Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность цели и целеполагания
Большинство современных авторов, прежде всего философов, социологов и психофизиологов, давая определение понятию «цель», связывают её с той или иной формой представления в сознании будущего результата деятельности. Практически во всех определениях цель соотносится с результатами деятельности, которые могут быть получены в будущем и имеют прямое отношение к потребностям, желаниям, намерениям человека. Можно встретить следующие акценты в определении цели: а) цель – это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор; б) цель (через целеполагание) – это этап управленческой деятельности (самоуправления), взаимодействия педагога и воспитанника; в) цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом; г) цель – это то, к чему стремится педагог, родитель, ребёнок и в целом образовательное учреждение. Обобщая разные аспекты определения цели, мы предлагаем взять за основу следующее. Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе. В науке и практике определились требования, которые необходимо учитывать при разработке целей учреждения, в частности, З.П. Румянцевой называются следующие требования: - чёткие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные); - конкретность содержания и реальная достижимость целей; - непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения; - адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей. Обстоятельно и аргументировано обосновывает требования к целям В.А. Карпов, который характеристиками «хорошо поставленной» цели определяет следующие: - определённость, которая рассматривается как чёткость, однозначность, конкретность формулировки цели; - реалистичность (достижимость), т.е. высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях; - обоснованность, понятность целей для тех, кто их будет реализовывать; - взаимно-поддерживающий характер целей, т.е. их согласованность и непротиворечивость; - доступность целей проверке, контролю, возможность их измерения. Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно её определить. В педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой образовательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трёхкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата (Н.А.Евдокимова). Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведёт к постоянному и бесконечному целеполаганию. Оттого, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Date: 2016-07-25; view: 425; Нарушение авторских прав |