Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приход шумеров в Месопотамию





Приход в IV тыс. до н. э. протошумеров в Месопотамию сопровождался кровью, пожарами и трупами, гибелью энеолитического насeления по пути их следования - в Болгарии и Месопотамии12 (Mерперт 1996; Woolley 1955: 67 - 69; Nagel 1964: 7 - 13 f.). Он падает на время существования там т. н. урукской культуры, сменившей в Южном Двуречье обеидскую культуру (Брентьес 1976: 190 - 192) (А евреи в Ханаане II тыс. до н. э., которым приписывает библейская традиция эту кровавую миссию (И. Нав. VI. 20; III. 22 - 25; X. 10 - 12, 28 - 42, XI. 10 - 12), к этому не имеют, очевидно, никакого отношения: там для II тыс. археологи не находят таких многочисленных жертв (Albright 1956, 1957, 1961, 1968; Barrois 1939, 1953; Buccellati 1967; Eissfeldt 1964; Kenyon 1960; Mazar 1970; Noth 1930; Rowley 1950; Liverani 1969; Speiser 1960).

Археологам хорошо известна т. н. северная урукская культура, которая якобы распространялась с юга на север Месопотамии, Сирии и Турции16. Однако по всей видимости, эта версия не доказана - судя по радиокарбонным датировкам17. Более того, на севере урукская культура богаче, ярче и шире распространена, хотя и наслоилась на местный субстрат как пришлая18 (а на юге она выступает в чистом виде, следует после Обеида). Учитывая новый материал из архивов Каменной Могилы и археологические данные раскопок Икиз-тепе II для середины IV тыс. до н. э., по заключению Б. Брентьеса,19 близких к культуре Урука VI-V (ок. 3300 г. до н. э., т. е. 2090 лет спустя)20 и сирийский материал,21 придется пересмотреть позицию и значимость североурукской культуры. А именно, возможность ее распространения с севера на юг при тесном взаимооотношении ее с пулурским населением куро-аракской культуры на северо-востоке; вероятно, оно воспрепятствовало дальнейшему ее движению на восток (Kühne 1976: 107 - 115; Dever 1973: 37 - 62; Yakar 1985).

Имея в своем распоряжении часть дешифрованных каменномогильских текстов, следует обратить внимание на панно № 25/В, в котором имеется информация о правителях Абукуне и Акилиме и времени накануне исхода прото-шумеров из Каменной Могилы в середине IV тыс. до н. э.23 Прото-шумеров увел Акилим (будущий “Моисей”) после суда и расправы над местным правителем Абукуном. Первый, судя по имени, принадлежал к тотемному роду Мыши, второй - Тельца.24

Акилим - один из правителей, о котором повествует текст панно № 25/В; именно при нем началась подготовка племен к уходу из Приазовья в Северную Месопотамию (через Икиз-тепе II близ Синопа в Малой Азии).25 Абукун, которого Акилим сменил на царстве, подвергся какому-то ‘суду людей извне’ (dili-bar-kud). Сам переход этих племен в Ур и Урук сейчас имеет огромную археологическую литературу, в которой этот путь, однако, представлен в обратном направлении - с юга на север.25 Дальновидная гипотеза Б. Брентьеса о влиянии культуры Синопа на Урук VI-IV ок. 3260±10 г. до н. э26 не получила развития, а распространение понтийской культуры прото-Урук VI-IV засвидетельствовано в Юго-Восточной Анатолии, Северной Сирии, районах Хубура и Керкука в северо-восточном Ираке.27 Приход прото-шумеров в юго-восточную Анатолию (из Икиз-тепе II), где пришельцы потеснили прото-эламитов к Пулуру в верховьях Евфрата и Шубат-Энлиля, близ верховьев Тигра на юго-восток, - археологами обстоятельно выяснен.28

Другая волна прото-шумеров из юго-восточной Tурции, которая, оттеснив часть прото-эламитов в район Кебана, продолжала преследовать прото-эламитов в районе истоков Хабура у Телль Лейлана (прото-эламский Шубат-Энлиль, хуррит. Ур-Кеш), отступавших к истокам Тигра на юго-восток.29

Еще одна часть прото-шумеров, прорвавшись к верховьям Тигра из района Хабура, тоже повернула на юг - в район верховьев Диялы и западного Ирана, где создала культуру в Годин-тепе, Джови и Джаффарабаде в Сузиане.30

Столь обширный район “блужданий” прото-шумерских племен в верховьях Евфрата, Хабура и Тигра не мог не отразиться в исследуемой нами древнейшей ритуальной традиции. Можно наметить путь следования “людей Моисея” от Чермного моря до Моря восхода солнца в Персидском заливе. И пункты следования, отраженные в библейских источниках, могут помочь в реконструкции их смысла для первоисточника, которым пользовались Элогвист и Ягвист. Гору Ор, где был захоронен Аарон - конечную точку исхода “богоизбранного народа” - возможно связать с Уром (urim2-maki, šEš.KIki)31. Народ, двинувшись от Хасирофа (ср. Assurki) до пустыни Фаран (ср. Harranki), направил 12 разведчиков (от своих 12 племен-колен) на юг: “пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору; и осмотрите землю...” (Чис. ХIII. 18 - 19). “...Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа.” (Чис. ХIII. 22). Как известно, бог Син (dsin) связан с г. Harranki,32 бог Син, согласно каменномогильскому тексту панно № 25/В, основал в Уре “Дом Барагеси”33. Итак, разведчики-лазутчики достигли долины Есхол (‘Виноградная кисть’) или is-HUL2 ‘Древо Радости’ у шумеро-вавилонян.34 Однако 10 посланцев из 12 принесли нерадостную весть: “Земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поядающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые. Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых (ср. unugki, т. е. Урук): Ахимана (ср. Нaman), Сесая (cp. susaki), и Фалмая от исполинского рода; и мы были в глазах наших, как саранча, такими же были мы и в глазах их.” (Чис. ХIII. 32 - 34).

Узнав об этом, среди людей Моисея поднялся такой вопль (), который испугал верховного бога их, и тот немедленно послал кару на этих людей: “доколе будет раздражать меня сей народ?” (Чис. ХIV. 11). “Поражу его язвою и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его” (Чис. ХIV. 12).

Этот пассаж напоминает нам речь бога солнца Уту витязю Этане - о согрешении гордого “змеиного” народа и будущую замену его новым народом “черноголовых”- так себя называли шумеро-вавилоняне (Langdon 1931: 12 - 17). Ради того Этане нужно было взлететь на небо за “травой рождения” (Harper 1892: 390 - 521; Jastrow 1897; Scheil 1901: 18 - 27; 1927: 103 - 107; Gurney 1935: 459 - 466; Bohl 1959: 416 - 436; Wilson 1985). После спора с Моисеем его верховный бог, когда-то на крыльях орла доставивиший народ на гору Синай,36 согласился на меньшую кару для своевольных своих соплеменников: “В пустыне сей падут ваши тела, и все вы исчисленные, сколько вас числом от 20 лет и выше, которые роптали на меня. Не войдете в землю, на которой я, подняв руку мою, клялся поселить вас...” (Чис. ХIV. 29 - 30). “А трупы ваши падут в пустыне сей. А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне” (Чис. ХIV. 32 - 33).

Date: 2016-07-25; view: 235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию