое плавание.
Звук [р]. Жил-был звук [р]. Был он мастером в запуске моторов. Подует сильно на пропеллер и заведет самолет. Если нужно завести трактор или вертолет — наш звук [р] тут как тут. Четко и звонко у него получается: «Р-р-р...»
Сказка, в которой живет звук [с]
Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот — это домик, а губы — двери. Педагог. А кто живет в этом домике? Ребенок. Язык. Педагог. Для чего нам нужны губы и язык? Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим различные звуки. Педагог. Повтори звуки [а], [м]. (Ребенок повторяет.) Педагог. Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возьмем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому. Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть. Игра «Поймай звук» Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук [с]. Звуки: [с], [в], [к], [м], [с], [л], [с], [к], [н], [с]. Слоги: ко — со — ну — су — лы — мы — сы. Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста. Чтобы правильно говорить, Нужно с пальчиками дружить.
Старичок Звуковичок любит играть с пальчиками и предлагает свою пальчиковую гимнастику. Со Старичком Звуковичком Имитировать ходьбу указа- Мы пойдем по сказке звуков, тельным и средним пальцами обеих рук. Нам преграды нипочем, Скрестить ладони, сделать злое Не боимся злых мы духов. лицо, руки—ладонями вперед на уровне лица. Будем с язычком дружить Одной рукой пожать другую, показать язык. И с Воздушной Струйкой тоже. Одной рукой пожать другую, вытянуть вперед губы и сильно подуть. Ну а звуки говорить Смыкать и размыкать все пальцы, изображая открывание и закрывание рта. Старичок нам всем поможет. Прижать ладони обеих рук к груди.
А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Подуй на свою ладонь, на вертушку. (Далее игра выбирается с учетом индивидуальных особенностей ребенка.) Date: 2016-08-29; view: 593; Нарушение авторских прав |