Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика и экономическая теория





Содержание

Введение  
Раздел 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Тема 1. Экономическая теория: научный аппарат курса 1.1. Экономика и экономическая теория 1.2. Основные направления и школы экономической теории 1.3. Предмет экономической теории 1.4. Методы изучения экономических явлений 1.5. Функции экономической теории  
Тема 2. Общественное хозяйство как объект экономической теории 2.1. Экономика как хозяйственная система 2.2. Потребности - побудитель экономической деятельности людей 2.3. Блага, их полезность и виды 2.4. Производство. Распределение, обмен и потребление результатов производства  
Тема 3. Факторы производства и их использование 3.1. Земля как фактор производства 3.2. Труд как фактор производства 3.3. Капитал как фактор производства 3.4. Производственные возможности и производительные силы общества  
Тема 4. Экономические отношения в общественном хозяйстве 4.1. Типы, формы и виды общественных хозяйств 4.2. Виды связей и отношений в хозяйственной системе 4.3. Собственность и ее место в системе экономических отношений 4.4. Экономические интересы и хозяйственный механизм 4.5. Внешние эффекты  
Раздел 2. ОСНОВЫ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА Тема 5. Товарное хозяйство и его особенности 5.1. Условия возникновения товарного производства 5.2. Значение специализации в развитии товарного хозяйства 5.3. Роль экономической свободы в развитии товарного хозяйства  
Тема 6. Товар и деньги - основные элементы товарного хозяйства 6.1. Экономическая сущность товара 6.2. Экономическая теория о свойствах товара 6.3. Развитие товарного обмена и возникновение денег 6.4. Функции денег. Закон денежного обращения  
Тема 7. Закон стоимости как основной закон товарного хозяйства 7.1. Стоимость как экономическое отношение 7.2. Закон стоимости как закон цен 7.3. Роль закона стоимости в товарном хозяйстве  
Тема 8. Экономический анализ деятельности предприятия 8.1. Мотивация поведения фирмы. 8.2. Издержки: сущность и виды 8.3. Затраты и результаты экономической деятельности  
Глава 9. Анализ показателей эластичности 9.1. Эластичность спроса 9.2. Эластичность предложения 9.3. Практическое применение теории эластичности  
Тема 10. Монополии в товарном хозяйстве 10.1. Сущность монополии и факторы ее возникновения. 10.2. Формы монополистических объединений. 10.3 Влияние монополий на товарное хозяйство Вопросы к экзамену Список литературы Приложение 1 Приложение 2  

Введение

На экономических факультетах высших учебных заведений фундаментальную основу составляет блок дисциплин «Экономическая теория». Данное издание, посвященное краткому изложению лекций по курсу «Общая экономическая теория», позволяет сформировать у студентов знания об экономике, ее элементах, существующих в ней связях и отношениях, управляющих ими экономических законах и способности самостоятельно оперировать этими знаниями.

Настоящее издание лекций может быть использовано студентами-экономистами в качестве дополнительной литературы к имеющейся основной литературе, список которой прилагается.

Задачи данного курса лекций: формирование представления о месте экономики в хозяйственной деятельности человека, о методах изучения экономических явлений, о сферах и типах общественных хозяйств, о факторах производства и особенностях их использования; выработка у студентов навыков анализа экономических явлений и формирования аргументированных суждений по совокупности вопросов, позволяющих принимать обоснованные экономические решения.

В соответствии с перечисленными задачами в первом разделе дается представление о предмете и методах экономической теории как науки, раскрывается содержание основного понятийного аппарата. В последующих разделах рассматриваются материалы, раскрывающие особенности формирования и функционирования товарного хозяйства.

 

Раздел 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: НАУЧНЫЙ АППАРАТ КУРСА

Экономика и экономическая теория

История свидетельствует, что впервые понятие «экономика» употре­бил древнегреческий ученый Ксенофонт Афинский древнегреческий мыслитель (430-356 до. н.э.). Оно явилось производным от двух греческих слов; "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" закон, правилом. Под экономикой Ксенофонт понимал науку о законах, или правилах, ведения хозяйства, кото­рое в те времена представлялось как домашнее. В своих трудах: «Домострой», «Экономикос», «О земледелии», - Ксенофонт утверждал, что, хороший хозяин тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на руч­ных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для господ и рабов. Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить и друзьям облегчать нужду». Покупки на рынке не играют важной роли.


Ксенофонт одним из первых обозначил разделение труда, утверждая, что “тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом”.

Выдающийся мыслитель древности, энциклопедист и философ Аристотель (384-322 до н.э.), живший в Афинах более чем за 300 лет до нашей эры, стоял у истоков экономической науки. Он не мог пре­тендовать на создание системы. У него отсутствуют привычные нам термины. Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов. Одна из проблем - стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами, чем определяются отношения обмена? К примеру, обмена «продукта» деятельности врача и земледельца - людей, заинтере­сованных во взаимном обмене, но «не одинаковых и не равных»? По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтере­сованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измери­телем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «Если нет потребности друг в друге, то обмен и не происходит». То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Для этого по соглашению между людьми была введена монета: «она все соизмеряет, что дороже, и что дешевле и сколько, например, сан­далий равны дому или (дневному) пропитанию». Монета делает вещи соизмеримыми.

Аристотель в своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» он впервые в истории человечества исследует экономических процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей. В подходе Аристотеля экономика рассматривается как совокупность универсальных правил, следуя которым, можно добиться приумножения богатства.

Аристотель понимал, что развитие обмена, торговля противоречат идеальному типу развития, и именно - натуральному хозяйству. Аристотель считал, что основным направлением хозяйственного развития должна стать натурализация хозяйственной жизни. Торговля же должна осуществляться лишь для получения недостающих продуктов путем «справедливого обмена» с соседями. Аристотель под эко­номикой стал подразумевать не только науку, но и само хозяйство как объект изучения экономикой как наукой.

Экономические идеи, практические вопросы хозяйствования еще не получили самостоятельного статуса. Экономика, как отрасль зна­ний не выделилась. Под этим термином древние греки понимали смесь практических рекомендаций по ведению домашнего хозяйства. Экономические рассуждения греческих писателей «сливались с их общей философией государства и общества, и они редко рассматрива­ли какой-либо экономический вопрос ради него самого».

Экономика сегодня включает в себя деятельность правительства, потребителей, домашних хозяйств, предприятий и других хозяйствующих субъектов, принимающих решения по поводу производства, потребления, обмена и распределения


По существу экономическая наука пред­стает как совокупность наук, изучающих как экономику в целом, так и ее отдельные и составные части. Любую науку формируют две составляющие: теория и прак­тика. Эти составляющие взаимно обусловливают друг друга - те­ория без практики мертва, практика без теории слепа. Теория как таковая представляет систему знаний, дающую целостное представление о каком-то объекте или явлении. Эконо­мическая теория - это система знаний об экономике как хозяй­стве. Эти знания научные, так как они облечены в определенные идеи, положения, формулы, категории и понятия. Так что, при­ступая к изучению экономической теории, студент тем самым ста­вит перед собой задачу: освоить экономическую теорию как осно­ву всей экономической науки, дающую общее представление об экономике как сфере деятельности человека.

Было бы правильней назвать наш курс "общей экономичес­кой теорией", так как свою теорию имеют и более частные, конк­ретные экономические науки; занимающиеся вопросами финан­сов, кредита, бухгалтерского учета, банковского дела. Общая эко­номическая теория является основанием конкретных экономичес­ких теорий. Последние трудно усвоить без знания обшей теории. Важной особенностью конкретных экономических дисцип­лин является их тесная связь с практикой, так как главное их на­значение состоит в том, чтобы научить работать в определенной сфере экономики: в банковской сфере, в области управления, бух­галтерского учета и т.д. Вот почему эти науки называются также прикладными.

Общая экономическая теория также связана с практикой. Эта связь осуществляется прежде всего через конкретные эконо­мические дисциплины, так как в их основе лежит общая экономи­ческая теория. Кроме того, она дает знания, которые могут при­годиться в жизни. Так, экономическая теория не учит конк­ретным способам, с помощью которых можно иметь много денег, Но она объясняет, что такое деньги, как они используются в эко­номике, как может возрастать их количество - словом, дает зна­ния, полезные для тех, кому тем или иным образом придется "де­лать" деньги.

Экономическая теория необходима тем, кто принимает эко­номические решения, проводит экономическую политику на мик­роуровне - уровне отдельного предприятия или на макроуровне - уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает прини­мать правильные решения не только с точки зрения интересов от­дельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей. Это свидетельствует о том, что экономическая теория является общественной наукой.







Date: 2016-07-25; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию