Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Две ритуальные части библейского текста





Мы пока специально не обращаем внимание на огромную археологическую литературу, посвященную теме прихода протошумеров в Двуречье, отсылая читателя к подготовленной нами книге (Кифишин, в печати). Обратимся сразу к рассмотрению библейских пунктов, через которые следoвал “народ Моисея” после гибели “войска фараона” в пучине моря до горы Ор - места покоения Аарона (и сестры его Мариам).

1) Пустыня Сур и Мерра (Исх. ХV. 22, 23 - 25).

2) Елим (Исх. ХV. 26) и пустыня Син (Исх. ХVI. 1 - 2, 12 - 15, 31).

3) Рефидим и скала Хорив (Горив) с водами Масса и Мерива (Исх. ХVП. 1 - 7).

4) Гора Синай, куда Бог “принес свой народ будто на крыльях орла” (Исх. ХIХ. 4). Здесь были даны заповеди и другие законы и было велено строить святилище-скинию с ее обиходом (Исх. ХIХ. 7 - XL. 38).

5) Тавер и Кибрит Гаттеава (Чиc. ХI. 1 - 29).

6) Асироф (Чис. ХП. 1 - 15), с отправлением разведчиков на юг (Чис., ХШ. 1 - 34, ХIV. 1 - 4).

7) Восстание старших жрецов против Моисея (Чис. ХVI. 4 - 49).

8) Цветущий жезл Аарона (Чис. ХVП. 1 - 13) и десятина левитам (Чис. ХVIII. 1 - ХIХ. 22).

9) Пустыня Син, Кадес и воды Мерива у скалы (Чис. ХХ. 1 - 13). Смерть Аарона на горе Ор (Чис. ХХ. 22 - 19).

10) Нападение змей на пути от Ора до Чермного моря (Чис. ХХI. 4 - 9) и спасение от них путем созерцания Медного змия.

Оказывается, что эти 10 пунктов следования богоизбранного народа, если их представить зафиксированными на правой половине возможной таблички, ритуально соответствуют 10 “казням египетским”,36 которые предшествовали описанным событиям, на ее левой стороне. Это т. н. “все чудеса” (Исх. III. 20) или поражения “язвами” (Исх. XI. 1).

1) кровавые реки (Исх. VП. 20 - 2):

2) появление жаб (Исх. VШ. 2 - 8, 11 - 14):

3) появление мошек (Исх. VIII. 16 - 18):

4) появление песьих мух (Исх. VШ. 21-24, 29 - 30), после чего евреи отделились от местного народа в группу жителей в Гесеме:

5) моровая язва (Исх. IХ. 3 - 6):

6) появление нарывов от пепла (Исх. IХ. 8 - 11):

7) град и молнии, обрушившиеся на фараона (Исх. IХ. 18 - 26):

8) появление саранчи с востока (Исх. Х. 4 - 7, 12 - 15, 19):

9) тьма египетская, обрушившаяся на фараона (Исх. Х. 21 - 23):

10) гибель первенцев в стране фараона (Исх. ХI. 1 - 6, ХП. 29 - 30) и самого фараона с его войском в пучине Чермного моря (Исх. ХIV. 6 - 9, 16 - 17, 22 - 30).

Обратим сначала внимание на вертикальную взаимосвязь в правой части таблички (un-e3-a ’вывод семени народа‘):

Верх Низ

1) От Чермного моря к пустыне 10) Нападение змей на народ по

Сур (“Пограничье”) (Исх. XV. 22), пути от Ора до Чермного моря

а затем в Мерру, где нет воды (Чис. XXI. 4 - 9);

(Исх. XV. 23 - 25);

2) Прибытие в Елим, где 12 10) Прибытие в Ор, место

источников и 70 финиковых пальм смерти Аарона;

(Исх. XV. 26);

Приход в пустыню Син, где манна 9) Приход в пустыню Син,

небесная (Исх. XVI. 1 - 2, 12 - 15, 31); где гора Кадес (Чис.);

3) Остановка в Рефидиме (Исх. 10) Воды Мерива у скал (Чис.

XVII. 1), на скале в Хориве (Исх. XVII. XIX. 1 - 3);

6), пребывание в Массе и Мериве 9) Процветший жезл Аарона

(Исх. XVII. 7); война с амаликитянами, (Чис. XVII. 1 - 13); Аарон между

победа Моисея - поднятие рук; приход мертвыми и живыми (Чис. XVI.

из Мадиамской земли его тестя 48);

Иофора, первой жены Сепфоры и

детей Гирсама и Елиезера (Исх. XVIII.

1 - 12);

4) Гора Синай, куда народ прибыл, 8) Пустыня Фаран, гора Кадес.

перенесенный Богом, будто на крыльях Восстание старших жрецов против

орла (Исх. XIX. 4), договор народа с Моисея (Чис. XVI. 4 - 49); “провал

Богом, записанный на скрижалях завета; земли” и гибель людей (Чис. XVI.

31 - 33); гибель от огня еще 14700

человек (Чис. XVI. 49);

250 старейшин колен 12 кадильниц (Чис. XVI. 35)

5) Ропот народа, гибель от огня 7) Пустыня Фаран, гора Кадес.

в Таворе на краю стана и от язвы в Разведчики в землю обетованную:

Кибрит Гаттеаве (Исх. XI. 1 - 3, 33 - 34). 12 соглядатаев: 10 увидели, что

земля там “поядает” живущих на

ней (Исх. XIII. 18 - 34); гнев Ягве

(Исх. XV. 1 - 53?).

6) Прибытие в Асироф и

поражение Мариам язвой за упрек

Моисею, что взял жену

эфиопянку (Исх. XII. 1 - 15).

Мариам - мертворожденная (Исх.

XII. 12).

Аналогично выглядит вертикальная взаимосвязей ритуальных частей текста на левом (судейном) крыле горизонтали (sur-huš dingirmeš):

 

Верх Низ

1) Кровавые реки (Исх. VII. 20 - 22) 10) Гибель первенцев у египтян


(ср. 10-ю напасть протошумеров: (Исх. XI. 1 - 6, XII. 29 - 50), а затем и

приход Льва; ср. егип. Хатор); фараона с войском в море (Исх.

XIV. 6 - 9, 16 - 17,22 - 30) (ср. с 5-й

напастью шумеров: всемирным

потопом);

2) Нашествие жаб (Исх. VIII. 9) Тьма египетская (Исх. X. 21 -

6 - 8, 11 - 14) (ср. шумер. bi2-za-za 23);

‘лягушка’ и áb2-za-za ‘огромная

корова’);

3) Нашествие мошек (Исх. VIII. 8) Нападение саранчи (Исх. Х.

16 - 18); 4 - 7, 12 - 15, 19) (ср. с 4-й бедой

шумеров: гнев Адада/Ишкура -

засуха и голод;

4) Нашествие песьих мух (Исх. 7) град и молнии выбивают

VIII. 21) (ср. 2-ю напасть шумеров урожай; голод в стране (Исх.

- появление Волка/шаакала); IX. 18 - 26);

отделение евреев от египтян в

Гесеме (Исх. VIII. 29 - 30) (ср. шумер.

прекращение трудов богов на дамбе

благодаря созданию “черноголовых”);

5) Моровая язва на скот и людей 6) Нарывы от пыли у людей и

(Исх. IX. 3 - 6). скота (Исх. IX. 8 - 11).

(ср. 3-ю напасть шумеров: мор, чума и язва, насланные Намтаром).

 

Соответственно ритуальной логике оба крыла таблицы, левое и правое, могут быть наложены друг на друга для получения новых смыслов,хранившихся в утраченных звеньях некогда органичной системы. В частности, пункты 4 и 8 в правом крыле, где значится Синай и народ, перенесеннный туда Ягве “будто на крыльях орла”, и пустыня Фаран с ее “пропастью”, куда провалилось множество “сынов израилевых”, находятся в жесткой ритуальной взаимосвязи. Они взаимосоответствуют с левым (судейским) крылом таблицы, где речь идет о нападении псов на людей (Исх. XI. 7), которые, с одной стороны, напоминают о ритуальных псах шумеро-вавилонского храма-дома,1 а с другой - заставляют думать о ритуальном тождестве их образу шумерского Волка/шакала. Пункты 5 и 7 тоже говорят, что гнев шумерского Намтара, насылающего чуму, мор и язвы, и гнев Ягве на ропщущий народ в Таворе, Кибрит Гаттеаве и пр. происходят из единой ритуальной основы. Земля обетованная, представшая “соглядатаям” как ж р и ц а, “поядающая живущих на ней”, находит отклик в образе Мариам, охарактеризованной как раз перед этим текстом как “мертворожденная” (). Такая земля принимает только чужих, пришедших со стороны (ср. шумер. bar ‘внешний‘, ‘чужой’). Только “брак” земли с “чужим” народом будет благотворен; вот почему и брак Моисея с эфиопянкой жизнеспособен, и “земля обетованная” принимает именно пришлых израильтян. Поэтому упрек Мариам Моисею за его брак с эфиопянкой несет такую тяжелую, хотя и недолговечную рану.

Другой важный узел ритуальных соответствий представляют Мерива с ее горько-сладкими водами и первая жена Моисея Сепфора, мадиамитянка, с двумя его сыновьями, с одной стороны, и расцветшим жезлом (вместо жезла-змеи) Аарона - с другой. Этот расцветший жезл, напомним, стал между живыми и мертвыми (Исх. XVI. 48). С этим координирует “казнь” в виде нашествия жаб и “тьма египетская”, выступающая параллелью процветшему жезлу. Первая жена Моисея - аналог “жабы” (ср. шумер. bi2-za-za, dinanna-za-za). Она при этом - зеркальный образ второй жены, “зарубежной”. “Мертворожденная” Мариам - еще одно соответствие Сепфоры, если не считать красноречивого образа “мертворожденности” - умерщвления в “реке кровавой” первенцев египетских.


Итак, перед нами древнейшая ритуальная ось: бездонная п р о п а с т ь

для нечестивого народа (в Фаране) - в з л е т о р л а (на гору Синай), приносящего туда новый, благочестивый народ. Смерти в пропасти соответствует образ первой, “родной”, “внутренней” жены Моисея Сепфоры (“лягушки”), взлету в небеса - образ второй, “внешней”, “чужой” - эфиопянки.

Ритуальный смысл реконструируемого текста о “страшном гневе” богов и “исходе народа” сосредоточен в идее трех знамений, которые объединяют вышеназванные таблицы в горизонтальном и вертикальном направлениях. Эти три знамения представил народу Моисей в доказательство своей призванности Богом (Исх. IV. 2 - 3, 6 - 7, 9): 1) Жезл Моисея, брошенный на землю, превращается в змея (Исх. IV. 2 - 3); 2) Опускание руки Моисея за пазуху вызывает на ней проказу (Исх. IV. 6 - 7); 3) Вода из реки, вылитая на землю, становится кровью (Исх. IV. 9).

Все эти три символические концепта не проявляются полностью в реконструируемом тексте: общим для обеих ритуальных половин его является только второе “знамение” - проказа на руке Моисея, которую можно связать с 6-й казнью египетской - нарывами от пыли на людях и скоте и 6-м пунктом следования израильтян из Египта - Асирофом (Чис. XII. 1 - 15), где Мариам была поркарана проказой. Третье знамение совпадает по смыслу с первой казнью египетской - превращение речной воды в кровь. Оно присутствует в левой части таблицы, но в правой, соответствующей “исходу народу”, его нет. Первое знамениме, напротив, соответствует концу таблички, где речь должна идти о последнем пристанище “народа”, бегством его от змей и исцелением с помощью Медного змиия. Этот концепт присутствует в правой части и отсутствует в левой.

Итак, ритуальные взаимосоответствия почти всех частей обеих половин данного документа (Исх. VП. 20 - ХIV. 30; Исх. ХV. 22 - ХIХ. 4 + Чис. ХI. I - ХХ. 9) дают нам право выделить его как возможный перевод или переработку какого-то древнего ассиро-вавилонского произведения IХ-VШ вв. до н. э.,37 которое было помещено в библейском повествовании перед т. н. “Книгой воен Ягве” (Чис. ХХI. 4).

Последнее, по всей вероятности, являлось элоговистско-ягвистской обработкой вавилонского “Эпоса об Ирре” (Jastrow 1891; Zimmern 1923: 12 - 20; 1926: 89 - 90; Gössmann 1955/56; Cagni 1969; Hruška 1972), произведении Кабти-илани Мардука, сына Дабиби (sar gimir dadme)38. Образ Ирры (dir3-ra, dir3-ra-gal), царя Морской Бездны (lugal-a-ab-ba, lugal-abzu), предшествовал в Шумере появлению бога Энки/Эа (den-ki/de2-a), от которого выводят имя бога Ягве (de2-a < djahwe).39

Возможно, образ “непримиримого” Ягве проявился из ir3-ra как *irra > *ira > iahwa/e, а образ “милостивого” Ягве - уже позднее, как вариант трансформации daja (жены бога Уту-Шамаша) и dé2-a (Эа). В обоих случаях подразумевалось божество преисподней, откуда оно и выводило, как Энлиль, свой народ. В “Книге воен Ягве” явно проявляется образ “непримиримого” Ягве, и он вышел, на наш взгляд, из “Эпоса об Ирре”. Поскольку в основу “книги воен” был положен шумеро-вавилонский эпос,40 то предполагается и возможность использования для предшествующих этому событий подобной ассиро-вавилонской таблички, которую можно условно назвать “Страшный гнев богов и исход народа” (sur-huš dingirmeš u un-è3-a). Сущность ее - именно та, что заключается в книгах Исход (VП. 20 - ХIХ. 14) и Числа (ХI. 1 - ХХ. 9).


Определение создателя библейской критики Ю. Вельгаузена41 (Вельгаузен 1909) - двух основных создателей текста, условных Элоговиста (из Северного Израиля, IХ в. до н. э.) и Ягвиста (из Южного Израиля, VIII в. до н. э.). Возникает мысль, что именно они могли переработать текст данной ассиро-вавилонской таблички. Однако не исключено, и даже, нгапротив, очень вероятно, что две версии наличествовали уже в самой шумеро-вавилонской тpадиции. Одна, отмеченная концепцией многобожия, свойственного изложению Элоговиста, имеет аналог в табличке о “созданиии мира” Ану (Weissbach 1903: Taf. XII, 10 - 1?). Другая, развивающая концепцию единобожия, отраженную Ягвистом, имеет параллель в табличке о “создании мира” Энки и Мардуком (Keiser 192: Taf. XXII: 82 - 52,2, 1048; CT XIII, 1910, N 35) 42.

В обеих версиях космогенез тарактуется по-разному. В первой - о сотворении мира богом Ану (или Ашшуром) события изложены в утвердительном варианте43 (“когда было то-то и то-то”). Во второй - (табл. 82 - 5 - 22, 1048) они же преподносятся в отрицательном варианте (“когда не было того-то и того-то”44), - к последней примыкают известныe космогоническиe версии германской, индийской и прочих мифологий (RV I; Sijmons - Geking 1906; Edda 1931; Thieme 1941: 90)

Предполагаемый оригинал - источник для двух книг Библии- в своей верхней части заключал сведения о четырех казнях и четырех пунктах следования “бгоизбранного народа”. Они сопоставимы с божественной частью истории Атрахасиса (Атрах. I, 90 - 245) и смутных воспоминаний Утнапиштима в Эпосе о Гильгамеше (Гильг. XI, 1829 - 1830). Нижняя же часть документа (куда относится весь материал “чисел”) могла содержать текст о трех страданиях народа, вызванных гневом Энлиля - как в Атрахасисе (Атрах. I, 355 - 412, II, 1, 7 (38 - 62); V (10 - 33), 8 - 35), так и в Эпосе о Гильгамеше.47 10 казней египетских сопоставимы с 10 пунктами следoвания “народа Моисея” и с предполагемыми аналогиями в Атрахасисе и Эпосе о Гильгамеше. Ритуальные соответствия этих текстов имеют параллели как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях.48 Ядром шумеро-вавилонской таблички должен был быть текст о “выведении семени пра-человечества” из преисподней (numun-nam-lú2gál3-lú irigal-ta è3-a), что в шумеро-вавилонской традиции осуществил бог Энлиль.49 Смена “змеиного” племени племенем “черноголовых”(lú2sag - gig2 - ga) происходит уже на небесах, куда новый богоподобный персонаж - Этана - взлетает на орле (KAR 342; K 1564; VAT 10291, 12 - 13). Богиня низа - змея - сменяется богиней (или богом) верха - орлицей. Это поздняя переориентация сферы рождения и владычицы его ритуала. В целом же история “выведения семени” есть трансформированный вариант смерти-возрождения в преисподней солнечного бога.

Кроме того, вынесение “орлом” из ущелья-преисподней (Фаран) “имен” выводимого народа на гору Синай можно представить как зарождение “первой письменности”. Именно в преисподней-Аратте, согласно шумерскому эпосу “Энмеркар и владыка Аратты” (), возникло письмо. Эта идея сохранилась и в авестийской традиции, где Аратта носит имя “владений Аримана”. Когда дух зла Ариман был побежден царем Тахма-Урупи (Тахмурасаи), ти “в виде” черноты коня” 30 лет возил победителя, отчаявшегося Ангхро Майнью. (А(х)риман) “поведал царю тайну, которую он до сих пор тщательней всего берег и скрывал от людей - тайну письменности: он открыл Тахме-Урупи семь видов письма” (Меног - и Храт. XXVII. 33) (Зороастрийская мифология 1998: 772).







Date: 2016-07-25; view: 265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию