Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В процессе его становления
Первый этап – этап становления и организационного оформления клубного объединения – наиболее сложный и противоречивый. В это время определяются содержание и формы его деятельности, происходит самоутверждение в коллективе каждого участника. Объединение в основном работает «на себя». В то же время от того, как будет организована его деятельность на этом этапе, зависит будущее объединения, его место и значимость в общешкольном коллективе. Организатор клубной работы в школе должен помнить, что при определении набора объединений по интересам надо исходить из интересов и потребностей детей. Идея необходимости его создания должна родиться в самом ученическом коллективе. Как это сделать? Этому может способствовать организация массовых форм клубной работы с детьми, рассказ о подобных объединениях других школ, встреча с их участниками и т.п. Все это поможет заинтересовать детей, сформировать у них желание общаться, потребность развивать свои творческие способности. В одной из школ клубная работа была организована очень слабо. Около десятка кружков (в основном – предметных) работали нерегулярно, являясь, по сути, продолжением уроков, и, конечно, не могли эффективно реализовать свои функции. Какой-то действенной связи между ними и школьным коллективом не прослеживалось. Большинство педагогов не владело творческими методами руководства объединениями по интересам, да и серьезного желания в организации их они не имели. Мало в чем могла содействовать в этом плане и окружающая школу среда. Организация досуга детей была в основном делом самих детей. Воспитательная ситуация в школе и вне ее привели к тому, что у большинства учащихся были слабо развиты творческие способности, дети плохо владели организаторскими умениями и навыками, были малоинициативны. Ситуация в школе начала меняться со сменой директора. Его попытка активизировать клубную деятельность учащихся не увенчалась успехом, ибо дети не проявили ни желания, ни и инициативы участвовать в каких-то объединениях. Рождению клуба старшеклассников предшествовала активизация всей внеурочной деятельности общешкольного коллектива. Были созданы разновозрастные детские содружества, взявшие на себя инициативу проведения многих школьных дел. При их организации широко использовалась методика коллективной творческой деятельности, с которой и педагоги, и школьники встретились впервые. Подавляющее большинство детей и многие учителя с большой заинтересованностью включились в работу. Однако через некоторое время выяснилось, что силы педагогов «иссякли», знаний и умений для руководства жизнью ученического коллектива на новом уровне им не хватает, а сами школьники, без взрослых, еще не в состоянии были что-либо предпринять для поддержания этого уровня. Возникла проблема: с одной стороны, дети были «взбудоражены», получили толчок для развития своих интересов и творческих возможностей, а с другой – и школьники, и учителя оказались не готовыми к такой работе. К этому времени потенциально создалась ситуация, когда в школе можно было объединять старшеклассников в клуб, ибо идея его рождения стала потребностью многих из них, и они сами начали высказывать предложения вместе собираться после уроков для того, чтобы что-то придумывать, с кем-то интересным встречаться и т.д. На одной из встреч со старшеклассниками им было предложено создать в школе клуб, занимаясь в котором они сами могли бы реализовать высказанные предложения. Впоследствии клуб стал заметным явлением в жизни всей школы, оказывая влияние на развитие ее воспитательной системы. В процессе работы с объединением по интересам его руководителю необходимо отслеживать развитие интересов и потребностей детей и сообразно этим изменениям строить работу клуба. Особенно важно это в начале деятельности объединения. Для выявления интересов, потребностей участников клуба, их мотивов прихода в него можно использовать самые разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирование, создание специальных ситуаций и др. Так, во время первой встречи с участниками объединения можно предложить им закончить два предложения: «Я думаю, что в нашем клубе…» и «Я пришел в клуб, чтобы…». Можно организовать коллективное составление объявления-приглашения в клуб. В процессе «мозговой атаки» участниками объединения сочиняется текст, в содержание которого вкладываются мысли, отражающие их желания и потребности. Вот один из вариантов такого объявления, составленный в клубе общения старшеклассников: «Дорогой друг! Если ты любишь читать стихи, слушать музыку, танцевать, петь, фантазировать, если хочешь попасть в театр, цирк, на дискотеку, приобрести новых друзей, сделать интереснее окружающую жизнь, мы ждем тебя в нашем клубе!» Другой методикой выявления мотивов работы детей в объединении по интересам может стать анкетирование на тему «Что привлекает тебя в клубе?». Каждый участник получает анкетный лист, на котором имеется перечень мотивов работы в клубе. Все мотивы объединены в 6 групп: коллективистические, познавательного характера, общения, самовоспитания, самоутверждения, эгоистические (участник клуба об этом, естественно, не знает). Значимость каждого мотива для себя анкетируемый оценивает в баллах: 0 – совсем не привлекает; 1 – почти не привлекает; 2 - привлекает в слабой степени; 3 – привлекает в средней степени; 4 – привлекает в сильной степени; 5 – привлекает в очень сильной степени. Такая оценка позволяет при обработке материалов высчитать средние показатели по каждому мотиву и по группам мотивов. Повторное анкетирование тех же участников объединения в конце учебного года покажет динамику их мотивов работы в клубе. Целесообразно, по нашему мнению, анкетировать по данной методике всех вновь приходящих в объединение учащихся. По нашим наблюдениям, анкетирование лучше проводить анонимно, во время его участники не должны иметь права общаться друг с другом. Вообще, целесообразнее сделать так, чтобы анкетирование проводил не руководитель объединения, а нейтральный по отношению к нему человек (скажем, один из учителей школы). Предлагаем один из вариантов анкеты, составленной нами для участников клуба старшеклассников (анкета составлена на основе методики, заимствованной у В.Г. Пряниковой). Заметим, что мотивы в анкете распределены по группам: 1 – коллективистические; 2 – познавательного характера; 3 – общения; 4 – самовоспитания; 5 – самоутверждения; 6 – эгоистические. При подготовке текста анкеты для детей их целесообразно «перемешать». ____________________________________________________________ Что привлекает тебя в клубе? Оцени в баллах 1.1.Возможность помочь клубу, школе, окружающим 1.2. Возможность сделать интереснее жизнь в школе 1.3. Возможность помочь своему классу сделать интереснее жизнь в нем 1.4. Возможность передать свои знания и умения товарищам 2.1. Возможность интересно проводить свое свободное время 2.2. Возможность узнать что-то новое, интересное 2.3. Возможность узнать то, что поможет лучше учиться 2.4.Стремление расширить общекультурный кругозор 2.5.Возможность получения помощи в выборе будущей профессии 3.1.Возможность общения с друзьями 3.2.Возможность найти новых друзей 3.3. «Занимаюсь в клубе потому, что там мой друг (подруга) 3.4. Возможность общаться с интересным руководителем 4.1. Благоприятные условия для преодоления своих недостатков 4.2.Благоприятные условия для развития у себя положительных качеств (умения говорить, общаться, входить в контакт) 5.1. Возможность выразить себя (найти вид деятельности, где можно добиться успеха) 5.2. Возможность заслужить одобрение и признание сверстников 5.3.Возможность использовать работу в клубе для повышения своего престижа среди товарищей 6.1. Возможность получения одобрения со стороны родителей 6.2. Возможность понравиться педагогам В начале работы объединения важно создать такие условия, так организовать деятельность детей, чтобы удовлетворить их потребности прихода в клуб, в определенной степени «пойти у них на поводу». Это должны быть яркие дела, эмоциональные по своему характеру, может быть, напрямую и не связанные с профилем объединения (вечер знакомства, встреча с интересным человеком, поездка в лес и др.). В то же время каждый участник должен найти в них свое место, удовлетворить свои гедонистические потребности. Детям должно захотеться прийти в клуб снова. Уже на этапе становления системы работы объединения его участникам целесообразно выступить организатором какого-то общешкольного дела (смотра, конкурса, выставки, вечера и др.). Это, позволит, во-первых, каждому проявить себя на среде; во-вторых, заявить о клубе в школе, определить его статус в ней. Все это создает предпосылки того, чтобы приступить к какому-то большому, значимому для себя и других делу. Теперь необходимо участникам всерьез задуматься над тем, каким быть их объединению, чем заниматься. Пора определить ближние, средние и дальние перспективы жизни клуба. Решение проблемы целей – первое звено в создании системы работы клуба. Проблема целеполагания в нем реализуется своеобразно. Обычно участники объединения сами проявляют большой интерес к определению задач, содержания, форм будущей деятельности; инициативны в составлении программы действий; ревностно относятся ко всякого рода программам «сверху». Этим, с одной стороны, осложняется, а с другой – облегчается роль руководителя объединения. В процессе целеполагания недопустимо, когда выдвижение единой цели может привести к стандартизации деятельности каждого участника объединения; созданию ситуации, когда всех начинают «стричь под одну гребенку». «Единая цель» не означает «единообразная цель». Она предполагает объединение действий каждого в общем деле; однако каждый должен найти в нем свое место, прийти к коллективному решению выдвинутых задач своими средствами, исходя из своих интересов и потребностей. Выдвижение цели, с одной стороны, должно содержать идею сплочения коллектива, а с другой – идею творческого роста каждого участника. В начале деятельности объединения особенно сильно проявляется противоречие между большой личной значимостью работы клуба для школьников и ее общественно полезным характером. Дети зачастую ориентируются только на удовлетворение собственных желаний. В этом случае педагогу надо инструментировать предложения членов клуба так, чтобы их идеи, с одной стороны, оставались для них личностно значимыми, а с другой – были сориентированы на людей (самому научиться чему-то, чтобы потом научить младших товарищей; организовать литературный вечер в школе, на котором каждый может проявить свои таланты и т.п.). Следующий шаг - определение содержания деятельности объединения и педагогически целесообразной ее организации. В работе клуба должны органично сочетаться общественно и лично значимые дела, познавательные и развлекательные. В системе работы клуба можно выделить несколько видов деятельности по своей значимости для объединения. Первый вид – основной; ему отводится большая часть времени работы клуба, его содержание определяет профиль объединения (подготовка спектакля в школьном театре, тренировки в спортивной секции, изготовление модели корабля в судомодельном кружке и др.). Второй вид деятельности связан с подготовкой к участию в основной работе объединения (речевые упражнения в процессе постановки голоса в театральной студии, изучение теории судомоделирования в судомодельном кружке, творческая учеба в клубе журналистов и др.). Третий вид деятельности в объединении как бы дополнительный и не всегда связан с основным видом: в одном случае он может реализовывать познавательные функции (встреча с интересными людьми, экскурсия в музей и др.), в другом – просто служить отдыхом для участников клуба (вечер, поход, «капустник» и др.). Чем шире поле деятельности клуба, тем разнообразнее будут формы его работы. Среди множества дел объединения надо выделить те, которые отражают основное направление его деятельности. По сути, это опорные (ключевые) дела, составляющие скелет, основу системы работы клуба. Эффективность опорного дела будет выше, если - его содержание отражает основные аспекты воспитания, которые соединяются в нем в единое целое; - по своей значимости дело выходит за рамки клубного объединения, ориентируется на среду; - в процессе подготовки и проведения дела деятельность организуется как коллективная, и в ней участвуют все члены клуба, включая взрослых; - дело характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью; - в планировании и подготовке дела учитываются традиции объединения и школы; - дела оптимально распределены во времени. Количество опорных дел в течение года зависит от профиля коллектива, его опыта, сложившихся традиций. Обычно их количество 2 – 4, но может быть и одно опорное дело (итоговая выставка, отчетный концерт, организация школьного туристического слета), рассматриваемое в таком случае как творческий отчет объединения перед школой, и вся работа клуба в течение года направлена на подготовку этого дела. В своей работе клубу целесообразно иметь главную тему. Она может стать стержнем, объединяющим вокруг себя участников. Главная тема определяет «лицо» коллектива. Ее воспитательные возможности будут выше, если она, во-первых, отражает общественно значимую идею, а, во-вторых, в ее выдвижении и формулировке принимают участие все члены коллектива. В литературно-музыкальном клубе, где школьники сами пишут сценарии и готовят литературно-музыкальные композиции, главной темой может стать тема Памяти; в театральной студии – тема Гуманизма; в фотокружке – тема Природы и др. Работа клубного объединения будет эффективнее и его воспитательные возможности выше, если деятельность участников будет организована как коллективная. Покажем это на примере работы над программой в литературно-музыкальном клубе одной из школ Ярославской области, которым мы руководили в течение нескольких лет. Работа над композицией всегда начинается с выдвижения ее идеи, которая высказывается отдельными участниками или группой старшеклассников на встрече в клубе или просто в общении с руководителем и друг с другом. Идеи могут быть давно «выношенными» и достаточно аргументированными или родившимися «на днях» после чего-то увиденного, услышанного, прочитанного. Могут быть идеи – заказы от органов самоуправления школы. Принимаются любые идеи, но особенно ценятся те, которые связаны с главной темой клуба – темой Памяти. Они высказываются реже, но более весомы по своей значимости и богаче предложениями по своей реализации. К началу учебного года, к моменту коллективного планирования работы клуба, обычно уже имеется достаточно много предложений. Задача в этом случае состоит в том, чтобы обоснованно отобрать 3-4 из них. При этом, прежде всего, учитывается, чтобы идея была интересна и полезна не только участникам объединения, но и окружающим их людям. В том случае, если родившаяся в течение учебного года идея захватывает всех, принимается решение сразу ее реализовать; тогда в план вносятся коррективы, и на афише клуба появляется название новой композиции. Каждая идея, принятая на общем собрании коллектива, определенное время «вынашивается» участниками объединения. К разговору о ней клуб неоднократно возвращается еще до начала основной работы над программой. Процесс «вынашивания» идеи нередко длится очень долго. Так, мысль о программе «На Мамаевом кургане тишина…» родилась во время поездки группы учащихся школы в Волгоград в летние каникулы, а воплотилась в жизнь лишь через год. Этот этап работы над программой – один из самых ответственных, и его успех будет зависеть от того, насколько участники объединения сумеют постоянно держать идею «в форме», чтобы она стала своей для всего коллектива и личностно значимой для каждого его члена. Затем идет непосредственная работа над подготовкой программы. Она начинается с «мозговой атаки», в результате которой появляется проект будущей композиции. В процессе «мозговой атаки» учащиеся работают по группам, и естественно, что в каждой из них оказываются школьники разных способностей, и не всякий может выступить в роли «мозгового центра». Однако даже в том случае, если генераторами идей становятся 1-2 старшеклассника, остальные члены клуба не остаются безучастными: они принимают или отвергают идеи, вдохновляют «мыслителя» и, таким образом, участвуют в создании макета будущей композиции. В ходе обсуждения руководитель ненавязчиво высказывает свое мнение. В такой обстановке коллективного творчества развиваются и укрепляются отношения сотрудничества между участниками клубного объединения и педагогом. После этого избирается совет дела, который рассматривает все высказанные предложения, составляет сценарий будущей программы и организует ее подготовку. В совет обычно входят наиболее творческие участники и умелые организаторы. Совету дела надлежит быть координатором работы над программой, ее коллективным руководителем. В совете распределяются роли: появляются должности сценариста, режиссера, художника-оформителя, звукооператора и др. Каждый из членов совета становится руководителем соответствующей группы участников, деятельность которых организуется как коллективная. В ходе работы над программой члены клуба отыскивают нужный литературный и музыкальный материал, составляют сценарий, обсуждают его в коллективе, готовят фонограмму, художественное и техническое оформление и т.