Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И “Канона” Каменной Могилы





Попытаемся сопоставить конструкцию такого рода с “каноном” Каменной Могилы. В обеих документах слева находится суд богов (в Каноне: суды Гатумдуг, Инанны, Ану-Ниндары, Ашнан-Ишкура, Медведя/Медведицы (AZ), царицы Кисаль, царя Ламара и др.), с одной стороны и 10 “казней египетских” - с другой. Справа в обеих находятся сообщения о: страдании богов и народа (Энлиля и выводимого им народа от нападений льва и грифо-пса в одном случае - страстей Энлиля пред народом? в Атрахасисе и 10 мест “искушения” и “укорения” народа Моисея в другом). Поэтому мы можем ставить вопрос о преемственности “ритуальных вех” Канона Каменной Могилы и предполагаемой таблички о гневе богов для дальнейшего изучения в будущем:

Надпись N 3 в текстах Чатал-Гююка соответствует сообщениям о “казнях египетскитх” (№ 1-2 нашего списка) (Кифишин, в печати). Надпись № 4 там же близка по смыслу 7-й “казни”78. Надпись № 9 с пиктографическими символами льва и грифона перекликается с “проглатыванием землей на ней живущих”79. Странствие Энлиля по реке Идигне есть своего рoда отражение “потопа” фараона80.

2-я “казнь египетская” (Исх. VП. 20-22, VШ. 6-14) - кровавые реки и жабы слева - позволяют провести сопоставление c фрагментом шумерской поэмы “Инанна и Шукалитудда”, в которой Инанна, соблазненная паредром, грозит превратить реки в кровавые потоки, если ей не вернут садовника, бежавшего к своим братьям в Ур (urim2-maki)81 (Kramer 1949: 399 - 405). В Мари был известен ее храм é2-dinanna-za-za82. (Parrot 1956). Ср. название жабы в шумерском: bil2-za-za83. Жаба в мифоритуале играет весьма значительную роль84.

В правой части реконструируемого нами текста, повествующего о страстях Энлиля и выводе “семени” народа, упоминается еще одна пограничная земля, помимо Misr ‘Египет’ (ср. ‘Окраина’: ‘Украина’). Это шумерская surki (Исх. ХV. 22), т. е. “граница” (ср. шумер. ki-sur-raki, an-ta-sur-raki и т. п.)85. (Акимова, Кифишин 1994). 4-я “казнь египетская” - “песьи мухи” (Исх. VШ. 21-30) вместе с окружением “нового народа” в Гесеме (ср. шумер. gi-šim ‘тростник запаха’, ср. ú2-šim ‘травы запаха’ - название народа, который выводил из ущелья (ki-in-dar) Энлиль86, а также название дворца преисподней ir-KAL-la ‘запах Быка’87. Кроме того, перелет народа на крыльях бога-орла на гору Синай соответствует в правой части реконструируемого текста (Исх. ХIХ. 1-4) напоминает возвращение Лугальбанды от горы Забу (а также украинских героев типа Котигорошка из преиспoдней в народных сказках88) на крыльях Имдугуда89 (Wilcke 1969) (птицы Зу, “птицы знаний”, ср. pàd3-ZU-ZU) ‘знающих названное’, царя духов закику в преисподней, и эпоса об Анзу/Имдугуде: bin sar dadme)(). До сих пор Ягве не мстил “богоизбранному” народу. В эпосе об Атрахасисе (inuma ilum awilum) в 1-й и 2-й табличках об этом народе говорилось как о богах-тружениках: новый народ lu2-sag-gig2-ga еще не был сотворен, и боги трудились сами (Aтрах. табл. I, I, 19 - 40) на них мог нападать и лев, и волк-шакал (ur-bar-ra), согласно Эпосу о Гильгамеше (sa nagba imuru (Tabl. XI, 182a - 183a). Образ шакала-волка - крылатого - (типа “песьих мух” zibbu=kur-šamušen), на крыльях выносившего героя из преисподней, известен среди чудовищ, виденных царевичем Кумма (будущим Ашшурбанипалом) во сне в преисподней (Soden 1936: 16 f.), а также среди героев хеттского эпоса93 и кавказских легенд и прикованном кузнеце и его собаке Курше94.

Начало существования “своенравного” народа вызывает гнев его Бога-покровителя, не раз впадающего в особый гнев (sur-huš-a diškur, sur-huš-a d[en-ki]) (Zimmern 1924: 3 - 20; Güterbock 1934: 1 - 91), влекущий за собой стремление уничтожить его95. В правой половине реконструируемого текста “страшный гнев богов и уход народа” (“горение” на краях стана, Чис. ХI. 1-3 - Табир из *da-bir2 ‘сверкающая строна’ чего-то; kibrit-gattu-aba, по ассиро-вавилонски ‘сторона света’ (kibrit, ср. arba-kibriti ‘4 стороны света’), ‘извне растущий’ (gattu), ‘отец’ (abu) дало переосмысление в ‘гробы прихоти?’ из вод massa (‘искушение’, ‘прихоть’) и (“укорение” Богом) (Чис. ХI. 4-9). Ср. ug-gal ašgab šag4-kiš-ta u3-tu-ud-da diškur an-ta sur-huš-a mu-3-kam-ma im-šeg3 ú2-šim kur-ta nu-un-gál2-la ‘великий лев (мудрец) - кожевник из средины Киша был рожден, он разгневал Ишкура с небес, и тот три года не давал дождя, поэтому “травы-в-запахе” (т.е. народ) из Горы не были выведены (букв. заложен?)’96.


К сожалению, пока не известны детали и даже общий смысл ритуала переложения бремени несения “духа Божьего” (вероятно, шумер. ir-Kal-la) с плеч одного Моисея (или народа massa из тростника у хеттов и “искушения” у евреев) на 70 избранников народа (т.е. 70 u2-sim у шумеров). Получилось 70-кратное расчленение “души Бога”, что можно соотнести с созданием из 7 и 7 кусков глины человечества богиней Мами (Гатумдуг) в поэме об Атрахасисе (Атрах. Табл. 1. 254 - 257) с “кирпичом души человечества” посредине? и с расчленением на 14 частей тела Озириса Сетом.

После этого? в Асирофе Аарон и его сестра Мариам совершили проступок против Моисея проступок и последовало наказание Мариам проказой сроком на 7 дней 97. В другой части текста этому соответствует 6-я “казнь египетская” (Исх. ХI. 8-11) - появление нарывов на телах людей из-за пепла, брошенного из очага Моисеем. Пепел Иллушану (т. е. шумер. Шукаллитуды), 6-го мужа Инанны-Иштаp, заменял ритуально воду и питье98 - он соотносится с кровавыми реками Инанны, т. е. к началу создания божьего народа с которым сравнивается (где?) и начало нового народа (какого, где, что с чем?)99.

Затем уже в середине реконструируемого текста с проявлением града и молнии - 7-й “казни египетской” (Исх. IХ. 18-26) - в левой ее половине - на противоположной правой появляется история с отправлением 12 разведчиков в будущую обетованную страну и изменой Богу 10 из них (Чис. ХШ. 1-34, ХIV. 1-4), когда они сообщили, что там живут исполины и земля там проглатывает на ней живущих. Затем следует попытка троих жрецов из особого жреческого колена Рувима (ср. Исх. VI. 14) и их сторонника Левита: Дафан и Авирон (сыновья Елиава) и Авнана (сына Фалефа) и Рувима (сына Ицгара). Они были потомками Ханока, старшего сына Рувима, со всеми правами верховных жрецов, в то время как Моисей из левитов, бывших “смертников” Бога, был назначен позднее только как “любимец” Бога (типа Na-ram-den.ZU). Все отложившиеся были проглочены землей (Чис. ХVI. 4-49) по велению разневанного Ягве.

И “саранча” в виде людей, через 40 лет блужданий должна была захватить эти земли исполинов (ср. людей-муравьев, мирмиксов, в греческом мифе об о-ве Эвбее и его царе Эаке: они высыпались по просьбе Эака у Бога из дерева99) (Wörner 1884 - 1891: 110). Эта “саранча”, вместе с “тьмой египетской”, станет 8-й (и 9-й) “казнями” (Исх. Х. 4-7, 12-15; ХI. 21-23). В левой половине реконструируемого текста, в то время как в правой опять восстанавливается? пустыня Син (со смертью Мариам в Кадесе, с водами Мерива у скалы (не-Хорива?) (Чис. ХХ. 1-13) и нападением змей (Чис. ХХI. 5-9).

Здесь нас особенно должен интересовать момент перехода от бого-народа (в верхней части текста еще в Исходе) к богоизбравнному своенравному народу. В нижней части текста слева, специально отраженной в Числах (в левой стороне нижней части таблички “казней египетских” богоизбранный народ тоже отделяется от обреченного народа. В шумеро-вавилонской традиции это связано с появлением “черноголовых”. Подобное разделение (3: 7 или 4: 6) есть и в древнеегипетской ритуальной традиции.







Date: 2016-07-25; view: 270; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию