Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От хлебного Духа через тельца к человеку
Мы увидели, что в рунном круге сути растительная, животная и человеческая вальсируют, сменяют друг друга перед лицом наблюдателя. Если Манназ и Лагуз напоминают нам о человеке в его высокой духовности, то уже следующая Ингуз плодородна, как разлив Нила, дающий жизнь посевам. Только мы узрели респектабельного и мирного домохозяина в руне Фе, как следующая же Уруз являет нам образ дикого быка. И так далее. Целая череда перевоплощений в одном цикле жизни. Как только процесс развития начинает благостно стагнироваться на просветленном человеческом облике, как в него грубо вторгается Утгард, внешний мир, с табунами своих козлов, быков и прочих скотов, чтобы содрать с героя его незапятнанные покровы сверхчеловека и комфортабельные маски лояльного гражданина. Не будет тебе вечного покоя – дудки-фигушки! Фрезер описал эту цикличность на примере культа Диониса. Дионису греки поклонялись как богу растительности, виноградной лозы. Другие народы аналогично поклонялись хлебному Духу. Но так же Дионис изображался в виде козла или быка, одним из его эпитетов был «благодетельный телец». Известны и его вполне антропоморфные ипостаси в ореоле виноградных листьев. Причем, козлорогому Дионису приносили в жертву козлов, а быковидному – быков. По обычаю, бог должен был отведать приносимую ему жертву, т.е. самого же себя (вспомним бой на Калиновом мосту). Диониса-козла даже изображали пьющим теплую козью кровь. Иными словами, вкусить свою же плоть было самоуничтожением с одной стороны, с другой стороны – превращением в плотоядного человека. Это отражало процесс эволюции виноградной лозы в козла, а козла в человека. Когда же бог становился вполне антропоморфным, его приносили в жертву Хлебному Духу, чтобы получить хороший урожай. Этот обычай бытовал у южноамериканских ацтеков. Во время Токсталь, самого крупного праздника года, который по нашему календарю приходился на конец апреля (что соответствует по времени Пасхе), в жертву приносили юношу, которому целый год до этого воздавали божеские почести. Бог возвращался в хлебный колос и виноградную лозу, чтобы начать круг снова. Руна рождения
Норны, богини судьбы, были заняты именно тем, что определяли судьбу каждого родившегося человека, резали руны и пряли нить его жизни. Мы не знаем, как это происходило, но кажется естественным связать судьбу с периодом рождения, в том числе, воспользовавшись рунической периодизацией. В общем, как это делают астрологи. Конечно, развернутый астрологический прогноз включает в себя много переменных, кроме даты рождения – важен год и время суток, и положение планет и звезд относительно друг друга. Поэтому руна рождения – это никакой не точный прогноз жизни, а лишь образ некоторой части потенциала человека, который может быть реализован им в своей жизни или заброшен где-то на «чердаке». Так же, как и «астрологический» потенциал. У меня есть некоторые наблюдения, которые нет оснований обобщать, но можно поразмышлять на эту тему. Знакомые мне женщины, рожденные в марте под знаком Берканы, отличаются сильной материнской направленностью, стремлением опекать и защищать своих близких. Мужчины же, рожденные в это время, напротив, готовы в любых количествах принимать такую заботу. Июньские, рожденные под знаком «Дагаз», нередко реализуют мощный трансформационный потенциал, справляясь либо с тяжелой болезнью, либо со сложной социальной ситуацией, из которой буквально выскочили. Рожденная под знаком «Лагуз» в конце апреля моя мать всю жизнь обладает очень сильной интуицией и часто видит вещие сны. Мои знакомые, рожденные в конце мая и начале июня под знаком Отилы, отмечены повышенной значимостью своих отношений с «корнями» - родителями, вообще, полученным наследием и проблемой своего обособления. В чем можно обнаружить смысл этого вполне примитивного и неглубокого отождествления? В том же самом самопознании. Мы отталкиваемся еще от одной опоры, отражаемся еще в одном зеркале, знакомимся со своим потенциалом и встаем перед выбором поступка еще раз. Кому-то интересно проделывать эти процедуры со знаками гороскопа, кому-то ближе по духу руны. Три оси судьбы
В этой главе я постараюсь прояснить возможные параллели между смыслами рунного круга, мифологическими персонажами и теориями из области культурологии и психологии. В рунном круге очень заметно чередование сюжетов рождения, плодородия и мастерства с сюжетами героической борьбы и жертвенности, а также – путешествий и познания мира. Мы уже видели сопоставление кастовой системы Ж. Дюмезиля и пантеонов богов-идоевропейцев. Таким образом, мы увидели три оси сюжетов: ось плодородия и мастерства, ось героической борьбы, ось путешествий между мирами, познания и мудрости. Это будет нашей отправной точкой. Кроме того, в мифологиях многих народов есть представление о трех божествах судьбы – греческих мойрах, римских парках, скандинавских норнах. Первая из них (у греков Клото, у скандинавов – Урд) вытягивает нить из кудели, вторая (Лахезис и Верданди соответственно) накручивает пряжу на веретено, а третья (Атропа и Скульд) обрезает нить жизни, когда приходит время. Клото и Урд (судьба) символизируют изначальность, прирожденность, и это ось жизни, плодородия, Лахезис и Верданди (становление) олицетворяют героический путь борьбы, а Атропа и Скульд (долженствование) – духовную миссию человека и завершение его земного пути. Следующей параллелью по праву первенства и значимости станет представление о шести архетипах К.Г. Юнга (отсылаю вас к книге «Душа и миф»). Он писал о богине-Матери (ее основные аспекты на оси плодородия), Предвечном Младенце, в котором силен аспект рождения, а также героического посвящения, к которому он предуготован. Дева-Кора – символ Жертвы, которая также находится на оси борьбы. Сенекс-старец (мудрец) находится на оси путешествий и мудрости. Самость, как сущность, целостность и гармония, также может быть отнесена к этой оси. Трикстер – плут и проказник, взрыватель границ, похоже, имеет свои представительства на каждой оси, но нигде долго не задерживается, побуждая человека к перемещениям в очередной сюжет. Далее предлагаю вашему вниманию работы С. Грофа о перинатальных матрицах рождения. БПМ-1 (базовая перинатальная матрица) носит название матрицы рая и соответствует внутриутробному развитию плода, защищенного теплой, мягкой и питательной маткой, а также оси плодородия. БПМ-2, матрица ада, соответствует периоду начала схваток при закрытом еще зеве матки. Плод, вероятно, испытывает тогда адские муки сжатия, тупика, безысходности. Это сюжет «кидалово», очень специфический для Трикстера. БПМ-3 – матрица продвижения в родовых путях, соответствует оси борьбы и героического преодоления. Тут уже видно направление и смысл борьбы, появляется свет в конце пути. БПМ-4, матрица рождения, выхода плода во внешний мир, соответствует оси путешествий между мирами. Наконец, Л. Сонди (автор теории судьбоанализа и метода портретных выборов), будучи врачом и изучая психически больных, выделил основные побуждения, свойственные человеческой природе. Сразу оговорюсь, что он не смешивал их с инстинктами и юнговскими архетипами¸ определяя для них свой собственный уровень психической жизни (где-то между ними). Эти базовые побуждения соответствуют трем основным большим психозам (в их крайнем выражении). Первый из них - шизофрении (Я-побуждение, которое очень напоминает ось путешествий между мирами, и точно – миры галлюцинирующего шизофреника недоступны для окружающих, мы - здесь, а он – там). Второй – эпилепсия, и ему соответствует пароксизмальное побуждение, представление о библейских братьях Каине и Авеле, первый из которых во гневе убил второго. Мифологическим героям (Геракл, Кухулин и др.) весьма присуща эта пароксизмальность и пылкость, которая приводит их к победам, но и нередко подводит под социальное осуждение и наказание. Побуждение к контактам - маникально-депрессивный психоз, обозначает связанность человека с его родителями, ребенка с маткой посредством пуповины, стремления вернуться назад в лоно или искать новых животворных привязанностей, стремления отцепиться от своей опоры (родиться). Четвертое побуждение было названо Сонди сексуальным, оно состоит из векторов нежности и эротической привязанности (Эрос, либидо Фрейда) и садо-мазохизма (Мортидо, Танатос Фрейда). Т.о. первый вектор сексуального побуждения имеет отношение к оси плодородия и жизни, а второй – к оси борьбы, жертвенности, тирании и смерти. Это предельно краткое и неполное изложение гипотезы культурально-психологических соответствий в круге судьбы. Ее теоретическое и практическое значение может выйти далеко за пределы рамок этого небольшого труда, посвященного рунам. Скажу лишь о том, что верное представление о ведущем и актуальном сюжете человека может существенно помочь в определении нашей воспитательной и терапевтической тактики, особенно, в отношении ребенка. Например, канва сюжета должна быть насыщена если не в реалистическом плане, то на символическом непременно. В этом и был смысл древних ритуалов, оргий и праздников, в которых высвобождались агрессивные, разрушительные составляющие части общего потенциала человека, активизировалось его плодородное и творческое начало. На реалистическом уровне Сонди говорил о рациональной профориентации, т.е. социализированном применении доминирующих побуждений. Так, человек с сильными садистскими задатками может быть в душе вампиром, а по профессии мясником (обратимся к фильму по одноименному роману С. Лукьяненко «Ночной дозор»). Женщина с сильным контактным вектором может привязывать к себе своих взрослых детей, нанося им вред, но может и отдавать свою заботу тем, кто в ней действительно нуждается – брошенным малышам в домах малютки. И так далее. Важно также сказать о мифологических и сказочных персонажах и символах каждой оси. Для оси плодородия, творчества и жизни характерны образы океана или моря, бочки (утробы), яйца, заключающего в себе жизнь и смерть Кащееву, яблони с яблоками, скатерти-самобранки, рога изобилия, котла, искупавшись в котором, можно стать добрым молодцем, коровы крошечки-Хаврошечки, чьи косточки прорастут в яблоньку, печки, в которой прячутся дети в сказке «Гуси-лебеди» и печки бабы Яги, в которой она перепекает по древнему обычаю нездоровых детей. Сама Яга – по сведениям из русского фольклора – повитуха в родах, а не только испытательный полигон для добрых молодцев. Иван-дурак и Емеля на печи, Буратино, только что извлеченный из полена, Данила-мастер из сказок Бажова, Гефест и Вулкан, кузнец скандинавских сказаний Вёлунд, финских – Ильмаринен. Мифологические образы – уже знакомые нам Кибела, Ашторет, Рея, Юнона, Церера, Фрейя, Фрейр, Пан, Дионис. Это, как ни странно, Кронос, поглощавший своей утробой новорожденных детей Реи; они, только что явившиеся из одной утробы, вернулись в другую – отцовскую, для того, чтобы пройдя ее, явиться все же на белый свет (а сказки «Волк и семеро козлят» и «Красная Шапочка» – чем не аллюзии на эту тему?). Не лишен этих характеристик и Зевс, проглотивший Метиду, беременную Афиной. Произвел на свет дочь он из головы своей, как известно. Для оси героической борьбы и смерти типичны боги войны и громовержцы - Зевс, Арес, Юпитер, Марс, Тор, Тюр, Перун, герои – Геракл, Беовульф, Гильгамеш, Кухулин, король Артур, Роланд, Святогор, с их атрибутами в виде копий, перунов, мечей, которые почти всегда имеют собственные имена. Так, меч пророка Мухаммеда имел название Зу-Л- Факар, Святогора – Меч-Кладенец, Зигфида – Бальмунг, короля Артура – Экскалибур, Роланда – Дюрандаль, Беовульфа – Хрунтинг, копье Одина – Гунгнир, молот Тора - Мьёлльнир и т.д. Все это оружие имело магическую силу и самостоятельную биографию, нередко дожидаясь нового владельца после гибели хозяина. Жертвы этой оси – их множество, начиная с Коры-Персефоны. Это младенец-Загрей, убитый титанами, которому затем пришлось еще дважды перерождаться через лоно Семелы и бедро Зевса, после чего уже на своих ногах он решительно покинул ось борьбы ушел на ось плодородия. Это Прометей, прикованный к скале по приказу Зевса за своеволие, Локи, наказанный богами Асгарда за свое жестокое коварство, Бальдр, убитый слепым Хёдом по подстреканию Локи. Их символика – различные признаки физической асимметрии – пустой рукав Тюра, кривой глаз Одина, костяная нога бабы Яги, стигматы Иисуса. Это метки Нави. Это всевозможные чудовища, которых побеждают герои – драконы, гарпии, горгона Медуза, Лернейская гидра, Минотавр. Все они с человеческой точки зрения уроды, нелюди, чужаки, побочные продукты эволюции или безответственной евгеники, подобные монстру Франкенштейна. Доктор Франкенштейн из научного любопытства (похоти ума) создал существо, которого полагал высшим продуктом созидания, но получил кошмарное создание, которого сам ужаснулся. По сути дела жертва обстоятельств, да еще отвергнутый миром, породившим его. В данном варианте сюжета Жертва становится безжалостным Тираном, орудием собственной мести, воплощением ненависти и смерти. На оси путешествий духа и мудрости мы обнаруживаем различных путников, просто наблюдающих мир, и мудрецов-магов светлого и темного образов. Один, постигший тайну рун на древе мира, Велес, Симаргл западных славян, развитые ипостаси-психопомпы (проводники душ умерших в мир иной) Гермеса и Меркурия, Одиссей, человек по имени Од у скандинавов, Локи, странствующий вместе с Тором в Утгард, троица Деметра-Персефона-Геката, Хель, старичок-лесовичок, баба Яга, Снежная Королева. Символы этой оси – крылатые сандалии Гермеса-Меркурия, крылатые башмаки Локи, соколиное оперенье Фрейи, ковры-самолеты, сапоги-скороходы, ступа бабы Яги, шапка-невидимка, гора, древо мира и колодцы, в которых герой проваливается в следующее царство (как символы axis mundi – оси мира). Остаются также метки Нави в виде физической асимметрии, т.е. мудрецами, как правило, становятся бывшие жертвы. Но вернемся к рунам. Ниже приведу таблицу вышеуказанных соответствий, включая рунические (как они мне представляются). Вместе с тем содержание рун значительно богаче, чем можно представить в мертвой схеме, их смысл текуч и переливчат в сообщающихся сосудах рунного круга.
Заколосятся хлеба… (ось плодородия)
Что было в начале – курица или яйцо? До сих пор этот вопрос не решен. Но теперь ученые доказали, что в начале жизни был свет. Наши далекие предки тоже так считали – достаточно вернуться к главе о космогонии. Откуда древние могли знать о животворности пламени Муспельсхейма, соединенного с мраком и холодом Нифльхейма, откуда им было знать смысл еще не созданной тогда теории академика Опарина о первичных коацерватах, возникших из влаги и на основе фотосинтеза? (Эту теорию во время нашей беседы вспомнил мой коллега и собрат по перу Леонид Огороднов). Как бы там ни было, верность теории подтверждается весьма старинными источниками. Но вернемся же к свету. Все три руны мысли – Вуньо, Соулу, Дагаз связаны с представлением о свете, солнце, дне. Мысль представлялась светлой и животворной, а еще она всегда была началом созидания. Сначала возникал замысел, потом процесс творения. Ведь на оси плодородия с одной стороны мы видим солнечного ребенка (Предвечного Младенца Юнга) с чертами Трикстера-реформатора, а с другой стороны – Демиурга, созидателя. В рунном круге путь от материнской утробы до собственной творческой утробности не близок. От Перт и Соулу человек проходит периоды медленного роста и созревания (Беркана), начального плодородия сеятеля (Ингуз), неистовства и торжества жизни Уруз, плодоношения (Кано). Наутиз помогает осмыслить плодородные возможности стесненного и ограниченного состояния. Тогда и заколосятся хлеба без посева. Надо сказать, что в рунном круге руны плодородия и жизни равномерно перемешаны с рунами героической борьбы и смерти. Жизнь плотно, постоянно и непосредственно связана со смертью, потому Персефона является и богиней плодородия и царицей Иного мира, баба Яга – повитухой и стражем входа на Тот Свет. Фрейра изображали с улыбкой на лице и мертвой головой в руках, Вишну, защитник вселенной, изображался и с цветком лотоса (символом плодородия) и с оружием в руках. Все весенние боги, олицетворяющие возрождение жизни, прошли через смерть: Осирис, Аттис, Таммуз, Адонис, Бальдр, Иисус Христос. В процессе элевсинских мистерий по тем разобщенным данным, которые дошли до нас, центральным таинством, по-видимому, было срезание в полной тишине зрелого колоса, но был отражен и процесс развития колоса из зерна. Древние понимали необходимость подготовки к смерти во время цветения жизни. Только так жизнь могла представляться не цепочкой трагедий и предвкушением ужаса ухода, а земной частью пути человека. В религиозных системах есть представление о таком единстве, искренне верующий человек не просто защищен от страха смерти, но ему доступны потому сиюминутные радости жизни, известно чувство благодарности за мгновения полноты событийности. Кто общался с искренне верующими, тот мог заметить их по-детски беззаботное поведение, полное уверенности, что они любимые дети у бога. Если духовность человека не сформирована, то мы видим сюжет Жертвы, ставшей не Героем или Мудрецом, а Тираном или крохотным зародышем, вернувшимся в какой-либо эквивалент материнской утробы. С точки зрения психологии это защитный механизм регрессии – возвращения на онтогенетически ранние фазы развития. Непереносимые переживания отключают все «взрослые» форматы психической деятельности, и тогда девочка-подросток ищет в комнате узкие щели, имитирующие внутриутробное положение, забивается под кровать или за шкаф и кричит не своим голосом. Григорий Потемкин по произведению В. Пикуля после жестокого избиения его братьями Орловыми шесть месяцев сидел безвылазно у себя дома, никуда не выходя, зализывая свои физические и душевные раны. Вышел оттуда он другим человеком – с острым охлажденным умом тонкого и дальновидного политика, как бы родившись заново. В ходе групповой телесно-ориентированной терапии регулярно приходится моделировать внутриутробное положение и процесс «рождения». Детям и взрослым с патологией этих периодов развития, т.е. поврежденными матрицами плодородия (БПМ-1) и героической борьбы (БПМ-3) такие упражнения доставляют не только большое удовольствие, но и существенное облегчение по окончании занятий. Знакомых с психологией читателей адресую к психогенетике, ее практическим аспектам и телесно-ориентированным практикам, сказкотерапии как средству символического насыщения потребности в защите и безопасности. Уход в алкоголизм вполне аналогичен возвращению в материнскую утробу, т.к. алкоголь дает чувство тепла, беззаботности, безопасности и защищенности. Это не оправдание алкоголикам, но намек на поиск реалистического или символического эквивалента факторов восстановления, развития, плодородия. Кроме утробы и беззаботного младенца мы наблюдаем на оси плодородия человека в процессе творчества, а надо ли говорить, что творить нередко заставляет чувство неудовлетворенности, ущербности, страдания, когда переживания рождаются в мир в символической форме. Так люди могут освобождаться от них в ходе терапии творческим самовыражением или арттерапии. Не зря все «утробные» руны традиционно являются целящими (Перт, Ингуз, Кано). И, наконец, еще одна возможность Жертвы – терпение и смирение Наутиз, сохранение в глубине своей искры грядущего продолжения жизни. Даже если эта искра попадает в Первичную Бездну, которая генетически связана с малой утробой нового рождения. Из стаканчика Перт извлекается новый жребий.
Date: 2016-07-25; view: 235; Нарушение авторских прав |