Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аналитической деятельности
Роль педагогического анализа в педагогической деятельности чрезвычайно велика. Чем глубже и обоснование педагог осуществляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффективнее его действие по упорядочению управляемой системы и переводу ее в новое, более высокое качественное состояние. Анализ осуществляется на основе изучения результатов и эффективности педагогической деятельности и в то же время очень тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием педагогической деятельности. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности педагогов, коллектива на очередной период. Чем конкретнее цели, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы. В результате анализа педагоги определяют: -результаты педагогического процесса; -целесообразность проводимой работы; -факторы, которые обусловили достигнутые результаты; -эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты педагогической деятельности; -достижения и недостатки в организации педагогического процесса, их причины; -неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности; -пути развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков. Опираясь на принципы анализа, разработанные Ю.А.Конаржевским, охарактеризуем основные требования к организации анализа педагогической деятельности1. 1) Анализ педагогической деятельности должен быть объективным и предусматривать выявление существенных черт анализируемого объекта, отделение их от несущественных, учет как количественных, так и качественных характеристик; выявление причинно-следственных связей, являющихся основой для распознания наиболее существенных сторон педагогического процесса. 2) Необходимо рассматривать всю совокупность явлений в их взаимосвязи и взаимодействии. Лишь через различные отношения с другими явлениями педагогической деятельности данное явление может проявить свою сущность. Любой образовательный процесс, любое педагогическое явление, в каких бы условиях они ни протекали, обязательно существуют во взаимодействии с другими. 3) Рассматривать предмет анализа следует в процессе возникновения, становления, изменения и развития: вскрывать его противоречивый характер, учитывать количественные и качественные изменения, переходы из одного состояния в другое, определять связь между прошлым, настоящим и будущим предмета анализа. 4) Анализ предусматривает исследование педагогического процесса как динамичной, целостной системы, взаимодействующей со средой, характеризующейся наличием совокупности внутренних и внешних связей. 5) Любая программа анализа должна строиться на основе принципа главного звена. Главное звено — это тот элемент системы, на который можно эффективно воздействовать, влиять в первую очередь, ибо без этого невозможно достичь цели, так как главное звено связано с другими звеньями необходимыми связями. Педагогический процесс — явление настолько многогранное и сложное, что проанализировать все его стороны просто невозможно. Изучение главного воздействующего фактора, причин его возникновения дает возможность педагогу выработать меры по регулированию педагогического процесса и тем самым нейтрализовать действие других факторов, менее существенных или случайных. 6) В основе анализа лежит комплексный подход, который характеризуется следующим: выделением в анализируемом явлении или процессе сторон, подлежащих изучению с позиции различных наук; единством цели и направлением педагогического анализа, их субординации и координации, подчинением всех частных целей главной; соответствием методов изучения содержанию исследуемых явлений; взаимодействием различных систем знаний; согласованностью действий всех участников анализа; учетом роли нравственных, ценностных и психологических факторов при анализе любой педагогической проблемы. 7) Необходимо обеспечить целенаправленность анализа, что предусматривает четкую формулировку и глубокое осмысление общей и частных целей педагогического анализа. Второй стороной данного требования выступает планирование, ибо план — это модель действий субъекта анализа по достижению намеченной цели (целей). Отсюда вытекает обязательность планирования аналитической деятельности. 8) Анализом должны заниматься все члены педагогического коллектива. Это предусматривает широкое внедрение самоанализа в деятельность каждого педагога. Учителю важно увидеть связь между методами, которые он применяет, и достигнутыми результатами, выяснить причины успеха или неудач в работе. Необходимым является привлечение к анализу воспитательного процесса детей и родителей. Участие в анализе всех членов коллектива позволяет увидеть различные стороны педагогического процесса, обеспечить активную и ответственную позицию каждого за организацию и результат работы. 9) Организация и проведение анализа предусматривают решение воспитательных задач. Участие в аналитической работе формирует у учащихся активность, ответственность за принимаемые решения и планируемые дела, развивает аналитические умения, потребность в самоанализе. Постоянная воспитательная работа, проводимая педагогами на основе материалов анализа в течение всего учебного года, обобщение результатов, подведение итогов дисциплинируют, стимулируют учителей и учащихся, более серьезную и вдумчивую работу по самообразованию. Выводы анализа учитываются при принятии управленческих решениий, которые следует конкретно адресовать и определить сроки их исполнения. Рекомендации по выводам анализа следует контролировать, в воспитательных целях соблюдать гласность, знакомить коллектив не только с результатами анализа, но и процедурой их получения. Соблюдение вышеизложенных требований позволяет обеспечить системный анализ воспитательного процесса, любого педагогического явления. Для осуществления анализа педагогической деятельности в образовательном учреждении или первичном коллективе необходимо иметь следующую информацию: 1) четко сформулированные воспитательные и организационно-педагогические задачи, а также конкретно зафиксированные планируемые результаты; 2) материалы, отражающие достижение результатов педагогической деятельности; 3) перечень педагогических средств, которые использовались для решения поставленных задач и достижения намеченных результатов; 4) сведения об эффективности влияния используемых педагогических средств.
Date: 2016-07-25; view: 287; Нарушение авторских прав |