д. При этом устанавливается тесное взаимодействие между участниками, организуется их интенсивное общение, взаимопомощь, что, безусловно, сплачивает коллектив клуба. Педагог руководит работой, управляет взаимодействием школьников, корректирует их деятельность, сам активно участвует в подготовке программы. В этот период работы объединения на него в основном ложится непосредственное руководство и коллективной, и индивидуальной деятельностью школьников. Репетиции организуются по отдельным блокам программы и, по сути, являются коллективным творческим процессом доработки сценария, поиском путей наиболее удачного сценического воплощения той или иной идеи, ее художественного выражения. После премьеры обязательно проводится коллективный анализ сделанного с постановкой задач дальнейшего совершенствования композиции. На первых порах анализ обычно идет на уровне «понравилось – не понравилось», «получилось – не получилось». Учащихся следует учить методике анализа, уровень которого повышается с приобретением коллективом опыта и становится нормой жизни клуба. Кроме основного вида деятельности, определяющего профиль объединения, в нем организуются и другие, способствующие подготовке школьников к участию в профильном виде деятельности либо служащие временем для отдыха, общения, развлечений. Одной из таких форм деятельности может быть творческая учеба, организуемая по-разному в работе объединений разной направленности. В литературно-музыкальном клубе творческая учеба стала составной частью «капустников» – вечеров отдыха и общения с товарищами. Обычно на такие встречи приглашались друзья из других школ. Структура «капустников» каждый раз менялась, но, как правило, в ней присутствовали разговор «на кругу» о насущных проблемах жизни своего коллектива, творческая учеба, песни в «орлятском кругу», игры, воспоминания «о былом» за чашкой чая, танцевальная программа. В конце учебного года на «капустниках» в торжественной обстановке происходило «обращение» выпускников в «стариков» и посвящение новых участников в члены клуба. В основе творческой учебы было использование методики организации коллективной творческой деятельности. Учащиеся сочиняли стихи, писали пародии, изображали сцены, сами придумывали оригинальные задания. На первых порах программа учебы разрабатывалась руководителем объединения, а по мере накопления коллективом опыта работы этим занималась специально создаваемая группа его участников. Творческая учеба предоставляет педагогам благоприятные возможности для изучения учащихся, выявления роли клуба в их жизни, характера взаимоотношений школьников, их позиций по отношению к педагогам и друзьям клуба. Участникам клуба во время творческой учебы было предложено задание «Допиши строки»: «Два года в клуб уже хожу и для себя в нем нахожу …», «Мне учитель говорит: «Для тебя ли клуб открыт?», «В кругу семьи, когда сидим, о клубе с мамой говорим…» Во время игры в буриме сочинялись стихи по рифмам: друзей – своей; школой – веселой: вперед – ведет; несем – отдаем. Анализируя коллективные «продукты творчества» школьников, его организаторы пришли к выводу, что клуб его участники считают родным коллективом. В своих стихах они писали: «Стал он нашей школой этот клуб веселый; знанья из него несем и друзьям их отдаем». В обращении к новичкам школьники напоминали, что главный закон для них – закон дружбы: «И помни: в трудности любой твои друзья всегда с тобой!» Творческая учеба включалась в систему деятельности литературно-музыкального клуба как неотъемлемое и важное ее звено. Умения и навыки коллективной творческой работы, приобретенные школьниками в ее процессе, использовались ими при подготовке новых литературно-музыкальных композиций в клубе, в организации классных и общешкольных дел. Для руководителя коллектива творческая учеба становилась незаменимым средством корректировки отношений участников объединения: в обстановке отдыха и развлечений легче было создавать педагогические ситуации, вводящие школьников в коллективную работу. В процессе становления системы работы объединения по интересам решаются несколько важных проблем организации его деятельности. Первая из них – соотношение коллективных и индивидуальных форм деятельности школьников в клубе. Ведь в него дети приходят, прежде всего, для удовлетворения своих личных запросов и практически сразу готовы приступить к индивидуальной деятельности. Однако они оказываются в ситуации, когда удовлетворить свои потребности они смогут только тогда, когда станут участниками деятельности коллективной. Так у них объективно рождается потребность во вступлении в контакты с одноклубниками. В объединениях по интересам это облегчается и тем, что одной из причин прихода туда школьников почти всегда является их желание общаться со сверстниками, завести новых друзей. Индивидуальная деятельность связана с приобретением школьниками новых знаний, умений, навыков. Она станет эффективней, если будет органично включена в процесс коллективной работы, если к ее организации будут привлекаться сами участники объединения (взаимообучение, взаимопомощь и т.д.). Вторая проблема в организации коллективной деятельности – разделение труда среди его участников. Позитивно она решается тогда, когда к своей «специализации» члены клуба приходят добровольно, выбирают «профессию», исходя, прежде всего, из собственных интересов. В начальный период работы объединения школьники обычно углубляются в свою роль; это удовлетворяет их потребности в определенном виде деятельности, совершенствует их знания, умения и навыки. В отличие от учебной работы, в которой каждый обязан участвовать во всех ее формах, клубная деятельность создает благоприятные условия для выбора. Однако важно, чтобы школьник также мог попробовать себя в разных видах работы, поэтому состав специализированных групп разных профилей целесообразно изменять. Надо, чтобы менялись не только сферы деятельности, но и ролевые позиции ее участников: от рядового исполнителя до организатора дел. Третья проблема - проблема педагогического руководства. На этом этапе оно должно быть вездесущим и многоликим. Руководитель является организатором деятельности, ее вдохновителем, консультантом-советчиком, рядовым исполнителем, а главнейшая его задача – управление отношениями участников объединения. Этап становления клуба связан с решением проблем самоутверждения школьников в нем, и педагогу надо вовремя помочь определить роль и место каждого, сделать так, чтобы они соответствовали запросам детей. Четвертая проблема в работе клуба в процессе его становления - организация самоуправления в нем. В силу специфики объединения привлечь его участников к управлению своей жизнью легче, чем в других типах коллективов. Нередко организация самоуправления сводится лишь к работе выборных органов или к распределению общественных поручений. Задача же состоит в том, чтобы каждого включить в активную заинтересованную деятельность по организации жизни объединения; и в наибольшей степени решению этой задачи способствует организация его работы как коллективной. Нельзя сначала создавать орган, а потом придумывать ему работу, ибо именно наличие работы порождает необходимость создания нового органа или выбора ответственной должности. Очевидно, что в любом случае высшим органом самоуправления должно быть общее собрание его членов, а вот в организации деятельности выборных органов или ответственных лиц в коллективе могут быть варианты. 1. Если клубное объединение многочисленно, а деятельность его многообразна, то для организации его руководства целесообразно избрать совет. При этом надо учесть, что действенным он будет только тогда, когда будут четко распределены его функции и правильно распределены обязанности между его членами. Совету должно быть дано право не только организовывать деятельность объединения, но и определять ее содержание. В этом случае совет станет субъектом формирования общественного мнения всего коллектива. Совет должен быть достаточно гибким, подвижным, часто обновляемым. Ему и его руководителю следует регулярно отчитываться перед коллективом, получать от него объективную оценку своей деятельности и учитывать ее в своей работе. 2. Постоянного или достаточно долго действующего органа самоуправления клубного объединения не создается, а формируются временные органы (советы дела) в каждом случае, когда в этом возникает необходимость; по окончании деятельности они распадаются. Это позволяет большее количество детей включить в работу в качестве организаторов, управленцев жизнью своего коллектива. 3. В условиях постоянно действующего органа самоуправления создаются советы дела, каждый раз меняющиеся по составу. В этом случае их деятельность курирует не только ребячий руководитель клуба, но и его совет. Известно, что в жизни клубного объединения как объединения особого рода большое значение имеет включение в ее ритуалов, символики и атрибутики. Первому этапу здесь принадлежит важнейшая роль. Название, девиз, эмблема, законы, устав должны включаться в жизнь клуба постепенно, по мере накопления его участниками опыта коллективной деятельности. В этом должны принимать участие сами школьники. Ритуалы, символика и атрибутика сыграют свою роль тогда, когда в коллективе будет потребность не только их иметь, но и использовать для улучшения своей жизни. Нередко работа клубного объединения регламентируется документами правового характера (уставом, законами, членским билетом и др.). В клубе их должно быть не более одного – двух (жизнь объединения по интересам не терпит излишней регламентации); действенны они будут, если рождены самим коллективом и в случае необходимости корректируются им. В объединении вообще может не быть таких документов. Законы в жизнь клуба тоже вводятся постепенно. Каждый из них обязательно обсуждается в коллективе, где благодаря этому создается обстановка, предоставляющая возможность для их выполнения. В процессе работы объединения законы могут меняться. В уже знакомом нам литературно-музыкальном клубе название родилось через месяц после начала его работы и исходило от детей. Единодушно клуб назвали «Гелиос», тогда же выбрали и девиз жизни коллектива. Им стали слова В.Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!» В конкурсе на эмблему лучшей была признана самая простая и понятная всем: солнце с многочисленными лучами и названием клуба и школы в центре. Первым законом клуба стал закон «Погас – уходи!» Интересно заметить, что через год он был изменен и гласил: «Погас – загорись!» Творческую атмосферу в объединении помогали создавать и поддерживать законы коммунарства: «Каждое дело творчески – иначе зачем?», «Лучше трудно, чем нудно!», «Живи для улыбки товарища!» и др. Через полгода в клубе родился гимн (на мотив песни «Глобус»), в котором были такие слова: «Гелиос» - значит «солнышко», Значит людям светить, Без остатка, до донышка Счастье, радость дарить. Пусть приходят в нашу школу люди, Мы для них всегда работать будем, Чтобы родину свою любили, Чтобы просто люди лучше были». Вводимые символы и атрибуты, с одной стороны, отражали сегодняшнюю жизнь клуба, с другой – нацеливали на совершенствование деятельности коллектива. В процессе становления коллектива в нем появляются традиции. В условиях клуба они, как правило, быстро укрепляются, что, конечно же, способствует сплочению коллектива. Однако нередко традиции у членов клуба связываются только с удовлетворением их потребности в отдыхе, с участием в делах увеселительного характера, что укрепляет связи между детьми, но не поднимает авторитет клуба в школе. Важно, чтобы к «внутренним» традициям прибавлялись те, которые направлены на пользу окружающим людям (оказание помощи в подготовке Новогоднего вечера в школе, участие в проведении праздника Дня Победы на селе, руководство кружками младших школьников и др.). Итак, первый этап работы объединения по интересам – наиболее сложный и противоречивый. Он связан, прежде всего, с организацией «внутренней» жизни клуба, становления системы его жизнедеятельности. Связи объединения по интересам с общешкольным коллективом и внешкольной средой пока еще слабы (на уровне представления среде своей продукции). Объединение является автономным звеном в воспитательной системе школы. Уровень ее включенности в нее – низкий. По сути, первый этап – это процесс подготовки клубного коллектива к выходу на внешкольную среду (прежде всего, на школьную). Опасно, если еще не создано предпосылок для этого, и коллектив не апробировал на среде свои силы. Это может стать причиной того, что, замкнувшись в сфере своих интересов, коллектив останется на уровне формального присутствия в воспитательной системе школы, что, конечно, снижает его воспитательные возможности.
Date: 2016-07-25; view: 271; Нарушение авторских прав |