Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мано матраджагат — весь мир существует в твоем уме.





В сознании каждого индивида существуют неисчислимые уровни и миры. Каждая мысль, каждая идея и каждое чувство создают свой отдельный мир.

Только установив контроль над умом, можно управлять своей судьбой! Лучший способ совершенствовать ум — взращивать в себе хорошие мысли и качества. Выполнение предписаний ямы и ниямы2, осмысление, бескорыстие, практика молитв и мантр очищают наш кармический феномен.

Вигьяна-коша — это «тело интеллекта». Оно может быть ориен­тировано как позитивно, так и негативно. Это зависит от общества, в котором проходит наша жизнь, и чувственных впечатлений из нашего окружения. Данное тело формируют опыт, воспитание и образование, которые мы получаем в этой жизни. Можно сказать, что оно представ­ляет их общую сумму. Однако интеллект не всегда играет роль нашего лучшего советчика. Очень часто он глух к истине, а его суждения эго­истичны, поскольку идут на поводу у наших желаний.

Интеллект может быть как чрезвычайно полезным инструментом, так и большой помехой. Вот почему нужно опираться как на буддхи (рассудок), так и на вивеку (различение).

Анандамайя-коша — это «тело блаженства». Из всех пяти эта обо­лочка самая тонкая, но преодолеть ее труднее всего. Это потому, что стремление к исполнению наших желаний, к комфорту и удовольствиям служит для нас очень сильным фактором мотивации и выступает как определяющая сила.

1 Веданта — философское учение, которое обобщило и продолжило знания, содержащиеся в Ведах. Главным выразителем ведантических идей был Шри Шанкарачарья (VIII в. н. э.).

2 Яма и нияма — это десять этических принципов раджа-йоги: ненасилие, правдивость, несовершение воровства, воздержанность, нестяжательство, чистота, удовлетворенность имеющимся, дисциплина, изучение священных писаний, преданность Богу.



Парамханс Свами Махешварананда


Есть два типа радости:

• преходящее, ограниченное чувство эйфории и

• постоянное, безграничное чувство высшей радости.

Первое зависит от определенных условий, исполнения наших жела­ний и других благоприятных обстоятельств, второе же совершенно не зависит от каких-либо внешних факторов. Чувство постоянного удовлетворения и маха-ананда (бесконечное блаженство) снисходят на нас только тогда, когда мы сливаемся с нашим «Я»; все другие виды радости ограниченны и преходящи.

Лишь обретение гъяны (мудрости) может помочь нам освободиться от анандамайя-коши. Бхакти (преданность Богу) приближает нас к этой цели; но сделать последний шаг можно только через постижение истины. Лишь в этом случае возможно достижение состояния мокши (освобождения).

Пять тел, которые окутывают дживатму, можно сравнить с луковой шелухой — ни химический, ни физический анализ этих оболочек не определит «сущность» самого лука.

Подобную аналогию можно провести и с нашей индивидуальностью. Когда мы смотрим на свое тело, мы говорим: «Это мое тело; это моя рука и нога, моя голова...» Когда мы глубже погружаемся в себя, то различаем свои мысли и чувства. Но мы все еще говорим: «Это мои мысли, мой опыт...» и тому подобное. На самом же деле они принадлежат нам, но не являются нами. По-видимому, «Я» — это нечто другое. Тело, мысли, эмоции и интеллектуальные знания — всего лишь шелуха, окутываю­щая ядро нашего бытия. Мы сможем ощутить это ядро только в том случае, если углубимся в себя и проникнем сквозь многочисленные покровы, скрывающие его.


Скрытые силы человека 33

Антахкараны: внутренние психические функции

Теперь мы поговорим о неизменных психических функциях- антахкаранах, без которых невозможно следовать по пути духовного развития. Их также называют «внутренними чувствами» — антара-индриями. Они управляют всеми психическими и мыслительными процессами; с их помощью мы можем чувствовать, думать, понимать и распознавать.

Выделяют четыре антахкараны1:

манас — ум;

буддхи — интеллект, разум;

читта — сознание;

ахамкара — эго.

Манас (ум) — это сфера желаний, чувств и мыслей. Он связующее звено между подсознанием и сознанием. В своих «кладовых памяти» он хранит все впечатления и ощущения внешнего мира и при необхо­димости снова извлекает их на свет.

Ум не оценивает и не выбирает, а, подобно видеокамере или магнито­фону, без разбора фиксирует все наши впечатления. Буддхи (интеллект) производит оценку, сортирует и решает, что войдет в сферу нашего сознания, а что опять отправится в подсознание. На основе импульса-команды, которую посылает интеллект-буддхи, ум-манас выполняет соответствующее действие.


Ум постоянно активен — когда мы бодрствуем и когда спим. Мы не можем остановить свой ум, но можем им управлять. Если сознательным позитивным мышлением и повторением мантр мы очистим свой ум, тем самым искоренив его низкие наклонности, сквозь него сможет проникнуть свет божественного «Я».

1 Антахкараны часто объединяют, и тогда говорят об антахкаране в единственном числе. — Прим. ред.


34 Парамханс Свами Махешварананда

Буддхи (интеллект) обрабатывает, координирует и сортирует ощу­щения, поступающие от органов чувств. Он решает, какие из них нам пригодятся в дальнейшем. У буддхи есть два аспекта — эгоистический и бескорыстный. Первый находится под контролем нашего эго и наших слабостей. А бескорыстный, безличный аспект выносит суждения и принимает решения на основе этических аксиом. Он называется вивека. Вивека — это «масло», которое взбивается из «сливок» буддхи. Благодаря вивеке мы способны различать истинное и ложное, правиль­ное и неправильное, хорошее и плохое. Вивека дает нам знание о том, что реальность материального мира относительна, и направляет наши устремления к Абсолютному и Вечному.

Развитие нашего интеллекта идет двумя разными путями. Во-пер­вых — на основе всего того, чему мы научились, начиная с детских лет. Это логические знания, которые помогают нам решать задачи повседневной жизни. Во-вторых, интеллект формируется посредством анализа, размышления, концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна). Именно отсюда берут начало мудрость и способность к различению (вивека).

В связи с этим часто задают интересный вопрос: «Кто или что влияет на наше ментальное состояние?» Это производная от нашего интеллекта или, наоборот, наше внутреннее состояние влияет на образ мышления?

Верно первое. Интеллект порождает ментальное состояние. Но ино­гда возникают ситуации, когда он утрачивает свое господство. Тогда мы теряем контроль над нашими мыслями и эмоциями — как, напри­мер, при вспышке гнева. Как часто, будучи не в состоянии совладать с нашими чувствами, мы говорим или делаем то, о чем потом горько сожалеем! Вот почему развитие вивеки чрезвычайно важно не только для нашей мирской жизни, но и для жизни духовной.

Читта (сознание) формирует основу нашего восприятия и понима­ния. Как и буддхи, она обуславливается жизненным опытом; наши про­шлые переживания, воспитание, культурные традиции и образование накладывают отпечаток на наши ощущения, суждения и оценки. Читта определяет основные тенденции и «окраску» нашей психики.

Ахамкара (эго) дословно означает «я делаю». Все наши чувства, ощущения, представления и желания неразрывно связаны с ахамкарой.


Скрытые силы человека 35

Эго — это тот внутренний авторитет, который создает иллюзию нашей автономности по отношению к остальным, существующим независимо от нас индивидов. Из этого мы естественно делаем вывод, что тот внешний мир, с которым мы сталкиваемся, это также независимая от нас, отдельная реальность. Однако ведантическая философия, которая является и философией йоги, учит нас видеть единство (Бога) за много­образием внешних проявлений.

И только приняв эту реальность не только умом, но и внутренним сознанием, мы способны преодолеть барьер, воздвигнутый эго, и обре­сти единство с атмой. Следующая мантра, в которой мы передаем свои действия в руки Бога, помогает нам обрести подобный образ мысли:

НАХАМ КАРТА ПРАБХУ ДЙП КАРТА МАХАПРАБХУ ДЙП КАРТА ХИ КЕВАЛАМ







Date: 2016-08-29; view: 355; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию