Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Всегда важно помнить и осознавать, что не существует ничего «абсолютно» негативного.
Плохи не мы, а те качества, которые мы приобрели, и именно эти качества нам нужно исправлять и менять. Самый легкий и результативный способ это сделать, способ, который невозможно переоценить, — это практика бхакти и повторение мантры. Бхакти (любовь и преданность Богу) и повторение мантры — незаменимые вспомогательные средства на пути нашего развития. При медитации без бхакти эго часто может взять верх, и тогда может так произойти, что подсознание выйдет из-под нашего контроля. Для тех, кто практикует крия-йогу, бхакти (по отношению к тому образу Бога, которому вы поклоняетесь) и мантра особенно важны как опора и защита во время занятий. Гуру-мантра — это свет, который рассеивает тьму неведения внутри нас. В свадхиштхана-чакре спрятаны два «драгоценных камня», которые мы можем использовать себе во благо: иччха-шакти (сила воли) и крия-шакти (сила действия, решительность, побуждение). Иччха-шакти и крия-шакти можно пробудить и усилить, практикуя йогу. Нам помогут их развить такие сильные энергии, как: • прана-шакти — жизненная сила, витальная сила; • дхарана-шакти — сила концентрации; • четана-шакти — сила сознания. Когда соединяются эти три шакти, мы способны претворить все наши идеи, намерения и желания в реальность. И хотя это сугубо психические Скрытые силы человека силы, они берут свое начало в теле. Свободное течение энергии в нади и активация нервных центров (чакр) играют в этом большую роль, очень полезны также пранаяма и концентрация (например, тратака1). Концентрация укрепляет ум, а пранаяма укрепляет и очищает нервную систему. Здесь под очищением понимается устранение блоков, что обеспечивает беспрепятственный ток энергии по каналам и улучшает их работу. Концентрация действует на наше сознание как магнит, увлекая его только в одном направлении. Благодаря этому можно использовать и направлять прана-шакти по собственному желанию. При этом большое значение приобретает наше физическое и духовное питание. Поэтому мы должны культивировать позитивный образ мысли и питаться только полезными и чистыми продуктами — никакого мяса, рыбы, яиц или алкоголя и, естественно, наркотиков. Управление праной и ее сознательное распределение — это наука сродни высшей математике. Прана — инструмент, с помощью которого мы можем достичь своей цели. Когда нервные центры уже очищены, четана-шакти полностью раскрывается в своем потенциале и освещает наше сознание. Пробудив в себе эту силу, мы должны ее правильно использовать, ставя ее в один ряд с волей и действиями для достижения цели Самореализации. Все однажды пройдут через муладхару и свадхиштхану, хотят они этого или нет, занимаются они йогой или нет, молятся они и медитируют или совсем не озабочены духовными поисками. Однако знание об этой стадии развития, сильные иччха-шакти и крия-шакти и хорошо развитая агья окажут нам в этом большую помощь. Свадхиштхана-чакра — это наш ежедневный тренировочный полигон и испытание на всю жизнь. Но обладая мудростью, с Божьей помощью и под руководством Учителя мы можем преодолеть все трудности, которые эта чакра нам уготовила. Я молюсь за ваш успех, и пусть все ваши мысли и чувства изменятся к лучшему! 1 Тратака — техника концентрации на точке или пламени свечи. 122 Парамханс Свами Махешварананда Упражнения для свадхиштхана-чакры В «Хатха-йога-прадипике»1 две мудры предназначены специально для свадхиштхана-чакры: • ваджроли-мудра, • амроли-мудра (напряжение нижних брюшных мышц). Асаны, гармонизирующие свадхиштхана-чакру • Бхуджангасана — кобра (1) Когда кобра потревожена, она поднимает голову. Когда она опять успокаивается, она опускает голову к земле. При выполнении бхуджангасаны эмоции, особенно гнев, можно контролировать и успокаивать. Эффект можно усилить, если руки с выпрямленными локтями сцепить за спиной, тело поднимается без помощи рук, сознание концентрируется в свадхишт-хана-чакре. • Шалабхасана — саранча (2) • Дханурасана — лук (3) • Мригасана — олень (4) • Скандхарасана — плечевая поза (5)
1 Книга, в которой описываются классические упражнения хатха-йоги; считается, что эта традиция идет от самого Господа Шивы. Скрытые силы человека Йога-мудра — наклон вперед сидя на пятках (6) 6 Чакрасана — колесо (7) Сету-асана — мостик (8) Сурья-намаскар — приветствие Солнцу Кхату-пранам — приветствие Кхату (см. стр. 176) Свадхиштхана-чакру можно активировать с помощью определенных техник концентрации и медитации. Но когда мы воздействуем на дремлющую чакру, мы тем самым пробуждаем ее качества. Чтобы эта стадия развития находилась под контролем, такие упражнения выполняются после проведения соответствующей психической подготовки и под руководством опытного инструктора йоги. Манипура-чакра См. цветной рисунок на вклейке. Качества и символы манипура-чакры Местоположение в теле Цвет Таттва Мантра Дополнительные мантры Лотос Животное Божества На позвоночнике, на уровне пупка. Желто-оранжевый — огонь, энергия. Огонь (теджас) — огонь пищеварения, очищение. РАМ. ДАМ, ДХАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ, ПАМ, ПХАМ. Десять лепестков — символ 10 пран. Баран — сила, активность. Вишну — человеческое сознание, эволюция, огонь. Лакшми — благоденствие и счастье (в противоположность обману майи). Перевернутый треугольник — пробуждение, раскрытие. Человеческое сознание. Ясность, уверенность в себе, благополучие, чувство собственного достоинства. Место встречи праны и апаны. Распределение питательных веществ в теле. Сжигание нектара из бинду-чакры. Место обитания слов. Самана — распределение питательных веществ. Сварлока — божественный (небесный) план. Солнце. Буддхи — суждение (Брахма-принцип). Рупа — форма. Рубин. Железо. Сера. Шока — печаль, скорбь. Кшудха — голод. Чакшу — глаза (Сурья-принцип), зрение, визуализация. Острый, пряный. Уткрамана — горение. Пада — ступни (Упендра-принцип, ходьба, движение). Нади — нервы. Ракта — кровь. Поджелудочная. Солнечное. Набхи-камала, пупочный центр, огненный центр. Манипура-чакра Мани — жемчуг, драгоценный камень Пура — место, город После того как мы прошли уровни бессознательного и подсознания — муладхара-чакру и свадхиштхана-чакру, — наше сознание достигает третьего уровня, уровня манипура-чакры. С открытием манипуры практикующий завершает важный этап своего духовного пути. Если сознание раскрылось в манипуре, то вероятность того, что уже в этой жизни удастся достичь цели и обрести Высшее Сознание, существенно возрастает. В манипуре пройдено уже больше половины пути, ведущего к Реализации. Манипура-чакра находится в середине живота, за пупком, поэтому ее также называют пупочным центром. Точнее говоря, сфера ее действия распространяется приблизительно на 7 см выше и ниже пупка. Ее дополнением в теле является солнечное сплетение. Манипура-чакра — это «город драгоценных камней», в котором можно найти жемчужины ясности, мудрости, уверенности в себе и благополучия. Их сияние распространяется вниз на нижние чакры, а также вверх на сердечный центр (анахата-чакру). Чувство любви и счастья, которое мы ощущаем в сердце, на самом деле зарождается в манипуре и оттуда поднимается в анахату. Позитивная энергия, исходящая из манипура-чакры, очищает также свадхиштхану и муладхару и их качества. Страсть превращается в чистую, бескорыстную любовь; благодаря свету мудрости предубеждение и неприятие преобразуется в уважение и понимание; а зависть и ненасытная жадность становятся благожелательностью и здоровой умеренностью. С обретением уверенности в себе и собственных силах гордость и ревность превращаются в скромность и щедрость, неведение — в ясное знание, а лень — в целенаправленное, последовательное усилие. Мы говорили о том, что, если одновременно с муладхарой или свад-хиштханой активируется агья (межбровный центр), это очень помогает Скрытые силы человека 127 в духовном развитии. Так же обстоит дело и с манипурой. Благотворные качества манипура-чакры могут достичь своего совершенства только в слиянии с агья-чакрой. Если полагаться на вдохновляющую силу только одной из них, можно легко впасть в заблуждение. Решения, принятые под влиянием только манипура-чакры, так называемого «инстинктивного чувства», зачастую бывают интуитивно правильными, но под воздействием сильных эмоций они могут искажаться и становиться «иррациональными». И суждения, основывающиеся только на интеллекте, страдают отсутствием полного и всестороннего видения. Поэтому для ясного осознания цели важны обе чакры; «правильное чувство» манипуры нужно направлять и проверять с помощью вивеки (различения) — качества агьи. Осознанность и уверенность в себе — две другие жемчужины манипура-чакры. Пока мы не нашли в себе эти жемчужины и не вынесли их на свет, мы живем в постоянном страхе — страхе, что нас не будут любить, что нас ждет неудача, что мы можем заболеть, умереть... Многие наши страхи порождены блокировками энергии в манипура-чакре. Манипура тесно связана с психикой. Психологические проблемы часто вызывают проблемы пищеварения. Например, у многих людей как реакция на страх или стрессовую ситуацию возникает боль в животе или расстройство кишечника. Таттвой (первоэлементом) манипура-чакры является теЬжас (огонь), и поэтому эту чакру также называют солнечным или огненным центром. В теле первоэлемент огня проявляется как жар тела. Манипура-чакра отвечает за наш энергетический баланс и снабжает энергией органы пищеварения. Раздувая и регулируя «огонь пищеварения», она вносит важный вклад в поддержание тела в стабильном и здоровом состоянии. Манипура-чакру также называют «космической дверью», потому что она открывает вход многочисленным астральным силам. Это центр Хары1, центр силы, или «львиный центр», который дарует нам уравновешенность, постоянство, силу и активность. Он работает как трансформатор энергии, преобразующий и поставляющий в тело космическую энергию (прану), которая поступает к нам с пищей. 1 Хара — одно из имен Господа Шивы, синоним силы и энергии. 128 Парамханс Свами Махешварананда На физическом уровне функцию этой чакры можно сравнить с печью. Когда мы подкладываем в нее дрова, пламя горит хорошо; но если дрова на исходе, огонь постепенно умирает. «Поленьями» для нашего пищеварительного огня (джатхарагни) служит пища, которую мы едим. Зерновые, орехи, фрукты и овощи — это продукты питания с сильной положительной вибрацией. Так же как плохие дрова не дают хорошего огня, продукты более низкого качества дают меньше энергии и сказываются на здоровье; такие «горячие» реакции, как ярость, гнев и агрессия, также растрачивают энергию манипуры и в итоге ослабляют ее. В хорошую печь не нужно все время подкладывать дрова, чтобы она хорошо и долго грела; плохо же работающая печь и тепла дает недостаточно, и остывает, как только топливо подходит к концу. Когда энергия нашей пищи не усваивается, не перерабатывается и не распределяется должным образом в манипура-чакре, мы чувствуем усталость, слабость и недомогание, но при активной манипуре организм обеспечивается достаточным количеством энергии, даже если нам не удалось поесть или поспать. Вот почему для хорошего физического самочувствия самым важным энергетическим центром является манипура-чакра. Дисбаланс или наличие блоков в манипуре.парализует и разрушает нашу энергию и становится причиной различных физических и психических проблем. Если мы не способны ясно мыслить, выражать свои мысли и чувства или наш ум затуманен, то это зачастую вызвано нарушениями в манипура-чакре. Причина многих проблем со здоровьем, таких как диабет, болезни кожи, сердечно-сосудистые заболевания, подагра, артрит, ревматизм, различные виды мигреней, аллергии и других, — недостаток энергии в манипуре и плохая работа системы пищеварения. Как для физического, так и для психического здоровья чрезвычайно важно потреблять здоровую, насыщенную энергией пищу, обладающую чистой, положительной вибрацией. Прежде чем приниматься за еду, нужно узнать, откуда она поступила и какими качествами наделена. Важны не только питательные вещества, но и тонкие вибрации пищевых продуктов, которые накладывают свой отпечаток на тело, ум и нашу духовную энергию. Эти вибрации могут существенным образом изменить наше физическое самочувствие, наши мысли, чувства и запас Скрытые силы человека жизненных сил. Главный вопрос, который нужно себе задать: «Связана ли та пища, которую мы едим, с болью, страданием или смертью живых существ?» Каждый день сотни тысяч животных жестоко умерщвляются, чтобы попасть к нашему столу. Мало того, что мясо вредно для нашего физического здоровья, оно еще и убийственно для нашего сознания. Йоги уже тысячи лет предупреждают людей о кармических последствиях убийства животных, а также об опасности потребления мяса для здоровья людей (сегодня, при распространении у животных таких болезней, как коровья губчатая энцефалопатия («коровье бешенство»), ящур, «птичий грипп» и т. п., а также при кормлении животных антибиотиками и гормонами, это становится уже неоспоримым фактом). Вместе с мясом, которое мы потребляем, мы впитываем вибрацию страха смерти, боль и отчаяние животного. Этот страх погружается в наше подсознание и появляется оттуда на свет в наших снах и медитациях. О том, насколько тонким может быть воздействие пищи, рассказывается в следующей истории:
маленькой хижине на краю деревни жил йог, которому крестьяне каждый день приносили еду. В той же деревне жил вор, которому очень хотелось получить благословение от йога, поэтому однажды он тоже принес ему пищу. Но йог отказался принимать что-либо из его рук. Обиженный вор удалился и решил поступить иначе. Он подговорил владельца харчевни приготовить и отнести йогу обед, который он оплатил. Хозяин харчевни выполнил все, что ему было велено, и йог съел принесенную пищу, не подозревая, что за нее уплатил вор. Во время вечерней медитации в голове у йога неожиданно появилась очень странная мысль. У него возникло навязчивое желание завладеть золотой статуэткой Кришны из храма. Это желание было настолько сильным, что он среди ночи прокрался в храм и украл статуэтку. Но его заметил охранник, который сразу же побежал в деревню и поднял тревогу. Йог со всех ног бросился бежать вниз, к реке, зажав под мышкой золотого Кришну. Он прыгнул в воду — и замер. Холодная вода остудила ему голову, и он начал осознавать, что он натворил и в какой неприятной ситуации оказался: ибо крестьяне уже настигали его с гневными криками. Парамханс Свами Махешварананда Не теряя присутствия духа, йог пустился на хитрость. Он сделал вид, что совершает пуджу1. Когда преследователи приблизились, они увидели якобы ритуальное купание образа Кришны и йога, читающего мантры. Это зрелище усмирило их гнев, и позже они уже вместе с йогом вернулись назад, чтобы снова водрузить статуэтку на ее законное место. Йог никак не мог понять, отчего помутился его рассудок. Потом ему в голову пришла мысль расспросить того человека, который последним приносил ему пищу. Он позвал его и стал спрашивать, откуда была та еда. Тогда хозяин харчевни сознался, что на самом деле за тот обед заплатил вор. И тогда йогу стало совершенно ясно, откуда у него взялось желание украсть. Вибрации мыслей вора были в пище и с ней передались ему. Чтобы нейтрализовать негативные вибрации и воздействия, если мы не знаем, откуда попала к нам наша пища, рекомендуется произносить перед едой молитву. Она преобразует тонкие вибрации и гармонизирует работу манипура-чакры. Но молитва, произнесенная перед приемом пищи, не дает нам «кармической индульгенции». Она не может защитить нас от кармических последствий, неизбежных при потреблении мяса, за умерщвление (или попустительство умерщвлению) животных. Господь — создатель всех живых существ, поэтому как Он может радоваться, когда мы уничтожаем Его Творение? Очень красивая молитва, которую можно произносить перед едой, состоит из последовательности таких мантр: ом аннапурне садапурне шанкара пранаваллабхе гйана-вайрАгйа-сиддхартхе бикшам дехи ча пАрватй мата ча парватй дэвй пита дэво махешварах бандхавах шива бхакташча свадэшо бхуванатрайам ом пурнамидах пурнамидам пурнат пурнамудачйате пурнасйа пурнамадайа пурнамэвавашишйате 1 Пуджа — религиозная церемония. Скрытые силы человека Огонь манипура-чакры — это сакральная сила. Это костер жизни, на который йоги жертвенно возносят не только свою пищу, но и свое сознательное дыхание (пранаяма). Когда мы постигаем, что при поглощении пищи и кислорода мы отдаем, а не берем, тогда эти процессы жизнедеятельности обретают глубокий сакральный смысл. Однако у огня манипура-чакры есть и один большой недостаток. Предназначение и характерное свойство (дхарма) огня — сжигать все без разбора. Его совершенно не заботит, сожжет он до тла газету или денежные банкноты. Поэтому нектар (амрита), который поступает из бинду-чакры и способен замедлять процессы старения и сохранять нам здоровье и молодость, сгорает в манипуре прежде, чем мы можем воспользоваться этим ценным «эликсиром жизни»1. Действие манипура-чакры тесно связано с поджелудочной железой. Смещение поджелудочной железы является серьезной причиной дисбаланса в работе манипуры. Если железа находится на своем месте, то 1 Этот «нектар» — не что иное, как гормон, омолаживающее воздействие которого на тело было известно йогам тысячи лет назад. В йоге существуют особые техники, при помощи которых гормон поступает и усваивается в теле. См. главу о бинду-чакре. Парамханс Свами Махешварананда в центре пупка ощущается слабое биение пульса; но иногда этот пульс смещается влево или вправо или находится немного выше или ниже пупка. Такой сдвиг может повлечь за собой различные расстройства, такие, как головная боль, мигрень, понос, боль в животе, упадок сил, тревожность. Например, если пульс прослушивается выше и левее пупка, то могут возникнуть проблемы с дыханием; если он сдвинут влево от пупка, то это может вызвать проблемы эмоционального плана; сдвиг вправо может стать причиной блокировки энергии; а вправо и ниже — расстройство пищеварения. Однако существуют определенные техники, с помощью которых можно откорректировать положение поджелудочной железы и тем самым восстановить энергетический баланс в манипура-чакре1. Как результат, во многих случаях быстро наступает улучшение самочувствия. Графическим символом манипуры служит десятилепестковый цветок лотоса. Лепестки — это десять видов праны (токов и энергетических вибраций), которыми управляет данная чакра. Под праной могут пониматься две вещи. Во-первых, это вездесущая энергия, наполняющая всю Вселенную, — Космическая Мать, которая питает нашу душу2. Праническая энергия пронизывает все объекты и живые существа и «окрашивается» их качествами. Второе значение праны — это «Бог», или «Я». Сейчас мы говорим о пране в ее первом значении. Мы говорим о жизненной силе, энергии, поглощаемой нами с кислородом, которым мы дышим, и с пищей, которую едим. Есть десять видов праны: пять прана-вайю и пять yna-пран. Они регулируют работу пяти карма-индрий (органов движения) и пяти гьяна-индрий (органов познания-восприятия), которые все вместе отвечают и за другие жизненно важные функции. Пять прана-вайю — это прана, апана, удана, самана и въяна. Прана отвечает за вдох, апана — за выдох, удана —за глотание пищи, самана — за ее переваривание, а вьяна — за кровообращение и нервную систему. 1 См. упражнения для манипура-чакры. 2 Имеется в виду индивидуальная душа. Скрытые силы человека 133 Пять упа-пран — это нага, курма, дэвадатта, крикала и дхананджайя. Нага контролирует функцию рвоты, курма — моргание, дэвадатта — зевоту, крикала — чихание, а дхананджайя питает и укрепляет тело и стабилизирует работу органов. Так как действие десяти пран охватывает все тело, понятно, насколько важна для всего, что выполняет тело, сильная и гармоничная манипура-чакра. Две основные функции тела состоят в получении энергии (прана) и удалении отходов (апана). Энергии праны и апаны встречаются как раз в манипура-чакре. Они отражают два исходных действия — отдавать и получать, отпускать и сжимать, усваивать и выводить. Обе эти силы должны свободно проявляться; нарушения или зажимы ведут к болезни, а в крайних случаях даже к смерти. Прана — это «получающая сила», которая осуществляет и контролирует поступление энергии в наш организм. Она обитает в верхней части тела. С праной к нам поступает кислород, без которого жизнь невозможна, и жизненная сила, содержащаяся в воздухе, которым мы дышим. Апана (апана-вайю) — это «выводящая сила», которая производит дезинтоксикацию посредством выведения, выделения и выдыхания. Ее местом обитания является нижняя часть живота. При нарушении свободного течения апана-вайю в теле скапливаются ядовитые вещества. Недомогания или болезни, которые связаны с нижней частью брюшной полости, кишечником, почками, мочевыводящими путями, ногами и т. д., вызваны разладом в работе апана-вайю. Прана и апана выполняют не только физическую, но и очень важную духовную функцию. С помощью определенных техник высокого уровня йоги (крий) токи энергий праны и апаны соединяются в манипура-чакре и направляются в сушумна-нади (центральную нервную систему). Когда это происходит, энергия кундалини поднимается в сахасрара-чакру и практикующий переживает состояние самадхи, высшего сознания. Однако эта праническая энергия подвержена влиянию излучений нашей психики, наших личных качеств, чувств и мыслей. Пока она продолжает загрязняться и отягощаться кармическими «отходами», она лишена возможности подняться и слиться с божественным. Парамханс Свами Махешварананда Животным символом манипуры считается баран, вспыльчивое и очень энергичное животное. Этот символ указывает на то, что на данной стадии развития мы все еще связаны с природой. Как видно по развитию человеческого эмбриона в матке, в нас генетически заложены проявления растительной, а также животной жизни, и поэтому мы должны постоянно учитывать соответствующие качества и аспекты сознания, которые составляют основу нашей эволюции. Другой символ манипура-чакры — перевернутый треугольник. Этот символ уже встречался нам в муладхаре. Вершина, обращенная вниз, символизирует зарождение, а расходящиеся от нее вверх стороны отображают рост и развитие. Треугольник также символически отображает пламя манипура-чакры, которое, разгораясь, поднимается вверх. Божества, обитающие в манипура-чакре, — Вишну и Лакшми. Лакшми — богиня богатства, изобилия и благоденствия. Это касается не только материального, но, в большей степени, духовного благополучия и здоровья. Здоровье и жизнерадостность — ценное достояние, которое делает нашу жизнь успешной и счастливой. Лакшми — «небесный противовес» майи1. Она одаряет совершенным и непреходящим счастьем. Лакшми олицетворяет восхождение духовной энергии, в то время как майя обращает сознание к материальному миру. Вишну здесь персонифицирует собой движение к человеческому сознанию, духовному росту и творчеству. Господь Вишну покоится посреди безбрежного океана на теле свернутого кольцами тысячегла-вого змея Шешанаги, и змей держит Землю на своих головах. Стоит змею лишь немного пошевелить своими головами, происходит землетрясение. Из пупка Вишну растет лотос, из раскрывающихся лепестков которого появляется Господь Брахма, создатель мира. О чем говорит нам этот мифологический образ? Сначала рассмотрим значение мира, покоящегося на головах змея. Шеша означает «тысяча», но также и «покой», который остался позади. Когда многообразие устранено, остается только единство — Истина (сатъя). Следовательно, Земля, основа нашего существования, покоится только лишь на божественной истине и реальности. Когда основа нашего существования начинает сотрясаться, а это значит, что мы из 1 Майя — мирская иллюзия. Скрытые силы человека 135 единства выпадаем в дуальность, происходит «содрогание» нашего сознания и мы утрачиваем внутренний покой и гармонию с нашим «Я» и мирозданием. В виде кундалини («змеиной силы») мировой змей также представляет муладхара-чакру, на которую опираются наше сознание и личность. В шастрах1 сказано, что первое движение (спхурана)., которое привело к созданию Вселенной, исходило от Господа Вишну. Таким образом, лотос, который растет из пупочного центра Господа Вишну — мани-пура-чакры — символизирует первичный звук ОМ, с которого началось сотворение мира. Поэтому в нем и пребывает Господь Творения, Брахма. Первоэлемент манипура-чакры — огонь, символ активности и созидательной силы. Но фактически в этом архетипе творения мы находим все первоэлементы — землю, воду, воздух (звук) и эфир (пространство). Как вы уже знаете, божество муладхары — Пашупати Шива, который сопутствует эволюции от животного уровня сознания до начала человеческого сознания. В свадхиштхана-чакре мы встречаемся с Брахмой, который пробуждает в людях буддхи (интеллект) и вивеку (разум). А Господь Вишну символизирует человеческое сознание, очищенное от животных качеств, которое начинается в манипуре. В индуистской троице Господь Вишну — Хранитель. Как мать оберегает и кормит свое дитя, так и манипура-чакра охраняет и поддерживает нашу жизнь, распределяя энергию, которую мы получаем, когда едим, пьем и дышим. Цвет манипура-чакры желто-оранжевый, а ее излучение зеленое (это цвет, дополняющий красный). Цвет манипуры — это цвет чистого пламени, которое дает свет и энергию и устраняет все загрязняющие вещества. С одной стороны, «огонь» означает агрессию, страсть, внутренний жар и возбужденность, а с другой, это очищение и утончение. В мани-пура-чакре у нас есть уникальная возможность освободиться раз и навсегда от пагубных качеств и привычек. Когда мы отправляем в 1 Шастры — священные писания, оставшиеся нам от риши (древнеиндийских мудрецов, пророков и святых). Парамханс Свами Махешварананда огонь манипуры наши сомнения и слабости, такие, как гнев и зависть, она тут же сжигает их дотла. Поэтому нам следует направлять энергию подобных эмоций не в голову или в сердце, где она создает блокировки, вызывает напряжение и боль, а в нашу внутреннюю печку. В одном из своих бхаджанов Махапрабхуджи говорит: Зажги огонь манипуры и брось в этот огонь сомненья свои и невежество. А в другом бхаджане Махапрабхуджи воспевает внутренний огонь манипура-чакры: О йоги, зачем разжигать вам в джунглях костер? Мой костер пылает без дров и не дымит. Это внутренний костер, он горит благодаря прана-шакти. Посреди этого костра течет священная Ганга, В которой йоги обновляют свои силы. Здесь под костром подразумевается пингала-нади, а под Гангой — ида-нади\ каналы, где проходят нервные окончания, которые тянутся вдоль правой и левой сторон тела. Пингала-нади активизируется при прохождении воздуха в правой ноздре. Эта энергия согревает подобно солнечному свету. Ида-нади активизируется при дыхании левой ноздрей. Она излучается как мягкий и прохладный лунный свет. В том же бхаджане далее говорится: Голоса этих йогов звенят красотой и чистотой В гармонии с ритмом вечности. Этот ритм — нада, звук пульса Вселенной, который мы можем почувствовать в пупке и ощутить как звук тонкого мира в медитации. Другой основной ритм, который отзывается в нас, — СО ХАМ, «Это есмь Я». Это глас души, который мы можем различить в глубокой медитации. Нада (звук, вибрация) — это краеугольный камень Вселенной. Когда нада уплотняется, образуются тонкие первоэлементы и элементы, про- 1 См. главу «Нади». Скрытые силы человека явленные в грубой форме. Резонанс этой вибрации пульсирует в нас как жизненная сила (прана). Биджа-мантра манипура-чакры — РАМ. Этот звук произошел от вибрации при пересечении нади в этом центре. Когда мы произносим нараспев в течение некоторого времени РАМ, делая особое ударение на вибрации «Р», мы начинаем ощущать приятное чувство тепла и поток энергии. Манипура-чакра — место, где обитают слова. Это можно продемонстрировать с помощью следующего эксперимента: положите себе на пуп большой палец и произнесите громко какое-нибудь слово. Вы заметите, что сначала ощутите вибрацию звука в пупке, прежде чем он зазвучит из ваших уст. Звук начинается в пупке, поднимается к гортани и проявляет себя в виде звука на губах. Поэтому упражнения для укрепления и гармонизации манипура-чакры помогают при заикании и любых других физических недостатках, связанных с речью. Махапрабхуджи говорил: Пока руки работают, держи имя Бога на устах. И еще: Пусть слова твои текут из уст, как сияющие жемчужины. Наилучшее слово из всех — это имя Бога, мантра. Поэтому всегда практикуйте произнесение своей мантры. Если у вас еще нет личной мантры, то мысленно повторяйте ОМ ШАНТИ. ОМ — это первый проявленный звук, а ШАНТИ означает «мир», «покой». Вы почувствуете, как эта вибрация наполняет вашу внутреннюю жизнь гармонией, силой и покоем, и благодаря этому ваше отношение к внешнему миру и людям, вас окружающим, изменится к лучшему. У буддистов есть знаменитая мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ1. Она означает «Поклоняюсь лотосным стопам Учителя», или «Мое почтение Владыке города, украшенного драгоценными камнями». Эта мантра также говорит: «Я есмь драгоценность в лотосе — мое "Я" несет в себе все эти драгоценности в виде божественных качеств». Лотос как символ 1 Ом — первозданный звук, имя Бога. Мани — драгоценный камень, или жемчужина. Падме — лотос, или, символически, «лотосные стопы Учителя». Хум — «я склоняюсь в поклоне» или «я есмь». 138 Парамханс Свами Махешварананда красоты, чистоты, мудрости, блаженства и духовного пробуждения полностью совпадает с качествами манипура-чакры. Вот почему вибрация мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ особенно действует на эту чакру и несет нам освобождение от внутренних проблем и комплексов. Те, кто ежедневно молится, медитирует и повторяет свои мантры, благословенны. Благодаря прилагаемым усилиям, знанию, вере в Бога и благословению Учителя (гуру-крипа) все обращается к лучшему. Сделайте Бога своим постоянным спутником в путешествии по жизни и позвольте имени Бога постоянно звучать внутри вас. Те, кто ощущают внутри присутствие Бога, живут в вечной радости и им неведомо чувство грусти или одиночества. Начиная медитацию, всегда сначала сосредоточьтесь на манипура-чакре. Если этот энергетический центр будет расслаблен, то автоматически расслабятся муладхара и свадхиштхана. Тогда энергия сможет подниматься беспрепятственно, устремляясь вовне и вверх к сердцу. Благодаря этому вы сможете получить опыт счастливой и глубокой медитации. Когда энергия гармонично течет в манипура-чакре, у нас возникает чувство полного благополучия; а когда мы чувствуем себя хорошо, у нас все идет гладко. Это чувство благополучия пронизывает все наше тело, ум и душу и становится залогом хорошего здоровья и непрерывного духовного развития. Упражнения для манипура-чакры Асаны, особенно сильно действующие на манипура-чакру
• Пасчимоттанасана — растягивание задней поверхности тела (1) • Триконасана — треугольник (2)
• Ширангушшхасана — боковые наклоны к пальцам ног (3)
• Випаршпакарани-мудра — пополнение энергии (4)
• Ардхаматсъендрасана — скручивание позвоночника (5)
• Сантуланасана — балансирующая поза(6) • Кашьяпасана • Кхату-пранам (см. стр. 176) 140 Парамханс Свами Махешварананда Упражнения для усиления и очищения апана-вайю • Джала-нети — очищение носовых проходов • Паули — вращение брюшными мышцами • Агнисара-крия • Шанка пракшалана — очищение кишечника • Бхастрика-пранаяма — дыхание «кузнечные мехи» • Ашвини-мудра • Мула-бандха Упражнения для пищеварения и активации манипура-чакры • Мягкий массаж живота, выполняемый по часовой стрелке. • Вирасана — поза героя (1) и ваджрасана — поза сидя на пятках (2) Оказывают эффективное воздействие на пищеварение через ваджра-нади, два нервных канала, которые проходят от больших пальцев ног по передней поверхности тела. Для улучшения пищеварения рекомендуется сидеть в ваджрасане от пяти до десяти минут после еды. • Другие очень эффективные практики: приседание, «гребля», Скрытые силы человека Лучшая практика для активации всех пран — крия-йога1 Агнисара-крия и наули-крия Часто наш внутренний огонь слаб и тратится попусту. Западный образ жизни и питания можно сравнить с топливом низкого качества, которое своим дымом скорее душит процесс горения, чем питает его. Агнисара-крия зажигает огонь манипура-чакры и дарует жизненную силу и энергию. Практиковать агнисара-крию нужно всегда только на пустой желудок, поэтому лучше всего ее делать до завтрака. Выполнение агнисара-крии: • Станьте прямо, немного разведя ноги в стороны, и сделайте глубокий вдох носом, направляя вдыхаемый воздух в область живота. Затем немного согните ноги в коленях и уприте руки в колени; одновременно сделайте полный выдох ртом. • Затем втяните живот внутрь и вверх как можно сильнее и на задержке дыхания быстро и сильно втягивайте и выталкивайте стенку живота 10-20 раз. • На вдохе опять станьте прямо и сделайте 2-3 цикла глубокого, расслабляющего дыхания. Затем повторите упражнение еще 2 раза. • Так же как кузнечные мехи раздувают пламя, это упражнение стимулирует работу манипуры. При ежедневной практике все избыточные слои подкожного жира в области живота исчезнут вместе с проблемами пищеварения и кровоснабжения. При регулярном выполнении уйдут и такие сопутствующие проблемы, как головная боль, быстрая утомляемость, пониженное внимание или апатия. Выполнение наули-крии: После ежедневного выполнения агнисара-крии как минимум в течение трех месяцев можно приступать к практике наули-крии. Изучение 1 Техники духовной йоги, которые передаются от учителя к ученику, достигшему определенного уровня. 142 Парамханс Свами Махешварананда этой практики должно происходить только под руководством инструктора йоги. • Техника наули-крии: сначала втягивайте боковые мышцы живота с одновременным напряжением мышц, проходящих по центру, а затем начинайте выполнять ими вращательное движение. Благодаря этому происходит тщательный массаж кишечника и всех органов, расположенных внизу брюшной полости, что при ежедневной практике может предупредить и даже излечить многие болезни. Как устранить смещение поджелудочной железы Лягте на спину и расслабьте живот. А теперь почувствуйте пальцами биение пульса в районе пупка. Обычно пульс находится прямо под пупком, там, где в матке осуществляется связь между матерью и зародышем1. Если пульс смещен, его можно центрировать с помощью следующих упражнений: • Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Лягте на спину и расслабьтесь. Если «пупочный пульс» смещен влево, то пусть ваш партнер несколько раз короткими рывкам потянет вас за правую ногу. После этого пульс чаще всего возвращается в центр пупка. Если пульс прощупывается справа от пупка, то тянуть нужно за левую ногу. • Альтернативное упражнение, которое можно выполнять самому, таково: если пульс смещен влево, то нужно поднять вверх правую ногу и несколько раз сильно лягнуть ею в воздухе. Если же пульс чувствуется справа, то выполняйте это движение левой ногой. • Сядьте на пол с прямыми ногами и возьмитесь левой рукой за пальцы правой ноги, если пульс смещен влево, или за левую ногу правой рукой, если пульс сдвинут вправо. Оставайтесь в этом 1 Именно поэтому беременным женщинам нужно предусмотрительно направлять внимание в манипура-чакру. Скрытые силы человека 143 положении в течение некоторого времени, дыша глубоко и расслабленно. • Станьте перед стеной и, если пульс смещен влево, обопритесь правой рукой о стену для поддержки. Поднимите правую ногу, держа ее прямо, и возьмитесь левой рукой за пальцы правой ноги; оставайтесь в этом положении приблизит'ельно полминуты. Если пульс справа, то придерживайтесь левой рукой, поднимайте левую ногу и держите ее пальцы правой рукой. • Еще одно альтернативное упражнение — это «подъем из положения на корточках». Опуститесь на корточки и положите пальцы рук под подошвы с внутренней стороны. Затем выпрямите ноги настолько, насколько сможете. • Пасчимоттанасана (растягивание задней поверхности тела) и ваджрасана (сидение на пятках) также оказывают гармонизирующее влияние на работу поджелудочной железы. Упражнения для пробуждения манипура-чакры • Лягте на спину и расслабьте все тело. • Сосредоточьте внимание на манипуре — ощутите энергию, текущую в пупочном центре. • Откройтесь потоку космической энергии, впитайте его в себя и позвольте ему беспрепятственно течь дальше. • Глубоко вдохните и выдохните 10 раз. Вдох длится на 25 счетов, задержка на 5 счетов и выдох снова на 25. Во время выдоха направляйте энергию в сердечный центр (анахату). • После этого медленно и глубоко вдохните, не делая больше задержки. При выполнении этого упражнения в таком режиме в течение некоторого времени вы сможете расширить диапазон его выполнения в соответствии с собственными возможностями до 50 счетов (вдох), 15 счетов (задержка), 50 (выдох). • Сделайте другой цикл из 10 дыханий следующим образом: со вздохом дышите до 5, задержите дыхание, считая до 15, с выдохом дышите до 10, задержка на выдохе — 25. 144 Парамханс Свами Махешварананда • Затем дышите обычным образом и концентрируйтесь на мани-пуре. • Слегка пошевелите пальцами, кистями и руками, затем пальцами ног, ступнями и ногами. • Сделайте 10 движений ногами, как будто едете на велосипеде, попеременно вынося ноги вперед; затем 10 «велосипедных» движений назад. • Перевернитесь на живот и расслабьтесь на несколько минут. • Поставьте ладони ниже плеч и поднимите туловище до самого пупка {бхуджангасана — «кобра»). Оставайтесь в этом положении в течение 10-15 дыханий. • Ненадолго расслабьтесь и повторите упражнение. • Расслабьте все тело и отследите свои ощущения после выполнения этой практики. Добавочные упражнения для активации манипура-чакры • Пение ОМ • Бхастрика-пранаяма — «кузнечные мехи» • Йога-мудра — наклон вперед сидя на пятках (1) • Ашвини-мудра • Уддияна-бандха (2) • Маха-бандха (3) Скрытые силы человека Упражнения для повышения уверенности в себе • Расслабьте все тело и сосредоточьте внимание на процессе дыхания. Наблюдайте за движениями своего живота на вдохе и выдохе, за тем, как пупок со вздохом выдвигается вперед и опять уходит назад с выдохом. • Почувствуйте поток своего дыхания между горлом и пупком. Со вдохом направляйте сознание от вишуддхи-чакры до манипура-чакры, а с выдохом — от манипуры до вишуддхи. • После концентрации на дыхании в течение некоторого времени поток сознания постепенно развернется в другую сторону. Теперь сознание двигается с дыханием от живота к горлу на вздохе, как будто уровень воды поднимается в стакане, когда в него наливают воду; а на выдохе оно опускается от горла к пупку, словно опускается поплавок водомера, по мере того как вода уходит из стакана. Практикуйте эту концентрацию на дыхании ежедневно в течение 10-15 минут. Лучше всего это делать во время релаксации перед или после выполнения асан. При этом активируется манипура-чакра, высвобождается заблокированная энергия и гармонизируется течение энергии между манипура-, анахата- и вишуддхи-чакрами (пупочным, сердечным и горловым центрами). Медитативная практика для преодоления негативных качеств Визуализируйте себя сидящим у костра. Вы сидите перед костром и наблюдаете за собой как посторонний зритель. А теперь бросьте в костер, представив их в виде небольших кусочков дерева, все те негативные качества, мысли, комплексы и чувства, которые подавляют, мешают или ранят вас. Глазами «наблюдателя» увидьте себя выполняющим это действие. Наблюдайте за тем, как куски дерева постепенно сгорают до тла. У вас внутри появляется чувство удовлетворения, облегчения и освобождения. Анахата-чакра См. цветной рисунок на вклейке. Качества и символы анахата-чакры Местоположение в теле Цвет По центру груди на уровне сердца. Небесно-голубой — чистота, свобода, открытость, бесконечность; оранжевый и зеленый — излучение огня из манипура-чакры. Вайю (воздух) — движение, энергия, осязание, ощущение. ЙАМ. КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НАМ, ТАМ, TXA1V1. 12 лепестков — 12 качеств сердца: радость, покой, доброта, терпение, любовь, гармония, ясность, сострадание, чистота, понимание, прощение, блаженство. Антилопа — бдительность, скорость, чувствительность. Шива и Шакти — сознание и природа. Молодой месяц — изменчивость, путь к совершенству. Два треугольника — восходящая и нисходящая энергия. Дживан-джйоти — место обитания «Живого Света». Атма-бхакти — любовь, преданность, понимание, сострадание, прощение. Бхада-самадхи — самадхи любви к Богу. Санкалъпа-шакти — сипа исполнения желаний. Мантра-шакти — сила слов. Аджапа-джапа — непроизвольное, постоянное повторение мантры. Место обитания чувств и эмоций, писательского дара, артистического таланта. Позитивный аспект: пробуждение божественной любви. Негативный аспект: непостоянство эмоций, застой развития. Прана — дыхание. Махарлока — равновесие. Венера. Санкальпа-викалъпа — формирование и отказ от идей; Луна — изменчивость. Сапфир. Медь. Калий. Моха — отсутствие видения, проницательности (причина привязанности). Тршина — жажда. Твач — кожа (Вайю-принцип, осязание). Парамханс Свами Махешварананда Вкус Вяжущий. Качество Прасарана — расширение, рост. Часть тела Пани — кисти рук (Индра-принцип, давать и брать). Орган Нади — нервы. Телесная жидкость Сведха — пот. Железа Тимус (вилочковая железа). Сплетение Сердечное. Другие названия Сердечная чакра, хридая-камала, чинтамани. Анахата-чакра Анахата — неограниченный, бесконечный Анахата-чакра — это одна из самых чудесных чакр, полных красоты и великолепия, и она приглашает нас остаться подольше в ее чертогах неиссякаемых сокровищ восхитительных чувств и переживаний. Она расположена в районе сердца, в центре груди, и поэтому ее называют сердечным центром. И то, что сердце считается символом любви, совсем не случайно, потому что анахата-чакра — это место обитания любви. Бесконечна любовь, бесконечна и анахата. И то, насколько далеко простирается излучение анахата-чакры, зависит от глубины наших отношений. Когда сердце открывается божественной любви, наша любовь становится бесконечной. Существует множество образных выражений,указывающих на беспредельность анахата-чакры. Мы говорим: «У него большое сердце», «В моем сердце есть место для каждого из вас» и т. п. Когда слова «Я тебя люблю и всегда думаю о тебе» произносит только разум, они остаются просто пустыми словами. Чтобы действительно послать кому-то чувство, наполненное любовью, нужно открыть ана-хата-чакру и позволить, чтобы любовь и свет излучились из нашего внутреннего «Я». Скрытые силы человека 149 В «Рамаяне»1 есть удивительное описание:
ануман, великий преданный Господа Рамы, часто говорил людям, что Господь Рама и его возлюбленная жена Сита сидят на троне в его сердце. Когда кто-нибудь позволял себе усомниться в этом, Ханумана очень обижало и ранило такое недоверие. Он восклицал: «Я могу доказать, что говорю чистую правду!» — и с этими словами хватал себя за грудь обеими руками и разрывал ее. И там, в его сердце, действительно были видны живые образы Рамы и Ситы! Анахата-чакра — это наш внутренний храм, в котором пребывает божественная атма, «пламя жизни». Самореализация, иначе называемая Богореализацией, предполагает признание нашего собственного «Я», то есть атмы. Чтобы показать, что что-то нам принадлежит или касается нас, мы непроизвольно указываем в центр груди, местонахождение анахаты. Никто не указывает на голову, живот или какую-нибудь другую часть тела. Это четко показывает, что мы непроизвольно идентифицируем себя с атмой в сердечном центре. В Чхандогья-упанишаде сказано: В центре тела есть небольшая обитель, окруженная стеной с одиннадцатью дверями. Спрятанный в этой обители, цветет лотос, а внутри него есть крошечное, маленькое пространство. Что означает это «крошечное пространство» в сердце лотоса? Это атма, наше истинное «Я». Атма — это частица Бога. Это чистое, неизменное, Бесконечное Сознание. Это Вечное, Нерожденное и Нетленное, что живет в каждом живом существе. Так же как в семени уже содержится и присутствует все дерево, сущность целого Космоса живет в центре сердечной чакры. Предположительно, хотя мы не сможем увидеть этого — даже если рассечь сердце и исследовать его под микроскопом, мы не сможем найти следов этого «крошечного пространства внутри лотоса сердца». 1 Индийский эпос «Рамаяна» посвящен в основном жизнеописанию Господа Рамы. Первую версию Рамаяны составил риши Вальмики. В XVI веке святой-поэт Шри Тулсидас написал другую версию («Рамачаритаманаса»). 150 Парамханс Свами Махешварананда Дживатма радостно живет в отпущенном на свободу состоянии божественной любви и небесного блаженства после того, как она нашла дорогу к своему истинному «Я» в анахата-чакре. Бхакти-йоги, особенно те, которые исповедуют путь преданности Богу, задерживаются в этом состоянии на очень долгое время. В безбрежном пространстве сердца они постоянно находят что-то новое, пленительное и заманчивое. Но сердечная чакра — это не конечная цель. Вот почему нужно продолжать свой путь дальше, к познанию Бога и Богореализации, опираясь на учение гьяна-йоги. Путешествуя на поезде, мы проезжаем мимо разных мест. Мы с удовольствием любуемся видом очаровательных деревень, лесов, лугов, гор и озер — но лишь провожаем их взглядом, не делая попыток выйти и остаться, потому что хотим достичь своей цели. Точно так же мы должны продолжать наше путешествие от чакры к чакре и смотреть на анахата-чакру как на одну из многих станций на пути, не позволяя упоительным чувствам, видениям и фантазиям, которые мы здесь встречаем, остановить нас. Анахата значит «бесконечный» и «непрерывный». В анахата-чакре мы слышим анахата-наду —постоянный, главный звук Вселенной, вечную вибрацию «Я». Этот звук — СО ХАМ — «Это есмь Я». Мы воспринимаем его как тонкую ритмическую мелодию, похожую на сердцебиение, только намного более нежную и более прекрасную. Поэта Шри Кабирдаса эта мелодия, доносящаяся из сердца, вдохновила на написание таких строк: На флейте бесконечности играют безостановочно, и звук ее — любовь. Когда любовь отрекается от всех привязанностей, она предстает перед истиной. Чтобы различить звучание «Я», очень важно соединить состояние непоколебимого созерцания с очень тонким состоянием сознательной готовности. Мы способны испытать это, когда непрерывно, день и ночь, удерживаем в сознании мантру СО ХАМ. С каждым дыханием, то есть минимум 21 000 раз за 24 часа, снова и снова повторяется звучание СО ХАМ внутри нас. Поток дыхания производит звук СО при вздохе и Скрытые силы человека звук ХАМ при выдохе. Но если мы утратим этот контакт даже на одно дыхание, звук анахаты опять исчезает. С одной стороны, в анахата-чакре мы испытываем восхитительные, счастливые переживания; с другой стороны, в этой чакре легко стать неуравновешенным. Если ум и сознание не очищены, то в анахата-чакре поднимаются обманчивые мысли и чувства, навязчивые идеи и комплексы, которые воздействуют на нас физически и психически. В глубине себя мы слышим и встречаемся с многочисленными неот-реагированными переживаниями и кармическими ситуациями из прошлого, которые покоятся в подсознании. Каждый из нас несет в себе глубокие и болезненные раны разочарований. Намного сложнее лечить душевные раны, чем физические. Они могут легко открыться вновь и затянуть нас в водоворот эмоций. В такой ситуации лучше всего ненадолго уйти из внешнего мира и погрузиться в себя. Это даст приток свежих сил, и с помощью гьяны (мудрости) мы сможем снова обрести душевное равновесие. Чем больше открывается сердечный центр, тем сильнее и глубже мы ощущаем душевную боль, — но вы можете быть совершенно уверены в том, что она в конце концов растворится в свете любви и мудрости. Поэтому не следует забывать держать дверь сердца открытой. Ведь когда мы закрываем сердце из-за страха получить новые раны, мы одновременно блокируем наши чувства и препятствуем их ассимиляции и выведению. Вот почему агья-чакру следует развивать параллельно с анахатой, чтобы вивека (различение) и буддхи (интеллект) могли анализировать и контролировать возникающие чувства — но не поддавая их резкой критике и упрекам, а с любовью и глубоким пониманием, которые излечивают и снимают напряжение. В анахата-чакре мы способны расширять наши чувства в бесконечность, а в агья-чакре мы поднимаем их на более высокий уровень сознания. Открыть анахата-чакру в духовном смысле означает реализовать всеобъемлющую божественную любовь, свободную от непостоянства земных эмоций. Когда жизненная сила движется в нас беспрепятственно и гармонично, у нас легко на сердце и мы счастливы. Счастье — это состояние совершенного внутреннего равновесия. Когда мы свободны от страха 152 Парамханс Свами Махешварананда и напряжения, анахата открывается и вызывает приятные чувства и внутреннюю силу. Эта сила исцеляет внутренние раны и позволяет нам забыть боль и неприятности прошлого. Но, к сожалению, это чувство счастья преходяще. Оно распространяется только на физический и психический уровни. Мы действительно испытываем ананду (блаженство), но нам все еще не хватает качеств cam (истина, реальность) и чит (осознание)1. В своем сердце мы можем ощущать нашу внутреннюю реальность и великолепие «Я», но не способны постоянно поддерживать в себе это состояние. В эти быстротечные моменты блаженства мы всегда осознаем, что еще не дошли до цели. Однако не нужно впадать в уныние: обязательно настанет день, когда мы окончательно утвердимся в божественном «Я», и тогда уже ничто и никогда не сможет нас напугать или причинить душевную боль. В «Бхагавад-Гите» (2:58) Господь Кришна говорит: Йог держит свои чувства под контролем и может по своему желанию привлекать и отпускать их, как черепаха втягивает ноги в панцирь и выдвигает их. При выполнении своих обязанностей йоги направляют свое внимание на земные дела. Но если они хотят соединиться со своим истинным «Я», то обращают внимание внутрь. Свои мысли или чувства они не соотносят с телом, вот почему они сохраняют внутреннее равновесие и разочарования и несчастья мира не затрагивают их внутри. В анахата-чакре мы встречаемся с двумя специфическими проблемами. Это наши земные привязанности и зависимости. Часто мы чувствуем, что связаны с кем-то, хотя отнюдь не всегда эти отношения нас устраивают. Чувство принадлежности к группе наблюдается повсюду в природе и является важным средством сохранения ее общественного строя. Но если мы уже выполнили свои обязательства в жизни и все еще не можем освободиться от постоянного беспокойства за семью и собственность, это говорит о ложном чувстве привязанности. И, помимо эго, это одна из самых больших преград на пути духа. Как узнать, являются ли наши чувства зависимостью или проявлением истинной любви? Критерии очень просты: 1 Качества атмы — это сат-чит-ананда. См. также главу о сахасрара-чакре. Скрытые силы человека • Любовь приносит радость, а не печаль. • Любовь выражается в понимании, а не провоцирует на споры. • Любовь дает защищенность и не выдвигает требований. • Любовь дает свободу и не знает ревности. Точно так же и эгоистическая любовь, чувство злобы и мести — это разновидность привязанности, которая лишает нас свободы. Тело умирает, но привязанность не исчезает и ограничивает нас еще в течение нескольких жизней. Причина всех проблем кроется в мамате1, привязанности к тому, что мы называем «мое». Мамата присасывается к нам, как пиявка, и пьет нашу духовную силу. Ей сопутствуют аша (ожидание) и тришна («жажда» — желание, страстное стремление). Пока они живы в нас, мы не можем достичь своей цели. Об этом хорошо рассказано в следующей притче:
днажды Учитель подошел к крестьянину, чтобы напомнить ему о его истинном долге жизни. Учитель сказал: «Сейчас, когда твой сын вырос и принял на себя работу в поле, пора уже тебе посвятить себя духовному совершенству». Но крестьянин, который крепко цеплялся за свою семью и хозяйство, ответил: «Еще не время. Я хочу дождаться, пока мой сын женится и родит наследника, а уже потом я приду к тебе, Учитель». Через несколько лет Учитель навестил крестьянина снова. За это время у того уже родилось несколько внуков, поэтому Учитель сказал: «Теперь твой дом и ферма в надежных руках, ты можешь пойти со мной». Но крестьянин, как и прежде, горячо возражал: «Разве ты не видишь, что они нуждаются во мне? Кто будет присматривать за внуками, когда молодые работают в поле?» И Учитель опять ушел один. Вскоре после того крестьянин умер и вследствие сильной привязанности к семье родился теленком на бывшей своей ферме. Со временем он превратился в сильного буйвола и пахал поле для молодого крестьянина. Когда Учитель снова пришел в деревню, он узнал его в обличье животного и опять позвал с собой. Но, как всегда, крестьянин не был к этому готов: «Что без меня будет делать мой сын? Он прикупил еще надел земли, и у него нет другой рабочей скотины». 1 Мама — мое, принадлежащее мне; мамата — зависимость, привязанность. Парамханс Свами Махешварананда Изнуренный тяжелой работой, через несколько лет он умер и опять родился на той же ферме, теперь в теле собаки. Он неустанно бегал вокруг усадьбы. Но когда ему захотелось приблизиться к своим внукам, собственный сын отогнал его прочь и даже бросил в него камнем, хотя в другое время семья обращалась с ним хорошо. Он все еще был не готов преодолеть свою привязанность и уйти с Учителем, когда тот в очередной раз был в деревне. «Кто будет охранять ферму, если я уйду? — беспокоился он. — Она может стать легкой добычей для бродяг и воров». Так все и продолжалось. Год за годом Учитель продолжал взывать к бывшему крестьянину, который из-за своей привязанности с каждым новым рождением опускался на все более низкие уровни сознания. Он стал змеей, а потом и червем, жившим в хлеву той же фермы. Невзирая на внешние превращения, его внутренняя привязанность к семье и ферме так и осталась неизжитой. Она не давала ему уйти с Учителем в путь к Богу. Один Учитель имел обыкновение повторять в своем сатсанге только два слова — отсекай и соединяйся. Чтобы соединиться с Богом, нужно сначала отсечь свои старые, ставшие привычными отношениях миром. Как семя погибает в земле, чтобы пустить росток, так и мы должны сначала отказаться от всего, чтобы достичь своей цели. Зависимость — причина большинства зол. Из зависимости вырастают ожидания и требования, а они, в свою очередь, взращивают гнев. Мы злимся, если кто-нибудь отказывает нам в чем-то, чего мы хотим, или если нечто, от чего мы зависим, у нас забирают. Если мы не очистимся от нечистых волн этих эмоций, которые идут из нижних чакр, то снова можем утратить все, что приобрели благодаря духовным исканиям и благосклонности гуру. Об этом говорится в другой притче:
джунглях жил йог, обладавший многими cuggxu, а в его хижине обитала небольшая мышка, которую он ежедневно баловал маленькими лакомствами. Однажды мышь стала горько причитать: — О, Учитель, я так несчастна! — Из-за чего ты несчастна, мышка? — спросил Учитель. — Я очень боюсь кота, который рыщет в поисках добычи вокруг хижины, — пропищала та. Учитель сказал: Скрытые силы человека — Тебе не придется жить больше в страхе: я превращу тебя в собаку. — Учитель, я ужасно напугана, в лесу слышен рык громадного тигра. — Превращу тебя в льва, —решил йог, —тогда ты не будешь бояться тигра. Так по милости Учителя маленькая мышка превратилась в могучего льва. Как-то йог слегка до крови поранил ногу о камень. Не обратив на это особого внимания, он лег вечером спать и заснул. Привлеченный запахом крови, к нему пробрался лев и начал лизать открытую рану йога. Йог хотел отодвинуть ногу, но лев, рыча, крепко удерживал ее лапой и опасный блеск сверкал в его глазах. Он уже забыл все, что Учитель для него сделал, забыл, что его величие и сила были даны ему Учителем. Инстинкт хищника взял верх. Учитель понял это и мановением руки опять превратил льва в крошечную мышь. Самое важное из отречений — это внутреннее самоотречение (вайра-гья). Прежде всего остального отрекитесь от своих негативных качеств и вредных привычек и устраните блокирующее действие эго, жадности, раздражительности и недоброжелательности, которые преградами стоят на пути вашего внутреннего путешествия. Самые большие внутренние препятствия, которые держат нас и не дают двинуться дальше, идут из бессознательного и поэтому не поддаются рациональному анализу. Эффективная и полезная техника привнесения света в потаенные изломы нашей психики предлагается в «медитации самоанализа», которая входит в систему «Йога в повседневной жизни». Всем нам очень трудно отпускать и расставаться. Это вызывает в нас чувство страха и беззащитности, потому что мы попали в зависимость от наших привычек, даже если они вредят нам и причиняют боль. Нам кажется, что мы утратим свою целостность, цель в жизни, но все обстоит совсем наоборот. • Вайрагья освобождает нас от страха и печали. • Вайрагья означает любить всех. • Вайрагья — это и есть любовь. Парамханс Свами Махешварананда В анахата-чакре мы находим лотос с двенадцатью лепестками. Лепестки представляют пять пран и пять yna-пран (или, другими словами, пять гьяна-индрий и пять карма-индрий1), а также манас и буддхи. В данном контексте манас обозначает нрав, характер, склонности, а буддхи — интеллектуальные способности. Двенадцать лепестков также отражают двенадцать самых важных качеств, которые мы можем развить в сердечном центре. Это радость, мир, любовь, гармония, блаженство, ясность, чистота, сострадание, понимание, прощение, терпение и доброта. Жить с открытым, любящим сердцем — значит пробудить и взлелеять эти двенадцать качеств. Когда мы поливаем лотос анахата-чакры водой бхакти (преданности), эти двенадцать лепестков раскрываются в небесный цветок Вселенской Любви, благоуханием которого наслаждается каждый. Анахата-чакра также известна как чинтамани2, потому что она наделяет нас даром выражения наших мыслей и чувств в берущих за сердце словах, картинах и мелодиях. Когда мы пребываем в анахата-чакре, наши ощущения станов Date: 2016-08-29; view: 401; Нарушение авторских прав |