Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействие педагога и семьи при изучении истории
С. Д. Филатова, гимназия № 1, г. Ярославль
Большие возможности для развития взаимодействия взрослых и детей имеет историческое исследование в рамках устной истории. Это описание собственного опыта, рассказ людей о переживании жизненных ситуаций. Основным методом сбора информации по устной истории является интервью. Интервью к тому же является методом выявления письменных источников и фотографий, которые невозможно обнаружить иным путем. Важнейшим преимуществом устной истории является возможность посмотреть на имеющиеся данные под другим углом. Она позволяет более реалистично и объективно воссоздавать прошлое, подвергать сомнению «официальную версию». Так, при изучении темы «Детство в СССР» детям было предложено взять интервью: Ваше детство прошло в городе или сельской местности? Какое у Вас было жилье? В каком доме Вы проживали (это был собственный дом, коммунальная квартира, отдельная квартира, другое жилье)? Кто проживал в Вашем доме в период Вашего детства? Вы можете описать Ваш дом? Сколько в нем было комнат? Как он был меблирован? Была ли у вас своя комната? Существовало ли в те годы понятие «дефицит товаров»? Если да, то, какие товары трудно было купить в магазине? Как Ваша семья выходила их этого положения? Какая бытовая техника была у Вас в семье? Как эта техника воспринималась в те годы? Задумывались ли Вы о качестве техники? О покупке, какой техники мечтали в детстве? Существовало ли в те годы понятие «модная одежда»? Если да, то, какая одежда была модной? Где обычно Вам покупали одежду? Разрешалось ли Вам пользоваться косметикой? С какого возраста? Как чаще всего проводила отпуск Ваша семья? В детстве Вы бывали на море? Чем Вы занимались во время каникул? Какие игры были популярны в Вашем детстве? Вы бывали в пионерском лагере? Как часто? Нравилось ли Вам там бывать? Что особенного Вы запомнили из жизни в пионерском лагере? Вы могли поехать отдыхать в другую страну? Какие праздники Вы любили в детстве? Как их встречала Ваша семья? Как относились к религии в Вашей семье? Вы слышали о разрушении церквей? Какие фильмы, телепередачи любили смотреть в детстве? Когда Вы начали учиться? Какие школы посещали? Какие предметы изучали? Каковы были Ваши успехи в школе? Чем можно было заняться в школе после уроков? Вы были октябренком, пионером, комсомольцем? Какие общественные поручения Вы выполняли? Вам нравилось собирать металлолом, макулатуру? Вы принимали участие в школьных линейках? Что такое нормы ГТО? Что вы слышали о событиях в Новочеркасске? Что вы слышали о войне в Афганистане? Ваши родственники принимали в ней участие? Семейные воспоминания, как тактика устной истории, могут вывести изучение истории на новый уровень. С помощью интервьюирования, возможно, создать историю семьи за последние девяносто лет. Жизненный опыт простых людей открывает новые направления для исследования: изучение истории детства, повседневной жизни, быта и моды, досуга и работы, взаимоотношения поколений в семье, образования и т.д. Но у этих перемен есть и другое, не менее важное направление. Использование устных свидетельств ломает барьеры между учителями и учениками, образовательным учреждением и внешним миром, развивает отношения между детьми и родителями. Устная история особенно подходит для работы в рамках ученических исследовательских проектов, поскольку сама сущность этого метода предполагает и творчество и сотрудничество. В школах могут разрабатываться проекты по истории семей учеников. У проекта по истории семьи есть еще два важных достоинства с образовательной точки зрения. Он способствует выработке методики, строящейся на центральной роли самого ребенка, который больше знает о своей семье и родственниках, имеет доступ к фотографиям, старым письмам и документам, газетным вырезкам и воспоминаниям. Аналогичным образом изучение истории семьи побуждает родителей к более активному участию в жизни школы. Совместная работа обеспечивает более тесные отношения учителей, учеников и родителей, предоставляя куда больше шансов для неформального общения. Тот, кто лучше всех учится, не обязательно окажется лучшим интервьюером. Кто-то из школьников, вероятно, продемонстрирует неожиданные способности. Сама природа интервью ломает барьеры между школой и родителями. Совместными усилиями создается новая история, которая связывает историю официальную с историей жизни простых людей, историю страны с местной историей. В различных формах устно-исторические проекты подходят для детей любых возрастных групп. В 5–х классах, можно предложить ученикам выполнить проекты по составлению генеалогического древа семьи. Дети с энтузиазмом берутся за это дело. Но результат не устраивает, так как родители могут вспомнить два–три поколения семьи. Причем эти воспоминания неполные: не помнят имени или отчества, дату и место рождения и т.д. Парадокс заключается в том, что дети на уроках истории учат наизусть даты жизни исторических деятелей и не знают годы жизни бабушки или прабабушки. Задача учителя - обозначить проблему перед родителями, побудить их задуматься о том, что возможно правнуки тоже не будут помнить их имени. Следовательно, чтобы этого не случилось, нужно беречь память о своих предках и создание семейного архива может стать общим делом, объединяющим родителей и детей. В целях восстановления и сохранения исторической правды о годах политического террора, увековечения памяти людей, пострадавших от произвола, может быть выполнен проект «1937 год в истории и судьбе семьи», посвященный трагической дате сталинского террора». Дети берут интервью у родителей, дедушек и бабушек, чтобы узнать нечто новое. Сама реконструкция истории в значительной степени становится плодом совместных усилий. Проект по устной истории создает атмосферу живого общения между поколениями, перерастающего в прочную дружбу. Вспоминая свою жизнь и передавая ценные сведения молодому поколению, старики, столь часто забытые, вновь обретают чувство собственного достоинства и цель в жизни. В наше время появилось понятие «терапия воспоминаний». С помощью интервью пожилые люди могут поразмышлять о своей жизни, выразить свои чувства, выговориться о своих бедах с целью разрешения, реорганизации и усвоения того, что их тревожит или заботит. Дети, участвующие в проекте, приобретают новый социальный опыт. Под социальным опытом учащихся понимается процесс и результат их взаимодействия с социальной средой, т.е. вся социальная информация, полученная учащимися из их непосредственной практической деятельности, общения. Дети учатся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений. При этом они получают не только яркие впечатления о том, какой была жизнь раньше, но и пытаются понять, чем опыт других людей, в прошлом и настоящем, отличается от их собственного. Таким образом, дети учатся не только понимать близких им людей и сопереживать им, но и иметь дело с различными ценностями и отношением к жизни. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность принять участие в организации учебного процесса. В таблице предложены темы и пример возможных форм взаимодействия учителя и семьи в процессе изучения истории. Таблица 7 Date: 2016-07-25; view: 286; Нарушение авторских прав |