Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Статусно-ролевая концепция личности.
1. Понятие и виды статусов: аскриптивный, достигаемый, смешанный статусы. 2. Ролевая теория личности. 3. Межролевые и внутриролевые конфликты.
1. Понятие и виды статусов: аскриптивный, достигаемый, смешанный статусы. Приступая к изучению первого вопроса темы, следует, прежде всего, уяснить содержание понятия «статус». Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение гражданина. Но в современном социологическом и психологическом понимании оно стало употребляться в конце XIX в. Ввел это понятие английский историк Г.Д.С. Мейн. Статус социальный - определенная позиция личности в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Любой человек в обществе занимает несколько позиций, и соответственно им, обладает определенными статусами. Совокупность всех статусов индивида называется статусным набором. Обратите внимание, что в наборе статусов всегда есть главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие, или с которым они отождествляют его. Кроме социального, выделяют личный статус, определяющий положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Каждый человек обладает набором социальных и личных статусов, поскольку участвует во множестве больших и малых групп. Социальный и личный статус могут не совпадать. Приведите примеры и укажите причины несовпадения статусов. Далее следует рассмотреть понятия «аскриптивный», «достигаемый» и «смешанный» статусы. Анализируя содержание аскриптивного статуса - следует уяснить, в чем состоит отличие двух его разновидностей: прирожденного и приписываемого. Следует подчеркнуть основное различие между аскриптивным статусом, над которым индивид не имеет контроля и достигаемым, который человек получает благодаря усилиям, либо благодаря удаче и везению. Иногда очень трудно определить, к какому типу относится тот или иной статус. Политические потрясения, государственные перевороты, войны, социальные революции могут резко изменить статусы огромных масс людей помимо их воли. Описанные случаи можно отнести к смешанному статусу, который обладает чертами и приписываемого и достигаемого статуса. Обратите внимание, что если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает служить в качестве достигаемого статуса (президент).
2. Ролевая теория личности.
Прежде всего, следует выяснить содержание понятия «социальной роли». Обратите внимание, что это понятие тесно связано с понятием статуса, так что иногда роль определяют динамической стороной статуса. Социальная роль - это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенный статус. Студентам следует разобраться с соотношением понятий статусный и ролевой набор. С понятием роли тесно связаны такие понятия, как ролевые ожидания (экспектации), эмпатия, ролевой конфликт, ролевая напряженность, ролевой набор, адаптация к роли и т.д. Найдите значение этих слов в словаре. Проанализируйте в рамках теории ролей различные подходы к пониманию роли Д. Мида, который трактовал роли как результат процесса взаимодействия и Р. Линтона, который рассматривал роли как безусловные предписания, исходящие из культуры общества, свойственные определенным позициям (статусам). Далее следует рассмотреть различные классификации ролей. В интеракционизме (Т. Шибутани) роли делятся на: 1. Конвенциональные – соответствующие установленным традициям, т.е. такие, в отношении которых у членов общества имеются общепринятые, конвенциональные представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей. 2. Межличностные, в отношении которых нет более или менее единых представлений. Естественно, что конвенциональные роли более жестко детерминированы, чем межличностные, т. к. они непосредственно связаны с общественной деятельностью. Р. Линтон подразделял роли на активные и латентные. Индивид как член общества является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно одна она будет активной, а другие будут оставаться латентными (скрытыми, внешне не проявляющимися). Т. Парсонс считал, что любая роль может быть описана с помощью 5 основных характеристик (эмоциональность, способ получения, масштаб роли, формализация, мотивация роли). Любая роль включает сочетание этих характеристик в той или иной степени. Большое число работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом выделяется следующая группа факторов: 1. Знание роли, то есть представление о правах и обязанностях, связанных сданной ролью; 2. Умение выполнять данную роль; 3. Интериоризация выполняемой роли, которая непосредственно связана с её значимостью для индивида. Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта.
3. Межролевые и внутриролевые конфликты.
Приступая к изучению вопроса, следует уяснить, что ролевой конфликт – это ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Выясните, с чем связаны степень остроты и глубины ролевого конфликта (наличие общих требований, строгость предъявляемых ролями требований и т.д.). В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Межролевые – это конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей. Внутриролевой конфликт связан с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к носителям одной роли разными социальными группами. Приведите примеры различных типов внутриролевого конфликта. Как правило, личность выполняет множество различных ролей и возможности избежать ролевых конфликтов помогает то, что несовместимые роли не пересекаются, т.е. выполняются в разное время и в разных местах. Однако ролевые конфликты являются весьма частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией общества, наличием множества социальных связей. Литература 1. Смелзер Н. Социология. М.,1994. 2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- Екатеринбург- М, 1999. Гл. 4. 3. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1997. 4. Фролов С.С. Социология. М., 2000. 5. Социология. Основы общей теории: Уч. пособие/ под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичёва. – М., 1996.
ТЕМА 4. МАЛЫЕ ГРУППЫ. 1. Понятие группы, типы, функции и структура группы. 2. Основные способы коммуникации в группе. 3. Теории референтной группы.
1. Понятие группы, типы, функции и структура группы.
Отвечая на этот вопрос, следует уяснить, почему возникла необходимость в изучении группы в 20 гг. ХХ в. как промежуточного звена между личностью и обществом. Далее стоит рассмотреть различные определения данного понятия. Например, Р. Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Р. Мертон выделяет в качестве характерных черт группы следующие: определенный способ взаимодействия, т.е. ее члены должны общаться между собой, не так, как с другими; членство- чувство принадлежности к данной группе; часто членство в группе символизирует определенный знак (значок, платок и т.д.); идентичность с точки зрения посторонних. Выделяют 2 типа групп: первичные и вторичные. Дайте определения каждой из них и выясните, в чем состоит их отличие. Обратите внимание, что внутри вторичных групп люди могут вступать в дружеские отношения и образовывать, таким образом, первичные группы. Date: 2016-07-25; view: 917; Нарушение авторских прав |