Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ безубыточности предприятия⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Анализ безубыточности, или «издержки — объем — прибыль», является достаточно универсальным методом финансового планирования. Он позволяет: ■ определять объемы производства и продаж товара с точки зрения их безубыточности; ■ принимать решения о целевых размерах прибыли; ■ увеличивать гибкость финансовых планов путем учета возможных изменений: в затратах материалов и издержках труда, накладных расходах, продажной цене и объеме продаж. Суть метода — в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равен ее валовым издержкам. То есть нужно определить такой минимальный объем продаж, начиная с которого фирма не несет убытков. При этом издержки фирмы равны ее доходам. Точка безубыточности — это объем продаж, при котором предприятие не имеет убытков, но и не имеет прибыли. То есть: Выручка = Ц х Q, Выручка = Ипост + Иперх Q + Пр(=0). При анализе финансового состояния предприятия все затраты предварительно различают на две группы в зависимости от объема производства и реализации продукции: 1) переменные; 2) постоянные. Постоянные издержки — это издержки, которые изменяются не прямо пропорционально изменению объема производства, т.е. они не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммы выплаченных процентов за кредиты банков, арендная плата, расходы на управление и организацию производства, зарплата персонала предприятия на повременной оплате и др. Переменные издержки — это издержки, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, зарплаты работников на сдельной оплате труда, отчисления и налоги от зарплаты и выручки и т.д.
Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход предприятия. Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяют рассчитать порог рентабельности, т.е. ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытков. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно уменьшить выпуск или реализацию продукции, чтобы предприятие не было убыточным. Также можно рассчитать силу воздействия операционного рычага (СВОР): СВОР - Валовая маржа: Прибыль -- ДПрибыль валовая (%): ДВыручка (%). Чем больше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем больше сила воздействия операционного рычага, и тем больше предпринимательский риск. Рассмотрим пример. Предположим, что предприятие выпускает и реализует продукцию по цене, равной 2000 руб. за единицу, тогда как переменные издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции равны 1000 руб. Годовые постоянные издержки составляют 50 млн руб. Тогда точка безубыточности равна: Qt6ki = 50 000 000: (2000 - 1000) - 50 000 единиц. Производя и реализуя продукции выше этого критического уровня, предприятие обеспечит безубыточность своей деятельности и получение прибыли. Подобный анализ может быть выполнен в графической форме. Построим графическую зависимость выручки предприятия В и совокупных издержек И от объема производства (рис. 13.1). Точка безубыточности Qr6e3 разделяет зону производственной деятельности предприятия на две части. При объеме выпуска меньше критического предприятие терпит убытки (зона убыточности), а при объеме, превышающем критический, получает прибыль (зона безубыточности). Используя график, может быть решена обратная задача: исходя из заданной прибыли определяется необходимый для ее получения объем реализации и соответствующий ему уровень расходов. На величину критического объема влияют: ■ изменение переменных затрат на единицу продукции; ■ величина постоянных издержек; ■ изменение продажной цены изделия. Любое увеличение постоянных издержек ведет к росту критического объема и наоборот. Иначе говоря, возникает необходимость в дополнительной продаже определенного количества изделий с тем, чтобы выручка от реализации покрыла новые возросшие издержки. Уменьшение постоянных издержек является конкретным способом снижения убыточности и улучшения финансового положения предприятия. Анализ безубыточности позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Другими словами, используя этот метод, фирма может изменять (уменьшать или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.
Что более выгодно для фирмы: уменьшить или увеличить удельный вес постоянных издержек в общей структуре затрат? Операционный рычаг («леверидж» — рычаг): СВОР = Валовая маржа: Прибыль - (Ипост + Прибыль): Прибыль; СВОР = АПрибыль (%): АВыручка (%) - Кфл. Сила воздействия операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль валовая при изменении выручки на 1%. Чем больше постоянные издержки, тем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше производственный риск. Обобщающим показателем является производственно-финансовый леверидж, который представляет произведение уровней производственного и финансового левериджа. Он отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга: Кф_„= СВФР х СВОР = Прибыль чистая (%): Выручка (%). Производственно-финансовый леверидж рекомендуется поддерживать средним. Например, прирост объема продаж составляет 20%, валовой прибыли — 60%, чистой прибыли — 75%. К1М - 60: 20 = 3; Кф, - 75: 60 - 1,25; К|1(М = 3 х 1,25 - 3,75. На основании этих данных можно сделать вывод, что при сложившейся структуре издержек на предприятии и структуре источников капитала увеличение объема производства на 1% обеспечит прирост валовой прибыли на 3% и прирост чистой прибыли на 3,75%. Каждый процент прироста валовой прибыли приведет к увеличению чистой прибыли на 1,25%. В такой же пропорции будут изменяться данные показатели и при спаде производства. Используя эти данные, можно оценивать и прогнозировать степень производственного и финансового риска инвестирования. Правило производственного рычага утверждает, что увеличение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Существо действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса постоянных издержек прибыльность фирмы возрастает. Длина производственного рычага равна показателю точки безубыточности. Длина рычага, позволяя расширить размеры прибыли, одновременно увеличивает финансовый риск деятельности фирмы. При удлинении производственого рычага увеличивается та доля затрат, которая не может быть изменена в коротком периоде времени. Следовательно, структура финансовых затрат становится менее гибкой и менее приспособленной к изменениям. Переменные издержки, напротив, являются более гибкими, эластичными, лучше реагируют на изменения во внешней и внутренней среде фирмы. Увеличивая их вес в совокупной структуре затрат, фирма делает свой финансовый план более гибким, менее подверженным риску непроизводительных затрат. Искусство плановика экономической организации состоит в умелом лавировании между преимуществами производственного рычага и необходимостью гибкого планирования финансов. ДОЛГОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, предприятие разрабатывает оперативные бюджеты. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Для составления прогнозных финансовых документов применяются следующие методы: ■ прогноз продаж; ■ процента от продаж; ■ анализ безубыточности; ■ регрессионный анализ. 1. Оценка торговыми работниками. 2. Опросы потребителей — для определения покупок в прогнозируемый период. 3. Анализ временных рядов — необходим для учета временных колебаний величины продаж товара. Включает в себя три основных метода:
■ анализ тенденций; ■ анализ цикличности; ■ анализ сезонности. Анализ тенденций помогает определить изменение продаж в течение выбранного периода времени, например за последние десять лет. В рамках анализа цикличности выявляются изменения продаж, связанные с деловым циклом. Сезонный характер использования товаров также накладывает отпечаток на величину продаж.
4.Эконометрические модели. С их помощью связывают размеры с макроэкономическими переменными (ростом ВНП, колебанием учетной ставки и т.д.), а также с отраслевыми данными (емкостью отраслевого рынка, уровнем конкуренции и т.д.). Метод процента от продаж. Использование метода процента от продаж — это следующий шаг в финансовом планировании. Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов этих финансовых документов рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной величины продаж. В основе определения процентного соотношения лежат: 1) процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы; 2) процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет; 3) заключение менеджмента, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих и они хотели бы изменить их для улучшения финансовых показателей. Определение потребности во внешнем финансировании. Применение метода процента от продаж поможет в определении необходимой величины внешнего финансирования. Расчет уровня внешнего финансирования включает три основных шага: 1. В качестве основы для расчета используется общая формула: Инвестиции в активы, необходимые для обеспечения прогнозируемого объема продаж = Внутренние источники финансирования + + Внешние источники финансирования. Первый шаг заключается в определении разности между планируемыми ростом общих активов и ростом краткосрочных пассивов, т.е. требуемый рост чистых активов будет равен плановому росту общих активов минус плановый рост краткосрочных пассивов: 2. Второй шаг предполагает расчет величины внутреннего финан Величина предусматриваемого внутреннего финансирования = Чистая прибыль — Дивиденды. 3. На третьем этапе производится расчет величины необходимого внешнего финансирования. Требуемое внешнее финансирование = Требуемый рост чистых активов - Предлагаемое внутреннее финансирование. Регрессионный анализ. Регрессионный анализ — это анализ зависимости определенной величины от другой величины или нескольких других величин. Он связывает продажи и потребность в капитале, потому метод дает более точные и конкретные прогнозы, чем расчет процента от продаж. Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж (рис. 13.2). Полученный график определяет тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами финансирования в будущем периоде. Рассчитывая на тот или иной объем продаж, можно определить соответствующие ему потребности в капитале.
Рис. 13.2. Потребности в финансировании: А — линейная регрессия; В — нелинейная регрессия Линейная регрессия строится легче, однако дает менее достоверные результаты. КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической организации.
Бюджет — это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджета включает в себя следующие этапы: 1) установление общих целей развития фирмы (осуществляется на уровне высшего руководства); 2) конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов (обычно на год или полтора); 3) анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку; 4) подготовку итоговых бюджетов. Основой для определения прогнозных статей расходов бюджета служат намеченные стратегические цели развития организации и способы их достижения. Прогнозы доходной части бюджета разрабатываются путем учета всех возможных источников доходов: доходов от продаж, процентов от инвестиций, выплат за использование лицензий, правительственных субсидий и т.д. Выделяют несколько видов оперативных бюджетов: 1) материальный бюджет — перечисляет виды и количества сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана; 2) бюджет закупок — конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления планов; 3) трудовой бюджет — ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации запланированных видов деятельности; 4) бюджет административных расходов — включает расходы на выполнение главных управленческих функций: оклады управляющих, расходы на командировки и деловые поездки, гонорары, расходы на ведение служебных помещений и офисов и т.д. К основным финансовым бюджетам относятся: ■ бюджет наличности; ■ бюджет дополнительных вложений капитала. Целью прогнозирования бюджета наличности является обеспечение ликвидности предприятия. Это бюджет детализирует потоки наличности. Обычно, составляется на год или полгода. Основой служат ежедневные отчеты о движении наличности. Гибкое бюджетирование. Гибкость бюджету придает регулирование длины производственного рычага, т.е. управлением соотношением между постоянными и переменными издержками. ВЫВОДЫ 1. Главные задачи планирования финансов состоят в обеспечении предприятия финансовыми ресурсами на планируемый период, выявлении и мобилизации внутренних резервов предприятия в целях повышения эффективности его деятельности. 2. В разделе «Финансовый план» необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов: оперативный план (отчет); план (отчет) доходов и расходов; план (отчет) движения денежных средств; балансовый отчет (план). 3. Оперативный рабочий план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. На предприятии этот документ должен разрабатываться службой маркетинга. 4. План (отчет) по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому товару. 5. План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы. 6. Балансовый отчет подводит итог экономической и финансовой работе фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается службой главного бухгалтера. 7. Этапы методики анализа финансовой деятельности фирмы за отчетный период с помощью финансовых коэффициентов: выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем; расчет этих показателей; сравнение полученных величин с аналогичными показателями данного предприятия за предыдущие годы, среднеотраслевыми и конкурентными величинами; использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей предприятия. 8. Основные типы финансовых показателей: показатели ликвидности; показатели активности (оборачиваемости); показатели доходности, (рентабельности); комплексный показатель; показатель финансового рычага. 9. Ликвидность — это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Выделяют следующие показатели ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент критической ликвидности (промежуточный коэффициент); коэффициент текущей ликвидности (общей ликвидности). 10. Показатели активности или оборачиваемости — определяют деловую активность фирмы, насколько хорошо она использует свои ресурсы. • И. Суть метода анализа безубыточности предприятия — в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равен ее валовым издержкам. 12. Правило производственного рычага утверждает, что увеличение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Существо действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса постоянных издержек прибыльность фирмы возрастает. 13. Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета О прибылях и убытках. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. 14. Для составления прогнозных финансовых документов применяются следующие методы: прогноз продаж; процента от продаж; анализ безубыточности; регрессионный анализ. 15. Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической организации. 16. Бюджет — это смета доходов и расходов фирмы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Назовите главные задачи финансового планирования. 2. Какие планово-отчетные документы разрабатываются в разделе «Финансовое планирование»? Назовите отделы на предприятии, разрабатывающие эти документы. 3. Какие показатели входят в оперативный план (отчет)? 4. Почему документы называются план (отчет)? 5. На сколько лет составляется прогноз в плановых документах и какова разбивка в нем? 6. Назовите показатели, входящие в план (отчет) о доходах и расходах. Какова основная задача этого документа? 7. Какие показатели входят в план (отчет) о движении денежных средств? 8. Назовите этапы методики анализа финансовой деятельности фирмы за отчетный период с помощью финансовых коэффициентов. 9. Какие ocHqBHbie типы финансовых показателей вы знаете? Назовите их.
10. Что такое ликвидность? 11. Назовите показатели ликвидности. Как они определяются? 12. Какие показатели определяют деловую активность фирмы? Как они определяются? 13. Назовите типы показателей доходности или рентабельности. Как они определяются? 14. Что такое комплексный показатель? Что по нему можно определить? 15. Что показывает эффект финансового рычага? Как он определяется? 16. Расскажите суть метода анализа безубыточности. 17. Дайте определение постоянным и переменным затратам. Приведите их примеры. 18. Что такое точка безубыточности и как она определяется? 19. Расскажите о правиле производственного рычага и гибкости финансового планирования. 20. Что такое метод продаж? Какие методы в него входят? Расскажите о них. 21. Раскройте суть метода процента 6т продаж. 22. Расскажите об этапах определения потребности во внешнем финансировании. 23. Что такое регрессионный анализ? Раскройте его суть. 24. Что такое бюджет? Какие этапы включает составление бюджета? 25. Назовите виды оперативных бюджетов. 26. Какие бюджеты относятся к финансовым? Расскажите о них. ТЕСТЫ 1. Выберите, какие планово-отчетные документы необходимо а) оперативный план (отчет); б) балансовый отчет (план); в) стратегический план. 2. Подберите, что означают следующие планово-отчетные до а) оперативный план (отчет); б) план (отчет) доходов и расходов; в) план (отчет) движения денежных средств; г) балансовый отчет (план); д) отражает за каждый период результаты взаимодействия
е) подводит итог экономической и финансовой работе фир ж) показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каж з) показывает процесс поступлений и расходования денег 3. Выберите показатели оперативного плана: а) рыночный потенциал фирмы в единицах определенного б) налоги и отчисления; в) запасы определенного товара на складах фирмы на конец 4. Плановые документы в разделе «Финансовое планирова а) на год вперед; б) на три года вперед, причем для первого, а для второго года в) на пять лет вперед, причем для первого, а для второго года 5. По данным плана (отчета) о доходах и расходах можно ус а) приносит ли прибыль фирме определенный товар, мож б) долю рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару в) сколько в распоряжении руководства фирмы имеется де 6. Выберите разделы актива, входящие в балансовый отчет а) денежные средства и их эквиваленты; б) кредиторская задолженность и начисленные обязательства; в) основные средства. 7. Выберите разделы актива, входящие в балансовый отчет а) обязательства по уплате налогов; б) товарно-материальные запасы; в) уставной капитал. 8. Что такое ликвидность: а) деловая активность фирмы; б) способность организации ответить по своим краткосроч в) доходность фирмы? 9. Какие показатели относятся к показателям деловой актив а) коэффициент абсолютной ликвидности; б) коэффициент оборачиваемости; в) время оборота? 10. Назовите показатели доходности: а) чистая рентабельность собственного капитала; б) коэффициент текущей ликвидности; в) рентабельность продаж. 11. Что такое эффект финансового рычага: а) деловая активность фирмы; б) способность организации ответить по своим краткосроч в) это способ повышения доходности или рентабельности 12. Что такое точка безубыточности: а) точка, которая означает, что валовой доход от продаж б) точка, которая означает, что валовой доход от продаж в) точка безубыточности, которая означает, что валовой до Назовите методы, входящие в метод прогноза продаж: а) метод процента от продаж; б) оценка торговыми работниками; в) анализ временных рядов. ЛИТЕРАТУРА
14. Метод процента от продаж: а) позволяет вывести каждый элемент планового баланса б) связывает размеры с макроэкономическими переменны в) выявляет изменения продаж, связанные с деловым циклом. 15. Расположите в порядке последовательности этапы опреде а) определение разности между планируемыми ростом об б) расчет величины необходимого внешнего финансирования; в) расчет величины внутреннего финансирования за счет ре 16. Регрессионный анализ — это: а) смета доходов и расходов; б) анализ зависимости определенной величины от другой ве 17. Основой для определения прогнозных статей расходов бюд а) намеченные стратегические цели развития организации б) учет всех возможных источников доходов: доходов от про 18. Выберите виды оперативных бюджетов: а) бюджет наличности; б) материальный бюджет; в) бюджет закупок. ' 19. Какие бюджеты относятся к финансовым бюджетам: а) бюджет дополнительных вложений капитала; б) трудовой бюджет; в) бюджет наличности? Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.А. Симунина, Е.Н. Симунин и др. Вологда: ВоГТУ, 2005. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер-Ком, 1999. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. Блеквелл Э. Как составить бизнес-план. М.: ИНФРА-М 1996. Буров В.П., Моршкин ВА., Новиков O.K. Бизнес-план: методика составления. М.: ЦИПКК АП, 1995. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1998. Гапоненко АЛ., Пакрухин АЛ. Стратегическое управление М.: ОМЕГА-Л, 2006. Герасименко В. Ценовая политика фирмы // Маркетинг 1995. №1. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. М.: Дело, 2000. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. Железнодорожный: Крылья, 2004. Голубков ЕЛ. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. Гурков И. Стратегия выживания промышленных предприятий в новых условиях // Вопросы экономики. 1995. № 6. Дихтелъ Е., Дихтелъ Е. Практический маркетинг: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Высшая школа; ИНФРА-М, 1996. 15.. Долан ЭДж., Линосей Д.Е. Микроэкономика: пер. с англ. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. 16. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978. 17. Ерохин ВТ. Индикативное планирование в системах управления социально-экономическими процессами. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publication/msu 18. Ефимова О.В. Анализ безубыточности предприятия // Бухгалтерский учет. 1993. № 6. 19. Ильин AM. Планирование на предприятии: учебник. Минск: Новое знание, 2004. 20. Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Минск: Новое знание, 2003. 21. Карлоф Б. Деловая стратегия: Концепция. Содержание. Символы: пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 22. Кемпбелл Э., СаммерсЛ.К. Стратегический синергизм. СПб.: Питер, 2004. 23. Колобов АД., Сергеева Л А. Целевой подход как способ достижения успеха // ЭКО. 1996. № 2. 24. Кормное Ю. Оценка эффективности проектов внешнеэкономического сотрудничества // Экономист. 1995; № 7. 25. Корнейчук Б.В. Информационная экономика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 26. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. М.: Дело, 1992. 27. Кочкаров РА. Стратегическое планирование и прогнозирование // Вестник финансовой академии. 2006. № 4.
28. Краюхин ГА. Планирование на предприятиях (объединениях) машиностроительной промышленности: учебник. М.: Высшая школа, 1984. 29. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: учебник. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 30. Фаэй Л., Рэндел Р. Курс MB А по стратегическому менеджменту. М.: Альпина Паблишер, 2002. 31. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практ. пособие. М.: Дело, 1994. 32. Липсиц И.В. Как составить бизнес-план // ЭКО. 1993. № 2. 33. Литвин М.И. О факторном методе планирования прибыли и рентабельности // Финансы. 1994. № 2.
34. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. М.: ОМЕГА-Л, 2007. 35. Менеджмент предприятия на основе технологических инноваций. Ч. 1, 2 / А.М. Тамарина, Е.Н. Симунин, В.М. Ва-сильцова и др. Вологда: ВоГТУ, 2003. 36.- Микроэкономические аспекты инновационного технологического менеджмента. Ч. 1, 2,3 / Т.А. Симунина, Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова и др. Вологда: ВоГТУ, 2004. 37. Морозюк Ю.В. Индикативные составляющие экономической безопасности организации // Вестник финансовой академии. 2006. № 4. 38. Оценка и управление конкурентным статусом предприятия: региональный аспект/ Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, Т.А. Симунина и др. Вологда: ВоГТУ, 2002. 39. Платов ВЯ. Системный анализ в принятии управленческих решений: бизнес-курс. Всероссийская академия внешней торговли. МВА *- интернет-ресурсы. 40. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 41. Понявин А.В. Управление брендами в современной экономике // Вестник финансовой академии. 2006. № 3. 42. Портер МЭ. Конкуренция. М.: Вильяме, 2001. 43. Прангишвили И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 2. 44. Природа фирмы. М.: Дело, 2001. 45. Пузыня К.Ф. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок: учеб. пособие / К.А. Казанцев, Л.С. Барютин. М.: Высшая школа. 1989. 46. Райзберг БА. Рыночная экономика: учеб. пособие. М.: Деловая жизнь, 1995. 47. Рынок и антимонопольное законодательство в России: сб. статей / под ред. Ю.И. Бурлинова и др. М.: Юстицинформ, 1992. 48. Светуньков С.Г., Литвинов АА. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Корпорация технологических продвижений, 2000. 49. Сергеев И.Б. Планирование производства и сбыта продукции в машиностроении // Вестник машиностроения. 1995. №4. Date: 2016-08-29; view: 466; Нарушение авторских прав |