Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мано матраджагат — весь мир существует в твоем уме.
В сознании каждого индивида существуют неисчислимые уровни и миры. Каждая мысль, каждая идея и каждое чувство создают свой отдельный мир. Только установив контроль над умом, можно управлять своей судьбой! Лучший способ совершенствовать ум — взращивать в себе хорошие мысли и качества. Выполнение предписаний ямы и ниямы2, осмысление, бескорыстие, практика молитв и мантр очищают наш кармический феномен. Вигьяна-коша — это «тело интеллекта». Оно может быть ориентировано как позитивно, так и негативно. Это зависит от общества, в котором проходит наша жизнь, и чувственных впечатлений из нашего окружения. Данное тело формируют опыт, воспитание и образование, которые мы получаем в этой жизни. Можно сказать, что оно представляет их общую сумму. Однако интеллект не всегда играет роль нашего лучшего советчика. Очень часто он глух к истине, а его суждения эгоистичны, поскольку идут на поводу у наших желаний. Интеллект может быть как чрезвычайно полезным инструментом, так и большой помехой. Вот почему нужно опираться как на буддхи (рассудок), так и на вивеку (различение). Анандамайя-коша — это «тело блаженства». Из всех пяти эта оболочка самая тонкая, но преодолеть ее труднее всего. Это потому, что стремление к исполнению наших желаний, к комфорту и удовольствиям служит для нас очень сильным фактором мотивации и выступает как определяющая сила. 1 Веданта — философское учение, которое обобщило и продолжило знания, содержащиеся в Ведах. Главным выразителем ведантических идей был Шри Шанкарачарья (VIII в. н. э.). 2 Яма и нияма — это десять этических принципов раджа-йоги: ненасилие, правдивость, несовершение воровства, воздержанность, нестяжательство, чистота, удовлетворенность имеющимся, дисциплина, изучение священных писаний, преданность Богу. Парамханс Свами Махешварананда Есть два типа радости: • преходящее, ограниченное чувство эйфории и • постоянное, безграничное чувство высшей радости. Первое зависит от определенных условий, исполнения наших желаний и других благоприятных обстоятельств, второе же совершенно не зависит от каких-либо внешних факторов. Чувство постоянного удовлетворения и маха-ананда (бесконечное блаженство) снисходят на нас только тогда, когда мы сливаемся с нашим «Я»; все другие виды радости ограниченны и преходящи. Лишь обретение гъяны (мудрости) может помочь нам освободиться от анандамайя-коши. Бхакти (преданность Богу) приближает нас к этой цели; но сделать последний шаг можно только через постижение истины. Лишь в этом случае возможно достижение состояния мокши (освобождения). Пять тел, которые окутывают дживатму, можно сравнить с луковой шелухой — ни химический, ни физический анализ этих оболочек не определит «сущность» самого лука. Подобную аналогию можно провести и с нашей индивидуальностью. Когда мы смотрим на свое тело, мы говорим: «Это мое тело; это моя рука и нога, моя голова...» Когда мы глубже погружаемся в себя, то различаем свои мысли и чувства. Но мы все еще говорим: «Это мои мысли, мой опыт...» и тому подобное. На самом же деле они принадлежат нам, но не являются нами. По-видимому, «Я» — это нечто другое. Тело, мысли, эмоции и интеллектуальные знания — всего лишь шелуха, окутывающая ядро нашего бытия. Мы сможем ощутить это ядро только в том случае, если углубимся в себя и проникнем сквозь многочисленные покровы, скрывающие его. Скрытые силы человека 33 Антахкараны: внутренние психические функции Теперь мы поговорим о неизменных психических функциях- антахкаранах, без которых невозможно следовать по пути духовного развития. Их также называют «внутренними чувствами» — антара-индриями. Они управляют всеми психическими и мыслительными процессами; с их помощью мы можем чувствовать, думать, понимать и распознавать. Выделяют четыре антахкараны1: • манас — ум; • буддхи — интеллект, разум; • читта — сознание; • ахамкара — эго. Манас (ум) — это сфера желаний, чувств и мыслей. Он связующее звено между подсознанием и сознанием. В своих «кладовых памяти» он хранит все впечатления и ощущения внешнего мира и при необходимости снова извлекает их на свет. Ум не оценивает и не выбирает, а, подобно видеокамере или магнитофону, без разбора фиксирует все наши впечатления. Буддхи (интеллект) производит оценку, сортирует и решает, что войдет в сферу нашего сознания, а что опять отправится в подсознание. На основе импульса-команды, которую посылает интеллект-буддхи, ум-манас выполняет соответствующее действие. Ум постоянно активен — когда мы бодрствуем и когда спим. Мы не можем остановить свой ум, но можем им управлять. Если сознательным позитивным мышлением и повторением мантр мы очистим свой ум, тем самым искоренив его низкие наклонности, сквозь него сможет проникнуть свет божественного «Я». 1 Антахкараны часто объединяют, и тогда говорят об антахкаране в единственном числе. — Прим. ред. 34 Парамханс Свами Махешварананда Буддхи (интеллект) обрабатывает, координирует и сортирует ощущения, поступающие от органов чувств. Он решает, какие из них нам пригодятся в дальнейшем. У буддхи есть два аспекта — эгоистический и бескорыстный. Первый находится под контролем нашего эго и наших слабостей. А бескорыстный, безличный аспект выносит суждения и принимает решения на основе этических аксиом. Он называется вивека. Вивека — это «масло», которое взбивается из «сливок» буддхи. Благодаря вивеке мы способны различать истинное и ложное, правильное и неправильное, хорошее и плохое. Вивека дает нам знание о том, что реальность материального мира относительна, и направляет наши устремления к Абсолютному и Вечному. Развитие нашего интеллекта идет двумя разными путями. Во-первых — на основе всего того, чему мы научились, начиная с детских лет. Это логические знания, которые помогают нам решать задачи повседневной жизни. Во-вторых, интеллект формируется посредством анализа, размышления, концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна). Именно отсюда берут начало мудрость и способность к различению (вивека). В связи с этим часто задают интересный вопрос: «Кто или что влияет на наше ментальное состояние?» Это производная от нашего интеллекта или, наоборот, наше внутреннее состояние влияет на образ мышления? Верно первое. Интеллект порождает ментальное состояние. Но иногда возникают ситуации, когда он утрачивает свое господство. Тогда мы теряем контроль над нашими мыслями и эмоциями — как, например, при вспышке гнева. Как часто, будучи не в состоянии совладать с нашими чувствами, мы говорим или делаем то, о чем потом горько сожалеем! Вот почему развитие вивеки чрезвычайно важно не только для нашей мирской жизни, но и для жизни духовной. Читта (сознание) формирует основу нашего восприятия и понимания. Как и буддхи, она обуславливается жизненным опытом; наши прошлые переживания, воспитание, культурные традиции и образование накладывают отпечаток на наши ощущения, суждения и оценки. Читта определяет основные тенденции и «окраску» нашей психики. Ахамкара (эго) дословно означает «я делаю». Все наши чувства, ощущения, представления и желания неразрывно связаны с ахамкарой. Скрытые силы человека 35 Эго — это тот внутренний авторитет, который создает иллюзию нашей автономности по отношению к остальным, существующим независимо от нас индивидов. Из этого мы естественно делаем вывод, что тот внешний мир, с которым мы сталкиваемся, это также независимая от нас, отдельная реальность. Однако ведантическая философия, которая является и философией йоги, учит нас видеть единство (Бога) за многообразием внешних проявлений. И только приняв эту реальность не только умом, но и внутренним сознанием, мы способны преодолеть барьер, воздвигнутый эго, и обрести единство с атмой. Следующая мантра, в которой мы передаем свои действия в руки Бога, помогает нам обрести подобный образ мысли: НАХАМ КАРТА ПРАБХУ ДЙП КАРТА МАХАПРАБХУ ДЙП КАРТА ХИ КЕВАЛАМ Date: 2016-08-29; view: 355; Нарушение авторских прав |