Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Социология личностиСтр 1 из 8Следующая ⇒
1. Личность как объект социологического анализа 2. Диспозиционная структура личности 3. Основные концепции социализации
1. Личность как объект социологического анализа
Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее важным темам не только в социологии, но также и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах. Раскройте содержание категорий «человек» (родовое понятие, отличающее разумное существо от остальных природных явлений), индивид (отдельный представитель человечества) и «личность» (носитель социальных качеств и свойств). Попытайтесь определить их взаимосвязь и различие. В структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психологический и социальный. Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «я». С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности — совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентации. Личность — это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений. В структуре личности различаются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие ее внутреннего мира. Проанализируйте, как совокупность социальных связей, их оценка и установка на изменение или сохранение существующего положения вещей отражается в мировоззрении личности. Учтите, что личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения — ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Вспомните теорию иерархических потребностей А. Маслоу. Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определенных потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, — ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов. Таким образом, ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности. 2. Диспозиционная структура личности. Раскрывая этот вопрос, следует подчеркнуть, что решающая роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит также диспозиционной установке личности. Диспозиция (от лат. dispositio — расположение) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях. Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Понятие установки связывается с предрасположенностью к действию, которая характеризуется как некое состояние психики индивида. Основателями диспозиционной теории личности были американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий, в отечественной социологии эту теорию разрабатывает В.А. Ядов. В соответствии с предложенной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существует иерархия диспозиций. К низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях. Второй уровень диспозиционной структуры личности — социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого. Речь идет о взаимодействии индивида с отдельными объектами в разных конкретных ситуациях. Это и является социальной установкой (аттитюд) в полном смысле слова. Третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности. Высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.
3.Теории социализации. Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином "социализация". Социализация — это процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Выясните, в чем состоит различие между первичной и вторичной социализацией. Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, 3. Фрейда, Ж. Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Г. Мид. По мнению Ч. Кули, автора концепции «зеркального я», каждый человек строит свое «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми вступает в контакт. Стержень личности — это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей. Человек имеет столько "социальных "я", сколько существует лиц и групп, мнение которых он учитывает. Решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам — семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные отношения. Дополняющей и развивающей теорию «зеркального я» стала концепция «обобщенного другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо — сеть институтов. Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации. По мнению Дж. Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе. Главная роль в процессе социализации принадлежит детским играм. На первой стадии развития ребенок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии, называемой стадией коллективной игры, ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами. Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль "обобщенного другого" — с наступлением третьей стадии. Дж. Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности. Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, введенные еще 3. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные установки личности. В отечественной социологии процесс социализации принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Обратите внимание, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные социальные институты. Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является ее производной.
Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. 2. Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов вузов. – М.: «Логос», 1999. 3. Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Гардарики, 2001.
Date: 2016-07-25; view: 922; Нарушение авторских прав |