Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феноменологическая социология. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Основоположником феноменологической социологии является Альфред Шюц (1899-1959). Ученый считал, что она дает упорядоченное знание о совокупности объектов и событий внутри интерсубъективного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизньюи связанных друг с другом взаимодействиями главным образом в рамках своей «домашней» группы. В своих работах «Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию» (1932), «Некоторые важнейшие понятия феноменологии» (1945), «Социальный мир и теория социального действия» (1960) и некоторых других он создал концепцию жизненного мира как интерсубъективного мира. Согласно Шюцу привычный социальный мир, в котором живет человек, «переживается им как плотная сеть социальных отношений, систем знаков и символов, обладающих особой смысловой структурой, институционализированных форм социальной организации, систем статуса и ролей, и. т.д. Значения всех этих элементов социального мира принимаются всеми живущими в нем людьми как нечто само собой разумеющееся». Последователи Шюца Питер Бергер и Томас Лукман в своей работе «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» (1966), утверждают, что социальная реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности. По мнению ученых, повседневная жизнь людей представляет собой реальность, которая интерпретируется ими и имеет для них значимость в качестве цельного мира.
3. Социология в России (к. XIX-XX вв.)
3.1 Субъективная социология П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского
Становление и развитие социологии в России во второй половине XIX века во многом было обусловлено модернизацией российского общества, потребовавшей теоретического осмысления и оценки тех глубоких социальных изменений, которые в нем происходили. Одной из первых оказавших значительное влияние на институцианализацию социологии явилась субъективная школа в лице её ведущих теоретиков - Петра Лавровича Лаврова (1823-1900) и Николая Константиновича Михайловского (1842-1904). Наибольшее внимание они уделили проблемам предмета и метода социологии, теории прогресса и роли личности в истории. Именно им принадлежит оригинальная концепция социологического знания, которая получила название субъективный метод. Сущность его заключалась в особом подходе к познанию и описанию фактов и явлений общественной жизни, при котором учитывался характер и степень влияния субъекта на познаваемый объект. Научность социологического исследования, по Лаврову, складывается из двух субъективных процессов, один из которых совершается в мысли ученого, оценка которого неизбежно субъективна, а другой является результатом наблюдения над историческими личностями и группами, преследующими свои субъективные цели. Ведущей силой и единственно возможной целью социального прогрессаявляется критически мыслящая личность. Лавров рассматривал личность и как создателя и носителя нравственного идеала, и как силу, способную изменить общественные формы. Н.К. Михайловский считал социологию наукой, исследующей общественные отношения с позиции сознательно выбранного, «конечного» идеала. Михайловский дополнил субъективный метод Лаврова теорией «двуединой правды». Он утверждал, что в естественных науках при строгом соблюдении объективных приемов и методов сбора, описания, классификации и обобщения материала можно получить общепризнанный истинный результат («правду—истину»). В обществоведении же в силу специфики изучаемого социального поведения людей требуются другие приемы и методы, и результат получается более сложным («правда-справедливость»). 3.2 Психологическое направление в социологии (Н.И. Кареев). Социологические взгляды видного ученого Николая Ивановича Кареева(1850 - 1931) наиболее полно изложены в работах «Введение в изучение социологии» (1897) и «Общие основы социологии» (1918). Общество он считал «надорганической средой», т.е. сложной системой психологических и практических взаимодействий личностей. Он утверждал, что поскольку в «общественной жизни лежит всегда психическая связь между отдельными особями», «между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную». Ученый выделял в обществе культурные группы, представляющие предмет индивидуальной психологии, и социальную организацию, как совокупность экономической, юридической и политической сред, представляющую предмет коллективной психологии. Суть её он видел в том, что она соединяет в типичные образования индивидуальные (интраментальные) духовные процессы в форме интерментальных (межличностных) фактов. Согласно Карееву психическое взаимодействие порождает психический обмен, в свою очередь обмен — традицию, а прочная традиция — историю в форме эволюции социальной организации. Социальный прогресс должен включать в себя три элемента: социальный идеал, определение пути его осуществления, принципы перехода от одних оснований деятельности к другим. В соответствии с этим цель прогресса определялась социологом как «развитая и развивающаяся личность, т. е. наибольшая мера свободы, доступной человеку.
3.3 Плюралистическая социология М.М. Ковалевского. М.М. Ковалевский (1851 - 1916) выдающийся российский ученый, много сделал для становления социологической науки в России, в частности, организовав Русскую высшую школу общественных наук в Париже (1901) и первую в стране кафедру социологии в петербургском Психоневрологическом институте (1908). Его основные социологические работы: «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (1896), «Современные социологи» (1905) и «Социология» (1910) в двух томах. Основная цель социологии, отмечает Ковалевский: «раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи между собой». В историю социальной науки Ковалевский вошел как один из основоположников сравнительно-исторического метода, суть которого «составляет параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, дать общую формулу поступательного движения общественной жизни». Ковалевский последовательный представитель плюралистического подхода в социологии. По мнению Ковалевского любое общественное явление есть результат действия множества факторов, всегда переплетенных друг с другом и взаимно влияющих друг на друга.
3.4 Российский период в творчестве П.А. Сорокина. Мировую известность Питириму Александровичу Сорокину (1889 - 1968) – принесла разработка теорий, основы которых были заложены еще в России, главным образом, в его двухтомном труде «Система социологии» (1920). Рассмотрите, в чём состоят особенности понимания «основных и руководящих принципов» социологии П.Сорокина. Для Сорокина общество - это «совокупность людей в процессе общения», откуда следует вывод о том, что социология - это наука о человеческих взаимоотношениях. Явление взаимодействия, по его мнению, дано тогда, «когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь». Исходя из всего этого, Сорокин дает следующее определение предмета социологии: «Социология есть наука о поведении людей, находящихся в процессе взаимодействия и о результатах такого поведения». В каждом конкретном взаимодействии Сорокин выделяет ряд сторон, а именно: индивиды, акты и проводники, вместе составляющие определенную систему взаимодействия. Акты - собственно действия, обусловливают взаимные переживания и поступки индивидов, которые руководствуются в процессе жизнедеятельности своими потребностями. Взаимодействие невозможно без проводников, то есть тех средств, благодаря которым происходит взаимодействие. Сорокин выделяет два типа проводников: физические проводники и проводники-символы Сорокин принадлежит оригинальная концепция «архитектоники» (структуры) социологической науки. В ней он выделяет теоретическую социологию, изучающую явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего и практическую социологию или социальную политику, изучающую их с точки зрения должного. В свою очередь, теоретическую социологию он подразделяет на: социальную аналитику и социальную генетику. В заключение с полным основанием можно сделать вывод, что именно в русский период творчества П.А.Сорокиным были заложены основы теорий социальной мобильности и социокультурной динамики, которые позволяют причислить его к классикам мировой социологии. Литература 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. 2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1997. 4. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 5. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. М.: Норма, 2001. 6. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М.: Канон, 1997. 7. Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по истории социологии. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 8. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. 9. Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. 10. Курбатов В. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2000. 11. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социологические исследования, 1992, № 2, 3, 4. 12. Парсонс Т.Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997. 13. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. 14. Медушевский А.Н История русской социологии: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1993. 15. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Мн.: Экономпресс, 2000. 16. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1, 2. М.: Наука, 1993. 17. Социология в России / Ред. В.А. Ядов. М.: Изд. ИС РАН, 1998.
Date: 2016-07-25; view: 350; Нарушение авторских прав |