Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Старец и обретение молитвы 7 page





К концу лета начала поспевать крупная горная ежевика - кис­ло-сладкая ягода, висевшая на колючих лозах до первых замороз­ков. Ожидать, когда ежевика созреет полностью, у нас не было ни времени, ни сил. Приходилось есть ее недозрелой и очень кислой. Этой ягодой я надолго испортил себе желудок. Когда листва на бу­ках чуть тронулась желтизной, начали созревать калина и рябина, не очень сладкие, почти безвкусные ягоды, но они служили хоро­шей добавкой к чаю. Продукты, занесенные нами на Грибзу не­сколько недель назад, подходили к концу. Голод давал себя знать: к вечеру дрожали руки и ноги, желудок сводило от сильной кисло­ты ежевичных завтраков. Пришла пора идти на водопад к тайнику за продуктами.

 

Господь утешительной благодатью всегда показывает душе, что Он всемерно принимает готовность души отказаться от сво­ей воли. Если она решительно отвергается от самой себя, мило­сердие Божие готово отменить все последующие действия, при­нимая намерение души и ее готовность к самоотречению как уже совершенный поступок. Потому что самоотверженная душа своей решимостью явила Богу полное послушание - “и весь живот наш Христу Богу предадим”.

 

ГОЛОДНАЯ СТРОЙКА

 

Все, что не есть Ты, Господи, не нужно душе моей, пусть даже этого будет очень много. Без Тебя, Единого, все это пустой звук и не более того. Ты наполняешь Собой земные и небесные просто-

ры, и когда мы устремляемся в них, то неожиданно находим Тебя всего, непостижимо наполняющего просторы нашего сердца. И в сравнении с сердечными просторами ничто не может предстать таким цельным и благодатным, когда Ты открываешься неизре­ченно в тишине человеческого сердца, отринувшего внешние по­иски и суету.

В молитве душа должна чувствовать себя смиренно и безпопечительно, не привязываясь ни к какой внешней деятельности. Преодолеть привычную обыденность и суету и устремиться к по­искам Бога в основах свой души можно лишь удалясь от мира и покинув людей.

В тот год лето было сырым и дождливым. Костер плохо горел и дымил. Приходилось до изнеможения раздувать огонь походным ковриком. Зачастую обед или чай готовились так: один подкладывает хворост и следит за котелком, а другой постоянно машет ковриком, раздувая огонь. При этом у всех сидящих у костра текут слезы. Но вскоре варить стало нечего, и мы отправились к нашему тайнику у водопада. Валера, как всегда, спотыкался о свои ноги и недоумевал:

Что это со мной сегодня?

По невнимательности я забыл, под какой камень мы положили продукты. Опавшие листья закрыли всю каменную осыпь. При­шлось немало поволноваться, отыскивая тайник.

“Внимательность в горах - это то же самое, что и молитва!” - упрекал я себя, решив отныне, что буду учиться ко всем своим дей­ствиям относиться со вниманием и ничего не делать рассеянно.

В тайнике мы с радостью обнаружили муку. Заботливый архи­мандрит добавил ее в наш список продуктов. Выпекать хлеб мы не умели, поэтому, неся свою ношу на поляну, мы обсуждали вопрос, каким образом муку превратить в хлеб. Еще в Таджикистане мне приходилось разводить муку водой и пить эту смесь, когда в горах не имелась другой еды. Она казалась до жути невкусной, но давала силы жить и двигаться.

Однако это предложение было молча всеми отвергнуто. Честь создания нашего первого хлеба по праву принадлежит Адриану:

Давайте сделаем тесто и просто поджарим его, наколов на ве­точки, на костре! - догадался он.

До чего же вкусным был наш первый хлеб! Никакая другая еда не могла сравниться с ним. К сожалению, наша радость продлилась недолго: мука быстро закончилась и мы снова перешли на грибные

похлебки, в которые добавляли горный щавель, а также съедобные листья лопуха, называемого “огуречник”.

Крупы подошли к концу. Сахар-рафинад мы делили каждому по одному кусочку. Еще один кусочек добавляли тому, кто выглядел в тот день более слабым. Травные и грибные похлебки растягивали наши животы, не добавляя никаких сил. Вид у нас был ужасный: худые, тонконогие, с раздувшимися от травы животами, мы еле двигались. Тем не менее вниз уходить не хотелось никому. Пришла догадка добавлять в наш скудный рацион буковые орешки. Они были мелкие, с невероятно твердой скорлупой, о которую я сразу сломал зуб. Этот зуб меня сильно измучил на следующую зиму. И все же зерна орешков оказались вкусными и маслянистыми. Ими кормились полчища соней-полчков, поднимавших по ночам нескончаемый визг. Ползая под буками на четвереньках в поисках орешков, мы иногда сталкивались лбами, увлекшись добыванием еды. Но даже это казалось нам веселым и забавным занятием.


Удивительным для нас явилось другое: открытие реального чу­да в нашей жизни, чуда строительства церкви Божией. Никто из нас, включая и простых мальчишек из Лавры, никогда не строил храмы своими руками. Строительство церкви оказалось самым благодатным на земле делом. Когда мы взяли в руки топоры, наив­но пытаясь с ходу овладеть мастерством многих поколений плот­ников, произошло чудо. Мы самоотверженно отдали свои сердца Богу, стараясь искренно принести Ему свой неумелый труд и же­лания наших душ. Мы не стали профессиональными плотниками, но наши сердца ощутили реальную благодать, сходящую свыше. Гармония Божественной безпредельности, казалось, веяла над на­шими головами своим небесным крылом.

Некоторые из парней просто застывали на мгновение с топором в руках, прислушиваясь к тому, что происходило в сердце.

Батюшка, а почему так на душе хорошо, когда строишь цер­ковь? - шепотом спрашивали они у меня.

Братья, я сам впервые строю храм вместе с вами и тоже удив­ляюсь такой обильной помощи Божией! Нет более благодатного труда на земле, ничто не может сравниться с построением церквей: самый святой труд!

После таких благодатных переживаний во время работы чтение монашеского правила и акафиста становилось для нас живым при­ношением Богу и молитвой искренней благодарности за чудесные изменения, происходящие в наших душах. Поэтому мы предпочи­тали жить впроголодь, но не уходить с папоротниковой поляны, где с верой и благоговением трудились над сооружением церкви в честь Пресвятой Троицы по благословению нашего духовного отца.

Но эту тихую жизнь неожиданно прервали оглушительные вы­стрелы из охотничьего ружья, раздавшиеся совсем рядом. Как мы работали с топорами, так и остались с ними стоять. Убегать было уже поздно. В кустах послышался довольный смех, и на поляну вышел улыбающийся отец Пимен. За ним шел с двуствольным ру­жьем в руках тот самый паломник и специалист по африканским языкам, известный мне по Лавре.

Ну что, испугались? - спросил, смеясь, архимандрит.

Не то что испугались, а даже убежать не успели! Благослови, отец! - ответил я.

Благословляя нас, отец Пимен продолжил:

Вот как вас легко поймать - по стуку топора! А вы думаете, что вас никто здесь не найдет... Если Бог не поможет, куда денемся?

Это верно... - согласились мы.

А это мой “оруженосец” - Андрей! - представил архиман­дрит “оруженосца”, который с веселым лицом изображал бывалого стрелка, прицеливаясь в пни и деревья.

Откуда это ружье? - озадаченно спросил я.

А вот, отцы и братья, пока вас не было, успел съездить в Лавру и попросил благословения у батюшки на покупку охотничьего ружья для скита. Есть и разрешение на него. После той книги о бешеных животных мне стало как-то не по себе, пришлось купить ружье... - рассказывал отец Пимен.

Отче, только не стреляй здесь, чтобы сохранить это место в тишине и покое! - попросил я.

Андрей, спрячь ружье! - обратился мой друг к оруженосцу, тот послушно разобрал ружье и уложил его в свой рюкзак.

А что вы худые такие? Просто ужас... - приглядевшись к нам, спросил архимандрит.

Еда закончилась...

Ну, еду мы вам принесли...

К нашей радости друзья достали из рюкзаков продукты: крупы, рыбные консервы, хлеб из Сухуми, картофель и мед. Из разговоров выяснилось, что Андрей теперь трудится в Лавре, в паломническом центре, как гид и переводчик сопровождая иностранных туристов. Лавра притянула его своей благодатью, и он остался в ней трудить­ся простым рабочим, затем гидом. Позже его приметил наместник и взял к себе референтом, одев в подрясник. Отец Пимен передал мне привезенные им новые резиновые са­поги, а также письма от отца и от батюшки и стал осматриваться по сторонам.


А вы чем порадуете? - поинтересовался он.

Нам было что показать: ошкуренные и подсыхающие бревна, разложенные по поляне, радовали глаз. Их уже набралось вполне достаточно, чтобы строить церковь и келью. Так как надобность в келье отца Пимена отпала, старец разрешил мне, в виде исключе­ния, совместить церковь и келью. Размер кельи я выбрал минималь­ный - два на два с половиной метра. Престол и жертвенник пред­полагал соорудить в восточной части этого крохотного сооруже­ния, надеясь разместиться в таком помещении невзирая на тесноту.

Это хорошо. Может, к зиме успеете срубить церковь? - спросил гость, выслушав мои объяснения и примерные расчеты.

Помолись, отче, хотелось бы успеть! - ответил я.

Ну а как рыбка - ловится?

Ловится, - заверили мы гостей. - Но на троих у нас больше во­семнадцати форелей никогда на уху не попадалось...

А Василий Николаевич утверждает, что любой рыбак на Гриб- зе сто штук за один раз запросто ловит! - заметил архимандрит.

У нас Андрей - заядлый рыбак, он поймает и больше!

Наша компания спустилась к реке, где гости вырезали себе уди­лища, а мы приладили лески, грузила и крючки. Не прошло и часа, как Андрей поймал двенадцать форелей, и мы, кроме архимандри­та, каждый по две штуки. Итого оказалось снова на уху восемнад­цать рыб.

На ужин хватит! - сказал я. - Больше вряд ли поймаем...

Заядлый рыбак стал упрашивать нас продолжить ловлю.

Еще часок! - умолял он. - Отец Пимен пока еще ни одной не поймал...

Прошел еще час, начало смеркаться. В речных заводях уже вздрагивал молодой месяц.

Два часа сижу, и хотя бы одна маленькая рыбка клюнула... - пожаловался мой друг. - Пора сматывать удочку!

Он потянул леску из воды и замер: на крючке поблескивала не­большая рыбешка, которая, похоже, давно уже была поймана.

Вот и рекорд - девятнадцать штук! - обрадовался начальник скита. - Но все же рыбная ловля, кажется, не мое занятие...

Еще половим, батюшка, ну пожалуйста! Прошу вас! Мы пой­маем больше, вот увидите... - уговаривал его Андрей.

Мы снова разбрелись вдоль берега, но удача покинула нас. Все собрались на берегу, ожидая “оруженосца”.

Ну как улов? - спросил у него архимандрит.

Все сорвались, отче! - махнул тот рукой. - А форели были большие! Если бы еще половить, то поймали бы, это уж точно...

При свете фонариков мы поднялись к палаткам. Вечер у костра за ухой пролетел незаметно. Последние отблески розового сияния покинули зубцы Чедыма. Со снежных вершин потянуло холодом. Монашеское правило и вечерние молитвы мы прочитали при све­чах. Расходиться по палаткам никому не хотелось. Мне все больше нравился “оруженосец” архимандрита, он тоже приглядывался ко мне, озаряемый светом костра. В конце концов скитоначальник со­гласился отпустить Андрея на Грибзу, чтобы он помог мне соору­дить фундамент под храм. Этот веселый парень обладал большой физической силой.


А я как раз хотел попросить у тебя твоих ребят! Нужно к зиме заняться заготовкой дров, а то часть моих помощников осталась в Лавре, - обрадовался мой товарищ, когда я спросил у него об Ан­дрее. - Пусть Андрей отправится с тобой в следующий раз, когда ты с ребятами спустишься в скит, - заключил отец Пимен.

Уходя, Андрей долго махал мне рукой, пока они с начальником не скрылись из виду. Это было началом большой и крепкой друж­бы, проверенной и скрепленной суровой жизнью в горах. Не имея ни карт, ни сведений о горных тропах и перевалах, полагаясь лишь на молитвы старца, удалось совершить самые удивительные похо­ды по непроходимым каньонам и перевалам с этим верным и само­отверженным парнем.

Оказав помощь скитоначальнику и братьям в заготовке дров, мы с Андреем попросили всех помочь нам донести до тайника на водопаде продукты, разборные двери и окна. Распиленный на куски пластик на крышу, десять штук в пачке, размером метр на полтора, я понес сам, не желая никого обременять. Нести кровлю было очень трудно, так как листы ее задевали все ветви на кустах и приходилось буквально продираться с нею сквозь заросли. Здесь на тропе я впервые нос к носу столкнулся с черным медведем, нося­щим название, как написано в книгах, “гималайский”. Зверь очень свирепый, шерсть черная, только на шее белый воротничок. Этот опасный лесной обитатель умеет проворно лазать по деревьям, что всем нам очень не нравилось.

Зверь шел по тропке, опустив голову и настороженно принюхи­ваясь к следам. Он полностью увлекся запахами и не заметил меня.

Таща тяжелый шифер, я шел, также опустив голову, впереди наше­го каравана. Соленый пот заливал глаза. Если бы не крик Андрея, шедшего позади меня с продуктами, “Батюшка! Да медведь же!”, столкновение со зверем произошло бы неизбежно. Мы с медведем уставились в глаза друг другу. Затем он резко мотнул головой и бро­сился через кусты вниз по обрыву. Эта встреча живо обсуждалась на всем пути к водопаду, и многим братьям дала повод поупраж­няться в шутках по моему адресу. Отца Пимена с нами не было, он простыл и лечился в скиту травяным чаем.

Перед следующим забросом груза на водопад всем пришлось по­трудиться на пасеке у Василия Николаевича, где у него стояло бо­лее ста двадцати ульев. Братья срезали соты с рамок, я крутил руч­ку медогонки, а пчеловод и его сыновья подносили рамки с медом. Мед оказался просто превосходен, такого вкусного не приходилось отведывать ни раньше, ни позже, когда я уехал с Кавказа. Чистый и ароматный, он имел удивительный вкус, не похожий ни на какой другой мед.

Слеза! - с гордостью говорил Василий Николаевич, угощая нас свежим медом. Пасечник рассказал, что некогда абхазские пчелы получили золотую медаль на выставке в Париже. Потом довелось прочитать об этом в книге по пчеловодству.

На пасеке мне впервые довелось отведать “дурной мед”.

Попробуйте для опыта! Это полезно! - уверял Василий Ни­колаевич.

Такой мед, по его словам, пчелы берут с фиолетовых цветков ро­додендрона, которые нельзя ни есть, ни заваривать в чай. Мед же с белых цветков этого растения считается в народе лекарственным и излечивает от всех болезней. Мне дали только слизнуть несколько капель с кончика ножа, и в голове сразу стало холодно, при рез­ком движении в глазах вспыхивали искры. Вероятно, “дурной” мед сильно понижал давление, потому что в скит я брел покачиваясь, кружилась голова. Когда я пришел на Решевей, пришлось залезть в палатку и лежать до вечера.

О “дурном” меде на Псху рассказывают целые истории. К при­меру, старший егерь сам видел, как черный медведь разбил на его пасеке улей с “дурным” медом, а затем с ревом катался по траве, из­рыгая из желудка его содержимое. Заметив егеря, одурманенный зверь пытался переплыть реку, но его унесло течением. Человеку, съевшему такой мед, нужно неподвижно лежать часами, чтобы прошла тошнота и исчезло головокружение. Удивительно, что по­сле подобной “пробы” не оставалось никаких неприятных послед­ствий. Однако, несмотря на все эти интересные опыты, многозабот­ливая и хлопотливая жизнь в скиту не удерживала сердце своей привлекательностью - в нем ширилась и росла неодолимая тяга к лесному уединению и неведомым просторам Кавказа.

Любящие суету ищут ложь и запутываются в ней. Любящие душевный мир ищут благодать и спасаются ею. В темных дебрях мирских суждений и представлений живут демоны тщеславия и спорливости, создающие раздоры и распри. В тихих и светлых во­дах сердечных глубин отражается Солнце мудрости и благодати, приводящее сердца к любви.

 







Date: 2016-08-29; view: 262; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию