Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I Пояснительная записка





Настоящая программа предназначена для соискателей всех специальностей, сдающих вступительный экзамен в аспирантуру по философии. В ней дан перечень базовых тем, составленных в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, с их последующей расшифровкой. В конце предлагается список рекомендуемой литературы и основные требования к устному ответу на вступительном экзамене.

Программа экзамена направлена на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Выбор представленных в ней тем определяется необходимостью наличия у соискателей наиболее общих представлений о философии, методологии науки, ее предмете, теоретических направлениях, понятиях и проблемах, а также значительных учениях и концептах. Систематизируя мировоззренческие позиции соискателя, философия расширяет его кругозор, ориентируя его на рациональный анализ метадискурсивных матриц, стимулирует рационализацию собственной деятельности соискателя, организуя его наукоучение.

В программе сделан акцент на формирование представления о специфике философской рефлексии, основных направлениях современного философского дискурса, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с мировоззренческими аспектами будущей профессиональной деятельности.

В ходе экзамена соискатель должен продемонстрировать определенный уровень компетенций по дисциплине «Философия». Он должен:

знать:

- сущность, основные этапы развития, основные задачи, методы и средства онтологического, гносеологического, аксиологического и методологического компонентов философии;

- закономерности интеллектуальной деятельности, познания;

- основные внеперсональные нормы коммуникации: знаковые системы, общие значения, общепринятые ассоциации, общекультурные установки, закономерности рационального мышления;

уметь:

- применить основные теоретические знания по дисциплине «Философия» в коммуникативном процессе;

- уметь работать разнообразной информацией, анализировать, обобщать и сравнивать ее смысловую основу;

- применять на практике общенаучные методы познавательной деятельности;

владеть:

- анализом разнообразных мировоззренческих дискурсивных матриц;

- навыками ведения логически обоснованной аргументации;

- основами научного познания и рационально ориентированной деятельности.

 

II Перечень вопросов

к вступительному экзамену в аспирантуру

по философии

1. Философия и мировоззрение. Происхождение и сущность философии. Основные периоды в развитии философии.

2. Философская культура Древней Индии.

3. Философская культура Древнего Китая.

4. Натурфилософия раннегреческой философии [Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит].

5. Философские взгляды софистов и Сократа.

6. Философия Платона.

7. Философия Аристотеля.

8. Эллинистическая философия [ скептицизм, стоицизм, эпикуреизм ].

9. Сущность, основные характеристики и периодизация средневековой философии. Патристика. А. Августин.

10. Средневековая философия. Схоластика. Ф. Аквинский. Реалисты и номиналисты о проблеме универсалий.

11. Специфические черты философии Возрождения: антропоцентризм, витализм, гуманизм. Натурфилософия эпохи Ренессанса [Н. Кузанский, Дж. Бруно].

12. Основные онтологические и гносеологические проблемы западноевропейской философии ХVII в. [Ф.Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза].

13. Социально-философские концепции философии Нового времени [Дж.Локк, Т.Гоббс].

14. Просветительский характер философии ХVIII в .[Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, П. Гольбах, К.Гельвеций].

15. Онтологические и гносеологические проблемы философии эпохи Просвещения [Д.Дидро, П.Гольбах, Ж. Ламетри, К.Гельвеций, Э. Кондильяк].

16. Общая характеристика немецкой классической философии. Философия И. Канта.

17. Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга (краткая характеристика учений).

18. Философия Г.Гегеля и Л.Фейербаха (краткая характеристика учений).

19. Основные положения философии марксизма. Сущность диалектического материализма. Социально-философская концепция марксизма.

20. Позитивизм [ О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах ].

21. Зарождение философской мысли на Руси Х – ХVII вв.

22. Развитие философских идей в России ХVIII в.

23. Отечественная философия периода «до создания систем» (до 70х гг. ХIХ в). Западники. Славянофилы и почвенники. Народничество.

24. Философия русского космизма [ Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А.Бердяев ].

25. Философия русского космизма [ К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский ].

26. Философия жизни [А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон].

27. Феноменология [Ф. Брентано, Э. Гуссерль].

28. Экзистенциализм [М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю].

29. Герменевтика. [В.Дильтей, Х. Г. Гадамер, П. Рикер].

30. Постмодернизм [ Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар].

31. Структура философского знания. Функции философии.

32. Философия как методология.

33. Основные направления, проблемы и вопросы философии. Исторические формы материализма и идеализма. Монизм, дуализм, плюрализм. Пантеизм, гилозоизм, деизм.

34. Философское учение о бытии (онтология).

35. Материя, пространство и время как философские категории.

36. Проблемы самоорганизации. Синергетика.

37. Учение о развитии (диалектика). Основные законы и категории диалектики.

38. Философское учение о познании (гносеология). Истина и заблуждение в познании.

39. Формы и методы научного познания.

40. Специфика вненаучного познания. Знание и вера.

41. Философская антропология. Проблема сущности человека в истории философии.

42. Философское учение о деятельности человека (праксиология).

43. Сознание, его структура и источники. Сознание и бессознательное. Философия психоанализа.

44. Социальная философия: общество, культура, цивилизация.

45. Ценности человеческого существования. Этика. Эстетика. Идеология. Религиозные ценности. Смысл жизни и предназначение человека.

46. Индивид и личность. Проблема свободы и ответственности личности.

47. Картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания.

48. Наука, техника, технология: философский аспект анализа.

49. Взаимодействие природы и общества. Становление экофилософии.

50. Философия и образ будущего.

 

III Краткое содержание вопросов

 

Date: 2016-07-25; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию