Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика созерцания природныхЛандшафтов 1. Противоречия в обучении методам изучения природных ландшафтов в школе. Современные методы исследования Земли (космический, картографический, статистический, геоинформационный), предлагаемые к изучению шестиклассникам на первых уроках географии, превышают накопленный детьми к этому времени фактический материал и не могут стать действительно полезными в их текущей жизнедеятельности. Когда человек оказывается в лесу, в поле, на берегу реки, он слышит звуки, ощущает запахи, т.е. воспринимает природу эмпирически. Природа есть чувство прежде, чем она становится идеей, формулой, моделью или полезностью. Человек теснейшим образом связан с природой, он любопытен, он реализует в ней свои интересы, а потом уже моделирует природные и иные процессы, создает ГИСы. Без сомнения, теоретическое мировосприятие может и должно формироваться в сознании детей, но лишь при одном условии: если эмпирически накопленные факты,пусть сначала в беспорядке, будут восприняты и лягут в основу процесса познания природы. Возрастные психологические и физиологические особенности развития подростков и эволюция методов познания природы человеческой цивилизацией диктуют иную логику выстраивания обучения школьников методам географических исследований. 2. Актуальность метода созерцания. В начальных 5-6-х классах приоритет должен быть отдан процедурам обучениянаблюдения и созерцания, которые незаменимы при формировании целостного образа природы (в случае с физической географией – образа природных ландшафтов) в сознании детей. Наблюдение важно для многих видов географической деятельности, требующих восприятия и переработки образной информации: от наблюдения за изменениями объекта и среды до осуществляемой без приборов оценки и диагностики. Более того, иногда наблюдение осуществляют за совокупностями образных, цифровых и текстовых признаков изменений объекта, составляющих его синтетический, многомерный образ. Создание личностного содержания физической географии начинается с синестезии природного ландшафта – чувственного акта его постижения, лежащего в основе эмоционального, эстетического, сакрального восприятия ландшафта. Не изучение, а общение – основной метод познания на этом этапе. Разговор с камнем, соприкасание с деревом, сочувствование с животным, сомыслие и сродство с миром – примеры способов общения и единения познающего с познаваемым. Целью познания выступает ментальное (мысленное) «проникновение» познающего субъекта в познаваемый объект. Погружение и вживание в природу способны озарить человека чувством всеобщей гармонии. Вживание в природный ландшафт возможно посредством созерцания, наблюдения, перевоплощения, фантазирования, интерпретации (образное видение объектов посредством поэзии, музыки, изобразительной деятельности и т.д.). При изучении природных объектов необходимо пользоваться всеми органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием, вкусом. «Большего счастья, чем полное раскрытие внутреннего зрения, слуха и глубинной памяти, на Земле нет» (Д. Андреев) Таким образом, нужно помочь детям развить в себе способность воспринимать окружающий мир не со стороны, а изнутри, исследовать его через собственное взаимодействие с ним. Для этого важно понять сущность созерцания как метода обучения и освоить процедуры обучения созерцанию. 3.Общее понятие о созерцании как методе обучения. При рассмотрении методов обучения /1/ созерцание рассматривается как неиспользование информации в явном виде. Этим термином обозначен такой вид использования информации, которому, к сожалению, не уделяется должного внимания при обучении. При разработке процедур обучения созерцанию необходимо, прежде всего, точно определить особенности действий созерцания. Мы не будем выходить за пределы понимания созерцания как аспекта неявного, а порой и неосознаваемого использования воспринимаемой индивидом информации, хотя при описании некоторых духовных практик этот термин используется для обозначения одного из элементов медитации. Обращаясь к рассмотрению созерцания, мы касаемся не только непривычного для европейца с развитым (в основном логическим) складом ума, но и чаще всего неизвестного для таких людей аспекта человеческой активности. Для ранних этапов развития цивилизации было характерно внелогическое постижение новых объектов. В восточных культурах до сих пор важное место отводится созерцанию в становлении у индивида миропонимания. При реализации западного подхода обычно считают, что информация обладает ценностью для индивида только тогда, когда он знает, как явно использовать ее в своей деятельности. «Есть метод познания, существующий наряду с логическим, - метод созерцания. Созерцание дает возможность проникнуть непосредственно в суть какого-либо явления, в некотором смысле даже глубже, чем путем логики…Когда мы наблюдаем Природу как целое, у нас возникает ее образ, в чем-то более полный, чем даваемый совокупностью естественных наук» (Академик Б.Б. Раушенбах) В процессе наблюдения образная информация подвергается определенной логической обработке (например, классификации) с учетом осознания явной цели наблюдения (осознание изменений при наблюдении тоже базируется на логических операциях). Информация в связи с этим делится па релевантную (полезную для дела) и иррелевантную (бесполезную для решения избранной задачи, мешающую делу). Вообще же восприятие образной информации не поддается полностью логическому анализу и объяснению: часть образной информации не только невозможно адекватно описать словами, она еще может запускать в подсознании неосознаваемые процессы, порождающие эмоции или неожиданные ассоциации. Образная информация может неосознаваемо вызывать положительные эмоции и продуктивные для творчества ассоциации. Словарь русского языка (1988) поясняет: «Созерцать... 1. Рассматривать кого-либо, что-либо, наблюдать за кем-либо, чем-либо. Я часами сидел на скале, созерцая море (Л.Толстой). Я тоже ничего не делаю. А только созерцаю и природу, и людей (В.Суриков). Заметим, что примеры не позволяют истолковывать действие «созерцать» как синоним действия «наблюдать», поскольку наблюдают что-либо, а в приведенных примерах цели созерцания отсутствуют: «Я тоже ничего не делаю...». 2. Мысленно представлять, проникая умом, мыслью во что-либо. Нет ничего приятнее, как созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим (Белинский). Созерцание... 1. Действие по значению глагола «созерцать». 2. Углубление в свой внутренний мир. 3. Философ. процесс непосредственного восприятия действительности. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины (Ленин)». Для уяснения разной значимости понятия «созерцание» важно ознакомиться с мнением академика Б. В. Раушенбаха: «...Если сегодня слово "созерцание" имеет фактически тот же смысл, что и "глядение"', то во времена Средневековья дело обстояло иначе. По представлениям того времени, созерцание является в известном смысле высшей формой познания. По средневековым представлениям, существуют два пути познания: путь логического мышления и путь созерцания. Логическому мышлению, преимущества которого достаточно очевидны, присущ, однако, существенный недостаток: оно идет от одной частности к другой путем строгих умозаключений, но при этом всегда остается в плену рассматриваемых частностей. Созерцание лишено этого недостатка. Более того, в некотором отношении созерцание имеет безусловное преимущество перед логическим мышлением. Оно дает картину, хотя и лишенную подробностей, но зато обладающую свойством полноты. Кроме того,...созерцаемые вещи надо видеть не только такими, какими они являются в повседневной жизни, но и в качестве метафор высшего бытия... Следовательно, со средневековой точки зрения помимо своего обычного смысла предметы могут иметь и иной, высший смысл» /2/. Здесь мы будем абстрагироваться от философского аспекта этого термина и понимать под созерцанием только погружение индивида в поток образной информации любых модальностей без установки на ее запоминание, вербальное описание или на ее логическую обработку, поэтому с точки зрении освоения действий созерцания в процессах школьного географического образования дадим здесь такое определение. Созерцание — внелогическое восприятие образной информации любой модальности (не только визуальной, но и звуковой, вкусовой, обонятельной и пр.) без явно поставленных целей/3, с. 173/. В таком восприятии образной информации психика индивида сама будет резонировать с потоком осознанно или неосознанно воспринимаемой информации, вызывая эффекты, зависящие от индивидуальности реципиента. Продуктами созерцания могут быть ассоциированные с воспринятыми образы (необязательно той же модальности, например, шум моря может вызывать зрительные образы), эмоции, воспоминания, измененные состояния сознания, в которых воплощается образное (правополушарное, нелогическое) мышление. Рассмотренные эффекты могут блокироваться или искажаться негативными установками, предубеждениями, отсутствием практики такого восприятия образной информации, Недостаточным эстетическим (а значит, и культурным) развитием индивида. При таком восприятии информации человек неосознаваемым путем ощущает красоту образов, получает эмоциональный заряд, содержащийся в них, у него могут возникать неожиданные воспоминания и ассоциации или состояния организма. Например, созерцание неподвижной листвы на фоне ясного неба может вызвать ощущение тишины и покоя, а легкое движение листьев — прохлады от дуновения ветерка /3, с. 175/. Изучение очерка о природе путем логического анализа приводит к тому, что суть произведения, его эмоциональный заряд пропадают, остается одна логическая канва, отделенные от эмоций «образы», сухие характеристики природных объектов, процессов и явлений. Всесторонне изучая природный пейзаж, В.П. Семенов – Тян-Шанский был убежден в том, что одного научного поиска здесь недостаточно: «… У географии изо всех наук наиболее тесное соприкосновение с искусством». СогласноСеменову - Тян-Шанскому: «Художественный пейзаж имеет колоссальное преобладающее значение для географической науки, так как она вся основана на зрительных впечатлениях и насквозь пропитана ими». Он утверждал, что стиль географического пейзажа создается в природе и не только с помощью пейзажных красок и тонов. Необходимо восприятие всей гаммы запахов и звуков, тепла и прохлады, свежести и духоты. Фактически любое произведение искусства, в том числе и пейзажи, записки исследователей-натуралистов, не предназначены для вульгарного логического анализа при восприятии содержащейся в них информации. Они ориентированы на сопереживание, сочувствование, на то, чтобы возбудить некоторые «резонаторы» в душе человека. Хотя созерцание как вид активности человека в психологии не рассматривалось, в жизни человека оно всегда присутствовало, давая порой неожиданные эффекты. Эффекты созерцания (бесцельного вроде бы восприятия образной информации) описаны во многих произведениях русских поэтов: Осеннею дорогой Вл. Соловьев
4. Процедуры обучения созерцанию. В таблице 1 сделана попытка составить перечень требуемых действий для освоения созерцания, где Ис — индекс созерцания. При этом нужно учитывать, что освоение созерцания — это прежде всего приобщение к эмоциональной культуре: к эстетике ландшафтов, изобразительной (пейзажная живопись, фотография) и даже к изящности вывода законов природы (красоты, гармонии, единства). Таблица 1. Минимальный набор процедур обучения созерцанию (по Фокину Ю.Г.)*
* Автором внесена конкретика, исходя из особенностей предмета географии, и добавлен индекс действия 5 - рефлексии ** Это необходимо для того, чтобы уменьшить активность левого полушария коры головного мозга, поскольку подмечено, что мышечные напряжения рефлекторно активизируют именно это полушарие. Иногда считают, что при тренировке и возникновении образных представлений помогает тихая, спокойная, мелодичная музыка в ритме классического вальса. 5. Методика обучения активизации образных представлений по М.Гриндеру. Фокин Ю.Г. /3, с. 178/ приводит в качестве примера тренировки по активизации образных представлений методику М.Гриндера. НЛП — нейро-лингвистическое программирование традиционно считается совокупностью индивидуальных психотерапевтических техник, в которых используются образные представления пациентов. Перенося эти техники в групповое обучение детей, М.Гриндер дает ответ на вопрос: как развить способность к визуализации (к возбуждению образных представлений ) «умственно невидящих» детей (детей, у которых ведущими являются слуховое или кинестетическое восприятие информации и ее запоминание? Именно этот смысл вкладывается им в понятие «визуализация» /4/. В НЛП слово «паттерн» означает успешные шаблоны требуемых действий, а термином «раппорт» автор определяет состояние доверия и расположенности ученика к совместным действиям с учителем, обеспечивающим присоединение учителя к субъективному миру ученика. Учитель может использовать установленный раппорт, чтобы повести ученика в сферу освоения желаемых паттернов. В упомянутой работе М.Гриндера указаны и упражнения для перехода к духовной практике, к собственно медитации, хотя они выходят за рамки усвоения учениками способов мысленного представления образов: «Предварительное введение класса в визуализацию (тренировка в переходе от словесного описания к образу ). 1. Учитель представляет ученикам простую ситуацию без деталей в виде предложения, например; "Мальчик и собака вышли". 2. Учитель просит учеников закрыть глаза и дополнить описанный образ деталями, например: большая, коричневая, быстро, из леса, из ворот и т.п. 3. Учитель предлагает ученикам обменяться полученными визуальными характеристиками. Проводите такие занятия каждый день в течение 2 — 4 недель. Обратите внимание, какие изменения произошли за первую неделю, как изменились ответы через две недели.
|