Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы и рекомендации по результатам исследования





Таким образом, на основе полученных данных по преобладающим стратегиям копинг-поведения в подростковом возрасте мы можем дать следующие рекомендации по развитию копинг-стратегий подростков с различным уровнем самооценки.

Школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет, является удобной базой для формирования копинг-стратегий подростков с различным уровнем самооценки.

Этапами работы по развитию конструктивных копинг-стратегий подростков могут стать следующие составляющие:

1. Диагностический этап, включающий в себя определение личностных особенностей самооценки и совладающего поведения подростка, а также получение информации о положении ребенка в коллективе, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.

2. Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в области способов преодоления стрессовых ситуаций. Необходимо разъяснить подросткам, что конструктивные, адаптивные копинг-стратегии подразумевают под собой:

• Сбалансированность соответствующих подростковому возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных проблеморазрешающих и направленных на поиск социальной поддержки стратегий.

• Преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудачи, готовность к активному противостоянию среде и осознанная направленность копинг-стратегии на источник стресса.

Существует два основных уровня категоризации трудных жизненных ситуаций: «легко преодолимые» и «трудно преодолимые». При этом «легкость» и «трудность» обусловлены различными факторами, индивидуальными для каждого респондента. Например, «легкость» может быть связана с тем, что субъект отводит себе активную роль в ряде ситуаций, способен сам изменить их, изменив свое отношение к ситуациям. «Трудность» может быть опосредована тем, что ситуация переживается как «переломный момент» в жизни, может вызвать нарушения психики. Если ситуация определяется как, легко преодолимая, с которой субъект может справиться, которая не вызывает сильных переживаний, то, вероятнее всего, субъект станет осуществлять конструктивные копинг-стратегии. Если же ситуация окажется на «противоположном полюсе», то есть будет определяться как трудно преодолимая, вызывающая сильные переживания, тогда копинг-поведение будет неконструктивным или будет отсутствовать вовсе.

3. Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Формирование копинг-реакций в ситуации тренинга может осуществляться в достаточно короткие сроки, они являются эффективными и действенными.

Коррекционно-развивающая работа должна носить опережающий, предвосхищающий характер. При разработке стратегии такой работы нельзя ограничиваться сиюминутными потребностями, а необходимо ориентироваться на перспективы развития. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения работы по развитию зависят от тех условий, в которых она проводится.

Для оптимального развития осознанных способов совладания с трудными жизненными ситуациями необходимо создание соответствующей интерпсихической ситуации, характеризующейся наличием окружения, способного оказывать социальную поддержку. Позитивная Я-концепция – один из важнейших копинг-ресурсов личности подростков. Психологическими факторами резистентности подростков являются позитивный эмоциональный фон партнеров по коммуникации, положительный образ своего тела, адекватные положительные семейные, социальные и сексуальные отношения, устойчивый уровень морального самосознания, определившиеся стремления, субъективные ощущения контроля над средой и высокая способность приспособления к ней, сформированность реального и идеального компонентов самооценки, умеренное расхождением между ними, способствующие росту самосознания.

Таким образом, работа по формированию конструктивных копинг-стратегий подростков должна коснуться всех сфер жизни подростка, - в том числе и семьи.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Родителям важно помнить, что адекватную самооценку ребенка и подростка может формировать правильное использование методов похвалы и критики. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку, если родители хвалят ребенка искренне; высказывают одобрение не только на словах, но и невербальными средствами; хвалят за конкретные действия, усилия, инициативу; и не сравнивают при этом ребенка с другими детьми. Для последствий этой модели характерно сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию среде.

Поэтому мы считаем актуальным включить в рекомендации для родителей ряд практических правил «полезной критики».

1. Золотая пропорция воспитания. Человеку трудно согласиться с критикой в собственный адрес, если у него нет твердой уверенности в том, что он «в целом хороший», что он нужен и важен для близких людей, то есть если у человека не удовлетворены базовые психологические потребности: в безопасности, обеспеченности и стабильности, любви, чувстве принадлежности, в самоуважении и уважении другими. Золотая пропорция воспитания указывает на соотношение одобрения и критики в обращениях к ребенку. Это «пропорция 4:1»: четыре знака одобрения на каждое критическое замечание. В этом случае информация, заложенная в критическом высказывании, вполне возможно, будет воспринята ребенком и использована им в своем развитии.

2. Разделение критики и чувств. Разделите критику и выражение собственных чувств. Полезная критика всегда спокойна. Если вы испытываете раздражение, обиду, злость, страх, тревогу, вам не удастся скрыть свои чувства, они обязательно прорвутся в самый неподходящий момент.

3. Доброжелательная критика. Ваша критика будет полезной, если замечания будут говорить о вашей любви и уважении к ребенку.

4. Критика поступков. Полезная критика касается поступков и действий ребенка, но не его личности.

5. Конкретная критика. Полезная критика включает в себя конкретные ваши пожелания. Укажите детям конкретно, что именно не нравится вам в их действиях, убедитесь, что они вас понимают.

6. Созидательная критика. Полезная критика включает в себя не только то, что вас не удовлетворяет, но и то, что вы хотите от ребенка. Сделайте эмоциональный акцент на втором.

7. Аргументированная критика. Полезная критика включает в себя объяснения преимуществ желательного поведения.

Таким образом, подросток, имеющий развитые личностные и средовые ресурсы, а также поведенческие навыки разрешения проблем, оказывается более защищенным перед лицом жизненных трудностей.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. В теории копинг-поведения выделяются следующие базисные копинг-стратегии: копинг-стратегия разрешения проблем (комплекс навыков для эффективного управления ежедневными проблемными ситуациями), копинг-стратегия поиска социальной поддержки (защита человека, приводящая к мысли, что его любят, о нем заботятся, ценят, и что он является членом эмоциональной сети и имеет с ней взаимные обязательства) и копинг-стратегия избегания (определяющая тенденцию избегания стрессового напряжения путем редукции). К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, и стратегию «поиск социальной поддержки». К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание». Механизмы преодоления эмоционального стресса у подростков определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. В подростковом возрасте механизмы копинг-поведения носят динамический и транзиторный характер.

2. Самооценка выступает одним из компонентов самосознания. Она рассматривается как «глобальная самооценка» (зарубежный подход) либо как сумма частных самооценок (позиция отечественных авторов). Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма и является одним из показателей гармоничности личности.

3. Проведенное исследование показало, что позитивная и адекватная самооценка является психологическим фоном для реализации копинг-стратегий, направленных на активное разрешение проблем. Среди пятидесяти подростков выборки 10% испытуемых обладают заниженной по невротическому типу самооценкой. Эти подростки характеризуются неприятием себя, наличием внутренних конфликтов. Для 22% опрошенных характерна заниженная самооценка без проявления невроза. Уровень оценки себя у этих подростков ниже их реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Вероятнее всего, эти подростки не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач и при этом слишком критичны к себе. Адекватной, оптимальной самооценкой отличаются 44% принявших участие в исследовании девятиклассника. Эти подростки адекватно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого они подходят не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Считается, что именно адекватная самооценка, которая присуща 44% опрошенных, является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. Завышенная самооценка отмечается у 24% подростков. Эти подростки ценят себя и довольны собой. Однако, такая самооценка может указывать на некоторые искажения в формировании личности, - закрытости для опыта, нечувствительности к собственным неудачам и ошибкам окружающих.

4. Для реализации цели квалификационной работы – определения копинг-стратегий поведения подростков с различным уровнем самооценки – внутри общей выборки выделены три подгруппы: подростки с заниженной самооценкой; подростки с адекватной самооценкой; подростки с завышенной самооценкой.

5. Для математической проверки гипотезы исследования и выделения особенностей копинг-стратегий поведения подростков с различным уровнем самооценки применялось межгрупповое сравнение выраженности базовых копинг-стратегий по t-критерию Стьюдента. Подростки с адекватной самооценкой превосходят подростков с заниженной самооценкой по частоте использования в качестве базовой копинг-стратегии поведения «разрешение проблем». Подростки с высоким уровнем самооценки превосходят подростков с заниженной самооценкой по частоте использования копинг-стратегии «разрешение проблем». Подростки с высокой самооценкой значительно более ориентированы на использование копинг-стратегии «поиск социальной поддержки», нежели подростки с заниженной самооценкой.

6. Применение r-критерия корреляции Пирсона позволило установить наличие взаимосвязей между уровнем самооценки подростков и частотой применения определенной стратегии копинг-поведения. Глобальная самооценка подростков (по Будасси) прямо взаимосвязана с использованием копинг-стратегии социальной поддержки таким образом, что чем выше уровень самооценки личности девятиклассника, тем более часто он прибегает к поиску социальной поддержки, получая ощущения собственной ценности. Глобальная самооценка подростков отрицательно взаимосвязана с копинг-стратегией «избегание». Чем ниже самооценка, чем более характерно неприятие себя и неуверенность в себе, тем более подросток склонен использовать избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне).

7. На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации по развитию копинг-стратегий подростков с различным уровнем самооценки, касающиеся таких сфер жизни подростка, как школа и семья.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная курсовая работа была посвящена изучению копинг-стратегий поведения подростков с различным уровнем самооценки. Исследование расширило теоретические представления психологии развития и возрастной психологии о копинг-поведении в подростковом возрасте.

Анализ показал, что поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации. К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер. В подростковом возрасте механизмы копинг-поведения носят динамический и транзиторный характер. Согласно модели стресса и копинга Дж. Эдвардса копинг-поведение влияет, в числе прочих факторов, и на личностные черты, которые подвергаются самооцениванию индивидом. Продукт самооценки, в свою очередь, через «негативное расхождение» между актуальным состоянием человека и желаемым состоянием, влияет на выбор копинг-стратегий. Данные положения легли в основу эмпирического изучения проблемы исследования. Проведенное исследование показало, что позитивная и адекватная самооценка является психологическим фоном для реализации копинг-стратегий, направленных на активное разрешение проблем.

По t-критерию Стьюдента подростки с адекватной самооценкой превосходят подростков с заниженной самооценкой по частоте использования в качестве базовой копинг-стратегии поведения «разрешение проблем». Подростки с высокой самооценкой значительно более ориентированы на использование копинг-стратегии «поиск социальной поддержки», нежели подростки с заниженной самооценкой. В стрессовой ситуации подростки с адекватной самооценкой более ориентированы на избегание, нежели подростки как с заниженной, так и с завышенной самооценкой.

В ходе эмпирического исследования было установлено наличие взаимосвязей между уровнем самооценки подростков и частотой применения определенной стратегии копинг-поведения. Глобальная самооценка подростков (по Будасси) прямо взаимосвязана с использованием копинг-стратегии социальной поддержки таким образом, что чем выше уровень самооценки личности подростка, тем более часто он прибегает к поиску социальной поддержки, получая ощущения собственной ценности. Глобальная самооценка подростков отрицательно взаимосвязана с копинг-стратегией «избегание». Чем ниже самооценка, чем более характерно неприятие себя и неуверенность в себе, тем более подросток склонен использовать избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне).

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученного в исследовании материала для создания программы повышения адаптивного потенциала личности подростков, имеющей своими задачами развитие их копинг-ресурсов и коррекцию неадекватной самооценки; а также в консультативной и психопрофилактической работе с подростками и их родителями.


Date: 2016-07-25; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию