Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необычное богослужение 2 page
- Кстати, граница с Россией сейчас открыта на Псоу, имейте в виду! Если хотите родных проведать, то сейчас для этого самое лучшее время... Услышанная новость взволновала меня. - Спасибо, Валера, и за сетку и за новость! В молитвенном доме меня познакомили с плечистым русоволосым парнем лет тридцати пяти. - Игорь, - представился он. - Старший следователь. Прошу благословения на венчание, батюшка! Стыдно сказать, уже двух детей имею, а только сейчас венчаюсь... Можно я поисповедуюсь, а потом и жена? После исповеди мы договорились все совершить утром. Народ каким-то образом узнал о предстоящем торжестве и набился в большую комнату. На мою просьбу не шуметь и слушать молитвы люди вразнобой ответили громкими возгласами: - Не первый раз, батюшка! Мы свое дело знаем! Помолимся вместе, чего уж там! Среди молящихся я заметил нескольких парней в подрясниках, стоящих в стороне в углу. Все они были мне незнакомы. Среди них выделялся статный крепыш зрелых лет, искоса поглядывавший на меня. Чин венчания прошел радостно и торжественно, дом огласился шумным разноголосым пением: «Исайе, ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему: Егоже величающе, Деву ублажаем». Невеста краснела под венцом, жених принял солидный вид. После причащения Игорь обратился ко мне: - Батюшка, хотелось бы с вами потолковать с глазу на глаз... - Хорошо, давай вечерком встретимся, когда люди разойдутся. Во дворе меня окликнули: - Благословите, батюшка! Ко мне подошел старший из незнакомых мне парней: - Можно посоветоваться? Меня зовут Георгий. Приехал я из Ново-Афонского монастыря, послушник. - А почему здесь оказался? - Скажу прямо: за непослушание! Позвольте кратко рассказать... Одно время я ходил по Днепру на пассажирском теплоходе помощником капитана. У нас произошло столкновение - в борт ударила баржа. Понятно, сразу паника... Туристы попадали в воду. А большинство сами попрыгали: думали, теплоход утонет, а он на плаву остался... Дело было осенью, в ноябре, уже мелкий ледок поплыл. В холодной воде люди больше двух минут не живут. Спустили мы шлюпку, чтобы людей спасать. Только подплывем к кому-нибудь, а его уже нету... Только с десяток спасли, а потонуло человек сорок... С тех пор у меня нервы расшатались. Поэтому мне машину нельзя водить. Да и вообще, кстати сказать, жизнь не заладилась... Ну, подался я в монастырь. Посадили за баранку насильно, как я ни отказывался. Дальше - больше. Попал в аварию. Игумен мне сразу после аварии говорит: «Все равно будешь у меня шофером!» - «Мне нельзя», - говорю. Тот ни в какую: «А я приказываю!» Ну я ему и ответил: «Приказывай своим келейникам, а не мне!..» Так на Псху и оказался. Слышал, что в вашем скиту пока места нет, но если что, имейте меня в виду... Он взял благословение и молча ушел в дом. Двое послушников, издали следившие за нашей беседой, подошли вместе. Послушник Арсений, лет двадцати пяти, худенький, стройный, понравившийся мне с первого взгляда, имел благословение от игумена Ново-Афонского монастыря попробовать себя в уединенной жизни и искал место для своей кельи. Мы разговорились: - Поищи вниз по Бзыби, там есть безлюдные ущелья, - посоветовал я ему. - А возле вас нельзя? - Возле нас подходящих мест нет. Была поляна, но там уже наш иеромонах поселился. А в верховья Бзыби идти очень далеко. - А к вам можно прийти, посмотреть, как вы живете? - Арсений, приходи в любое время, когда хочешь... Мы расстались, чувствуя, что наши отношения установились сами собой. Другой послушник, Филарет, совсем молоденький паренек с Западной Украины, искал на Кавказе пустынников. Он поглядывал на меня с недоверием, крутя тонкие черненькие усики: - У вас скит от Троице-Сергиевой Лавры? - Да, от Лавры. - Бывал там, поступал в этом году в семинарию. Срезали меня. Теперь вот место ищу. Домой ехать неохота, а в уединении жить, чувствую, не потяну. У вас в скиту все забито. А на службу или поисповедоваться благословите приходить? - Приходи, только я не всегда в скиту. Там отец Ксенофонт служит, с ним договаривайся. С Игорем мы встретились в молитвенном доме в шестом часу вечера. Где-то неподалеку, по огородам, несся звонкий лай собаки, должно быть, преследующей лису. - Тоже ловит кого-то! - беззвучно засмеялся следователь. - Так и я, батюшка! Ловить ловлю, а радости нету.. Почему, не знаю... Он сосредоточенно задумался, собрав лоб в крупные морщины: - Понимаете, с самого детства мне было неприятно зло и я всегда заступался за слабых. А когда подрос, подумал-подумал и подался в милицию, чтобы со злом бороться. Выучился, должность получил. Только вот в чем дело: всякие преступления умею распутывать, а на душе иной раз так тяжело, что смотреть на мир воротит.. Начал-то я бороться с людьми, а теперь с кем борюсь? Не пойму... - Поясните, пожалуйста, - попросил я задумавшегося следователя. За окном послышалось негромкое позвякивание колокольчиков возвращающихся с пастбища коров. - Видите, батюшка, чем больше я работаю, тем сильнее убеждаюсь, что люди сами по себе таких ужасных дел, какие творятся, делать не могут. Просто мозгов не хватит у нормального человека, тем более у ненормальных. Настолько изощренная хитрость и злоба, что становится порой страшно. Мне иногда кажется, что борюсь с самим дьяволом! Вот когда пошли такие дела, я к Церкви обратился, моя жена тоже. Стало полегче, но все равно непонятно! Растолкуйте мне, прав я или нет! - Он вопросительно посмотрел на меня. - А кого вы, собственно, ловите? - В нашей работе следователей есть определенные типы людей, совершающих преступления. У одних это наследственное воровство. В Ростове, к примеру, были улицы, где жили поколения воров, которые ничего не делали, только воровали и грабили. У них даже выражение лиц одинаковое. Вторые - это погнавшиеся за «легкими» деньгами, хищения, кражи и тому подобное, и пойманные с поличным. Это, так сказать, бытовики. Но самое страшное, когда человек разрешает себе наслаждение злом и идет на все, даже на убийства. Тогда как будто какая-то злая воля берет над ними власть, и такие люди, внешне выглядящие обычно, незаметно, душой словно уподобляются дьяволу или не знаю кому - настолько коварны и хитроумны их уловки и приемы! И поймать таких злодеев очень трудно. Они и сами не знают, когда пойдут на очередное преступление. Мне представляется, что именно в таких случаях мы боремся уже не с людьми, а с дьяволом. - Игорь, это все темные тайны мира сего, и тебе довелось добраться до самых истоков зла. Те, кто возлюбил мир сей без Христа, разлагаются заживо - и душевно, и телесно. А дурные страсти разрушают жизнь человека полностью! Ведь убийства большей частью происходят из-за чего? - На почве ревности и денег, как водится. - Так. Значит, похоть и сребролюбие - мотивы убийств? - Верно. - А все подобные страсти - слуги дьявола. Кто попал в его лапы, теряют человеческий облик и сами становятся подобными демонам. Дьявол - человекоубийца искони, как сказано в Евангелии. Все раскрываемые вами ужасные преступления зарождаются оттуда, из сатанинских изощренных замыслов, поэтому их трудно раскрывать. А раскрыв, трудно удержаться от гнева и ненависти... - Вот это самое, батюшка, и мучает меня! - Следователь сильно поскреб затылок. - Иногда враг страшно нападает! Я тогда ладаном кажу в нашей комнате и кроплю все вокруг себя крещенской водой. - Конечно, от крещенской воды и ладана враг притихает на время, но бороться с грехом ты должен сам. - Почему же грех так силен, батюшка? - Потому что мы сами потворствуем ему! - Это точно. А как бороться? - Игорь с надеждой посмотрел на меня. - Иисусовой молитвой! Только верующая душа может противостоять злу. Иначе сама заболеет и споткнется, ища выход в алкоголе, или же попадает в рабство ко злу и гибнет. Чтобы не погибнуть, нужно жить по Христу. - А как жить по Христу? - Следователь весь ушел во внимание. - Истоки всякого зла - в дурных помыслах и желаниях. Если начнем сразу отсекать дурные мысли, к нам придет помогающая и укрепляющая благодать Божия. Мы лишь тогда понимаем, что помыслы являются нашими врагами, когда пытаемся отказаться от них! - Разве можно избавиться от помыслов? - Можно. Для этого есть Иисусова молитва! - Слышал о ней, батюшка. Но каюсь - не пробовал ею молиться! - А вы попробуйте, - и увидите ее силу! Еще есть исповедь, Причащение и Евангелие. Чем труднее вам на работе и в жизни, тем чаще исповедуйтесь и причащайтесь. - Я исповедуюсь, но снова грешу... - Исповедь, без твердого обещания впредь не грешить, - это пустословие и еще один грех пред Богом. Если мы невольно снова совершаем грехи, то единственный выход - постоянное покаяние и обещание Богу больше не грешить. - Буду стараться, батюшка Симон, благословите! Он протянул мне свои широкие ладони. - Верю и надеюсь. Пусть Господь сохранит вас и вашу семью! На прощание я обнял его и подумал: «Какой умница! Есть же такие парни на белом свете... Ими только все и держится!» Упрочь целомудрие души моей, Боже, Твоей животворящей благодатью. Укрепи сознание грехов моих ясновидящей мудростью Твоего Святого Духа. Исполни сердце мое чистотой святости Твоей, ибо Ты целиком вселяешься в меня, забывая о Самом Себе, как и я забываю самого себя, погружаясь в светлейшие сияния славы Твоей, Христе. Развей напрочь мифы души моей о земной тщеславной любви, чье имя - убийственная привязанность, но войди в глубины души моей, призывающих Тебя испокон веков, чтобы они навечно соединились с глубинами Небесной природы Твоей, Боже. Тогда Ты всецело становишься мной, а я теряю это ничтожное самодовольное «я», исчезающее, как дым на ветру, и безмерные пространства бытия Твоего становятся пресвященнейшей Троичностью непостижимой Твоей любви.
ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА
Избравшие мир сей привременный делаются страдальцами его в тревогах, страхах, напастях, болезнях и смертях. Избравшие Царство Небесное становятся святыми мучениками Его ради Христовой любви. И первые пожинают горькие плоды страданий своих ради мира сего: разочарование от неудач, уныние от крушения надежд, тоску по несбывшимся мечтам, отчаяние от крушения всей жизни и, под конец, вселение в пламенеющие бездны. А вторые наслаждаются венцами мученичества ради Христа: чистотой сердца, просвещением ума, благодатным веселием души, зрящей Христа в сокровенной обители внутри себя, восседающего на Престоле славы одесную Отца Небесного в сиянии Святого Духа. Меркнущее солнце медленно пряталось за скальный гребень Бзыбского хребта, когда я, нагруженный маскировочной сеткой, банкой зеленой краски и продуктами, карабкался по скалам, поднимаясь к милой церквушке Рождества Пресвятой Богородицы. Наконец, переведя дух, я сбросил тяжелый рюкзак и присел на пороге. Удивительно, что в то время все эти переходы вверх и вниз по крутым склонам представлялись мне утомительным и изматывающим трудом, но они же и оздоравливали тело и душу, как это видится ныне. Когда впоследствии, ради постоянного пребывания в молитве, я оставил всякое движение, то ослабело не только тело, но и молитва. Не всегда то, что кажется трудным, является таким и на деле: зачастую все эти трудности являются признаками нашего физического и душевного здоровья. Бог именно поэтому и дает нам преодолевать их, сначала укрепив наше духовное и физическое состояние. Следующий день выдался жарким, но с белоглавых вершин веял порывами холодный ветер и приятно охлаждал тело. Зеленой краской я разрисовал бревенчатые стены кельи, имитируя хвойные лапы, раскинул по крыше маскировочное покрывало и отошел в сторону полюбоваться сделанной работой. Теперь церковь выглядела издали как большой зеленый камень. Порадовавшись этому эффекту, я вспомнил с признательностью Валеру; благодаря его заботе теперь можно чувствовать себя в безопасности. Тем временем ветер усилился. Иногда он врывался в открытые окна и дверь и ворошил страницы книги на столике, которую я читал: «Жизнеописание Афонских подвижников благочестия». В этой книге посчастливилось найти много дельных советов для желающих уединенного жития, и я углубился в нее, подчеркивая важные для меня места. Скоро почти все строки оказались подчеркнуты, настолько ценны оказались для меня сведения о монашеской жизни, не подвергнутые редактированию. Жары в келье не ощущалось, поэтому я разжег печь, чтобы сварить похлебку из чечевицы. Страница за страницей увлекли меня настолько, что я забыл обо всем. Краем уха мне послышалось странное потрескивание. Я осмотрелся: в келье все было в порядке. Этот треск доносился снаружи. Неторопливо я вышел из кельи и обомлел - горела бездымно сеть, которой я укрыл кровлю. Полыхая веселым ярким пламенем, она на глазах превращалась в пепел. Занялся огнем даже желтый пластик. Как нарочно, в канистре воды находилось всего на донышке, а бежать за водой не позволял пожар. Не раздумывая, я кинулся на крышу и голыми руками принялся гасить пламя, сбивая его, срывая остатки горящей сети с крыши и бросая объятые пламенем клочья вниз, на скалы. Но огонь с жуткой веселостью, словно играя, сильно занялся в другом месте, охватив большую часть крыши. В отчаянии, понимая, что все кончено, я закричал: «Пресвятая Богородица, ведь это Твоя церковь! Помоги мне, погаси пожар!» Гудящие и пляшущие языки пламени стали уменьшаться, словно придавленные невидимой силой, и внезапно исчезли, как будто не было никакого пожара. Лишь обгоревшие куски маскировочной сетки, листы превратившегося в пепел пластика и саднящие обожженные руки свидетельствовали об обратном. Я упал на колени: «Слава Тебе, Пресвятая Богородица, Заступница наша и Защитница! Если бы не Ты и не Твоя скорая милость, эта церковь сгорела бы дотла! Пусть теперь она стоит без сетки, как есть... Если Ты не сохранишь келью Своим милосердием, как я могу ее уберечь?» Оставшиеся недели прошли спокойно: вертолет не пролетал, и я перестал пристально вглядываться в тревожный горизонт. Ночные дожди смыли остатки обгоревшей сетки, а дыры от сгоревшей кровли я заткнул остатками пластика. Только черные пятна пожарища на крыше безмолвно говорили о минувшей опасности. В скиту при моем появлении началась суматоха. Навстречу выбежал взволнованный Аркадий, поправляя сползающие на нос очки: - Батюшка, чудеса! Отец Пимен приехал! Новость удивила меня: - Правда? А где он сейчас? - Беседует с людьми на Псху. Потом сюда собирается! Шишин заехал на лошади и сообщил. Пока мы наводили в доме и на кухне порядок и чистоту, насколько это было возможно, со двора донесся знакомый зычный голос: - Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! - Аминь! Аминь! - ответили мы с послушником в два голоса. Во дворе начались приветствия: с верхней поляны спустились отец Ксенофонт и послушник Евгений. Архимандрита сопровождали два монаха: один высокий, худой, склонявший в разговоре голову на плечо, другой помоложе, расторопный и бойкий, по виду - келейник. - Отец Симон, а мы к тебе! Как спасаешься? - Твоими молитвами, отче! Благослови... Отец Пимен представил мне своих спутников: высокого и худого иеромонаха Онуфрия и молодого иеродиакона Симеона, с юношеской кудрявой бородкой. - Ты на вертолете прилетел, отче? - спросил я после приветствий. - Ново-Афонский монастырь машину дал, «Газель», на ней и добрались. До сих пор спину ломит. Лучше бы летел вертолетом... Место для нас найдется? - Найдется, найдется... - захлопотал Аркадий, указывая, где можно устроиться. - Отец Симон, благословите, я уйду в палатку, а отец игумен пусть устроится в моей комнате, - выступил с дельным предложением Евгений. После молебна в новопостроенной церкви в честь великомученика Пантелеймона, за вечерним чаем мы проговорили допоздна. Архимандрит поведал нам, что монастырь быстро возрождается, хотя возникло много проблем с местными жителями, пока еще живущими в стенах обители. Святейший Патриарх Алексий принимает участие в возрождении северной святыни, так как с юности любит эту известную обитель. Маленький отец Херувим теперь знаменитый духовник, и к нему теплоходами едут паломники на исповедь и совет. - Ты бы хотел посетить наши края, отец Симон? - полюбопытствовал мой друг. - С радостью! - ответил я, видя для себя пользу пообщаться с монахами, и особенно с монастырским духовником, отцом Херувимом. - Это хорошо! - удовлетворенно улыбнулся мой друг. - А что, литургию послужим в вашем новом храме? Когда-то мы мечтали его построить, а теперь он уже стоит... Дивны дела Твои, Господи! Это все ты построил, Симон? - Большую часть церкви срубил твой постриженник. Я только начал стройку, а все остальное — его рук работа! Верно, отец Ксенофонт? - Простите, отче, что построил сруб с недостатками: углы плохо связал, - смиренно откликнулся иеромонах. - Это ты видишь сам свои недостатки, а на мой взгляд - неплохо сделано! Архимандрит критическим взглядом еще раз окинул нашу церквушку, затем обернулся ко мне: - Отец Симон, а на Грибзу сходим? - Это можно. Все пойдем? - уточнил я. - Ну, кто там уже был, может не ходить. А мне интересно взглянуть. Впрочем, кто хочет, может пойти с нами... - Я пойду, если благословите! - Аркадий с надеждой посмотрел на игумена, который одобрительно похлопал его по плечу. В поход решили пойти и спутники моего товарища - иеромонах с иеродиаконом. - Тогда утром и двинемся на Грибзу. Только долго не будем задерживаться, глянем, - и обратно. Мне скоро уезжать, время поджимает. Дела, дела монастырские ждут, - вздохнул отец Пимен. - Батюшка, приглашаю вас в гости осмотреть мое уединение! Иеромонах Ксенофонт махнул рукой в сторону леса. Архимандрит вопросительно посмотрел на меня. - Это недалеко, отче. На ореховой поляне, - пояснил я. Возле шалаша, над которым крутился столб мошкары, игумен остановился в недоумении, затем обошел аскетическую постройку вокруг. Отец Ксенофонт пролез внутрь, приглашая моего друга следовать за ним. - Нет, нет, туда я не пойду, - запротестовал наш бывший ски- тоначальник. - И вообще, я не одобряю таких сооружений. Это какой-то запредельный аскетизм. Тут и умом можно тронуться... Нет, это не по мне, отец Ксенофонт. В такой конуре просто нельзя жить, это мое мнение... - А мне на Серебряном строят келью, отче! - высунул в проем свою голову иеромонах. - Такую же, как эта? - строго спросил игумен. - Нет, нормальную, как у отца Симона! - Ну, тогда другое дело, - с облегчением вздохнул архимандрит. На следующий день мы ходко поднялись на Грибзу. Эти места навеяли игумену много воспоминаний. Он долго ходил по черничной поляне, углубившись в себя: - Вот бук, который мы тогда пилили. Чуть не убил меня... Вот место, которое тогда я выбрал себе под келью, до сих пор мне нравится... А церковь просто отличная! Дай-ка я ее сниму... Стань рядом, отец Симон! Теперь я за тебя спокоен, все сделано добротно, - по-хозяйски осматривал наши места архимандрит. - А в верхнюю келью поднимемся? - спросил я. - А где она? - вопросом на вопрос ответил гость. Я указал рукой вверх. Архимандрит взглядом измерил высоту. - Спасибо, отче, конечно, хочется посмотреть, но вряд ли поднимусь. - Он с сомнением покачал головой. - Силы уже не те... Вы готовьте ужин, а я здесь с четочками на скамье посижу. Вид просто замечательный... Под отблески вечерней зари на склонах Чедыма поляна медленно погружалась в темноту. Фейерверки светлячков в зарослях черники начали свой ночной танец. До ужина игумен сидел на скамье и все глядел на горы, пока лиловая вершина Чедыма не ушла в темноту. Поздним вечером мы остались вдвоем в келье, остальные улеглись в палатке. Слышно было, как мой товарищ долго не спал, все вздыхал и ворочался... На Псху народ не отходил от архимандрита, люди расспрашивали о Москве, о Питере, о новом монастыре и новой власти в России. На встречу с почетным гостем собрались все послушники, жившие на Псху. У Василия Николаевича за столом не хватало места. - А что, отцы-пустынники, если вас так много, вопрос на засыпку: поможете мне яблоки собрать? Урожай большой в этом году! Ешьте их сколько угодно! Хозяин засмеялся, посматривая на всех искоса. - Это можно, - степенно согласился игумен. - Я тоже потружусь в память о прежней жизни. Яблочный дух носился над осенним садом. Тонко пахло горьковатым дымом пожухлой листвы. Хрусткие сочные яблоки брызгали сладким ароматным соком. Весело ржали лошади, пасшиеся в луговой траве. В первой летящей паутине уже чувствовалось дыхание осени.
* * *
Яблочным соком и дымом Праздники осени пахнут. Яблочным духом незримо Октябрь распахнут.
Сумерек синяя вьюга Реет над яблочным краем. В сложные судьбы друг друга Мы незаметно врастаем.
Наши пути ненароком Он пересек не напрасно. Сделал прозренье - глубоким, И расставанье - прекрасным!
В путь уходя, друг уставший, Вдоволь вдохни в этот вечер Частью души твоей ставший Яблочный сладостный ветер!
- Хорошо-то как! - Отец Пимен устало откинулся на спинку скамьи, когда после сбора урожая мы сидели во дворе за чаем. С луговых займищ доносился немолчный хор лягушек. - Знаешь, отче, я многое передумал там, на Грибзе... Но у нас на Севере тоже неплохо: и природа, и монастырь. А главное, там я нашел свое настоящее место в жизни! - Ну что ж, дай Бог, отец Пимен! Куда Господь привел жить, то и есть наше место... Архимандрит, не расслышав ответ, продолжал свой рассказ: - Конечно, с личной молитвой посложнее... Иной раз падаю от усталости, лишь бы выспаться... Зато люди там какие хорошие! Опять же, Бог духовника послал известного... Ну, ты сам все увидишь, если со мной поедешь! - Сразу на остров? - Я пока не представлял себе наш путь. - Нет, сначала на подворье, в Питер. Потом на нашем катере в монастырь. Но прежде нужно в Сухуми встретиться с отцом Виссарионом, потом поблагодарить отца Прохора, игумена Ново-Афонского монастыря. Примерно так хотелось бы устроить наш отъезд... - Знаешь, отче, этот отец Виссарион сильно прославился в Абхазии во время войны: сколько солдат крестил, целыми ротами, прямо на передовой! И нас всю войну поддерживал, спасибо ему! А с Ново-Афонскими монахами еще ни разу не встречался, очень интересно - поделился я своим мнением. Такое начало поездки порадовало меня. Обговорив с послушниками Аркадием и Евгением предстоящие работы в скиту на время моего отъезда - сбор орехов и каштанов и заготовку сухофруктов на предстоящую зиму, мы улетели вертолетом в Сухуми. Монастырский водитель, набрав пассажиров и гостинцев, уехал на своей видавшей виды «Газели», спеша выбраться из Псху до начала осенних дождей. Отец Виссарион, организовав для нас шумную хлебосольную встречу, взялся сопровождать архимандрита и меня в Ново-Афонский монастырь в сопровождении молчаливых русских генералов. - Познакомьтесь, друг Патриарха Алексея! - торжественно представил он военным моего друга. - А это... - Абхаз хитро прищурился на меня, затем обернулся к белеющим на горизонте хребтам, вытянув в их направлении руку, и произнес: - Видите эти горы? Это все его владения, он там хозяин! И, описав рукой полукруг, указал на меня. Такое кавказское великодушие произвело впечатление на генералов, они заулыбались. Отец Прохор, игумен недавно открывшегося монастыря и братии в числе десяти человек, был опытным, знающим себе цену приветливым монахом лет сорока. Когда-то он учился в Троице- Сергиевой Лавре в Академии и защитился там по теме «Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники». Уважительное отношение к этому прекрасному человеку скоро перешло в дружеское общение с ним и его молодым братством. Несколько удивило меня присутствие в одном из монастырских корпусов молодой худощавой женщины в подряснике с маленьким мальчиком лет пяти. - Это наша швея, а мальчик - ее сын. Живет как монахиня. В общем, «Унесенные ветром», - усмехнувшись, объяснили мне послушники. Перед вечерней службой женщина подошла взять благословение у отца Пимена и у меня, незаметно к нам присматриваясь. Храм монастыря был все также прекрасен в полюбившихся мне с юности росписях васнецовской школы. Медлительный звон с колокольни возвестил о начале службы. В одном из приделов монахи соорудили престол и жертвенник, и теперь в церкви зазвучали монашеские голоса. Пели они очень молитвенно и красиво. Во всем чувствовалась умелая рука игумена Прохора. Отец Виссарион после службы позвал меня: - Слушай, Симон, выручай! Нужно крестить семью редактора московского «Огонька»! Пока архимандрит занят гостями мы проведем этот чин вместе! - А где мы будем крестить людей? - Как это где? В реке конечно! - решительно сказал он. - Там же холодно! Осень на дворе, - поежился я. - Ерунда! Пусть терпят... Ты крести женщину, а я - ее дочь... - Батюшка, вы старше, вы погружайте в воду женщину. А я - монах, мне лучше девочку окунать... Мой жалобный голос не был услышан. - Ты - монах, а я - абхаз! Понимаешь? Мне с женщинами нельзя близко общаться! Отец Виссарион высказал это чрезвычайно воинственно. Несмотря на мои опасения, крещение супруги редактора и их дочери прошло вполне целомудренно. Вскоре поезд увез нас с отцом Пименом в Россию. Питерское подворье удивило меня своей внушительностью: царский размах чувствовался во всех деталях интерьера. Удручало лишь одно: низкое серое небо, отсутствие зелени во дворе и торчащая за бетонным забором унылая кирпичная труба какого- то заброшенного завода. В поисках уединения для молитвы я попытался во дворе отыскать какой-нибудь укромный уголок. За стеной корпуса ходил, углубившись в себя, худой монах с острой бородкой и с четками в руках. Приметив в дальнем углу несколько больших мусорных баков, я отправился туда, но за ними молился, присев на пенек, молоденький иеромонах, который испуганно поднялся, увидев меня. Оставался еще ржавый остов микроавтобуса, но и там внутри виднелась чья-то голова. В один из ближайших дней мы выплыли на монастырском катере из маленького порта, расположенного на берегу неоглядного свинцово-серого озера. Навстречу шла сильная волна и дул ледяной ветер. В небольшой каюте в спертом воздухе среди паломников было душно. Я поднялся, намереваясь выйти на палубу. - Симон, ты куда? - Игумен недоумевающе посмотрел на меня, протирая обрызганные волной очки. - Здесь душно, отче. Постою на палубе. - Не простудись. Здесь запросто можно простуду схватить... Хотя сильно качало и долетали водяные брызги, остаток пути я провел на палубе, вдыхая обжигающий студеный северный ветер с каплями холодной воды. Громада острова, заросшего соснами, с возвышающейся над ними монастырской колокольней поднялась на горизонте. Вид был очень величественный. На пристани нас ожидала группа монахов, лица которых удивляли своей строгостью и серьезностью. Но в общении насельники обители оказались простыми и открытыми. - А монахи в монастыре хорошие подобрались! Это радует, отче,. - поделился я своим первым впечатлением с игуменом. - Все ревнители Православия... - В голосе архимандрита звучала гордость за обитель и монашеское братство. - Но я думаю, тебе лучше в закрытом скиту пожить. Туда женщинам не благословляется заходить. - А иеродиакон Херувим там живет? - Конечно. Он теперь иеромонах и известный духовник, - улыбнулся игумен, вспоминая его. - Теперь на его окормлении и скит, и монастырь. Вечером я отправился на исповедь к маленькому иеромонаху с большим сердцем. - О, пустынник Симон пришел! Присаживайся сюда, нет, лучше сюда! - Духовник подвинул ко мне низенькую скамеечку для молитвы, пытаясь усадить получше. Сам он сидел на такой же небольшой табуретке. - Приехал с игуменом? Надолго? Как там наш Кавказ? Я не успевал отвечать на вопросы старого знакомого. По ходу беседы я высказал мнение, что знаю хорошие уединенные места в окрестностях большого Сочи. - Скажи, скажи где такие места? - с большим интересом наклонился ухом ко мне духовник. - Между Туапсе и Сочи, отче. Мы там в юности молились в соснах на безлюдных лесных холмах. - А еще какие ущелья тебе показались уединенными? - На Бзыби, ниже Псху, батюшка. - Ты мне подробнее расскажи, отец Симон, пожалуйста! Эта тема, похоже, очень волновала отца Херувима. - Раньше в том горном районе находилась знаменитая «воровская» тропа. Когда джигиты угоняли лошадей с Северного Кавказа, то в узком месте каньона делали настил из бревен и переводили по нему угнанных скакунов, а потом настил разбирали. Преследователи поэтому не могли их догнать. - Очень интересно... - задумался духовник. - Такие времена наступают, отец Симон, не приведи Господь! Говорят, что антихрист уже пришел и живет на земле. Пытается экуменизмом нас обмануть... - Вы еще в Лавре, отче, с экуменизмом боролись! Мне монахи рассказывали о вас... - Да, да, из-за него и выгнали! Уехал на Кавказ к пустынничкам. - Взор отца Херувима устремился куда-то вдаль, душа его, похоже, навсегда осталась в Абхазии. Date: 2016-08-29; view: 225; Нарушение авторских прав |