Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы изучения экономических явлений





Выделяют два подхода к изучению экономических явлений, которые утвердились в последнее время: позитивизм и нормативизм.

Позитивисты считают, что экономика - такая же, как и другие естественные науки, и должна давать описание экономических явлений такими как они есть в действительности. При исследовании экономисты обобщают факты, устанавливают причинно-следственный связи, выявляют закономерности, определяют, как будет развиваться явление.

Один из принципов позитивизма – принцип верифицируемости (проверяемости) теории или гипотезы. По этому принципу теория (гипотеза) должна получить подтверждение на практике. Если нет подтверждения на практике, то теорию (гипотезу) совершенствуют или разрабатывают новую.

Сторонники нормативного подхода отрицают необходимость анализа реальных фактов по аналогии с точными науками. Они утверждают, что нужно учитывать субъективное мнение ученого, имеющего опыт и знания, основывающегося на определенной теории при оценке экономического явления. Но эти суждения ученого нельзя связать с реальными фактами, т.к. позитивная экономика изучает то, что есть, тогда как нормативная выражает представление о том, что должно быть, какие аспекты желательны, какие нежелательны.

Таким образом, форм и способов научного познания много и большинство из них используются учеными-экономистами.

Каждая наука изучает свой предмет при помощи различных методов.

Общенаучные методы исследования – это способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта. система правил и приемов к изучению экономических явлений, закономерностей рынка, общества и мышления.

В экономической теории широко используются следующие методы: диалектический материализм; наблюдения; сравнение; обобщение; эксперимент; измерение; описание; аналитические и систематические методы: анализа и синтеза; индукции; дедукции; математический: формализованный, аксиоматический метод, аналогия; абстракции (абстрагирование), моделирование; метод математического моделирования; метод компьютерного моделирования; предвидение; логический метод, исторический, диалектический метод.

Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Аксиома силлогизма утверждает, что если свойство Р принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания. Важнейшие из них – синтез, анализ, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательств, определенные законы мышления.

Становление практически всех наук, включая экономичес­кую, начиналось с метода наблюдения.

Наблюдение - это метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных усло­виях и являются доступными непосредственному восприятию человека. Наблюдени е - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в ес­тественных условиях (или в искусственных при эксперименте). Это восприятие внешнего объективного мира, познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия объекта наблюдения. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию, форми­рующую базу исследования. Функции этого метода следующие: фиксация и регистрация информации; предварительная классификация научных фактов (объем, новизна, свойства); сравнение с тем, что уже известно; сравнение с аналогическими фактами. На основе реализации этих функций могут быть сформулированы сначала догадки, потом и рабочие гипотезы. Наблюдение всегда активно, оно носит целевой характер, ибо наблюдают то, что представляет практический интерес. Наблюдать - значит замечать без влияния на ход событий. С появлением приборов наблюдение носит все более целеустремленный характер. Если необходимо провести наблюдение за всем объемом, и он невелик, это будет генеральная совокупность.

Что влияет на качество проведения наблюдения, в результате чего получается инфор­мация для проведения исследования - это: - накопленные предшествующие знания по объекту изучения; -имеющиеся приборы; -наличие методики проведения наблюдения; -умение правильно интерпретировать, те. объяснить результаты исследования.


Сравнение - это логический прием познания, который входит в ежедневную практическую жизнь людей. Сравнение - это установление сходства или различия явлений в целом или в каких-то призна­ках. Оно направленно на обнаружение общего и отличного. Это метод, позволяющий обна­ружить тенденции общего хода процесса развития, оно успешно применяется в биологии, па­леонтологии, истории, социологии, экономической теории. Объективной основой метода сравнения являются: однопорядковая сущность; общие законы; структуры функционирования и развития предметов и процессов. При использовании метода сравнения особенно велика роль количественных характеристик, при этом весьма существенным моментом является выбор количественных характеристик с тем, чтобы они более полно характеризовали сущность сравниваемых предметов и явлений. Сравнения позволяют выявить, по каким признакам сравниваемые понятия сходны и по ка­ким различны, позволяют выявить необоснованность отождествления явлений и процессов, предметов. Сравнение - основа метода сравнительного анализа. Есть выражение "все познается в сравнении" - значит это необходимый научный прием. Оби­лие фактов это еще не основание для выводов, факты надо сопоставить, сравнить, увидеть общее и отличное.

Существуют два основных условия для того, чтобы сравнивать:

1) сравнивать можно только однородные понятия, которые отображают однородные предметы и явления - есть поговорка "кони и рябчики", "пуды и аршины";

2) сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют важное значение.

Каждая наука вырабатывает свои критерии для сравнения, свои приемы, ибо везде разный объект исследования.

Хотя это самый распространенный логический прием, он не дает научных ответов, Понять явление это не только найти сходство и различие его с другими явлениями, надо по­нять еще и сущность явления. Немецкая пословица гласит "Любое сравнение хромает". Если детей надо построить по росту и это не очень принципиально, ошибка в I см не играет роли -сравниваем и расставляем. Но если сравниваются два стиля управления, даже если оба крите­рия выполнены, то ответ будет всегда приблизительный.

Обобщение - это мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу объектов, предметов и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса. Есть выражение "даже самое простое обобщение означает познание человеком все бо­лее и более глубокой объективной связи мира". Когда мы имеем дело с единичными предметами, бывает достаточно одного наиболее существенного признака, чтобы понять суть понятия.

Сложнее обстоит дело, когда надо получить понятие о классе предметов. В этом слу­чае сначала отыскиваются общие признаки, объединяющие отдельных представителей дан­ного класса, затем из этих общих признаков отбираются только такие, которые являются для них существенными - идет мысленное обобщение. Значит, обобщить - это определить общее понятие, в котором должно найти отражение главное. Примеры обобщений: какие науки вы сейчас изучаете? какая погода на Урале в июне? дорогие ли молочные продукты в городе? какие преподаватели вас учат?


Обобщить - для некоторой группы понятий найти более общее, широкое понятие, отражаю­щее общность этих свойств. Всякое обобщение должно иметь основание, те. свойства, по ко­торым идет обобщение.

Эксперимент - это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способ­ствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений. Эксперимент - это база развития для анализа. Существует лабораторный, производственный и социальный эксперимент.

Лабораторный эксперимент - основа формирования гипотез и критерии истинности ряда теоретических знаний.

В экономике есть экономический эксперимент (реформы) и социоло­гический. Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и все­сторонностью обоснования условий его проведения. Итак, эксперимент - это изучение предметов или явлений посредством создания ис­кусственных, но близких к реальности условий их проявления. Эксперимент может быть модельным, мыслительным и реальным.

Модельный эксперимент проводится по специально разработанной модели, отражаю­щей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает изменения объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать тенденции, особо, если это есть компьютерный вариант. Однако модель скры­вает многие реалии.

Мысленный эксперимент - это экспериментирование в мышлении, построение мыш­ления по признаку "а что если". Его результативность зависит от знаний, творческих способ­ностей человека, умения проводить такой эксперимент. Здесь одни знания дают другие зна­ния, но до определенного предела. В этом и суть мысленного эксперимента.

Измерение как метод есть система фиксации и регистрации количественных характе­ристик. Для технических и биологических систем измерение связано с эталоном измерения, единицами измерения, приборами. Для социальных систем процедура измерения связана со статистическими отчетными и плановыми показателями и единицами их измерения. Исполь­зование метода измерений требует всестороннего учета единства количественно и качествен­но стороны изучаемой системы, при этом познание качественной стороны возможно через познание количественных характеристик. Для наиболее эффективного использования метода измерений имеет первостепенное значение понимание того, что измеряемые свойства и связи находятся в движении и возмож­ность более точно описывать социально-экономические процессы.

Описание - специфический метод получения эмпирико-теоретического знания. Его сущность состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, из­мерения. Данные выражаются на языке определенной науки в виде таблиц, схем, графиков. Систематизация фактов позволяет описать предмет в целом, описав его зависимости: что идет последовательно, что одновременно, по какой причине, что взаимосвязано, что взаимоисключает одно другое и т.д. Такие обобщенные, систематизированные, классифицирован­ные, описанные факты - это базис для дальнейших логических операций. На уровне описа­ния устанавливаются различные зависимости, закономерности в виде фор­мул, графиков и т.д., коэффициентов и диаграмм.


Метод исследования применяется, когда в качестве примера берется один человек.

Этот метод позволяет уяснить механизм рационального экономического поведения человека.

Аналитические и систематические методы

Аналитический метод исследования, или анализ - это мысленное расчленение предмета, явления, процесса на части, которые затем исследуется как части целого. В процессе развития человечество накапливало эти приемы и совершенствовало меха­низм анализа, применяя его всегда вместе со сравнением, абстрагированием, обобщением, синтезом. Посмотрите на дерево - что это? И вы сразу смотрите на ствол, ветки, кору, плоды и делается обобщение, что же такое дерево. С течением времени эти аналитические способ­ности у человечества все больше развивались. В процессе анализа исследователь идет от кон­кретно-чувственного к абстрактному, от единого к многообразному. Это начало процесса по­знания,

Форма анализа зависит от анализируемого объекта и от целей, которые ставятся перед исследователем. Логическое учение об анализе имеет многовековую историю. М. Ломоносов и Павлов и огромное число других ученых внесли свой вклад в теорию анализа, суть которой состоит в том, что анализ это цепной процесс и мы идем от анализа внешних причин к анали­зу внутреннего содержания, внутреннего противоречия, если оно назрело.

Научный анализ не может начинаться с нуля, предварительно надо познать внутрен­нюю структуру объекта: не работает кинокамера - специалист для исправления предмета должен значить, что и как должно быть в идеале, а потом искать несогласованность, несоот­ветствие, проблему. Так можно представит себе не только предмет, но и явление.

Различается много видов анализа:

-автоматический анализ связан с анализом текста для извлечения из него необходимой ин­формации;

-грамматический анализ определяет роль слова в предложении;

-статистический анализ основан на осмыслении величин и закономерностей измерения ста­тистических показателей;

-математический анализ начинается с определения того, что требуется доказать; -экономический анализ - это совокупность способов и приемов накопления и обработки све­дений о деятельности предприятия, это анализ состава, свойств и структуры объекта; -много еще можно перечислить.

Синтез как метод познания состоит в том, что составные части изучаемого предмета, явления, свойства, расчлененные в ходе анализа, мысленно соединяются в единое целое. Синтезирование - это процесс, раскрывающий место и роль каждого элемента в системе. Мы уже говорили, что знание частей еще не есть знание предмета.

Противопоставлять и разделять синтез и анализ можно только логически, в целях об­стоятельного раскрытия сущности явления. Реально анализ и синтез существуют в единстве, как причина и следствие переплетены между собой, анализ может идти и после синтеза, те. после рабочей гипотезы.

Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Индуктивный и дедуктивный метод

Индукция - (наведение) - это форма мышления, посредством которой мысль наво­дится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.

Метод индукции представляет собой движение мысли от частного к общему, в ходе которого на основе выделения отдельных, внешне разрозненных фактов делается объединяющий эти факты общий вывод. Например, из множества разрозненных фактов купли-продажи делается вывод о том, что объекты всех этих действий являются товарами.

Индуктивное умозаключение сложилось в результате длительной многовековой прак­тики человечества. Человек замечал, фиксировал в памяти, а затем приходил к общим выводам - как сохранить огонь? Познание большего всегда начинается с познания его частей - какой металл пригоден для ножа? Как Менделеев делал общие выводы? Первым начал иссле­довать индуктивный прием мышления древнегреческий философ Сократ, затем Аристотель.

Этот метод позволяет предсказывать и прогнозировать возможные изменения процессов, он позволяет осуществлять поиск. Индукция как метод исследования наиболее полно реализует­ся системой статистических методов.

В узком смысле слова термин "индукция" имеет три следующие значения:

а) индуктивное умозаключение, когда на основании данных об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий знания о всех предметах к пасса: круг пересекается прямой в двух точках эллипс пересекается прямой в двух точках парабола пересекается прямой в двух точках гипербола пересекается прямой в двух точках

б) индукция - это метод исследования, который заключается в следующем: для того чтобы получить общие знания о каком-либо классе предметов, необходимо исследовать дельные предметы этого класса, найти в них существенные признаки, которые и послужат основой для знания об общем. Главное - это идет переход от знаний менее общих положений к знанию более общих.

в) индуктивный прием как метод изложения материала в художественной книге, научном докладе.

Возможны две типичные ошибки в индуктивном умозаключении:

-поспешность, возникающая из-за того, что не учтены все обстоятельства, все причины явле­ния;

-смещение понятий из-за чередования их во времени: после того это еще не значит, что по причине этого.

Дедукция (пер. с лат. выведение) в широком смысле слова это такая форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем из некоторых данных мыслей-предпосылок. Метод дедукции предполагает движение мысли от общего к частному нередко через целую цепь умозаключений. Например, с помощью данного метода из общего понятия "товар " выделены факторные товары, а среди последних такие товары, как труд, земля и капитал. В узком смысле слова это:

а) как дедуктивное умозаключение, например, все ароматические вещества имеют особый вкус, ваниль - ароматическое вещество, значит. у нее должен быть особый вкус.

Такое умозаключение применяется человеком всякий раз, когда требуется рассмотреть какое - либо явление на основании уже известного нам общего положения, и вывести из этого заключение. Этим методом выводятся все законы, гипотезы, теории, он используется различ­ными науками. Впервые дедукция как теория была обстоятельно разработана Аристотелем, именно он составил основные правила дедуктивного умозаключения.

б) сущность дедукции как метода исследования заключается в следующем: для того чтобы найти новое знание о предмете, надо найти ближайший род, куда вхо­дят эти предметы или явления, и затем применить к ним закон, присущий всему данному классу предметов - это есть переход от более общих к менее общим знаниям.

в) дедукция есть форма расположение материала в художественной литературе, научном докладе.

Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в продвижении предположений, получения новых знаний. Ф.Кэне предложил аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном.

Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Поставка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и в ходе его завершения.

Антиномия – это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в одинаковой степени покоятся на одних и тех же основаниях. Формулировка проблемы в форме антиномии позволяет отразить противоречивое развитие, как реального объекта, так и знаний о нем. Однако с точки зрения формальной логики антиномия неразрешима, поскольку отрицает ее основные законы.

На ограниченность формальной логики указывает и апория – утверждение, противоречащее практическому опыту.

Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательств. Существуют различные доказательства: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Закон тождества означает, что каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание. Он направлен против расплывчатости и неопределенности в экономическом мышлении. Этот закон запрещает, с одной стороны, тавтологию, а с другой – подмену одних понятий другими. Закон тождества ориентирует на связь и соподчиненность категорий, четкое разграничение родовых и видовых признаков.

Закон противоречия означает, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении, и т.п., не могут быть истинными.

Закон исключенного третьего утверждает, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмере, взятом в одном и том же времени, отношении и т.п., одно непременно истиною

Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

Математические методы

Эти методы проникают во все области научного познания. Современное развитие связано со все возрастающей ролью математических методов, среди математических методов рассмот­рим:

а) метод формализации. Формализация - это такой путь исследования каких-либо объектов, когда их содержание по­знается с помощью элементов формы. Уже Аристотель исходил из того, что разные по кон­кретному содержанию мысли могут быть выражены в одной и той же логической форме умо­заключений.

Пример:

все а - суть в

все с - суть а

следовательно, все с суть в

все пенсионеры - больные

а в

все жители дома №3 - пенсионеры

с а

Следовательно, все жители дома №3 - больны. Заменив символы любыми понятиями, полу­чим новое по содержанию умозаключение.

Именно математика начала заменять разговорный язык символами. Формулировать образ высказывания - это знак, формула. Это требует, чтобы одни и те же мысли выражались при помощи одних и тех же рядов слов, расположенных одним и теми же способом.

б) аксиоматический метод - его суть состоит в том, что все положения выводятся дедуктивным путем из положений, которые называются аксиомами. Первый шаг для науки для его использования - найти первичные термины. Эвклид в "Началах" математики их назвал точка, прямая, плоскость. Затем на их основе описываются аксиомы, опираясь на которые за­ тем выводятся разные теоремы, формулы, законы. Этот метод имеет огромное значение для математики, он широко применяется в механике, термодинамике. Он облегчает организацию и систематизацию научного знания, он независим и непротиворечив.

в) аналогия как метод исследования использует объективное единство разнокачествен­ных явлений, общность законов их функционирования и развития.

Умозаключение по аналогии - это когда достигается знание о признаках предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами.

Основоположник кибернетики Норберт Винер, приступая к исследованию в области конструирования логических машин, вдохновился аналогией. Вот как он пишет в своей книге "Я - математик": "С самого начала я был поражен сходством между принципами действия нервной системы и цифровых вычислительных машин; т е. поведение нервной системы очень близко к тому, что мы наблюдаем в вычислительных устройствах".

Умозаключение по аналогии есть отображение в нашем сознании наиболее типичных отношений. Мозг в этом случае действует автоматически. Ряд примеров из истории науки: аналогия Ньютона между падением яблока и движением небесных тел; аналогия Франклина между электрической искрой и молнией; аналогия распространения волн на воде и звука в воздухе и т д. Английский логик Джевонс сказал, что даже животные понимают аналогию. Битая собака боится каждой палки. Аналогия входит в наш мыслительный процесс, в науке существует простая аналогия как таковая: от сходства двух предметов по одному признаку заключают о их сходстве по другому признаку; аналогия распространения, когда врач по сходству явления идет к сходству причин; нестрогая аналогия, строгая и т д.

"Никто не прибегает к аналогии, если можно верно и просто высказать свою мысль". Выводы по аналогии несут на себе определенную вероятность, при их использовании нужна осторожность.

Абстрагирование (от лат. отвлечение) - это есть процесс мысленного выделения, вычле­нения признаков, свойств. Умение отвлечься, абстрагироваться от тех или иных сторон предметов, явлений воз­никло исторически в результате многократно повторяющихся процессов. Полезные свойства предметов, явлений запоминались, передавались из поколения в поколение, и постепенно человек научился отделять существенно от несущественного.

В современной науке абстрагиро­вание достигает невероятной степени отвлечения, этот метод научного познания есть во всех без исключения науках.

Абстрагирование, предполагающее абстрактное, или отвлеченное мышление, означает не уход от конкретной жизни, а предстает как способ ее лучшего понимания. У экономиста, менеджера нет химреактивов, микроскопа, у него должна быть развита сила абстракции как орудие, экономящее время. Когда менеджер гово­рит слово "организация" - он говорит вообще, но все понимают о чем речь, хотя организаций тысячи разных.

Итак, способность мысли отвлечься - важное свойство исследователя. Все это помога­ет освоить следующий метод - моделирование.

Моделирование - это метод исследования объективно существующих предметов, про­цессов, явлений с использованием моделей на основе аналогии.

Модель есть результат активной, преобразующей деятельности человека. Это система, выступающая между исследованием и предметом его исследования. Различают модели физи­ческие (макет здания, модель прибора) математические (система формул, неравенств), логи­ческие (система понятий, описывающих явлений), модели общественно-экономических фор­маций. Модель - система, с той или иной степенью воспроизводящая оригинал. Она может быть материальная и мысленная. Мысленные модели строятся на основе абстракции, упро­щения, отвлечения. В виде мысленной модели результат исследования и вводится в науку: -трудовая теория стоимости описывает модель простого товарного производства; -теория капитализма - модель капиталистического общества. Моделирование может быть экономико-математическим, могут быть макро и микромодели. Моделирование - обязательное и непременное условие возможности разработки прогнозов, программ, планов. Моделирование - построение моделей, отражающих главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую, компьютерную модели, отражающие изменение показателей.

Графический метод основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, схем, диаграмм. Взаимосвязи экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображение зависимости между двумя показателями. В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношения между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используются прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.

Предвидение - метод теоретического мышления, опирающийся на объяснение. Его сущность определяется как предсказание, опирающееся на законы того, что появится в буду­щем. Предвидение имеет две конкретные формы: предсказательная и лредуказательная. Предсказательная форма есть описательная форма предвидения, она бывает в виде описания желаемого и достоверный, основанный на законах прогноз. Основными формами предсказаний в управлении является прогнозирование. Прогноз - это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего. Что выделяет прогноз в особую форму предвидения - то, что прогноз всегда локально ограничен во времени. Вторая черта - это указание условий, при которых прогноз осуществим (если... то-то, если сохранит­ся... то-то).

Предвидение - это не образ будущего, а воображение его. Научный прогноз невозмо­жен без научных знаний. Не зная законов демографии - нельзя прогнозировать рождаемость.

В экономической науке важен логический метод, предполагающий соблюдение определенной последовательности при изучении экономических явлений и процессов. Нельзя, например, изучать рыночную экономику, не получив представления об экономике вообще.

При этом логический метод должен сочетаться с историческим. Это означает, что логические переходы от одного изучаемого явления к другому должны отражать ход исторического развития данных явлений.

Особое значение для экономической теории имеет диалектический метод, указывающий на то, что в природе и обществе существует всеобщая связь явлений и процессов, все находится в развитии и изменении. Развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему.

Диалектический метод лег в основу функционального метода, позволяющего выявлять зависимости одних явлений от других. Причем эти зависимости могут иметь количественную определенность, что позволяет экономической теории широко использовать математический метод и метод моделирования.

Таким образом, экономика – это, с одной стороны, наука цифр, расчетов, определяемых с той или иной степенью достоверности, а с другой – наука суждений, предположений, утверждений.







Date: 2016-07-25; view: 602; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию