Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индустриальное развитие стран Запала во 2-й половине XVIII – н. XIX вв.
Ко 2-й пол. XVIII в. в странах З. Европы и США были созданы все условия для начала промышленной революции. Разрушение старых феодальных порядков, экономическое и политическое укрепление буржуазных слоев общества, рост мануфактурного производства — все это свидетельствовало о назревании глобальных изменений в сфере производства. Экономической предпосылкой промышленного переворота явилась громадная концентрация капиталов. В результате ограбления колоний в руках английской буржуазии скопились огромные богатства, которые можно было вложить в промышленность. Большое значение для начала промышленного переворота имели результаты аграрной революции XVIII века, которая привела к интенсификации с\х труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в город. Индустриализация, охватившая с к. XVIII - н.XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми. Промышленный переворот начался в Англиив 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, действующих на основе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что способствовало упрощению и специализации отдельных производственных операций. Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу.
Технический переворот первой затронул хлопчатобумажную промышленность. Сырьё для неё (хлопок- сырец и пряжу) доставляли из Индии, причём в таких объёмах, что мануфактуры просто не справлялись с его переработкой. В 1733 г. британский ткач Джон Кэй изобрёл летучий челнок, увеличивший производительность ткацкого станка. Последствия превзошли все ожидания: на рынке стало не хватать пряжи. Поднять её производство удалось благодаря новому изобретению. В 1765 г. Джеймс Харгривс сконструировал механическую прялку «Дженни». Обе машины приводились в действие мускульной силой рабочего. Поэтому они вскоре перестали удовлетворять потребности быстро растущего производства. Их мощность пытались увеличить, используя в качестве двигателя тягловых животных и водяное колесо. В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину с гидравлическим приводом (ватермашина). Однако эти меры так и не позволили решить проблему создания мощного и удобного двигателя для машинной техники. В итоге внимание изобретателей привлекла паровая машина. Принцип её работы был известен с давних пор, но конструкция нуждалась в усовершенствовании. В 1769 г. Джеймс Уатт запатентовал паровую машину простого действия, которая в н. 80-х гг. была усовершенствована, был создан передаточный механизм, позволявший превращать возвратно-поступательное движение поршня во вращательное. В 1785 г. первая из машин этой системы была установлена на прядильной фабрике. Тем самым был дан мощный толчок развитию техники промышленного производства. Подъём хлопчатобумажной промышленности способствовал техническому перевороту в смежных отраслях. Широкое применение машин, а также парового двигателя увеличивало спрос на металл, который не могла удовлетворить металлургическая промышленность, традиционно использовавшая древесный уголь. В 1784 г. Генри Корт предложил новый, более производительный способ выплавки железа с использованием каменного угля — пудлингование. Это изобретение стимулировало подъём горнодобывающей промышленности, обеспечивавшей металлургические и текстильные предприятия основными видами сырья и топлива (железной рудой и каменным углем). Революция в средствах транспорта. Начало ей положили попытки использовать паровую машину как вспомогательный двигатель на речных судах при движении вверх по течению. В 1807 г. в коммерческий рейс из Нью-Йорка в Олбани по реке Гудзон вышел пароход «Клермонт», построенный Робертом Фултоном. В дальнейшем паровые двигатели начали устанавливать и на морские суда. Во 2-й четв. XIX в. появились паровые суда, корпус которых был изготовлен из металла. Это позволило постепенно увеличить их грузоподъёмность до нескольких тысяч тонн, а к концу века — до нескольких десятков тысяч тонн. Благодаря крупнотоннажным судам снизилась себестоимость морских перевозок. Стало выгодно перевозить промышленное и сельскохозяйственное сырьё, топливо, готовые изделия на большие расстояния.
Революция в средствах сухопутного транспорта началась с попыток заменить конную тягу механической на рельсовых путях, которые использовались на рудниках и шахтах для перемещения в вагонетках горной породы. Первый такой известный опыт был осуществлён в 1803 г. в Южном Уэльсе. В 1814 г. свой первый паровоз построил Джордж Стефенсон. В 1825 г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога длиной свыше 56 км, предназначенная для перевозки угля. Эти события ознаменовали возникновение нового механического вида сухопутного транспорта — железнодорожного, — который вскоре стал играть главную роль в пассажирских и грузовых перевозках. В 1829 г. в первый рейс отправился железнодорожный локомотив в США, в 1832 г. строится первая железная дорога во Франции, в 1835 г. — в Бельгии, в 1837 г. — в России.
Крупная машинная индустрия. Промышленная революция сопровождалась глубокими переменами в экономической структуре общества. Возник новый тип промышленного предприятия — фабрика, завод. Это было централизованное предприятие, на котором основные звенья технологического процесса были сосредоточены под одной крышей или на небольшой территории. От мануфактуры его отличал ряд важных признаков — применение машин, паровых двигателей, новых технологий, и соответственно большие затраты капитала. Именно поэтому заводскую промышленность в отличие от ремесла и мануфактуры называют крупной машинной индустрией. Заводы первоначально использовали труд всего 10-20 человек. Но за счёт более высокой производительности машин по сравнению с ручным трудом они выпускали продукции больше, чем мануфактуры, на которых были заняты многие десятки и сотни рабочих.
По мере появления более совершенных и дорогих машин предприниматели-заводчики были вынуждены привлекать дополнительные средства. Для этого они воспользовались известной формой объединения капиталов — акционерной компанией. Однако создать такую компанию было непросто: во-первых, вкладчики боялись риска, ведь за убытки компании нужно было отвечать всем своим имуществом; во-вторых, создание акционерной компании было связано с длительной волокитой, поскольку требовалось получить специальное разрешение правительства. Чтобы преодолеть предубеждение вкладчиков, была придумана её особая форма — товарищество (общество) с ограниченной ответственностью членов. Акционеры такой компании несли ответственность лишь в размере своего пая, не подвергая опасности остальное имущество. И порядок создания компаний был упрощён. Начиная с сер. XIX в. почти все крупные предприятия принимали юридическую форму акционерной компании с ограниченной ответственностью.
Фондовый, финансовый и товарный рынки. Особенно привлекательными для вкладчиков были товарищества открытого типа, потому что их акции свободно котировались (продавались и покупались) на фондовой бирже. Благодаря промышленной революции фондовый рынок пережил своё второе рождение. Начиная с сер. XIX в. он стал своеобразным барометром экономики: повышение цен на акции считалось хорошим прогнозом, их снижение — плохим. Даже акционерные компании сталкивались с нехваткой средств для крупных инвестиций. Лишь в середине XIX в. возникают банки, занимающиеся кредитованием промышленности. Средства для этого они получают, принимая на хранение сбережения простых граждан. Эти банки начинают конкурировать между собой за клиентов, желающих получить кредит. Так постепенно формируется рынок финансовых услуг, доступный широкому кругу предпринимателей. Подъём крупной машинной индустрии привёл к большим переменам и на товарном рынке. Мощный импульс к развитию получила оптовая торговля. Как и раньше, она была сосредоточена на товарных биржах, где был выставлен не сам товар, а его образцы. Но если в XVI-XVIII вв. предметами биржевой торговли были главным образом продукты тропического земледелия (пряности, чай, кофе и пр.), то в XIX в. она охватила необыкновенно широкий круг товаров, включая промышленное сырьё и топливо, потребительские изделия, продукты питания. Наряду с сельскохозяйственными биржами возникают биржи металлов, строительных материалов, текстильного сырья и др. Что касается розничного рынка, то машинная индустрия буквально наводнила его своими изделиями. Это потребовало перехода к новым формам торговли, повышающим активность покупателей. В сер. XIX в. стали возникать универсальные магазины, отказавшиеся от узкой специализации и продававшие товары по фиксированным ценам. Они старались привлечь внимание покупателей броской рекламой, красочным оформлением витрин, высоким качеством обслуживания, разного рода скидками, наконец, периодическими распродажами своих товарных запасов по сниженным ценам. Date: 2016-07-25; view: 522; Нарушение авторских прав |