Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И эффективности педагогической деятельности





В основу изучения результатов педагогической деятельности положено не сравнение изучаемого явления с какими-то общеприняты­ми нормами, а главным образом сопоставление полученных результатов, характеризующих его нынешнее и предыдущее состояние. По динамике вышеизложенных показателей в течение нескольких лет можно судить о результатах педагогической работы.

Вряд ли возможно и целесообразно стремление изучить результаты педагогической деятельности с учетом всех показателей. Отбор критериев, показа­телей и соответственно методик исследования ведется с учетом конкретных условий и тех задач, которые решаются коллек­тивом, педагогами в данный период. При этом, безусловно, некоторые кри­терии и методики используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было бы наблюдать динамику разви­тия образовательного процесса, результаты воспитания и обучения.

Необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов педагогической работы органично вписывалось в образовательный процесс, чтобы диагностическая деятельность носила воспиты­вающий характер и способствовала решению педагогических задач. Многие образовательные технологии (проектная деятельность, диспут и др.), коллективный анализ, самоанализ и др. не только интересны и полезны для школьников, но и при правильной педагогической инструментовке дают объективную информа­цию о состоянии воспитательного процесса.

Если изучение ведется открыто, например при анкетирова­нии, педагог предварительно разъясняет его полезность для самих школьников, для улучшения дальнейшей работы в шко­ле, классе, показывает важность откровенного и заинтересован­ного отношения детей при ответах на поставленные вопросы. В этом случае полезно познакомить опрашиваемых с результа­тами исследования. Итоги сообщаются в интерпретированном, обобщенном, систематизированном виде, без указания авторов того или иного мнения. Знакомство с итоговой информацией изучения может быть завершено коллективным обсуждением и разработкой путей решения выявленных недостатков, проблем.

При проведении диагностического исследования необходи­мо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согла­сия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают досто­инство отдельных учителей или школьников.

При исследовании результатов и эффективности педагогической деятельности необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и под­тверждали объективность, достоверность результатов изуче­ния. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать воз­растные и индивидуальные особенности учащихся, специфи­ку коллектива и взаимоотношений в нем.

В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспече­но заполнением каждым персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы.

Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опра­шиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого для испытуемых педагога.

При изучении результатов особенно важ­но предусмотреть возможность как качественного, так и коли­чественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, их математическую обработку. Методики должны быть доста­точно простыми и не требовать громоздких процедур для обра­ботки и интерпретации полученных данных. Полезно со­ставить специальные таблицы, доступные для восприятия де­тей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наибо­лее важные данные «срезовых» исследований.

Объективность информации, ее сравнимость возможна в том случае, если обеспечивается систематичность изучения резуль­татов и эффективности педагогической деятельности. Для этого нужно:

а) проведение «срезовых» исследований в одно и то же вре­мя учебного года;

б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать ежемесячно, другие — ежегодно, третьи — через 2—3 года);

в) обеспечение преемственности в использовании диагнос­тического инструментария исследования, который совершенствуется, дорабатывается по мере изменения целей, планируемых образовательных и воспитательных результатов.

Систематичность изучения состояния и результатов педагогической деятельности предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать чувство меры в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей заполнением анкет или выполнением каких-либо диагностических заданий. В про­тивном случае может снижаться объективность получаемой информации. Например, нецелесообразно проведение ан­кетного опроса с одними и теми же учащимися, родителями, педагогами более двух раз в году. Полезно составить план изу­чения состояния, результатов педагогической деятельности, структура которого представлена в таблице 6.


Таблица 6

План изучения результатов воспитательного процесса

Что изучать   Методика (методы) изучения   Дата   Ответственный  
               

Сложность, многоаспектность изучаемого процесса требует проведения диагностических методик по одной и той же проблеме со всеми участниками педагоги­ческого процесса — педагогами, учащимися, родителями. Сте­пень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает боль­шую объективность информации и выводов.

При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов педагогического процесса важно учитывать, что большинство методик позволяет зафиксировать не один, а не­сколько показателей. Так, при составлении «срезовых» анкет включаются вопросы на определение психологической атмо­сферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, вос­питанности и активности детей. Конечно, каждая школа, кол­лектив имеют свою специфику, поэтому при изучении резуль­татов образования и воспитания целесообразно использовать ме­тодики, адекватные особенностям педагогического процесса в учебном заведении.

Изучение результатов воспитания и обучения в школе будет более пло­дотворным, если осуществляется управление диагностической деятельностью. Прежде всего в решении данного вопроса долж­на проявить заинтересованность администрация школы. Она подбирает группу специалистов, которые могли бы организо­вать систематическое и планомерное изучение ре­зультатов и эффективности педагогической деятельности. Администрация опреде­ляет заказ, направляет и регулирует работу этой группы. В то же время руководство школы стремится включить в исследо­вательскую деятельность всех учителей школы, что способствует повышению их субъектной роли в построении и развитии образовательного процесса учебного заведения. Классные руко­водители, организаторы внеурочной воспитательной работы осваивают различ­ные методы изучения учащихся и коллектива, способы анали­за материалов исследования воспитательного процесса в пер­вичных коллективах, учителя, заместитель директора по учебной работе организуют планомерную диагностику образовательных результатов школьников.

Материалы изучения состояния, результатов и эффективности педагогоческой деятельности составляет основу ее анализа.

Из опыта работы

Комплексно-ролевая игра «Мы строим город»

Цель: развитие творческих способностей и интересов школьников; изучение состояния и результатов воспитательной работы: а) активности школьников; б) интересов и мотивов их участия в делах; в) от­ношений между старшими и младшими, педагогами и детьми; г) уров­ня творчества и инициативы; д) готовности школьников к сознатель­ному выбору видов работы.


Ежегодное проведение такой игры позволяет достаточно объективно отслеживать результаты педагогической деятельности. Сбор конкретных данных о направленности и активности детей осущетвляется в естественных для ребенка условиях и позволяет делать выводы о развитии педагогического процесса в классных, клубных и школьном коллективах..

План подготовки:

1.Объявление о возможности принять участие всем желающим в планировании общешкольного дела, интересного для всех детей.

2.Организация коллективного планирования. В результате было принято решение провести игру «Мы строим город» и создать мозго­вой центр игры — мэрию города, в которую вошли старшеклассники — авторы основных идей игры. На первом заседании мэрии были при­няты решения о названии города и воззвание ко всем гражданам с предложением о строительстве города, а также о распределении долж­ностей.

Воззвание к жителям города было таково: «22 марта наша школа превратится в город. В нем будет работать множество организаций, которые вы откроете в классах и коридорах школы.

Как в любом городе, у нас будет своя мэрия. Мэр — Алексей С. Ведущим специалистом по охране правопорядка является Евге­ний С.; учету населения — Екатерина М.; градострои­тельству — Елена Т.; рекламе — Наталья С.; печати и информации — Анна П. Эти специалисты помогут в орга­низации вашего предприятия и будут ждать вас на консультацию».

3.Первая консультация для педагогов и учащихся. Ее цель — об­судить замысел инициативной группы и определить создаваемые в городе учреждения. Для участия в игре классные коллективы выбрали следующие предпритяия и учреждения: 7а — Восточный клуб; 76 — Салон изящных искусств; 7в — Зоологический музей; 7г — Справочное бюро; 7д, 7е — Уличный театр; 7 ж — Клуб карикатури­стов; 7з — Звездный салон; 8а — Шейпинг-клуб и фотосалон; 86 — Дискотека; 8в — Клуб литературных героев; 8г — Луна-парк; 8д — географическое общество «Остров сокровищ»; 9а — Рекламное бюро; 96 — Ателье мод; 9в — Архив; 9г — Редакция газеты; 9д — Игрушечная фабрика; 10а — Кафе «Капелька» и видеосалон; 116 — по­лиция.

4.Вторая консультация для педагогов и учащихся, в ходе которой были приняты заявки на рекламу и решены организационные вопросы.

5.Организация работы рекламного агентства.

6.Изготовление паспортов для всех жителей города и учителей.

7.Оформление рекламных плакатов в коридорах и вестибюлях школы (за два дня до игры). В рекламе подчеркивается, какие инте­ресы и потребности школьника могут быть удовлетворены, если по­сетить те или иные организации и учреждения.

8.Утверждение плана дня мэрии города (с участием руководите­лей учреждений).

План проведения игры:

7.30 — начало работы полиции и паспортного стола;


8.00 — начало творческих уроков;

8.45 — начало работы справочного бюро;

8.50 — торжественный митинг, посвященный открытию города;

9.10 — «Дискотека»;

9.15 — открытие учреждений: «Ателье мод», «Игрушечная фаб­рика», «Шейпинг-клуб», «Фотосалон», «Луна-парк», «Салон изящ­ных искусств», «Зоологический музей», «Салон красоты», «Геогра­фическое общество», «Остров сокровищ», «Клуб карикатуристов»;

9.30 — открытие учреждений: «Звездный салон», «Клуб имени А. Шварценеггера»; начало работы газеты «Городские новости»;

10.00 — заседание «Клуба литературных героев»;

10.30 — начало работы архива с целью сбора информации о ходе и итогах игры;

12.30 — заключительное заседание мэрии: подведение итогов, ана­лиз игры;

18.00 — бал у мэра.

Сбор информации в ходе игры. Чтобы собрать информацию, необ­ходимую для изучения состояния воспитательного процесса, учащимся, как жителям города, были выданы паспорта, где фикси­ровалось посещение ими учреждений и характер выполняемой рабо­ты. Все предприятия, существовавшие в городе, имели эмблему, цвет, который позволял зафиксировать мотивацию выбора детьми учреж­дений: синий — где можно чему-то научиться; желтый — где можно прославиться; красный — где весело; зеленый — где можно быть по­лезным. Паспорта по окончании игры сдавались в архив города.

Обработка сведений, представленных с помощью паспортов, по­зволила зафиксировать количество участников, организаторов игры, выявить наиболее популярные предприятия, а значит, и интересы детей, определить мотивацию выбора учреждений (см. таблицу 7).

Таблица 7

Информация по результатам игры

Показатели   Классы, участники игры  
              Всего в школе  
1. Количество детей (в % к общему числу учащихся), участвующих а) в планировании дел; б) в подготовке; в) в анализе                          
2. Количество педагогов (в % к общему числу педагогов), принявших участие а) в планировании дел; б) в подготовке; в)в анализе                    
3. Ведущие мотивы выбора видов работы с детьми (в % к общему числу участников игры): а) где можно сделать что-то полезное для других; б) где можно чему-то научиться; в) где весело; г) где можно прославиться                          
4. Количество детей (в % к общему числу участников игры), посетивших учреждения (ниже перечисляются все учреждения и организации города)                          

 

День творчества

Цель: развитие творчества и познавательных интересов учащих­ся, изучение состояния воспитательного процесса.

Подготовка:

1. Методическая и организационная работа педагогического кол­лектива (обсуждение целей дня, выбор уроков, занятий, обсуждение выборов предыдущих дней творчества).

2. Психологический настрой педагогов на возможные результаты выбора уроков (были случаи, когда к учителю никто не приходил).

3. Знакомство с планом дня, его организацией.

4. Подготовка методик для изучения состояния воспитательной работы, результатов самого Дня творчества.

5. Составление расписания.







Date: 2016-07-25; view: 291; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию