Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль литературоведческого анализа в проведении занятий по истории зарубежной литературы
Существенной частью научного познания является анализ – научный метод, расчленяющий сложноорганизованное целое на части, выделяющий в нем некоторые стороны, элементы, а также связи между ними и познающий каждую часть относительно самостоятельно. Анализ – необходимая ступень любого научного
постижения: сложный предмет, который нельзя познать сразу, осознается по частям. Не зная, из чего состоит то или иное сложноорганизованное целое, нельзя, как правило, понять его действия, внутренних закономерностей, а часто и смысла. Конечная цель анализа двояка: во-первых, описание свойств и особенностей, присущих отдельным элементам и частям произведения, и во-вторых, установление объективного состава и структуры (характера и принципов организации, связей) всего целого. Литературоведческий анализ – это анализ и интерпретация художественного произведения как единицы литературы. Анализ является важнейшим методом научного постижения литературного произведения.
Ученые-литературоведы предлагают различные способы и алгоритмы анализа в зависимости от их научных взглядов.
Литературоведческий анализ обычно включает в себя:
- изучение контекста, - определение жанра произведения, - анализ структуры, сюжета и композиции произведения, - определение конфликта в произведении, - определение тематики и проблематики произведения, - анализ названия произведения, - анализ образа автора и определение его роли в произведении, - анализ образов главных героев, - анализ других образов в произведении, - анализ художественных деталей и используемых приемов, - определение основной идеи произведения.
Также возможно рассмотрение и анализ произведения как интертекста. Объектом литературоведческого анализа является художественный текст. Цель литературоведческого анализа— выявление исторической проблематики произведения, его художественного своеобразия в литературном процессе. В область литературоведческого анализа входит как текстовая, так и внетекстовая информация: изучение мировоззрения писателя, процесса формирования его творческой личности, принадлежности к определенному литературному направлению, жанровой специфики текста, особенностей композиции, образной системы, тематики и проблематики произведения, его основного пафоса и художественно-эстетического своеобразия.
Литературоведческий анализ может заканчиваться целостной интерпретациейпроизведения, а может и не приводить к ней, рассматривая только один аспект произведения: стиль, проблематику, композицию, систему образов персонажей, образ персонажа, интертекстовые и метатекстовые связи и т.п.
В общую схему литературоведческого анализа текста можно включить следующие параметры: 1. 1. Время и обстоятельства написания произведения. При указании на время и обстоятельства написания произведения важно дать краткую фоновую характеристику социально-исторической ситуации в обществе.
2. Место произведения в творчестве писателя. Отмечая место произведения в творчестве писателя, необходимо опираться на знание его биографии, а также информацию о творческих исканиях автора и его эстетическом кредо.
3. Литературный род (эпос, лирика, драма). 4. Жанр произведения. Необходимо выявление жанровой специфики произведения в процессе литературоведческого анализа, поскольку жанр является важным средством текстообразования, определяющим отбор и организацию языковых средств, а также аспект и масштаб отражения окружающего мира в художественной форме.
6. Основная проблематика произведения. Для практического анализа проблематики всегда важно выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора; сравнить (хотя бы в процессе подготовки к анализу) изучаемое произведение с
другими и понять, что же в нем уникального, неповторимого. Иными словами, важно найти «изюминку» данного произведения, а она, если говорить о художественном содержании, очень часто лежит в области проблематики. В качестве первого шага и этом направлении можно порекомендовать установить вид проблематики в исследуемом произведении. Выделяются разные виды проблематики: национальная, социокультурная, идейно-нравственная, философская.
6. Тема. 7. Композиция. 8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность. С пафосом литературного произведения соотносится его эмоциональная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста. Различают минорную, мажорную, патетическую, лирическую и другие виды эмоциональной тональности текста. 9. Образный строй. Выделяются художественные образы времени и пространства, образы повествователя и лирических героев, образы персонажей и т.д. В создании образов особенно важны лексические средства: в филологии слово рассматривается как форма образа.
10. Идея.
Date: 2016-07-05; view: 847; Нарушение авторских прав |