Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всегда важно помнить и осознавать, что не существует ничего «абсолютно» негативного.





Плохи не мы, а те качества, которые мы приобрели, и именно эти каче­ства нам нужно исправлять и менять. Самый легкий и результативный способ это сделать, способ, который невозможно переоценить, — это практика бхакти и повторение мантры.

Бхакти (любовь и преданность Богу) и повторение мантры — неза­менимые вспомогательные средства на пути нашего развития. При медитации без бхакти эго часто может взять верх, и тогда может так произойти, что подсознание выйдет из-под нашего контроля. Для тех, кто практикует крия-йогу, бхакти (по отношению к тому образу Бога, которому вы поклоняетесь) и мантра особенно важны как опора и защита во время занятий. Гуру-мантра — это свет, который рассеивает тьму неведения внутри нас.

В свадхиштхана-чакре спрятаны два «драгоценных камня», которые мы можем использовать себе во благо: иччха-шакти (сила воли) и крия-шакти (сила действия, решительность, побуждение).

Иччха-шакти и крия-шакти можно пробудить и усилить, практикуя йогу. Нам помогут их развить такие сильные энергии, как:

прана-шакти — жизненная сила, витальная сила;

дхарана-шакти — сила концентрации;

четана-шакти — сила сознания.

Когда соединяются эти три шакти, мы способны претворить все наши идеи, намерения и желания в реальность. И хотя это сугубо психические


Скрытые силы человека



силы, они берут свое начало в теле. Свободное течение энергии в нади и активация нервных центров (чакр) играют в этом большую роль, очень полезны также пранаяма и концентрация (например, тратака1). Концентрация укрепляет ум, а пранаяма укрепляет и очищает нервную систему. Здесь под очищением понимается устранение блоков, что обе­спечивает беспрепятственный ток энергии по каналам и улучшает их работу. Концентрация действует на наше сознание как магнит, увлекая его только в одном направлении. Благодаря этому можно использовать и направлять прана-шакти по собственному желанию. При этом большое значение приобретает наше физическое и духовное питание. Поэтому мы должны культивировать позитивный образ мысли и питаться только полезными и чистыми продуктами — никакого мяса, рыбы, яиц или алкоголя и, естественно, наркотиков.

Управление праной и ее сознательное распределение — это наука сродни высшей математике. Прана — инструмент, с помощью которого мы можем достичь своей цели. Когда нервные центры уже очищены, четана-шакти полностью раскрывается в своем потенциале и освещает наше сознание. Пробудив в себе эту силу, мы должны ее правильно использовать, ставя ее в один ряд с волей и действиями для достижения цели Самореализации.

Все однажды пройдут через муладхару и свадхиштхану, хотят они этого или нет, занимаются они йогой или нет, молятся они и медити­руют или совсем не озабочены духовными поисками. Однако знание об этой стадии развития, сильные иччха-шакти и крия-шакти и хорошо развитая агья окажут нам в этом большую помощь.

Свадхиштхана-чакра — это наш ежедневный тренировочный поли­гон и испытание на всю жизнь. Но обладая мудростью, с Божьей помо­щью и под руководством Учителя мы можем преодолеть все трудности, которые эта чакра нам уготовила.

Я молюсь за ваш успех, и пусть все ваши мысли и чувства изменятся к лучшему!

1 Тратака — техника концентрации на точке или пламени свечи.


122 Парамханс Свами Махешварананда

Упражнения

для свадхиштхана-чакры

В «Хатха-йога-прадипике»1 две мудры предназначены специально для свадхиштхана-чакры:

ваджроли-мудра,

амроли-мудра (напряжение нижних брюшных мышц).

Асаны, гармонизирующие свадхиштхана-чакру

Бхуджангасана — кобра (1)

Когда кобра потревожена, она поднимает голову. Когда она опять успокаивается, она опускает голову к земле. При выполнении бхуджангасаны эмоции, особенно гнев, можно контролировать и успокаивать. Эффект можно усилить, если руки с выпрямленными локтями сцепить за спиной, тело поднимается без помощи рук, сознание концентрируется в свадхишт-хана-чакре.

Шалабхасана — саранча (2)

Дханурасана — лук (3)

Мригасана — олень (4)

Скандхарасана — плечевая поза (5)

 

1 Книга, в которой описываются классические упражнения хатха-йоги; считается, что эта традиция идет от самого Господа Шивы.


Скрытые силы человека



Йога-мудра — наклон вперед сидя на пятках (6) 6 Чакрасана — колесо (7) Сету-асана — мостик (8) Сурья-намаскар — приветствие Солнцу Кхату-пранам — приветствие Кхату (см. стр. 176)


Свадхиштхана-чакру можно активировать с помощью определен­ных техник концентрации и медитации. Но когда мы воздействуем на дремлющую чакру, мы тем самым пробуждаем ее качества. Чтобы эта стадия развития находилась под контролем, такие упражнения выпол­няются после проведения соответствующей психической подготовки и под руководством опытного инструктора йоги.



Манипура-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.


Качества и символы манипура-чакры


Местоположение в теле

Цвет

Таттва

Мантра

Дополнительные мантры

Лотос

Животное

Божества


На позвоночнике, на уровне пупка.

Желто-оранжевый — огонь, энергия.

Огонь (теджас) — огонь пищеварения, очищение.

РАМ.

ДАМ, ДХАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ, ПАМ, ПХАМ.

Десять лепестков — символ 10 пран.

Баран — сила, активность.

Вишну — человеческое сознание, эволюция, огонь.

Лакшми — благоденствие и счастье (в противоположность

обману майи).

Перевернутый треугольник — пробуждение, раскрытие.

Человеческое сознание. Ясность, уверенность в себе, благо­получие, чувство собственного достоинства. Место встречи праны и апаны. Распределение питательных веществ в теле. Сжигание нектара из бинду-чакры. Место обитания слов. Самана — распределение питательных веществ. Сварлока — божественный (небесный) план. Солнце.

Буддхи — суждение (Брахма-принцип). Рупа — форма. Рубин. Железо. Сера.

Шока — печаль, скорбь. Кшудха — голод.

Чакшу — глаза (Сурья-принцип), зрение, визуализация. Острый, пряный. Уткрамана — горение.

Пада — ступни (Упендра-принцип, ходьба, движение). Нади — нервы. Ракта — кровь. Поджелудочная. Солнечное. Набхи-камала, пупочный центр, огненный центр.


Манипура-чакра

Мани — жемчуг, драгоценный камень Пура — место, город

После того как мы прошли уровни бессознательного и подсозна­ния — муладхара-чакру и свадхиштхана-чакру, — наше сознание достигает третьего уровня, уровня манипура-чакры. С открытием манипуры практикующий завершает важный этап своего духовного пути. Если сознание раскрылось в манипуре, то вероятность того, что уже в этой жизни удастся достичь цели и обрести Высшее Сознание, существенно возрастает. В манипуре пройдено уже больше половины пути, ведущего к Реализации.

Манипура-чакра находится в середине живота, за пупком, поэтому ее также называют пупочным центром. Точнее говоря, сфера ее дей­ствия распространяется приблизительно на 7 см выше и ниже пупка. Ее дополнением в теле является солнечное сплетение.

Манипура-чакра — это «город драгоценных камней», в котором можно найти жемчужины ясности, мудрости, уверенности в себе и благополучия. Их сияние распространяется вниз на нижние чакры, а также вверх на сердечный центр (анахата-чакру). Чувство любви и счастья, которое мы ощущаем в сердце, на самом деле зарождается в манипуре и оттуда поднимается в анахату. Позитивная энергия, исходя­щая из манипура-чакры, очищает также свадхиштхану и муладхару и их качества.

Страсть превращается в чистую, бескорыстную любовь; благодаря свету мудрости предубеждение и неприятие преобразуется в уважение и понимание; а зависть и ненасытная жадность становятся благожела­тельностью и здоровой умеренностью. С обретением уверенности в себе и собственных силах гордость и ревность превращаются в скромность и щедрость, неведение — в ясное знание, а лень — в целенаправленное, последовательное усилие.


Мы говорили о том, что, если одновременно с муладхарой или свад-хиштханой активируется агья (межбровный центр), это очень помогает


Скрытые силы человека 127

в духовном развитии. Так же обстоит дело и с манипурой. Благотворные качества манипура-чакры могут достичь своего совершенства только в слиянии с агья-чакрой. Если полагаться на вдохновляющую силу только одной из них, можно легко впасть в заблуждение.

Решения, принятые под влиянием только манипура-чакры, так назы­ваемого «инстинктивного чувства», зачастую бывают интуитивно пра­вильными, но под воздействием сильных эмоций они могут искажаться и становиться «иррациональными». И суждения, основывающиеся только на интеллекте, страдают отсутствием полного и всестороннего видения. Поэтому для ясного осознания цели важны обе чакры; «пра­вильное чувство» манипуры нужно направлять и проверять с помощью вивеки (различения) — качества агьи.

Осознанность и уверенность в себе — две другие жемчужины мани­пура-чакры. Пока мы не нашли в себе эти жемчужины и не вынесли их на свет, мы живем в постоянном страхе — страхе, что нас не будут любить, что нас ждет неудача, что мы можем заболеть, умереть... Многие наши страхи порождены блокировками энергии в манипура-чакре.

Манипура тесно связана с психикой. Психологические проблемы часто вызывают проблемы пищеварения. Например, у многих людей как реакция на страх или стрессовую ситуацию возникает боль в животе или расстройство кишечника.

Таттвой (первоэлементом) манипура-чакры является теЬжас (огонь), и поэтому эту чакру также называют солнечным или огненным центром. В теле первоэлемент огня проявляется как жар тела. Манипура-чакра отвечает за наш энергетический баланс и снабжает энергией органы пищеварения. Раздувая и регулируя «огонь пищеварения», она вносит важный вклад в поддержание тела в стабильном и здоровом состоя­нии.

Манипура-чакру также называют «космической дверью», потому что она открывает вход многочисленным астральным силам. Это центр Хары1, центр силы, или «львиный центр», который дарует нам уравно­вешенность, постоянство, силу и активность. Он работает как трансфор­матор энергии, преобразующий и поставляющий в тело космическую энергию (прану), которая поступает к нам с пищей.

1 Хара — одно из имен Господа Шивы, синоним силы и энергии.


128 Парамханс Свами Махешварананда

На физическом уровне функцию этой чакры можно сравнить с печью. Когда мы подкладываем в нее дрова, пламя горит хорошо; но если дрова на исходе, огонь постепенно умирает. «Поленьями» для нашего пищеварительного огня (джатхарагни) служит пища, которую мы едим. Зерновые, орехи, фрукты и овощи — это продукты питания с сильной положительной вибрацией. Так же как плохие дрова не дают хорошего огня, продукты более низкого качества дают меньше энер­гии и сказываются на здоровье; такие «горячие» реакции, как ярость, гнев и агрессия, также растрачивают энергию манипуры и в итоге ослабляют ее.


В хорошую печь не нужно все время подкладывать дрова, чтобы она хорошо и долго грела; плохо же работающая печь и тепла дает недоста­точно, и остывает, как только топливо подходит к концу. Когда энергия нашей пищи не усваивается, не перерабатывается и не распределяется должным образом в манипура-чакре, мы чувствуем усталость, слабость и недомогание, но при активной манипуре организм обеспечивается достаточным количеством энергии, даже если нам не удалось поесть или поспать. Вот почему для хорошего физического самочувствия самым важным энергетическим центром является манипура-чакра.

Дисбаланс или наличие блоков в манипуре.парализует и разру­шает нашу энергию и становится причиной различных физических и психических проблем. Если мы не способны ясно мыслить, выражать свои мысли и чувства или наш ум затуманен, то это зачастую вызвано нарушениями в манипура-чакре. Причина многих проблем со здоро­вьем, таких как диабет, болезни кожи, сердечно-сосудистые заболева­ния, подагра, артрит, ревматизм, различные виды мигреней, аллергии и других, — недостаток энергии в манипуре и плохая работа системы пищеварения.

Как для физического, так и для психического здоровья чрезвычайно важно потреблять здоровую, насыщенную энергией пищу, обладающую чистой, положительной вибрацией. Прежде чем приниматься за еду, нужно узнать, откуда она поступила и какими качествами наделена. Важны не только питательные вещества, но и тонкие вибрации пище­вых продуктов, которые накладывают свой отпечаток на тело, ум и нашу духовную энергию. Эти вибрации могут существенным образом изменить наше физическое самочувствие, наши мысли, чувства и запас


Скрытые силы человека



жизненных сил. Главный вопрос, который нужно себе задать: «Связана ли та пища, которую мы едим, с болью, страданием или смертью живых существ?»

Каждый день сотни тысяч животных жестоко умерщвляются, чтобы попасть к нашему столу. Мало того, что мясо вредно для нашего физиче­ского здоровья, оно еще и убийственно для нашего сознания. Йоги уже тысячи лет предупреждают людей о кармических последствиях убий­ства животных, а также об опасности потребления мяса для здоровья людей (сегодня, при распространении у животных таких болезней, как коровья губчатая энцефалопатия («коровье бешенство»), ящур, «пти­чий грипп» и т. п., а также при кормлении животных антибиотиками и гормонами, это становится уже неоспоримым фактом).

Вместе с мясом, которое мы потребляем, мы впитываем вибрацию страха смерти, боль и отчаяние животного. Этот страх погружается в наше подсознание и появляется оттуда на свет в наших снах и меди­тациях. О том, насколько тонким может быть воздействие пищи, рас­сказывается в следующей истории:

В

маленькой хижине на краю деревни жил йог, которому крестьяне каждый день приносили еду. В той же деревне жил вор, которому очень хотелось получить благословение от йога, поэтому однажды он тоже принес ему пищу. Но йог отказался принимать что-либо из его рук. Обиженный вор удалился и решил поступить иначе. Он подговорил вла­дельца харчевни приготовить и отнести йогу обед, который он оплатил. Хозяин харчевни выполнил все, что ему было велено, и йог съел прине­сенную пищу, не подозревая, что за нее уплатил вор.

Во время вечерней медитации в голове у йога неожиданно появилась очень странная мысль. У него возникло навязчивое желание завладеть золотой статуэткой Кришны из храма. Это желание было настолько силь­ным, что он среди ночи прокрался в храм и украл статуэтку. Но его заме­тил охранник, который сразу же побежал в деревню и поднял тревогу.

Йог со всех ног бросился бежать вниз, к реке, зажав под мышкой золотого Кришну. Он прыгнул в воду — и замер. Холодная вода остуди­ла ему голову, и он начал осознавать, что он натворил и в какой непри­ятной ситуации оказался: ибо крестьяне уже настигали его с гневными криками.



Парамханс Свами Махешварананда


Не теряя присутствия духа, йог пустился на хитрость. Он сделал вид, что совершает пуджу1. Когда преследователи приблизились, они увидели якобы ритуальное купание образа Кришны и йога, читающего мантры. Это зрелище усмирило их гнев, и позже они уже вместе с йогом вернулись назад, чтобы снова водрузить статуэтку на ее законное место.

Йог никак не мог понять, отчего помутился его рассудок. Потом ему в голову пришла мысль расспросить того человека, который последним приносил ему пищу. Он позвал его и стал спрашивать, откуда была та еда. Тогда хозяин харчевни сознался, что на самом деле за тот обед заплатил вор. И тогда йогу стало совершенно ясно, откуда у него взялось желание украсть. Вибрации мыслей вора были в пище и с ней передались ему.

Чтобы нейтрализовать негативные вибрации и воздействия, если мы не знаем, откуда попала к нам наша пища, рекомендуется произносить перед едой молитву. Она преобразует тонкие вибрации и гармонизирует работу манипура-чакры. Но молитва, произнесенная перед приемом пищи, не дает нам «кармической индульгенции». Она не может защи­тить нас от кармических последствий, неизбежных при потреблении мяса, за умерщвление (или попустительство умерщвлению) животных. Господь — создатель всех живых существ, поэтому как Он может радо­ваться, когда мы уничтожаем Его Творение?

Очень красивая молитва, которую можно произносить перед едой, состоит из последовательности таких мантр:

ом аннапурне садапурне шанкара

пранаваллабхе

гйана-вайрАгйа-сиддхартхе бикшам дехи ча

пАрватй

мата ча парватй дэвй пита дэво махешварах

бандхавах шива бхакташча свадэшо

бхуванатрайам

ом пурнамидах пурнамидам пурнат

пурнамудачйате

пурнасйа пурнамадайа пурнамэвавашишйате

1 Пуджа — религиозная церемония.


Скрытые силы человека



Огонь манипура-чакры — это сакральная сила. Это костер жизни, на который йоги жертвенно возносят не только свою пищу, но и свое сознательное дыхание (пранаяма). Когда мы постигаем, что при погло­щении пищи и кислорода мы отдаем, а не берем, тогда эти процессы жизнедеятельности обретают глубокий сакральный смысл.

Однако у огня манипура-чакры есть и один большой недостаток. Предназначение и характерное свойство (дхарма) огня — сжигать все без разбора. Его совершенно не заботит, сожжет он до тла газету или денежные банкноты. Поэтому нектар (амрита), который поступает из бинду-чакры и способен замедлять процессы старения и сохранять нам здоровье и молодость, сгорает в манипуре прежде, чем мы можем воспользоваться этим ценным «эликсиром жизни»1.

Действие манипура-чакры тесно связано с поджелудочной железой. Смещение поджелудочной железы является серьезной причиной дис­баланса в работе манипуры. Если железа находится на своем месте, то

1 Этот «нектар» — не что иное, как гормон, омолаживающее воздействие которого на тело было известно йогам тысячи лет назад. В йоге существуют особые техники, при помощи которых гормон поступает и усваивается в теле. См. главу о бинду-чакре.



Парамханс Свами Махешварананда


в центре пупка ощущается слабое биение пульса; но иногда этот пульс смещается влево или вправо или находится немного выше или ниже пупка. Такой сдвиг может повлечь за собой различные расстройства, такие, как головная боль, мигрень, понос, боль в животе, упадок сил, тревожность.

Например, если пульс прослушивается выше и левее пупка, то могут возникнуть проблемы с дыханием; если он сдвинут влево от пупка, то это может вызвать проблемы эмоционального плана; сдвиг вправо может стать причиной блокировки энергии; а вправо и ниже — рас­стройство пищеварения. Однако существуют определенные техники, с помощью которых можно откорректировать положение поджелудочной железы и тем самым восстановить энергетический баланс в манипура-чакре1. Как результат, во многих случаях быстро наступает улучшение самочувствия.

Графическим символом манипуры служит десятилепестковый цветок лотоса. Лепестки — это десять видов праны (токов и энергетических вибраций), которыми управляет данная чакра. Под праной могут пони­маться две вещи. Во-первых, это вездесущая энергия, наполняющая всю Вселенную, — Космическая Мать, которая питает нашу душу2. Праническая энергия пронизывает все объекты и живые существа и «окрашивается» их качествами. Второе значение праны — это «Бог», или «Я».

Сейчас мы говорим о пране в ее первом значении. Мы говорим о жизненной силе, энергии, поглощаемой нами с кислородом, которым мы дышим, и с пищей, которую едим. Есть десять видов праны: пять прана-вайю и пять yna-пран. Они регулируют работу пяти карма-индрий (органов движения) и пяти гьяна-индрий (органов познания-воспри­ятия), которые все вместе отвечают и за другие жизненно важные функции.

Пять прана-вайю — это прана, апана, удана, самана и въяна. Прана отвечает за вдох, апана — за выдох, удана —за глотание пищи, самана — за ее переваривание, а вьяна — за кровообращение и нерв­ную систему.

1 См. упражнения для манипура-чакры.

2 Имеется в виду индивидуальная душа.


Скрытые силы человека 133

Пять упа-пран — это нага, курма, дэвадатта, крикала и дхананджайя. Нага контролирует функцию рвоты, курма — моргание, дэвадатта — зевоту, крикала — чихание, а дхананджайя питает и укрепляет тело и стабилизирует работу органов.

Так как действие десяти пран охватывает все тело, понятно, насколько важна для всего, что выполняет тело, сильная и гармоничная манипура-чакра.

Две основные функции тела состоят в получении энергии (прана) и удалении отходов (апана). Энергии праны и апаны встречаются как раз в манипура-чакре. Они отражают два исходных действия — отда­вать и получать, отпускать и сжимать, усваивать и выводить. Обе эти силы должны свободно проявляться; нарушения или зажимы ведут к болезни, а в крайних случаях даже к смерти.

Прана — это «получающая сила», которая осуществляет и контро­лирует поступление энергии в наш организм. Она обитает в верхней части тела. С праной к нам поступает кислород, без которого жизнь невозможна, и жизненная сила, содержащаяся в воздухе, которым мы дышим.

Апана (апана-вайю) — это «выводящая сила», которая производит дезинтоксикацию посредством выведения, выделения и выдыхания. Ее местом обитания является нижняя часть живота. При нарушении сво­бодного течения апана-вайю в теле скапливаются ядовитые вещества. Недомогания или болезни, которые связаны с нижней частью брюшной полости, кишечником, почками, мочевыводящими путями, ногами и т. д., вызваны разладом в работе апана-вайю.

Прана и апана выполняют не только физическую, но и очень важ­ную духовную функцию. С помощью определенных техник высокого уровня йоги (крий) токи энергий праны и апаны соединяются в мани­пура-чакре и направляются в сушумна-нади (центральную нервную систему). Когда это происходит, энергия кундалини поднимается в сахасрара-чакру и практикующий переживает состояние самадхи, высшего сознания.

Однако эта праническая энергия подвержена влиянию излучений нашей психики, наших личных качеств, чувств и мыслей. Пока она продолжает загрязняться и отягощаться кармическими «отходами», она лишена возможности подняться и слиться с божественным.



Парамханс Свами Махешварананда


Животным символом манипуры считается баран, вспыльчивое и очень энергичное животное. Этот символ указывает на то, что на данной стадии развития мы все еще связаны с природой. Как видно по развитию человеческого эмбриона в матке, в нас генетически заложены прояв­ления растительной, а также животной жизни, и поэтому мы должны постоянно учитывать соответствующие качества и аспекты сознания, которые составляют основу нашей эволюции.

Другой символ манипура-чакры — перевернутый треугольник. Этот символ уже встречался нам в муладхаре. Вершина, обращенная вниз, символизирует зарождение, а расходящиеся от нее вверх сто­роны отображают рост и развитие. Треугольник также символически отображает пламя манипура-чакры, которое, разгораясь, поднимается вверх.

Божества, обитающие в манипура-чакре, — Вишну и Лакшми. Лакшми — богиня богатства, изобилия и благоденствия. Это касается не только материального, но, в большей степени, духовного благопо­лучия и здоровья. Здоровье и жизнерадостность — ценное достояние, которое делает нашу жизнь успешной и счастливой. Лакшми — «небес­ный противовес» майи1. Она одаряет совершенным и непреходящим счастьем. Лакшми олицетворяет восхождение духовной энергии, в то время как майя обращает сознание к материальному миру.

Вишну здесь персонифицирует собой движение к человеческому сознанию, духовному росту и творчеству. Господь Вишну покоится посреди безбрежного океана на теле свернутого кольцами тысячегла-вого змея Шешанаги, и змей держит Землю на своих головах. Стоит змею лишь немного пошевелить своими головами, происходит землетрясение. Из пупка Вишну растет лотос, из раскрывающихся лепестков которого появляется Господь Брахма, создатель мира.

О чем говорит нам этот мифологический образ?

Сначала рассмотрим значение мира, покоящегося на головах змея. Шеша означает «тысяча», но также и «покой», который остался позади. Когда многообразие устранено, остается только единство — Истина (сатъя). Следовательно, Земля, основа нашего существования, поко­ится только лишь на божественной истине и реальности. Когда основа нашего существования начинает сотрясаться, а это значит, что мы из

1 Майя — мирская иллюзия.


Скрытые силы человека 135

единства выпадаем в дуальность, происходит «содрогание» нашего сознания и мы утрачиваем внутренний покой и гармонию с нашим «Я» и мирозданием.

В виде кундалини («змеиной силы») мировой змей также пред­ставляет муладхара-чакру, на которую опираются наше сознание и личность.

В шастрах1 сказано, что первое движение (спхурана)., которое при­вело к созданию Вселенной, исходило от Господа Вишну. Таким образом, лотос, который растет из пупочного центра Господа Вишну — мани-пура-чакры — символизирует первичный звук ОМ, с которого нача­лось сотворение мира. Поэтому в нем и пребывает Господь Творения, Брахма.

Первоэлемент манипура-чакры — огонь, символ активности и созидательной силы. Но фактически в этом архетипе творения мы находим все первоэлементы — землю, воду, воздух (звук) и эфир (про­странство).

Как вы уже знаете, божество муладхары — Пашупати Шива, который сопутствует эволюции от животного уровня сознания до начала чело­веческого сознания. В свадхиштхана-чакре мы встречаемся с Брахмой, который пробуждает в людях буддхи (интеллект) и вивеку (разум). А Господь Вишну символизирует человеческое сознание, очищенное от животных качеств, которое начинается в манипуре.

В индуистской троице Господь Вишну — Хранитель. Как мать обе­регает и кормит свое дитя, так и манипура-чакра охраняет и поддер­живает нашу жизнь, распределяя энергию, которую мы получаем, когда едим, пьем и дышим.

Цвет манипура-чакры желто-оранжевый, а ее излучение зеленое (это цвет, дополняющий красный). Цвет манипуры — это цвет чистого пламени, которое дает свет и энергию и устраняет все загрязняющие вещества.

С одной стороны, «огонь» означает агрессию, страсть, внутренний жар и возбужденность, а с другой, это очищение и утончение. В мани-пура-чакре у нас есть уникальная возможность освободиться раз и навсегда от пагубных качеств и привычек. Когда мы отправляем в

1 Шастры — священные писания, оставшиеся нам от риши (древнеиндийских мудрецов, пророков и святых).



Парамханс Свами Махешварананда


огонь манипуры наши сомнения и слабости, такие, как гнев и зависть, она тут же сжигает их дотла. Поэтому нам следует направлять энергию подобных эмоций не в голову или в сердце, где она создает блокировки, вызывает напряжение и боль, а в нашу внутреннюю печку. В одном из своих бхаджанов Махапрабхуджи говорит:

Зажги огонь манипуры и брось в этот огонь сомненья свои и не­вежество.

А в другом бхаджане Махапрабхуджи воспевает внутренний огонь манипура-чакры:

О йоги, зачем разжигать вам в джунглях костер?

Мой костер пылает без дров и не дымит.

Это внутренний костер, он горит благодаря прана-шакти.

Посреди этого костра течет священная Ганга,

В которой йоги обновляют свои силы.

Здесь под костром подразумевается пингала-нади, а под Гангой — ида-нади\ каналы, где проходят нервные окончания, которые тянутся вдоль правой и левой сторон тела. Пингала-нади активизируется при прохождении воздуха в правой ноздре. Эта энергия согревает подобно солнечному свету. Ида-нади активизируется при дыхании левой ноз­дрей. Она излучается как мягкий и прохладный лунный свет.

В том же бхаджане далее говорится:

Голоса этих йогов звенят красотой и чистотой В гармонии с ритмом вечности.

Этот ритм — нада, звук пульса Вселенной, который мы можем почув­ствовать в пупке и ощутить как звук тонкого мира в медитации. Другой основной ритм, который отзывается в нас, — СО ХАМ, «Это есмь Я». Это глас души, который мы можем различить в глубокой медитации.

Нада (звук, вибрация) — это краеугольный камень Вселенной. Когда нада уплотняется, образуются тонкие первоэлементы и элементы, про-

1 См. главу «Нади».


Скрытые силы человека



явленные в грубой форме. Резонанс этой вибрации пульсирует в нас как жизненная сила (прана).

Биджа-мантра манипура-чакры — РАМ. Этот звук произошел от вибрации при пересечении нади в этом центре. Когда мы произносим нараспев в течение некоторого времени РАМ, делая особое ударение на вибрации «Р», мы начинаем ощущать приятное чувство тепла и поток энергии.

Манипура-чакра — место, где обитают слова. Это можно продемон­стрировать с помощью следующего эксперимента: положите себе на пуп большой палец и произнесите громко какое-нибудь слово. Вы заметите, что сначала ощутите вибрацию звука в пупке, прежде чем он зазвучит из ваших уст. Звук начинается в пупке, поднимается к гортани и про­являет себя в виде звука на губах. Поэтому упражнения для укрепления и гармонизации манипура-чакры помогают при заикании и любых других физических недостатках, связанных с речью.

Махапрабхуджи говорил:

Пока руки работают, держи имя Бога на устах.

И еще:

Пусть слова твои текут из уст, как сияющие жемчужины.

Наилучшее слово из всех — это имя Бога, мантра. Поэтому всегда практикуйте произнесение своей мантры. Если у вас еще нет личной мантры, то мысленно повторяйте ОМ ШАНТИ. ОМ — это первый проявленный звук, а ШАНТИ означает «мир», «покой». Вы почувству­ете, как эта вибрация наполняет вашу внутреннюю жизнь гармонией, силой и покоем, и благодаря этому ваше отношение к внешнему миру и людям, вас окружающим, изменится к лучшему.

У буддистов есть знаменитая мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ1. Она означает «Поклоняюсь лотосным стопам Учителя», или «Мое почтение Владыке города, украшенного драгоценными камнями». Эта мантра также говорит: «Я есмь драгоценность в лотосе — мое "Я" несет в себе все эти драгоценности в виде божественных качеств». Лотос как символ

1 Ом — первозданный звук, имя Бога. Мани — драгоценный камень, или жемчужина. Падме — лотос, или, символически, «лотосные стопы Учителя». Хум — «я склоняюсь в поклоне» или

«я есмь».


138 Парамханс Свами Махешварананда

красоты, чистоты, мудрости, блаженства и духовного пробуждения полностью совпадает с качествами манипура-чакры. Вот почему вибра­ция мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ особенно действует на эту чакру и несет нам освобождение от внутренних проблем и комплексов.

Те, кто ежедневно молится, медитирует и повторяет свои мантры, благословенны. Благодаря прилагаемым усилиям, знанию, вере в Бога и благословению Учителя (гуру-крипа) все обращается к лучшему. Сделайте Бога своим постоянным спутником в путешествии по жизни и позвольте имени Бога постоянно звучать внутри вас. Те, кто ощущают внутри присутствие Бога, живут в вечной радости и им неведомо чув­ство грусти или одиночества.

Начиная медитацию, всегда сначала сосредоточьтесь на манипура-чакре. Если этот энергетический центр будет расслаблен, то автомати­чески расслабятся муладхара и свадхиштхана. Тогда энергия сможет подниматься беспрепятственно, устремляясь вовне и вверх к сердцу. Благодаря этому вы сможете получить опыт счастливой и глубокой медитации.

Когда энергия гармонично течет в манипура-чакре, у нас возникает чувство полного благополучия; а когда мы чувствуем себя хорошо, у нас все идет гладко. Это чувство благополучия пронизывает все наше тело, ум и душу и становится залогом хорошего здоровья и непрерывного духовного развития.


Упражнения для манипура-чакры

Асаны, особенно сильно действующие на манипура-чакру

 

Упражнения для активации прана-вайю • Бхастрика-пранаяма — дыхание «кузнечные мехи» • Нади-шодхана — поочередное дыхание каждой ноздрей • Уджджайи-пранаяма

Пасчимоттанасана — растягивание задней поверхности тела (1)

Триконасана — треугольник (2)

 

Ширангушшхасана — боковые наклоны к пальцам ног (3)

 

Випаршпакарани-мудра — пополнение энер­гии (4)

 

Ардхаматсъендрасана — скручивание позво­ночника (5)

 

Сантуланасана — балансирующая поза(6)

Кашьяпасана

Кхату-пранам (см. стр. 176)


140 Парамханс Свами Махешварананда


Упражнения для усиления и очищения апана-вайю

Джала-нети — очищение носовых проходов

Паули — вращение брюшными мышцами

Агнисара-крия

Шанка пракшалана — очищение кишечника

Бхастрика-пранаяма — дыхание «кузнечные мехи»

Ашвини-мудра

Мула-бандха

Упражнения для пищеварения и активации манипура-чакры

• Мягкий массаж живота, выполняемый по часовой стрелке.

Вирасана — поза героя (1) и ваджрасана — поза сидя на пятках (2)

Оказывают эффективное воздействие на пищева­рение через ваджра-нади, два нервных канала, кото­рые проходят от больших пальцев ног по передней поверхности тела. Для улучшения пищеварения рекомендуется сидеть в ваджрасане от пяти до десяти минут после еды.

• Другие очень эффективные практики: приседание, «гребля»,
«мельница», «плавание», а также ашва-санчаланасана, пада-пра-
сара-пасчимоттанасана, шалабхасана
(1), дханурасана (2) и нока-
санчаланасана
(3).


Скрытые силы человека



Лучшая практика для активации всех пран — крия-йога1

Агнисара-крия и наули-крия

Часто наш внутренний огонь слаб и тратится попусту. Западный образ жизни и питания можно сравнить с топливом низкого качества, которое своим дымом скорее душит процесс горения, чем питает его. Агнисара-крия зажигает огонь манипура-чакры и дарует жизненную силу и энергию. Практиковать агнисара-крию нужно всегда только на пустой желудок, поэтому лучше всего ее делать до завтрака.

Выполнение агнисара-крии:

• Станьте прямо, немного разведя ноги в стороны, и сделайте глубо­кий вдох носом, направляя вдыхаемый воздух в область живота. Затем немного согните ноги в коленях и уприте руки в колени; одновременно сделайте полный выдох ртом.

• Затем втяните живот внутрь и вверх как можно силь­нее и на задержке дыхания быстро и сильно втяги­вайте и выталкивайте стенку живота 10-20 раз.

• На вдохе опять станьте прямо и сделайте 2-3 цикла глубокого, расслабляющего дыхания. Затем повто­рите упражнение еще 2 раза.

• Так же как кузнечные мехи раздувают пламя, это упражнение стимулирует работу манипуры. При ежедневной практике все избыточные слои подкожного жира в области живота исчезнут вместе с проблемами пищеварения и кровоснабжения. При регулярном выполнении уйдут и такие сопутствующие про­блемы, как головная боль, быстрая утомляемость, пониженное внимание или апатия.

Выполнение наули-крии:

После ежедневного выполнения агнисара-крии как минимум в тече­ние трех месяцев можно приступать к практике наули-крии. Изучение

1 Техники духовной йоги, которые передаются от учителя к ученику, достигшему определен­ного уровня.


142 Парамханс Свами Махешварананда


этой практики должно происходить только под руководством инструк­тора йоги.

• Техника наули-крии: сначала втягивайте боковые мышцы живота с одновременным напряжением мышц, проходящих по центру, а затем начи­найте выполнять ими вращательное движение. Благодаря этому происходит тщательный массаж кишечника и всех органов, расположенных внизу брюшной полости, что при ежедневной практике может предупредить и даже излечить многие болезни.

Как устранить смещение поджелудочной железы

Лягте на спину и расслабьте живот. А теперь почувствуйте паль­цами биение пульса в районе пупка. Обычно пульс находится прямо под пупком, там, где в матке осуществляется связь между матерью и зародышем1. Если пульс смещен, его можно центрировать с помощью следующих упражнений:

• Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Лягте на спину и рас­слабьтесь. Если «пупочный пульс» смещен влево, то пусть ваш партнер несколько раз короткими рывкам потянет вас за правую ногу. После этого пульс чаще всего возвращается в центр пупка. Если пульс прощупывается справа от пупка, то тянуть нужно за левую ногу.

• Альтернативное упражнение, которое можно выполнять самому, таково: если пульс смещен влево, то нужно поднять вверх правую ногу и несколько раз сильно лягнуть ею в воздухе. Если же пульс чувствуется справа, то выполняйте это движение левой ногой.

• Сядьте на пол с прямыми ногами и возьмитесь левой рукой за пальцы правой ноги, если пульс смещен влево, или за левую ногу правой рукой, если пульс сдвинут вправо. Оставайтесь в этом

1 Именно поэтому беременным женщинам нужно предусмотрительно направлять внимание в манипура-чакру.


Скрытые силы человека 143

положении в течение некоторого времени, дыша глубоко и рас­слабленно.

• Станьте перед стеной и, если пульс смещен влево, обопритесь правой рукой о стену для поддержки. Поднимите правую ногу, держа ее прямо, и возьмитесь левой рукой за пальцы правой ноги; оставайтесь в этом положении приблизит'ельно полминуты. Если пульс справа, то придерживайтесь левой рукой, поднимайте левую ногу и держите ее пальцы правой рукой.

• Еще одно альтернативное упражнение — это «подъем из положе­ния на корточках». Опуститесь на корточки и положите пальцы рук под подошвы с внутренней стороны. Затем выпрямите ноги настолько, насколько сможете.

Пасчимоттанасана (растягивание задней поверхности тела) и ваджрасана (сидение на пятках) также оказывают гармонизи­рующее влияние на работу поджелудочной железы.

Упражнения для пробуждения манипура-чакры

• Лягте на спину и расслабьте все тело.

• Сосредоточьте внимание на манипуре — ощутите энергию, теку­щую в пупочном центре.

• Откройтесь потоку космической энергии, впитайте его в себя и позвольте ему беспрепятственно течь дальше.

• Глубоко вдохните и выдохните 10 раз. Вдох длится на 25 счетов, задержка на 5 счетов и выдох снова на 25. Во время выдоха направ­ляйте энергию в сердечный центр (анахату).

• После этого медленно и глубоко вдохните, не делая больше задержки. При выполнении этого упражнения в таком режиме в течение некоторого времени вы сможете расширить диапазон его выполнения в соответствии с собственными возможностями до 50 счетов (вдох), 15 счетов (задержка), 50 (выдох).

• Сделайте другой цикл из 10 дыханий следующим образом: со вздохом дышите до 5, задержите дыхание, считая до 15, с выдохом дышите до 10, задержка на выдохе — 25.


144 Парамханс Свами Махешварананда


• Затем дышите обычным образом и концентрируйтесь на мани-пуре.

• Слегка пошевелите пальцами, кистями и руками, затем пальцами ног, ступнями и ногами.

• Сделайте 10 движений ногами, как будто едете на велосипеде, попеременно вынося ноги вперед; затем 10 «велосипедных» дви­жений назад.

• Перевернитесь на живот и расслабьтесь на несколько минут.

• Поставьте ладони ниже плеч и поднимите туловище до самого пупка {бхуджангасана — «кобра»). Оставайтесь в этом положении в течение 10-15 дыханий.

• Ненадолго расслабьтесь и повторите упражнение.

• Расслабьте все тело и отследите свои ощущения после выполнения этой практики.

Добавочные упражнения для активации манипура-чакры

Пение ОМ

Бхастрика-пранаяма — «кузнечные мехи»

Йога-мудра — наклон вперед сидя на пятках (1)

Ашвини-мудра

Уддияна-бандха (2)

Маха-бандха (3)


Скрытые силы человека



Упражнения для повышения уверенности в себе

• Расслабьте все тело и сосредоточьте внимание на процессе дыха­ния. Наблюдайте за движениями своего живота на вдохе и выдохе, за тем, как пупок со вздохом выдвигается вперед и опять уходит назад с выдохом.

• Почувствуйте поток своего дыхания между горлом и пупком. Со вдохом направляйте сознание от вишуддхи-чакры до манипура-чакры, а с выдохом — от манипуры до вишуддхи.

• После концентрации на дыхании в течение некоторого времени поток сознания постепенно развернется в другую сторону. Теперь сознание двигается с дыханием от живота к горлу на вздохе, как будто уровень воды поднимается в стакане, когда в него нали­вают воду; а на выдохе оно опускается от горла к пупку, словно опускается поплавок водомера, по мере того как вода уходит из стакана.

Практикуйте эту концентрацию на дыхании ежедневно в течение 10-15 минут. Лучше всего это делать во время релаксации перед или после выполнения асан. При этом активируется манипура-чакра, высвобождается заблокированная энергия и гармонизируется течение энергии между манипура-, анахата- и вишуддхи-чакрами (пупочным, сердечным и горловым центрами).

Медитативная практика для преодоления негативных качеств

Визуализируйте себя сидящим у костра. Вы сидите перед костром и наблюдаете за собой как посторонний зритель. А теперь бросьте в костер, представив их в виде небольших кусочков дерева, все те негатив­ные качества, мысли, комплексы и чувства, которые подавляют, мешают или ранят вас. Глазами «наблюдателя» увидьте себя выполняющим это действие. Наблюдайте за тем, как куски дерева постепенно сгорают до тла. У вас внутри появляется чувство удовлетворения, облегчения и освобождения.


Анахата-чакра

См. цветной рисунок на вклейке.


Качества и символы анахата-чакры


Местоположение в теле Цвет


По центру груди на уровне сердца.

Небесно-голубой — чистота, свобода, открытость,

бесконечность; оранжевый и зеленый — излучение огня

из манипура-чакры.

Вайю (воздух) — движение, энергия, осязание, ощущение.

ЙАМ.

КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ,

ДЖАМ, ДЖХАМ, НАМ, ТАМ, TXA1V1.

12 лепестков — 12 качеств сердца: радость, покой, доброта,

терпение, любовь, гармония, ясность, сострадание, чистота,

понимание, прощение, блаженство.

Антилопа — бдительность, скорость, чувствительность.

Шива и Шакти — сознание и природа.

Молодой месяц — изменчивость, путь к совершенству.

Два треугольника — восходящая и нисходящая энергия.

Дживан-джйоти — место обитания «Живого Света».

Атма-бхакти — любовь, преданность, понимание,

сострадание, прощение.

Бхада-самадхи — самадхи любви к Богу.

Санкалъпа-шакти — сипа исполнения желаний.

Мантра-шакти — сила слов.

Аджапа-джапа — непроизвольное, постоянное повторение

мантры.

Место обитания чувств и эмоций, писательского дара,

артистического таланта.

Позитивный аспект: пробуждение божественной любви.

Негативный аспект: непостоянство эмоций, застой развития.

Прана — дыхание.

Махарлока — равновесие.

Венера.

Санкальпа-викалъпа — формирование и отказ от идей;

Луна — изменчивость.

Сапфир.

Медь.

Калий.

Моха — отсутствие видения, проницательности

(причина привязанности).

Тршина — жажда.

Твач — кожа (Вайю-принцип, осязание).



Парамханс Свами Махешварананда


Вкус Вяжущий.

Качество Прасарана — расширение, рост.

Часть тела Пани — кисти рук (Индра-принцип, давать и брать).

Орган Нади — нервы.

Телесная жидкость Сведха — пот.

Железа Тимус (вилочковая железа).

Сплетение Сердечное.

Другие названия Сердечная чакра, хридая-камала, чинтамани.

Анахата-чакра

Анахата — неограниченный, бесконечный

Анахата-чакра — это одна из самых чудесных чакр, полных красоты и великолепия, и она приглашает нас остаться подольше в ее чертогах неиссякаемых сокровищ восхитительных чувств и переживаний. Она расположена в районе сердца, в центре груди, и поэтому ее называют сердечным центром. И то, что сердце считается символом любви, совсем не случайно, потому что анахата-чакра — это место обитания любви.

Бесконечна любовь, бесконечна и анахата. И то, насколько далеко простирается излучение анахата-чакры, зависит от глубины наших отношений. Когда сердце открывается божественной любви, наша любовь становится бесконечной. Существует множество образных выражений,указывающих на беспредельность анахата-чакры. Мы гово­рим: «У него большое сердце», «В моем сердце есть место для каждого из вас» и т. п.

Когда слова «Я тебя люблю и всегда думаю о тебе» произносит только разум, они остаются просто пустыми словами. Чтобы действительно послать кому-то чувство, наполненное любовью, нужно открыть ана-хата-чакру и позволить, чтобы любовь и свет излучились из нашего внутреннего «Я».


Скрытые силы человека 149

В «Рамаяне»1 есть удивительное описание:

Х

ануман, великий преданный Господа Рамы, часто говорил людям, что Господь Рама и его возлюбленная жена Сита сидят на троне в его сердце. Когда кто-нибудь позволял себе усомниться в этом, Ханумана очень обижало и ранило такое недоверие. Он восклицал: «Я могу до­казать, что говорю чистую правду!» — и с этими словами хватал себя за грудь обеими руками и разрывал ее. И там, в его сердце, действительно были видны живые образы Рамы и Ситы!

Анахата-чакра — это наш внутренний храм, в котором пребывает божественная атма, «пламя жизни». Самореализация, иначе называ­емая Богореализацией, предполагает признание нашего собственного «Я», то есть атмы. Чтобы показать, что что-то нам принадлежит или касается нас, мы непроизвольно указываем в центр груди, местонахож­дение анахаты. Никто не указывает на голову, живот или какую-нибудь другую часть тела. Это четко показывает, что мы непроизвольно иден­тифицируем себя с атмой в сердечном центре.

В Чхандогья-упанишаде сказано:

В центре тела есть небольшая обитель, окруженная стеной с один­надцатью дверями. Спрятанный в этой обители, цветет лотос, а внутри него есть крошечное, маленькое пространство.

Что означает это «крошечное пространство» в сердце лотоса? Это атма, наше истинное «Я». Атма — это частица Бога. Это чистое, неизмен­ное, Бесконечное Сознание. Это Вечное, Нерожденное и Нетленное, что живет в каждом живом существе. Так же как в семени уже содержится и присутствует все дерево, сущность целого Космоса живет в центре сердечной чакры. Предположительно, хотя мы не сможем увидеть этого — даже если рассечь сердце и исследовать его под микроскопом, мы не сможем найти следов этого «крошечного пространства внутри лотоса сердца».

1 Индийский эпос «Рамаяна» посвящен в основном жизнеописанию Господа Рамы. Первую версию Рамаяны составил риши Вальмики. В XVI веке святой-поэт Шри Тулсидас написал другую версию («Рамачаритаманаса»).


150 Парамханс Свами Махешварананда

Дживатма радостно живет в отпущенном на свободу состоянии божественной любви и небесного блаженства после того, как она нашла дорогу к своему истинному «Я» в анахата-чакре. Бхакти-йоги, особенно те, которые исповедуют путь преданности Богу, задерживаются в этом состоянии на очень долгое время. В безбрежном пространстве сердца они постоянно находят что-то новое, пленительное и заманчивое. Но сердечная чакра — это не конечная цель. Вот почему нужно продол­жать свой путь дальше, к познанию Бога и Богореализации, опираясь на учение гьяна-йоги.

Путешествуя на поезде, мы проезжаем мимо разных мест. Мы с удо­вольствием любуемся видом очаровательных деревень, лесов, лугов, гор и озер — но лишь провожаем их взглядом, не делая попыток выйти и остаться, потому что хотим достичь своей цели. Точно так же мы должны продолжать наше путешествие от чакры к чакре и смотреть на анахата-чакру как на одну из многих станций на пути, не позволяя упоительным чувствам, видениям и фантазиям, которые мы здесь встречаем, остановить нас.

Анахата значит «бесконечный» и «непрерывный». В анахата-чакре мы слышим анахата-наду —постоянный, главный звук Вселенной, вечную вибрацию «Я». Этот звук — СО ХАМ — «Это есмь Я». Мы вос­принимаем его как тонкую ритмическую мелодию, похожую на серд­цебиение, только намного более нежную и более прекрасную.

Поэта Шри Кабирдаса эта мелодия, доносящаяся из сердца, вдохно­вила на написание таких строк:

На флейте бесконечности играют безостановочно, и звук еелюбовь.

Когда любовь отрекается от всех привязанностей, она предстает перед истиной.

Чтобы различить звучание «Я», очень важно соединить состояние непоколебимого созерцания с очень тонким состоянием сознательной готовности. Мы способны испытать это, когда непрерывно, день и ночь, удерживаем в сознании мантру СО ХАМ. С каждым дыханием, то есть минимум 21 000 раз за 24 часа, снова и снова повторяется звучание СО ХАМ внутри нас. Поток дыхания производит звук СО при вздохе и


Скрытые силы человека



звук ХАМ при выдохе. Но если мы утратим этот контакт даже на одно дыхание, звук анахаты опять исчезает.

С одной стороны, в анахата-чакре мы испытываем восхитительные, счастливые переживания; с другой стороны, в этой чакре легко стать неуравновешенным. Если ум и сознание не очищены, то в анахата-чакре поднимаются обманчивые мысли и чувства, навязчивые идеи и комплексы, которые воздействуют на нас физически и психически. В глубине себя мы слышим и встречаемся с многочисленными неот-реагированными переживаниями и кармическими ситуациями из прошлого, которые покоятся в подсознании.

Каждый из нас несет в себе глубокие и болезненные раны разочаро­ваний. Намного сложнее лечить душевные раны, чем физические. Они могут легко открыться вновь и затянуть нас в водоворот эмоций. В такой ситуации лучше всего ненадолго уйти из внешнего мира и погрузиться в себя. Это даст приток свежих сил, и с помощью гьяны (мудрости) мы сможем снова обрести душевное равновесие.

Чем больше открывается сердечный центр, тем сильнее и глубже мы ощущаем душевную боль, — но вы можете быть совершенно уверены в том, что она в конце концов растворится в свете любви и мудрости. Поэтому не следует забывать держать дверь сердца открытой. Ведь когда мы закрываем сердце из-за страха получить новые раны, мы одно­временно блокируем наши чувства и препятствуем их ассимиляции и выведению.

Вот почему агья-чакру следует развивать параллельно с анахатой, чтобы вивека (различение) и буддхи (интеллект) могли анализировать и контролировать возникающие чувства — но не поддавая их резкой критике и упрекам, а с любовью и глубоким пониманием, которые излечивают и снимают напряжение. В анахата-чакре мы способны рас­ширять наши чувства в бесконечность, а в агья-чакре мы поднимаем их на более высокий уровень сознания.

Открыть анахата-чакру в духовном смысле означает реализовать всеобъемлющую божественную любовь, свободную от непостоянства земных эмоций.

Когда жизненная сила движется в нас беспрепятственно и гармо­нично, у нас легко на сердце и мы счастливы. Счастье — это состояние совершенного внутреннего равновесия. Когда мы свободны от страха


152 Парамханс Свами Махешварананда

и напряжения, анахата открывается и вызывает приятные чувства и внутреннюю силу. Эта сила исцеляет внутренние раны и позволяет нам забыть боль и неприятности прошлого.

Но, к сожалению, это чувство счастья преходяще. Оно распростра­няется только на физический и психический уровни. Мы действительно испытываем ананду (блаженство), но нам все еще не хватает качеств cam (истина, реальность) и чит (осознание)1. В своем сердце мы можем ощу­щать нашу внутреннюю реальность и великолепие «Я», но не способны постоянно поддерживать в себе это состояние. В эти быстротечные моменты блаженства мы всегда осознаем, что еще не дошли до цели. Однако не нужно впадать в уныние: обязательно настанет день, когда мы окончательно утвердимся в божественном «Я», и тогда уже ничто и никогда не сможет нас напугать или причинить душевную боль.

В «Бхагавад-Гите» (2:58) Господь Кришна говорит:

Йог держит свои чувства под контролем и может по своему желанию привлекать и отпускать их, как черепаха втягивает ноги в панцирь и выдвигает их.

При выполнении своих обязанностей йоги направляют свое внима­ние на земные дела. Но если они хотят соединиться со своим истинным «Я», то обращают внимание внутрь. Свои мысли или чувства они не соотносят с телом, вот почему они сохраняют внутреннее равновесие и разочарования и несчастья мира не затрагивают их внутри.

В анахата-чакре мы встречаемся с двумя специфическими пробле­мами. Это наши земные привязанности и зависимости. Часто мы чув­ствуем, что связаны с кем-то, хотя отнюдь не всегда эти отношения нас устраивают. Чувство принадлежности к группе наблюдается повсюду в природе и является важным средством сохранения ее общественного строя. Но если мы уже выполнили свои обязательства в жизни и все еще не можем освободиться от постоянного беспокойства за семью и собственность, это говорит о ложном чувстве привязанности. И, помимо эго, это одна из самых больших преград на пути духа.

Как узнать, являются ли наши чувства зависимостью или проявле­нием истинной любви? Критерии очень просты:

1 Качества атмы — это сат-чит-ананда. См. также главу о сахасрара-чакре.


Скрытые силы человека



• Любовь приносит радость, а не печаль.

• Любовь выражается в понимании, а не провоцирует на споры.

• Любовь дает защищенность и не выдвигает требований.

• Любовь дает свободу и не знает ревности.

Точно так же и эгоистическая любовь, чувство злобы и мести — это разновидность привязанности, которая лишает нас свободы. Тело уми­рает, но привязанность не исчезает и ограничивает нас еще в течение нескольких жизней. Причина всех проблем кроется в мамате1, привя­занности к тому, что мы называем «мое». Мамата присасывается к нам, как пиявка, и пьет нашу духовную силу. Ей сопутствуют аша (ожидание) и тришна («жажда» — желание, страстное стремление). Пока они живы в нас, мы не можем достичь своей цели. Об этом хорошо рассказано в следующей притче:

О

днажды Учитель подошел к крестьянину, чтобы напомнить ему о его истинном долге жизни. Учитель сказал: «Сейчас, когда твой сын вырос и принял на себя работу в поле, пора уже тебе посвятить себя духовному совершенству». Но крестьянин, который крепко цеплялся за свою семью и хозяйство, ответил: «Еще не время. Я хочу дождаться, пока мой сын женится и родит наследника, а уже потом я приду к тебе, Учитель».

Через несколько лет Учитель навестил крестьянина снова. За это время у того уже родилось несколько внуков, поэтому Учитель сказал: «Теперь твой дом и ферма в надежных руках, ты можешь пойти со мной». Но крестьянин, как и прежде, горячо возражал: «Разве ты не видишь, что они нуждаются во мне? Кто будет присматривать за внуками, когда молодые работают в поле?» И Учитель опять ушел один.

Вскоре после того крестьянин умер и вследствие сильной привязанно­сти к семье родился теленком на бывшей своей ферме. Со временем он превратился в сильного буйвола и пахал поле для молодого крестьянина. Когда Учитель снова пришел в деревню, он узнал его в обличье животного и опять позвал с собой. Но, как всегда, крестьянин не был к этому готов: «Что без меня будет делать мой сын? Он прикупил еще надел земли, и у него нет другой рабочей скотины».

1 Мама — мое, принадлежащее мне; мамата — зависимость, привязанность.



Парамханс Свами Махешварананда


Изнуренный тяжелой работой, через несколько лет он умер и опять родился на той же ферме, теперь в теле собаки. Он неустанно бегал вокруг усадьбы. Но когда ему захотелось приблизиться к своим внукам, собственный сын отогнал его прочь и даже бросил в него камнем, хотя в другое время семья обращалась с ним хорошо. Он все еще был не готов преодолеть свою привязанность и уйти с Учителем, когда тот в очередной раз был в деревне. «Кто будет охранять ферму, если я уйду? — беспоко­ился он. — Она может стать легкой добычей для бродяг и воров».

Так все и продолжалось. Год за годом Учитель продолжал взывать к бывшему крестьянину, который из-за своей привязанности с каждым новым рождением опускался на все более низкие уровни сознания. Он стал змеей, а потом и червем, жившим в хлеву той же фермы. Невзирая на внешние превращения, его внутренняя привязанность к семье и ферме так и осталась неизжитой. Она не давала ему уйти с Учителем в путь к Богу.

Один Учитель имел обыкновение повторять в своем сатсанге только два слова — отсекай и соединяйся. Чтобы соединиться с Богом, нужно сначала отсечь свои старые, ставшие привычными отношениях миром. Как семя погибает в земле, чтобы пустить росток, так и мы должны сначала отказаться от всего, чтобы достичь своей цели.

Зависимость — причина большинства зол. Из зависимости вырас­тают ожидания и требования, а они, в свою очередь, взращивают гнев. Мы злимся, если кто-нибудь отказывает нам в чем-то, чего мы хотим, или если нечто, от чего мы зависим, у нас забирают. Если мы не очи­стимся от нечистых волн этих эмоций, которые идут из нижних чакр, то снова можем утратить все, что приобрели благодаря духовным иска­ниям и благосклонности гуру. Об этом говорится в другой притче:

В

джунглях жил йог, обладавший многими cuggxu, а в его хижине оби­тала небольшая мышка, которую он ежедневно баловал маленькими лакомствами. Однажды мышь стала горько причитать:

— О, Учитель, я так несчастна!

— Из-за чего ты несчастна, мышка? — спросил Учитель.

— Я очень боюсь кота, который рыщет в поисках добычи вокруг хи­жины, — пропищала та.

Учитель сказал:


Скрытые силы человека



— Тебе не придется жить больше в страхе: я превращу тебя в собаку.
И превратил — он же был чудотворцем! Но однажды теперь уже со­
бака прибежала к нему, скуля и дрожа от страха:

— Учитель, я ужасно напугана, в лесу слышен рык громадного тигра.

— Превращу тебя в льва, —решил йог, —тогда ты не будешь бояться тигра.

Так по милости Учителя маленькая мышка превратилась в могучего льва. Как-то йог слегка до крови поранил ногу о камень. Не обратив на это особого внимания, он лег вечером спать и заснул. Привлеченный за­пахом крови, к нему пробрался лев и начал лизать открытую рану йога. Йог хотел отодвинуть ногу, но лев, рыча, крепко удерживал ее лапой и опасный блеск сверкал в его глазах. Он уже забыл все, что Учитель для него сделал, забыл, что его величие и сила были даны ему Учителем. Инстинкт хищника взял верх. Учитель понял это и мановением руки опять превратил льва в крошечную мышь.

Самое важное из отречений — это внутреннее самоотречение (вайра-гья). Прежде всего остального отрекитесь от своих негативных качеств и вредных привычек и устраните блокирующее действие эго, жадности, раздражительности и недоброжелательности, которые преградами стоят на пути вашего внутреннего путешествия.

Самые большие внутренние препятствия, которые держат нас и не дают двинуться дальше, идут из бессознательного и поэтому не поддаются рациональному анализу. Эффективная и полезная техника привнесения света в потаенные изломы нашей психики предлагается в «медитации самоанализа», которая входит в систему «Йога в повсе­дневной жизни».

Всем нам очень трудно отпускать и расставаться. Это вызывает в нас чувство страха и беззащитности, потому что мы попали в зависимость от наших привычек, даже если они вредят нам и причиняют боль. Нам кажется, что мы утратим свою целостность, цель в жизни, но все обстоит совсем наоборот.

• Вайрагья освобождает нас от страха и печали.

• Вайрагья означает любить всех.

• Вайрагья — это и есть любовь.



Парамханс Свами Махешварананда


В анахата-чакре мы находим лотос с двенадцатью лепестками. Лепестки представляют пять пран и пять yna-пран (или, другими сло­вами, пять гьяна-индрий и пять карма-индрий1), а также манас и буддхи. В данном контексте манас обозначает нрав, характер, склонности, а буддхи — интеллектуальные способности.

Двенадцать лепестков также отражают двенадцать самых важных качеств, которые мы можем развить в сердечном центре. Это радость, мир, любовь, гармония, блаженство, ясность, чистота, сострадание, понимание, прощение, терпение и доброта.

Жить с открытым, любящим сердцем — значит пробудить и взле­леять эти двенадцать качеств. Когда мы поливаем лотос анахата-чакры водой бхакти (преданности), эти двенадцать лепестков раскрываются в небесный цветок Вселенской Любви, благоуханием которого наслаж­дается каждый.

Анахата-чакра также известна как чинтамани2, потому что она наде­ляет нас даром выражения наших мыслей и чувств в берущих за сердце словах, картинах и мелодиях. Когда мы пребываем в анахата-чакре, наши ощущения станов







Date: 2016-08-29; view: 401; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.18 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию