Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования





Сырые баллы, полученные в результате психодиагностики, собраны в Приложении 5 таблица 6 и Приложении 6 таблица 7.

Следующая за разработкой программы эмпирического исследования задача состояла в определении уровня самооценки и подростков. Основной методикой, направленной на решение данной задачи, стал тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по С.А. Будасси. В соответствии с полученными данными, уровень самооценки подростков выборки распределился следующим образом:

Таблица 2

Распределение подростков по уровням развития самооценки по методике С. А. Будасси

  Заниженная по невротическому типу   10%
  Заниженная   22%
  Адекватная   44%
  Завышенная   24%
  Завышенная по невротическому типу   0%

 

Итак, 10% испытуемых обладают заниженной по невротическому типу самооценкой. Эти подростки характеризуются неприятием себя, наличием внутренних конфликтов. Для 22% опрошенных характерна заниженная самооценка без проявления невроза. Уровень оценки себя у этих подростков ниже их реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Вероятнее всего, эти подростки не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач и при этом слишком критичны к себе.

Адекватной, оптимальной самооценкой отличаются 44% принявших участие в исследовании школьника. Эти подростки адекватно соотносят Я-реальное и Я-идеальное, свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого они подходят не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Считается, что именно адекватная самооценка, которая присуща 44% опрошенных, является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Завышенная самооценка отмечается у 24% подростков. Эти подростки ценят себя и довольны собой. Однако, такая самооценка может указывать на некоторые искажения в формировании личности, - закрытости для опыта, нечувствительности к собственным неудачам и ошибкам окружающих. Случаев самооценки, завышенной по невротическому типу, среди подростков, вошедших в выборку, не выявлено.

Для реализации цели квалификационной работы – определения копинг-стратегий поведения подростков с различным уровнем самооценки – внутри общей выборки (n=50) выделим ряд подгрупп:

- Группа 1: подростки с заниженной самооценкой (n=16);

- Группа 2: подростки с адекватной самооценкой (n=22);

- Группа 3: подростки с завышенной самооценкой (n=24).

Подростки с заниженной самооценкой и самооценкой, заниженной по невротическому типу, объединены в одну подгруппу. На это есть два основания: во-первых, число подростков с самооценкой, заниженной по невротическому типу в выборке составляет лишь 5 человек, и анализ особенностей стратегий их копинг-поведения может не дать достоверных данных в силу малого числа испытуемых; и во-вторых, как самооценка, заниженная по невротическому типу, так и просто – низкая самооценка, могут скрывать за собой два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Итак, для дальнейшего рассмотрения по критерию уровня самооценки нами определены три подгруппы подростков. В качестве методики, позволяющей уточнить и углубить данные о самооценочном компоненте самосознания испытуемых, представить «объемную» картину самооценки подростков, применялся проективный тест «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан»

Рисунок 1. Различные аспекты самооценки подростков трех подгрупп по данным методики Дембо-Рубинштейн

 

Таким образом, полученные данные показывают, что среднее значение самооценки подростков по параметру «ум, способности» практически не различается и находится в районе 63-65 баллов. Также сходны параметры самооценки характера подростками с адекватной и заниженной самооценкой (средний балл составляет порядка 54 единиц) и самооценки уверенности в себе подростками с адекватной и завышенной самооценкой (63-65 средних баллов).

 

Таблица 3

Различные аспекты самооценки подростков трех подгрупп по методике Дембо-Рубинштейн (среднее значение и стандартное отклонение)

Ум, способности Характер Авторитет у сверстников Умение многое делать своими руками Внешность Уверенность в себе
Группа 1 – Подростки с заниженной самооценкой
63,25±9,71 54,13±14,67 43,25±13,82 53,19±15,64 44,44±14,74 47,75±12,13
Группа 2 – Подростки с адекватной самооценкой
65,68±10,52 54,32±15,35 59,32±16,38 66,77±10,07 62,27±10,44 63,95±13,98
Группа 3 – Подростки с завышенной самооценкой
64,25±11,74 64,92±11,17 68,17±17,97 73,67±10,60 61,92±10,14 65,25±10,43

 

Группа подростков с завышенной самооценкой наиболее высоко оценивает собственный «авторитет у сверстников» и «умение многое делать своими руками» (средний балл равен соответственно 68,17 и 73,67). Группа подростков с адекватной самооценкой наиболее ценят в себе «ум, способности» и «внешность» (средний балл составляет 65,68 и 66,67). Группа подростков с заниженной самооценкой сравнительно благосклонно отзываются о своих умственных способностях (63,25) и характере (54,13).

Перейдем к анализу непосредственно копинг-стратегий поведения подростков с различным уровнем самооценки. Как определено в теоретической части работы, человек эффективен в копинге, когда имеет позитивные копинг-ресурсы, такие как интеллект, поддержка семьи и значимых лиц, а также здоровье и материальные ресурсы. При этом важная компетентность, которая основана на опыте и способностях, приобретенных частично именно в подростковом возрасте.

Выраженность базисных копинг-стратегий определялась посредством применения методики Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий»; результаты тестирования в виде среднего значения и стандартного отклонения занесены в таблицу 4.

Таблица 4

Выраженность базисных копинг-стратегий поведения по методике Д.Амирхана у подростков с различным уровнем самооценки (среднее значение и стандартное отклонение)

  Разрешение проблем Социальная поддержка Избегание
Группа 1 – Подростки с заниженной самооценкой 22,75±4,17 22,75±4,14 26,31±4,24
Группа 2 – Подростки с адекватной самооценкой 26,27±4,63 23,73±3,88 24,77±3,38
Группа 3 – Подростки с завышенной самооценкой 26,08±4,01 25,25±1,66 23,83±5,52

 

Базисная копинг-стратегия разрешения проблем занимает первое место в структуре копинг-поведения учащихся с адекватной и высокой самооценкой. Ориентация на разрешение проблем позволяет конструктивно приспосабливаться к предъявляемым требованиям и трудностям, которые появляются в подростковом возрасте. Что касается подростков с заниженной самооценкой, то их наиболее выраженной базисной копинг-стратегией является избегание.

В группе 1, среди подростков, недостаточно ценящих себя, стратегия разрешения проблем и социальной поддержки обладает идентичным средним уровнем – 22,75 средних балла. Стратегия избегания превышает их: получено 26,31 среднего балла по подгруппе.

Среди подростков, обладающих нормальной, адекватно сформированной самооценкой, широко применяется базисная стратегия разрешения проблем, предполагающая активные действия по преобразованию затруднительной ситуации (26,77). Менее выражена стратегия избегания (24,77 средних балла). Третье место по частоте использования подростками с адекватной самооценкой занимает стратегия поискасоциальной поддержки.

 

Рисунок 2. Выраженность базисных копинг-стратегий по методике

Д. Амирхана у подростков с различным уровнем самооценки

 

Как известно из теоретического анализа литературы, самооценка подростка формируется по принципу «отраженного «Я»», на ее становление оказывает влияние система внешних оценок (со стороны сверстников, родителей, педагогов и т. д.). Стратегия поиска социальной поддержки приводит субъекта к мнению, что его ценят, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Возможно, подросток с нормальной самооценкой имеет возможность опираться на систему адекватных внешних оценок и быть включенным в социальную сеть априори, и не нуждается в специальной активации данной стратегии в период стресса, в активном поиске возможностей социальной поддержки.

Подростки с высокой самооценкой в кризисных ситуациях опираются прежде всего на копинг-стратегию разрешения проблем (26,08). Менее выражена стратегия поиска социальной поддержки (25,25). Реже применяется стратегия «избегания» (23,83). Стратегия избегания проблем формирует тенденцию к немедленному снятию, избеганию возникающего в стрессовой ситуации эмоционального напряжения путем редукции. С другой стороны, копинг-стратегия избегания – это механизм поведения, основанный на недостаточно развитой системе личностно-средовых копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий.

Таким образом, стратегия разрешения проблем представляет собой комплекс навыков для эффективного каждодневного разрешения проблемных ситуаций различного спектра, и является наиболее используемой подростками с адекватной и завышенной самооценкой; в то время как копинг-стратегия избегания связана с механизмом редукции, и функционирования индивида на более низком функциональном уровне, и применяется наиболее часто подростками с заниженной самооценкой.

Таблица 5

Матрица корреляционных взаимосвязей уровня самооценки и копинг-стратегий подростков

  Разрешение проблем Социальная поддержка Избегание
Самооценка по Будасси r= 0,196 r= 0,272* r= -0,311*
Самооценка по методике Дембо-Рубинштейн Ум, способности r= -0,029 r= -0,148 r= 0,027
Характер -0,024 r= 0,276* r= 0,015
Авторитет у сверстников r= 0,026 r= 0,215 r= -0,343*
Умение многое делать своими руками r= -0,131 r= 0,184 r= -0,118
Внешность r= 0,333* r= 0,066 r= 0,089
Уверенность в себе r= 0,343* r= 0,284* r= 0,140

 

При наличии статистически значимой взаимосвязи на уровне p≤0,05

Таким образом, r-критерий корреляции Пирсона позволил выявить следующие закономерности:

Глобальная самооценка подростков (по Будасси) взаимосвязана с использованием копинг-стратегии социальной поддержки таким образом, что чем выше уровень самооценки личности девятиклассника, тем более часто он прибегает к поиску важной для адаптации к условиям среды социальной поддержке, получая ощущения собственной ценности для близких (r= 0,272; p≤0,05).

Глобальная самооценка подростков отрицательно взаимосвязана с копинг-стратегией «избегание» (r= - 0,311; p≤0,05). Чем ниже себя оценивает подросток, чем более характерно для него неприятие себя и неуверенность в себе, тем более склонен он использовать избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне).

Обнаружен ряд взаимосвязей частных самооценок с выраженностью копинг-стратегий поведения подростков.

Самооценка характера положительно взаимосвязана со стратегией поиска социальной поддержки (r= 0,276; p≤0,05);

Самооценка авторитета у сверстников отрицательно взаимосвязана со стратегией избегания (r= - 0,343; p≤0,05);

Самооценка внешности демонстрирует прямую (положительную) взаимосвязь с частотой использования копинг-стратегии конструктивного разрешения проблем (r= 0,333; p≤0,05);

Самооценка уверенности в себе подростка оказалась положительно взаимосвязана с активными копинг-стратегиями разрешения проблем (r= 0,343; p≤0,05); и поиска социальной поддержки (r= 0,284; p≤0,05).

Гипотезой исследования выступало предположение о том, что у подростков с адекватной самооценкой преобладают активные копинг-стратегии. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, и стратегию «поиск социальной поддержки». К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание».

У подростков с адекватной самооценкой преобладает стратегия поиска социальной поддержки (которая также относится к активным копинг-стратегиям), что определено посредством анализа данных методики Амирхана по t-критерию Стьюдента и r-критерию Пирсона.


 

Date: 2016-07-25; view: 829; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию