Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль литературоведческого анализа в проведении занятий по истории зарубежной литературы





 

Существенной частью научного познания является анализ – научный метод, расчленяющий сложноорганизованное целое на части, выделяющий в нем некоторые стороны, элементы, а также связи между ними и познающий каждую часть относительно самостоятельно. Анализ – необходимая ступень любого научного

 

постижения: сложный предмет, который нельзя познать сразу, осознается по частям. Не зная, из чего состоит то или иное сложноорганизованное целое, нельзя, как правило, понять его действия, внутренних закономерностей, а часто и смысла. Конечная цель анализа двояка: во-первых, описание свойств и особенностей, присущих отдельным элементам и частям произведения, и во-вторых, установление объективного состава и структуры (характера и принципов организации, связей) всего целого.

Литературоведческий анализ – это анализ и интерпретация художественного произведения как единицы литературы. Анализ является важнейшим методом научного постижения литературного произведения.

 

Ученые-литературоведы предлагают различные способы и алгоритмы анализа в зависимости от их научных взглядов.

 

Литературоведческий анализ обычно включает в себя:

 

- изучение контекста,

- определение жанра произведения,

- анализ структуры, сюжета и композиции произведения,

- определение конфликта в произведении,

- определение тематики и проблематики произведения,

- анализ названия произведения,

- анализ образа автора и определение его роли в произведении,

- анализ образов главных героев,

- анализ других образов в произведении,

- анализ художественных деталей и используемых приемов,

- определение основной идеи произведения.

 

Также возможно рассмотрение и анализ произведения как интертекста.

Объектом литературоведческого анализа является художественный текст.

Цель литературоведческого анализа— выявление исторической проблематики произведения, его художественного своеобразия в литературном процессе.

В область литературовед­ческого анализа входит как текстовая, так и внетекстовая информация: изучение мировоззрения писателя, процесса формирования его творчес­кой личности, принадлежности к определенному литературному направ­лению, жанровой специфики текста, особенностей композиции, образ­ной системы, тематики и проблематики произведения, его основного пафоса и художественно-эстетического своеобразия.

 

Литературоведческий анализ может заканчиваться целостной интерпретациейпроизведения, а может и не приводить к ней, рассматривая только один аспект произведения: стиль, проблематику, композицию, систему образов персонажей, образ персонажа, интертекстовые и метатекстовые связи и т.п.

 

В общую схему литературоведческого анализа текста можно включить следующие параметры:

1. 1. Время и обстоятельства написания произведения. При указании на

время и обстоятельства написания произведения важно дать краткую фоновую характеристику социально-историчес­кой ситуации в обществе.

 

2. Место произведения в творчестве писателя. Отмечая место произведения в творчестве писателя, необходимо опираться на знание его биографии, а также информацию о твор­ческих исканиях автора и его эстетическом кредо.

 

3. Литературный род (эпос, лирика, драма).

4. Жанр произведения. Необходимо выявление жанровой специфики произведения в процес­се литературоведческого анализа, поскольку жанр является важным средством текстообразования, определяющим отбор и организацию языковых средств, а также аспект и масштаб отражения окружающего мира в художественной форме.

 

6. Основная проблематика произведения. Для практического анализа проблематики всегда важно выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора; сравнить (хотя бы в процессе подготовки к анализу) изучаемое про­изведение с

 

 

другими и понять, что же в нем уникального, неповто­римого. Иными словами, важно найти «изюминку» данного произве­дения, а она, если говорить о художественном содержании, очень часто лежит в области проблематики. В качестве первого шага и этом направлении можно порекомендовать установить вид пробле­матики в исследуемом произведении.

Выделяются разные виды проблематики: национальная, социокультурная, идейно-нравственная, философская.

 

6. Тема.

7. Композиция.

8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность. С пафосом литературного произведения соотносится его эмоциональ­ная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста. Различают минорную, ма­жорную, патетическую, лирическую и другие виды эмоциональной тональности текста.

9. Образный строй. Выделяются художественные образы времени и пространства, об­разы повествователя и лирических героев, образы персонажей и т.д. В создании образов особенно важны лексические средства: в фило­логии слово рассматривается как форма образа.

 

10. Идея.

 







Date: 2016-07-05; view: 847; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию