Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необычное богослужение 3 page
- Ведь я даже воззвание написал в Лавре, чтобы люди одумались... Понимаешь, Симон, есть вера Православной Церкви, имеющей полноту ее благодати. И есть вера во Христа всех других верующих, не принадлежащих к ней и не имеющих такой благодати. Православные люди обладают правом на владение всей благодатной полнотой Православной Церкви, тогда как у всех остальных есть только церковная иерархия и вера во Христа, благодаря которой они и держатся и которая помогает им жить и в их безблагодатных учениях. Экуменизм стоит на том, чтобы объединить всех верующих во Христа и вернуться к полноте благодати, не понимая того, что она содержится лишь в Православии. И антихрист пытается этим экуменизмом совратить сердца рабов Божиих, верующих во единую Святую Соборную Православную Церковь, - и простых людей и иерархов. - Но большинство православного народа не принимает экуменизм! В основном он всегда сверху насаждается... Я ждал, что скажет иеромонах в ответ на мое замечание. - В том-то все и дело! Батюшка отец Кирилл говорил, да и не только он один, что тогда начнутся такие гонения, каких не было даже при Диоклетиане. Тогда истинных храмов православных останется очень мало. Литургия будет совершаться только в горах и ущельях. Поэтому нужно заранее готовиться к этому последнему времени и подыскивать скрытые места... - Отец Виталий писал в своих письмах, что в Абхазию антихрист не придет, - вспомнил я строки из писем этого замечательного старца. - Вот-вот, потому мне и представляется, что я в этой обители только на время... Мое место в горах! Пока в этом монастыре отец Кирилл благословил людям послужить. Но суеты много, ох как много... Не знаю, долго ли выдержу, ох не знаю... - Затуманенным взором отец Херувим посмотрел на иконы и перекрестился. - А как жить в горах в последние времена, батюшка? - Во-первых, литургией! Без нее никакой молитвенной жизни не получится. Затем, молитвой Иисусовой; кто ее обретет, тому вход в Царство Небесное откроется! У вас что там на Псху? Говорят, скит есть? - Да, отче, скит в честь Иверской иконы Матери Божией! - Это хорошо. Храни вас Господь и Пресвятая Богородица. После исповеди я поцеловал руку духовника и вышел. У его двери собралась целая очередь. После отца Кирилла этот человек сроднился с моей душой. «Если батюшки когда-то не станет, тогда буду обращаться к отцу Херувиму!» - решил я, и на сердце полегчало. Иисусе Сладчайший, виждь душу мою, источающую очистительные и утешающие слезы любви к Тебе. Растоптала душа обманчивые надежды земли сей и воспарила, как белая голубка, к Небесному Престолу видения Твоего. Отринула она земную преходящую любовь и научилась в любви Христовой понимать язык птиц и зверей, отвратив слух свой от ропотного и хульного языка приверженцев мира сего, дабы слушать безмолвные вздохи любящих Тебя, Христе мой. Не отводит она взора от трисолнечного сияния Святой Троицы, в жажде обрести всю Ее целиком в таинственной сокрытости духовных созерцаний. Избрала душа цель вышеестественную, поэтому естество не может остановить ее, ибо устремилась она в Небесные обители, находящиеся за пределами рассудочного омраченного понимания, поэтому уповает душа обрести безграничные границы Святого Духа, чтобы на белоснежных крыльях любви парить в безпредельности святого и нетварного света мудрости Твоей, Боже.
В МИРЕ СКОРБНИ БУДЕТЕ (Ин. 16: 33)
Среди живых вещей Твоих, Господи, бродят мертвые дети Твои, более непослушные, чем бездушные вещи. Пред Тобой чисто все земное, и лишь сердце человеческое Ты не принимаешь, ибо нечисто и своенравно оно в упорстве своем. Любой камень следует воле Твоей святой, Боже, покоясь в месте своем, а гордый и своевольный ум далече отделился от Тебя, став бездушнее неподвижных вещей. Даже лежащие камни скатываются с вершин гор, послушные повелению Твоему, а гордое сердце не подвигается к Тебе, Боже, ибо не хочет принять волны любви Твоей, ударяющиеся о каменные покровы его. Чистая радость свойственна лишь чистому сердцу, а своевольному уму - лишь злобные измышления. Даруй же всем нам, Господи, чистоту сердца и ума, коими обымем Тебя, словно двумя небесными крылами! Сергиев Посад укрылся в туманной завесе моросящего дождя. Отворив дверь, отец чрезвычайно обрадовался, увидев меня: - Здравствуй, сын! Здравствуй, родной! Спасибо, спасибо тебе за гостинцы и подарки! Но мне больше всего радостно оттого, что ты приехал! Надолго? Здесь все хорошо. Жив-здоров, и даже кое-что перепадает на хлеб от постояльцев: пускаю батюшек, студентов-за- очников, так сказать, которые на свои сессии приезжают. А когда же мы будем переезжать на Кавказ? - Возможно, весной, папа. Потерпи. В зиму ехать нежелательно... Отец немного огорчился: - Ладно, как сможешь. Еще подождем. А у меня тут история вышла... - Он засмеялся, вспоминая свою историю. - Повадился какой-то чудак с бородой и крестом на груди ко мне ходить: «Давай, - говорит, - старик, твой дом продадим, если ты к сыну хочешь уехать. У меня, мол, полно знакомых, быстро все сделаем!» То одно предлагает, то другое - не голова, а какой-то дом бесовских советов... - Отец махнул рукой. - Еле отвадил, а то прямо уж хотел продавать... - Ну как же, папа, с незнакомым человеком продавать дом? - встревожился я. - Так я и говорю... Прямо бес попутал! Потом спросил о нем в Лавре, кто это такой. А мне отвечают, что это известный аферист, выдает себя за батюшку! Мне стало ясно, что пора перевозить отца поближе к себе. - Папа, никого не слушай, жди меня. Мы все сделаем с Божией помощью и без таких помощников. - Конечно, сын, конечно... Мне было его очень жаль. В Лавре я попал на монашеское правило, читаемое у отца Кирилла в келье перед трапезой. После правила, когда монахи выходили из кельи, он сказал: - Сейчас не успеем поговорить, Симон, вечерком приходи, вечерком... Весь поседевший, постаревший, старец казался мне лучше и роднее всех людей на свете. - Батюшка, я так рад, что вас вижу! - Я отдал ему подарки со Псху: несколько пачек восковых свечей и мед. - Хорошо, хорошо, вечером все и расскажешь, да... Несмотря на вечерний час, мне повезло: у дверей старческой кельи никого не оказалось. После исповеди я рассказал об увеличении братства на Псху и о просьбе на постриг послушника Аркадия. - Ты вот что сделай: если кто возжелает пострига и захочет стать насельником скита, принимай и постригай, да. Но сначала лучше в иноки, если молодые. Хорошо бы им в Лавре оформиться. Ты спроси на это благословение у отца наместника. - Ясно, батюшка. А еще я посетил монастырь, где игуменом отец Пимен. Заодно проведал духовника обители - иеромонаха Херувима. Он вам кланяется. - Так-так, а как он поживает? - Отец Кирилл даже наклонил голову, чтобы услышать мой ответ. - Молится, спасается. Окормляет монахов и народ, едут к нему отовсюду. Только он все меня о Кавказе расспрашивал... Старец усмехнулся. - Понятно, понятно. Ему бы только Кавказ! Пусть пока там сидит... А сам что говорит? - Рассказывал мне об экуменизме, об антихристе, о том, что наступают последние времена. - Да, да, верно. Плохие идут времена. И об экуменизме и антихристе он правильно рассуждает. Мал золотник, да дорог... - Старец замолчал, опустив голову. - Судя по всему, да, идут последние времена. Ведь последняя стадия капитализма - сатанизм... «Когда увидите все сие, знайте, что близко, при дверех». Такими вещами не шутят. Что бы люди ни придумывали, как сделать жизнь лучше без Христа, а выйдет только хуже! И войны, и ненависть, и гонения - все это придет, как тать в нощи. Повсюду одна ненависть расплодится... А людей мало останется, ох мало... Однако не стоит забивать себе голову сведениями, не относящимися к спасению души. Умственное понимание Православия далеко отстоит от духовного понимания и толкования. Нужно жить не умом, а верою, ибо в уме - заблуждение, а в вере - благодать. Ведение истины есть благодать, как пишут отцы. Они не преследуют зло, они его просто оставляют, и оно гибнет. - Отче, экуменизм, антихрист - это такие темы, что голова от них пухнет, когда у нас в скиту начинают об этом спорить. Я понурил голову, вспоминая долгие споры на эти темы за чаем в нашей кухне. - Пустословия избегай и в скиту не поощряй. Не впадай в болтливость, подменяющую духовную жизнь. Болтовня и пустословие - угождение плоти и чреву, а жизнь духовная - самоотречение и отвержение всякого самоугождения. Всегда наблюдай за собой: когда ты с Богом, а когда ты удаляешься от Него в пустословие и пустомыслие. На всяк день знай, что тебе нужно делать: молиться и спасаться, снова и снова приближаясь к Богу и утверждая дух свой во Святом Духе, ибо служение Богу должно быть в духе и истине. От ересей и церковных раздоров будь в стороне, много народа в этом враг запутал... - Старец печально вздохнул. - И не давай в себе никогда лености укорениться, да... - Батюшка, сколько с нами монахов о пустыне разговаривали, о молитве, об Абхазии мечтали, а почти все остались в Лавре... - В моем голосе прозвучала грусть. - Бывает, бывает, отец Симон, что монахи не могут вернуть первую благодать и остывают, сил не хватает, «ибо осуетились в умствованиях своих». Что долго копится, то долго устраняется. Так и разленение душевное копится понемногу. Нельзя позволять себе остывать духом, да... Горение, горение нужно иметь сердечное к Богу, отец Симон! Кстати, у меня попросил благословения поехать с тобой и присмотреться к абхазской жизни иеромонах Филадельф! Дела свои он устроил, хочет к тебе присоединиться. Ты когда едешь? Я назвал примерную дату. - Возьми его с собой, пусть посмотрит, подумает. Господь хочет, чтобы мы в свободном произволении пришли к познанию истины, а не силою знамений и чудес. Он желает, чтобы мы распились с Ним волей своей, как Он Сам распялся за нас Своей волей. Отец Кирилл говорил в полумраке слабого света лампады, но казалось, что его лицо сияет на фоне икон, мерцающих позади его головы. - Отче, когда я вступаю в духовный спор, то волнуюсь и не могу сразу найти нужные доказательства. Только потом вспоминаю, как нужно было ответить. - пожаловался я. - Духовное рассуждение есть Божественная мудрость, и она не дается просто так, да. За нее нужно кровь пролить и смириться до зела. Эта благодатная мудрость проявляется только в мирном спокойном состоянии ума. А тот ум, который возбужден и рассеян, не может иметь никакого рассуждения. Возбужденный ум представляет собой полное заблуждение и иным быть не может. Сама природа возбужденного немирного ума есть всецелое заблуждение. Только ясный умиротворенный ум приходит к духовному просвещению и благодатному рассуждению во Святом Духе: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». Всеми силами храни в любых искушениях мир душевный, и Господь не оставит тебя! - Скажите, пожалуйста, батюшка, как определить, правильно ли ведется духовная беседа? Меня волновал этот вопрос, в котором я не чувствовал себя достаточно уверенно. - Если будешь беседовать с кем-либо о Боге, то признаком правильности беседы является присутствие благодати. А разногласия и спорливость в беседах - от лукавого! Умей молиться даже в беседах с людьми, не теряй молитву ни на мгновение и так стяжешь дар духовного рассуждения. Когда находишься один, внемли Богу, а когда говоришь с людьми, внемли своему сердцу. Нужно не столько учить людей, сколько молитвой помогать им спастись! - Батюшка, я вам очень благодарен за добрые советы! Последний вопрос, и все! - Отец Кирилл улыбнулся и посмотрел на часы, стоящие на тумбочке. - В келье на Грибзе, чтобы не забыть какие- либо важные моменты молитвенной жизни, мне пришлось их записывать. Продолжать вести такие записи или же прекратить? - Записывай, записывай, потом пригодится... - Простите, отче, что обременил вас вопросами, а время уже позднее, благословите! - Бог тебя благословит! Зайди ко мне перед отъездом... - Непременно, батюшка... Наместник при встрече, выслушав мою просьбу с упоминанием о разговоре с отцом Кириллом, как всегда, был решителен и краток: - Благословляю всех, кого пострижешь в монахи, зачислять в насельники Троице-Сергиевой Лавры! Пусть подают документы. - Благословите, отец Феофан! - с благодарностью поклонился я, не ожидая столь широкого великодушия. В один из суетных дней, когда я собирался в дорогу, меня разыскал иеромонах, о котором говорил Старец. - Отец Симон, меня батюшка благословил поехать с тобой в Абхазию, чтобы присмотреться к вашей уединенной жизни... - Очень рад, присоединяйся, отец Филадельф! - А что с собой брать? - Рюкзак побольше, ботинки покрепче и одежду попрочнее. Можно круп разных взять, тоже пригодятся! - Понял. Почти все это я уже приготовил. Что еще? Мне нравился этот разумный благочестивый монах. - Отец Филадельф, а тебе бывает когда-нибудь одиноко? - Только среди людей, - ответил он, подумав. - Ну, для уединения это подходит! - сказал я, порадовавшись в душе за нового друга. В оставшиеся до отъезда дни мне хотелось еще навестить монастырского схимника. В коридоре старого жилого корпуса стоял знакомый запах лекарств и ладана. Я постучал в дверь и произнес молитву. - Аминь. - Ответивший мне старческий голос был очень слабым, как будто доносился издалека. - А, Симон, слава Богу! Держишься молодцом, выглядишь храбрецом! Очень рад, очень рад... - Схиархимандрит Михаил утомленно приподнял голову от подушки. - Что это ты привез? Я достал из рюкзака кипарисовые заготовки для резьбы, сыр и баночку меда. - Ну, спасибо, спасибо, дорогой... А я уж разболелся окончательно... А сыр убери, убери, теперь это уже не для меня! Закончились мои сыры, как и чревоугодие... Ведь у чревоугодника один друг - унитаз! Все внутри у меня вырезали. Теперь уж как Бог даст... - Помоги вам Господь, отец Михаил, в ваших скорбях... В моих словах прозвучала неприкрытая печаль. - Знаешь, Симон, какое великое утешение имею в болезни? Только и благодарю Господа! Ведь тех, кто не имеет скорбей, Ангелы не допускают к благодати. Только в Боге мы познаем, что мы свободны, свободны именно благодаря скорбям, которые освобождают нас от всего земного. Пока вообще все не оставим, что нас держит на земле, чтобы сораспяться Христу. - Схимник помолчал немного, отдыхая. - Вот, недавно скончался отец Моисей: и жил праведно, и праведно умер. Так-то отцы уходят... Царство ему Небесное! - Вы еще поживете, батюшка, дай вам Бог здоровья! - попытался я переменить тему. - Когда я поступал в семинарию, то был в келье у отца Моисея, мне он очень нравился. Удивительный старец. Очень прямой и искренний, никакого лукавства... - Не должно лукавствовать человеку пред Христом. Что Бог постановил, то да приемлем со всевозможным смирением. Главное ведь что? Спасение! Правильно я говорю? - Правильно, батюшка. - Вот-вот, когда не ждем благодати, тогда она к нам и приходит! Все в руках Твоих, Господи! Где человек стяжает обильную благодать? В покаянии - это первое. В монашеском постриге - это второе. И третье - при рукоположении. Но покаяние - всех выше, ибо оно не дает разлениться душе. Отец Михаил приподнял голову и перекрестился. - Отче, так и старец Силуан Афонский говорил. Он еще о духовных бранях много сказал полезного. Мое замечание заинтересовало схимника. - А кто он такой? - Русский монах, подвизался на Афоне в нашем монастыре. О нем недавно хорошая книга вышла с его собственными записями. Написал книгу его ученик, отец Софроний. Хотите, принесу вечером? - Принеси, принеси... А что он о духовных бранях говорил? - Сильные духовные брани таковы, что держат душу на грани отчаяния: «Держи ум во аде и не отчаивайся!» Эти слова ему сказал Господь, когда он изнемогал от вражеских нападений... - Да, уж точно... Временами нам и падения нужны. Для опыта... - Затворник устало посмотрел на меня. - Опыт духовный нелегко дается! Вечером я принес старцу книгу, а перед отъездом еще раз зашел к нему попросить благословения на дорогу. - Немного почитал твою книгу, Симон, сил-то у меня мало... А записи Силуана Афонского как Псалтирь - сильно слово его! Сморщенной старческой рукой он благословил мою склоненную голову. Это было последнее свидание со старцем, принадлежавшим к удивительному поколению подвижников, прославивших Православную Церковь в годы коммунистического безбожия. На Соловьевской улице меня ожидала новость. Ее сообщил расстроенный отец: - А дом не удастся продать, сын, как мы с тобой думали! - Почему, папа? - Говорят, закон какой-то вышел о приватизации. Нужно владение приватизировать и правильно оформить все документы. А как это делается, я совсем не знаю. И кто эти законы там выдумывает? Как с ума посходили... Услышав это сообщение, я тоже приуныл, поскольку различные документы и их оформление - не моя стезя, но попытался подбодрить отца. - Не огорчайся, папа, придумаем что-нибудь. Будет еще и на нашей Соловьевской улице праздник! - Нет, сын, праздников на земле - раз-два и обчелся, а остальное - горе. Скажу тебе, что говорил мне отец и что он слышал от своего деда. Из тех людей, которых ты видишь вокруг, через сто лет никого не будет в живых. А из тех, кого не видишь, сколько умирает в больницах и тюрьмах? Кроме них, сколько людей погибает в пути, в тяжелых трудах, в тяжбах друг с другом и ссорах? Из горстки оставшихся, которых мы видим на улицах, - кто счастлив? И могут ли они удержать свое счастье? А если не могут, - счастье ли это? - Ладно, папа, Бог даст, все сделаем. Посоветуемся с отцом Кириллом. Возможно, весной, если живы будем, займемся домом, пока еще другие законы не вышли... Эта новость дала мне повод спросить старца: - Батюшка, почему так происходит? Когда приедешь куда-нибудь, то сначала все идет вроде бы хорошо, а потом искушения появляются и их становится все больше? Отец Кирилл усмехнулся: - Потому что сказано: В мире скорбны будете! Сатана духовно слеп и ищет души словно на ощупь. А когда найдет их по помыслам, которые окружают каждую душу, то воздвигает искушения. Обороняйся терпением, а если искушение начинает одолевать - побеждай его смирением. Мир - это место ошибок, а Христос - это смиренный мир премудрости Божией. - Дорогой батюшка, у нас с отцом как раз такое искушение: нужно дом приватизировать, идти в мэрию, ходить по кабинетам. А там везде люди неверующие, и в этих учреждениях мне полный конец - духовно все теряю! Как себя вести, если грубят или говорят с издевкой? - Если находишься среди благочестивых людей, благодари Бога, а когда попадаешь в среду неверующих, молись о них Богу - и охраняющая благодать не покинет тебя. В чем состоит главное исполнение первой заповеди Божией? Когда даже ни на секунду внимание не отходит от Христа! Монах есть тот, кто не причастен миру. Поэтому укрепляй непрестанную молитву, сживайся с ней, и она приведет тебя к Любви Христовой, искренней, нелицемерной. - Спаси вас Господь, батюшка! Теперь планирую отца забрать поближе на Кавказ, чтобы его здесь одного не оставлять. И как мне держать себя в отношении новых послушников, которых я совсем не знаю? Что вы посоветуете? Я поцеловал руку духовника, а когда поднял голову, встретил его изучающий взгляд. - Никогда ничего не планируй, отец Симон. Когда мы отказываемся от наших планов, Бог открывает Свой Промысл человеку. Посмотрим, посмотрим, как твоего отца устроить... Нужно хорошо помолиться. А в отношении братии своей кавказской запомни, что следует учиться любить людей больше, чем они любят нас, чтобы не остаться должниками любви... Скрепя сердце я отправился в мэрию и подал документы на приватизацию дома. Там услышал следующее: - Ожидайте решения. Мы вам сообщим. - А сколько ждать? - Имейте терпение. Видите, какая у нас гора документов? Ох уж эти священники! Занимайтесь своими делами, а нам дайте заниматься нашими... С этим напутствием я вернулся домой. Отец с нетерпением ждал моего рассказа. - Сдал документы, папа. А когда их оформят, неизвестно. - Будем ждать. Главное - начало... - Он явно повеселел. С отцом Филадельфом мы прибыли в Сухуми. Теплый осенний ветерок серебрил медленно остывающее море. Желтизна чуть тронула зеленые тополя. Отдав хозяевам - матушке Ольге и дьякону Григорию подарки, мы увидели перед собой стол, уставленный пирожками и варениками с картошкой. - Первым делом отведайте моего борща... Хозяйка поставила перед каждым из нас по огромной тарелке, налитой до краев. Мой спутник умоляюще взглянул на меня. - Матушка, это очень много для нас! Простите, мы не сможем столько съесть, - попытался я отказаться от обильного угощения. - Отец Симон, Глинские отцы и голодать умели, и покушать: у них в тарелках ничего не оставалось, все съедали! - Так то отцы, нам до них далеко... - Ладно, ты, как старший, можешь не есть. А вот твой батюшка пусть все съест, для смирения! Отец Филадельф стоически съел всю предложенную порцию. - Что там старец говорит? Что нас ожидает? - матушка внимательно ждала мой ответ. - Говорит, что последние времена идут. Придется очень плохо всем... Войны и гонения начнутся. Одна ненависть останется... - Точно так и отец Виталий писал: такая война в мире начнется, что крови по колено будет. Человек человека станет искать и не найдет - всех злоба уничтожит. А вот в Абхазию антихрист- то и не успеет прийти, не до нее будет. А вы все, пустынники, здесь соберетесь... - Ну, ты, мать, снова за свое, - прервал ее хозяин. - Може, так будэ, а може, и не так. - Так, так! - твердо стояла на своем матушка. - А старец, отец Кирилл, возьмет свою палочку и пешочком сюда придет! Тогда ни поезда ездить ни будут, ни самолеты летать, ничего не будет... Ох, Господи! После трапезы мы помолились у икон и прочитали Акафист Иверской иконе Матери Божией. Милая моей душе чета молилась усердно и сосредоточенно. За простенькими занавесками в окнах искрился последний отблеск вечерней зари, тепля в сердце тихую успокаивающую надежду и вселяя в него уверенность, что Бог рядом, в самой середине наших объединившихся в молитве сердец. В Святом Духе Твоем, Господи, больше жизни, чем в плоти и крови тех, которые не знают и не имеют жизни в святой твоей любви. И лишь чистое сердце внемлет призывам Твоим, и еще - кающееся сердце, не дерзающее поднять изобилующие слезами очи свои на светлый образ Твой, Христе, в глубины его. Иногда далек я становлюсь от Тебя, Возлюбленный Спасе, дабы в смирении познал я, что дух мой омертвел более камней, скатившихся долу. Но с благодатью Твоей, Боже, Ты вновь пробуждаешь меня из усыпления миром, возвышаешь к молитве, надеваешь на руку перстень упования, а на главу возлагаешь святую десницу Божественного созерцания, дабы уразумел я, убогий, всесветлое осияние Троичности Твоей и узрел Тебя в свете блаженства Твоего, Боже Спасителю мой.
«АГЕНТ КГБ»
Господи, горек хлеб земной победы, ибо не в сладость она, если люди победили врагов внешних, а внутренних мысленных врагов расплодили в душе своей. Утратили ныне человеческие лики красоту свою и тщатся заменить ее масками и личинами, ибо вначале утратили они в душе образ Божий, прекрасный и благородный. Умножили люди болезни свои, изгоняя одну болезнь, приобретают несколько других, потому что оставили болеть и гнить душу свою, заболевшую безверием, гордыней, похотливостью и ненавистью. Землею, ходящею по земле, становятся люди, ибо оземлились души их и вросли в землю, став червями земными и забыв о том, что души их, словно Небесные птицы - могут летать в Небесах Царства Божия и воспарять в горняя на крыльях созерцания. Призри на нас, Боже, не дай нам стать землею, проросшею корнями трав и деревьев, но даруй нам силы познания, чтобы мы смогли обнаружить внутри прозревших душ наших небо Небес духовных с незаходящим Солнцем правды - Возлюбленным Христом. Аркадий встретил нас скучный и потерянный. - Что случилось? На мой вопрос он отреагировал странно: - Особо ничего не случилось, батюшка. Просто у нас с Евгением никак отношения не складываются. Все время спорит и перечит, что ему ни скажу. Еле вас дождался... Хорошо, что вы наконец приехали! В нашу кухню набилось все монашеское население Псху - послушники и трудники. Аркадий хлопотал с обедом, а Евгений топил печь. Он засовывал в открытую дверцу жерди длиной метра четыре. Оттуда вырывались жаркие языки пламени вперемешку с удушливым дымом. - Женя, почему ты не распилишь жерди на короткие поленья? Я не выдержал дымного чада, застилавшего летнюю кухню едким облаком. - Батюшка, так удобнее! - ответил он, не оборачиваясь и засовывая в печь очередную жердь. - Лучше распили ее. Мы же здесь все угорим! Я взял вторую пилу, и мы вдвоем быстро распилили дымящиеся хлысты на дрова. Дыму в кухне стало поменьше. После обеденного молчания, когда затих стук ложек, все взгляды устремились в мою сторону. - Отцы и братья, духовник Лавры архимандрит Кирилл благословил всех, - кто живет в скиту и кто желает здесь принять постриг, - оформиться официально в Лавре. Только нужно свои прошения передать в канцелярию. Я ожидал радостных восклицаний, но встретил лишь одно гнетущее молчание. - Если можно, отец Симон, то я бы не хотел подавать прошение в канцелярию, - подал голос иеромонах Ксенофонт, сидевший рядом со мной. - Почему? - недоумевая, обернулся я к нему. - Потому что я уехал от всех этих канцелярий, а теперь снова туда не хочется обращаться... - Мы тоже не будем оформляться в Лавре! - Евгений оторвался от работы и присел к столу. - Там же одно КГБ, куда ни пойди! Его поддержал послушник Филарет: - Знаем мы этих масонов, с ними только свяжись! Антихрист потом через эти документы всем на лоб печать свою поставит... - В лаврской канцелярии хорошие православные люди работают, мне они давно знакомы! - запротестовал я. - Если даже они хорошие, то ими правят нехорошие люди. Одно на другое и выходит. Теперь нужно по лесам прятаться, а не по канцеляриям ходить! - заспорил со мной незнакомый трудник лет под пятьдесят, с острой бородкой и в рваном подряснике. - Я вот специально на Псху приехал из Нового Афона, чтобы там не связываться с документами. И паспорт уже выбросил. Зачем мне оформляться? В воздухе повисло непонимание и раздражение. - Ну как хотите... - разочарованно произнес я. - Силой вас никто не принуждает. Только теперь, чтобы споров не было, благословляю все разговоры о КГБ, масонах и антихристе прекратить. - Вот это и есть экуменизм! - Трудник злобно посмотрел мне в глаза. - Вы сами экуменисты и всех хотите туда затянуть! Почем знать, что вы тут делаете? - ядовитым голосом произнес он. - Спасаюсь, как и вы. - Знаем мы таких спасающихся... - Он, похоже, испытывал ко мне полное недоверие. - Что вы скажете насчет экуменизма? Разве это не антихристово учение? - Антихристово, - согласился я. - Но мы же говорим о нашей жизни, а не об экуменизме. - А зачем же вы нас туда тянете? - выступил вперед послушник Филарет. Он явно взял сторону трудника. - Чем заниматься спорами, лучше молиться чистым умом! - поддержал меня иеромонах Филадельф. - Так говорил старец Силуан Афонский, который сторонился всяких спорных мнений. Все монашество стоит на послушании! - Как хотите, батюшка, а мы записываться в Лавру не станем... - заключил отец Ксенофонт. - Мы не послушание отвергаем, а всякие подобные официальные документы. Они нам здесь ни к чему. - Хорошо, договорились. Расстроившись этим разговором, я вышел из кухни. Состояние уныния навалилось на меня, побудив еще расстроиться из-за того, что не сдержался и позволил себе расстроиться. Молитва словно спряталась в какой-то уголок сердца и стала еле слышной. Иеромонах Ксенофонт с двумя послушниками и трудником скрылись за лесным поворотом. Трудник оглянулся на меня, что- то втолковывая своим спутникам. - Батюшка Симон, а что насчет моего пострига отец Кирилл сказал? - Что, что ты говоришь, Аркадий? - не расслышал я, занятый грустными думами о произошедшей размолвке. - Говорю, что отец Кирилл вам благословлял насчет моего пострига? - Прости что забыл сообщить: батюшка дал свое благословение на пострижение тебя в иноки! - Слава Богу, а то я уже истомился... - Послушник радостно перекрестился. - Только по поводу документов извините меня! Я тоже сомневаюсь... Может, не стоит с канцелярией связываться? - умоляюще сказал он, крутя пуговицу на подряснике. - Хорошо, хорошо, - устало согласился я. - Да, непростая тут у вас жизнь, - подытожил иеромонах Филадельф. - Но зато сразу все стало понятно. Без монашеской дисциплины какое может быть спасение? Одно разгильдяйство! Все-таки монастырь закладывает самый фундамент духовной жизни через послушание. Нет послушания, нет и смирения, как отец Кирилл в проповедях говорит. Само собой оно не появится. На следующий день после исповеди на литургии мы совершили пострижение послушника Аркадия в иноки с именем Харалампий, в честь священномученика, которого он так любил. Молитвенное пение отца Филадельфа чрезвычайно умилило меня: его негромкий хриповатый голос с приятным тембром настолько был наполнен благоговением, что всей спиной, стоя у престола, я чувствовал его сосредоточенную молитву. После Литургии все братство поздравило сияющего от радости инока. О прошлом споре по поводу экуменизма никто не упоминал. Date: 2016-08-29; view: 211; Нарушение авторских прав |