Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завершение промышленной революции.





Промышленная рево­люция продолжалась несколько десятилетий. За это время машины, новейшие технологии и энергия пара в основных отраслях промыш­ленности, таких, как текстильная, металлургическая, машинострои­тельная, а также на транспорте решительно потеснили ручной труд и всякую рутину. Дедовские способы хозяйственной деятельности уступили ведущую роль передовому сектору экономики. В Велико­британии это произошло уже во 2-ой четв. XIX в., а в других странах Западной и Восточной Европы позже. Однако в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки, промышленная революция так и не развернулась ввиду отсутствия для этого необходимых предпо­сылок. Здесь возникло небольшое количество механизированных предприятий, развивался паровой транспорт, но главным образом на средства и в интересах иностранных инвесторов, стремившихся овладеть местным рынком, распоряжаться его сырьевыми, энергети­ческими и трудовыми ресурсами.

 

Промышленный переворот имел значительные соци­альные последствия,связанные с формированием двух ос­новных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих.

Рань­ше буржуазия и наёмные рабочие вместе составляли незначительное меньшинство населения. В результате промышленной революции их численность многократно увеличилась, особенно рабочих, которые в передовых странах к к. XIX в. составляли приблизительно 1\4 населения (исключая иждивенцев — детей, стариков, неработающих женщин и др.), а в Великобритании — и того более. Что касается буржуазии, то она никогда не была осо­бенно многочисленным классом. Её положение в обществе определя­лось не числом, а экономическим могуществом. В результате про­мышленной революции она окончательно превзошла в силе и богатстве все другие классы.

Глубокие перемены произошли в составе буржуазии. В прошлом она занималась преимущественно торговлей и ростовщичеством. Про­изводство её интересовало лишь как дополнение к посреднической торговле. Благодаря подъёму крупной индустрии сложилась относи­тельно многочисленная и очень влиятельная группа промышленной буржуазии, для которой развитие производства было главной целью, а торговля и кредит — лишь средствами её достижения. Промыш­ленники заняли ведущее положение в составе буржуазного класса.

Ещё больше изменились рабочие. Во времена мануфактурного производства их было почти невозможно отличить от сельских и го­родских ремесленников: и те и другие трудились большей частью в собственных мастерских, использовали личные орудия труда. Да и работа на купца-мануфактуриста для многих ремесленников и крестьян являлась лишь источником дополнительного дохода. В ре­зультате промышленной революции они были поставлены перед вы­бором — либо попытаться сохранить своё крестьянское хозяйство или ремесленную мастерскую, либо, бросив всё, уйти на завод.

 

Работа на заводе занимала всё время, требовала полной отдачи сил, и совмещать её с какой-то иной трудовой деятельностью не пред­ставлялось возможным. Одновременно промышленная революция обесценила квалифика­цию мастеров ручного труда. Первые машины были настолько прос­ты в обращении, что не требовали от работника ни каких-то особых навыков, ни большой физической силы. Поэтому среди рабочих бы­ло много женщин и детей. Но по мере усложнения машин изменялись и требования к квалификации рабочих. Уже в середине XIX в. среди них сложилась группа работников квалифицированного труда — меха­ников, занятых обслуживанием машин.

 

Промышленная революция привела и к другим социальным пе­ременам. Снизилась общественная роль дворянства, которое в боль­шинстве стран утратило не только сословные привилегии, но и по­ложение самой богатой и могущественной социальной группы. Единственной сферой, где дворяне до к. XIX в. ещё удерживали ведущие позиции, была государственная служба.

Самым многочис­ленным классом общества всё ещё оставались крестьяне, однако их доля в составе населения неуклонно сокращалась. В Великобритании они уступили место капиталистическим фермерам и наёмным работ­никам (батракам).

Наконец, возникли новые социальные группы, занимавшие про­межуточное положение между буржуазией и наёмными рабочими. Нужда в специалистах по решению технических проблем, возника­ющих на производстве и транспорте, обусловила появление инжене­ров и техников. С буржуазией их сближали образование, культура, умственные занятия, а с рабочими — труд по найму. То же можно сказать и о служащих промышленных предприятий, банков, универ­сальных магазинов. Лишь управляющие крупными акционерными компаниями по своему положению (доходу, образованию, руководя­щим функциям) явно тяготели к буржуазии.

В научной литературе общество, сформировавшееся в результате промышленной революции, получило определение индустриального. В таком обществе главную роль играют классы и социальные группы, положение которых обусловлено развитием крупной машин­ной индустрии.

 

Социальный вопрос.

Позитивные перемены, связанные с про­мышленной революцией, имели и оборотную сторону. Приходили в упадок ремесло, мануфактура и лавочная торговля. Миллионы лю­дей, лишившихся привычного дохода, вынуждены были, закрыв свои мастерские, искать работу на заводах. А положение заводских рабочих было хуже некуда. Трудиться им приходилось по 12 и бо­лее часов в день, почти без выходных и отпусков, не говоря уже о социальных гарантиях. Но главное, за свой труд они получали та­кие гроши, что этого едва хватало, чтобы не умереть с голоду.

 

Ещё современники усматривали прямую связь между промыш­ленной революцией и нищетой рабочих. Ведь замещая ручной труд машинами, предприниматели стремились сократить издержки произ­водства, львиную долю которых как раз и составляла заработная плата рабочих. С подъёмом крупной индустрии спрос на рабочие ру­ки со стороны промышленности снизился, и найти новое место ра­бочим становилось всё труднее и труднее. Между ними разгорелась борьба за места: чтобы получить работу, каждый был готов доволь­ствоваться малым. Это позволяло хозяевам снижать плату до воз­можно более низкого уровня. Такие же последствия имело и широ­кое использование женского и детского труда. Считалось, что женщинам и детям можно платить вдвое или втрое меньше, чем взрослым мужчинам, причём за одинаковую работу.

Напряжённое положение на рынке труда было обусловлено не только экономическими причинами, но и де­мографическими: начиная с XVIII в. в большинстве стран Европы и Америки наметилось ускорение роста численности населения. Отчасти это объясня­лось резким снижением (в 2 раза по сравнению с XVIII в.) смертности, особенно детской, благодаря успехам медицины, развитию общедоступной системы здравоохранения и общему повышению (конечно, в среднем) бла­госостояния населения. Другой при­чиной ускорения демографического роста было то, что рождаемость оставалась на традиционно высоком уровне. Таким образом, семейные пары старались по привычке застра­ховаться от высокой детской смерт­ности.

Быстрый рост численности населе­ния придал особую остроту социальному вопросу. Для новых поколений на текстильной фабрике людей работы просто не предвиделось. Роль клапана, позволявшего снизить давление свободных рабочих рук на рынок труда, играла эмиграция. Её самые высокие показатели приходятся на 2-ю по­л. XIX и н. XX в., когда негативные последствия промыш­ленной революции проявились в полной мере. Эмигранты из Европы направлялись главным образом в Америку, особенно в США, а так­же в Австралию, Южную Африку и другие районы мира с благо­приятным климатом, где можно было завести ферму или получить работу на предприятии. Правительства европейских стран, как пра­вило, не только не препятствовали, но даже содействовали эмигра­ции, позволявшей избавиться от «лишних» людей.

 

 

Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеоло­гических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и харак­тер взаимоотношений между промышленниками и государ­ственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, — они постепен­но начинают открыто претендовать на власть.

 

Бурное развитие экономики превратило Великобританию в центр миро­вой экономической мысли. Она стала родиной новой науки, получившей на­звание политическая экономия,которая была призвана объяснить сущ­ность капиталистического способа производства. Её основоположником был один из самых известных деятелей шотландского Просвещения, про­фессор философии в университете Глазго Адам Смит (1723-1790), который стал первым теоретиком свободного рынка.

Он доказал, что промышленность, наряду с сельским хозяйством и тор­говлей, является источником богатства народов. Он также подверг критике политику таможенного протекционизма, утверждая, что основным двигателем экономики является свободная конкуренция, соревнование между производителями за потребителя посредством повышения качества товаров и снижения их цены.

Смит первым из экономистов глубоко проанализи­ровал законы рыночной системы хозяйства. Согласно Смиту, главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Удовлетворить его в условиях рыночной экономики человек может, лишь оказывая услуги другим людям.

 

К к. 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны кон­тинентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швей­цария) догнали Великобританию по основным экономиче­ским показателям. Период британского экономического пре­восходства постепенно подходил к завершению. Особенно серьезным конкурентом Англии на европейском рынке ста­ла быстроразвивающаяся Германия, достигшая к к. XIX века значительных успехов в развитии «новых отрас­лей» производства (электротехники, машиностроении, химической промышленности). Серьезную конкуренцию Англии составляли и США, активно внедрявшие новей­шие европейские технологии. Бурное развитие промыш­ленности начинает требовать дополнительных рынков сбы­та для европейских товаров. Кризисы перепроизводства, имевшие циклический характер, к к. XIX века ста­новятся все более серьезными и длительными. Постепен­но истощается и сырьевая база европейской промышлен­ности. Все это побуждает наиболее развитые индустриаль­ные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания). Эти земли, не имевшие собствен­ной промышленности, но обладавшие значительными ма­териальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской ин­дустрии. К к. XIX в. были созданы целые колониаль­ные империи, крупнейшей из которых была Британская империя.

 

Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества евро­пейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, кото­рые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причи­нами нарастания международной напряженности.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 669; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию