Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризовать коммерческий и хозяйственный расчет.





В зависимости от того, как соотносятся доходы предприятия и его расходы, за счет каких источников они покрываются, следует различать три метода хозяйствования: хозяйственный расчет, коммерческий расчет.

Хозяйственный расчет – такой метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности использования ресурсов в производстве. Этот метод хозяйствования порожден административно-командной системой и обусловлен высокой степенью централизации управления. Жесткая регламентация важнейших параметров внешней среды (фиксированные цены и тарифы, распределительная система и др.) не позволяла хозяйствующим субъектам увеличивать прибыль за счет выгодной продажи товаров. Источниками роста прибыли предприятий в условиях хозяйственного расчета являются увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции за счет повышения эффективности использования ресурсов всех видов.

Игнорирование возможностей увеличения прибыли за счет внешних источников обусловливало нехватку финансовых ресурсов для развития, расширения и совершенствования производства. Поэтому крупные инвестиционные проекты отдельных хозяйствующих субъектов (государственных предприятий) часто финансируются за счет средств бюджета. Такой механизм хозяйствования не только ограничивает самостоятельность предприятий и снижает рентабельность производства, но и не способствует экономической заинтересованности и ответственности хозяйствующих субъектов по результатам производственно-коммерческой деятельности. Переход к рыночной экономике со свободным ценообразованием, возможностью выбора рынков сбыта требует трансформации хозяйственного расчета в коммерческий (торговый).

Коммерческий расчет – такой метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство осуществляется за счет собственных средств на основе повышения эффективности использования всех ресурсов в производстве, а также путем выгодной продажи произведенной продукции. Предприятия, работающие на принципах коммерческого расчета, получают возможность увеличивать прибыль для ведения расширенного воспроизводства не только за счет снижения себестоимости, но и благодаря выгодной продаже одних и тех же видов продукции по более высоким ценам. Тем самым коммерческий расчет, в отличие от хозяйственного, расширяет возможности предприятия в получении и росте прибыли, что создает предпосылки для самофинансирования расширенного воспроизводства.

Особенности переходного периода в Республике Беларусь обусловливают необходимость использования в хозяйственной практике элементов всех трех методов хозяйствования. Так, установление государством цен заведомо ниже себестоимости на отдельные виды социально значимой продукции обусловливает применение элементов бюджетного расчета. Установление предельного индекса цен создает предпосылки для хозяйственного расчета, а использование свободных цен способствует развитию коммерческого расчета.

По мере реформирования экономики, создания условий для реальных рыночных отношений коммерческий расчет будет постепенно вытеснять другие методы хозяйствования до установления оптимального соотношения между ними.

Коммерческий расчет, как метод хозяйствования предприятий в рыночной экономике, базируется на следующих принципах:

- наличие собственных средств, хозяйственная самостоятельность;

- самоокупаемость и рентабельность, самофинансирование;

- экономическая заинтересованность и экономическая ответственность.

Исходным принципом коммерческого расчета является наличие у хозяйствующего субъекта собственных средств.

Создание предприятия является типичным инвестиционным проектом и характеризуется инвестиционной стоимостью, которая представляет собой денежную оценку элементов производства, необходимых для эффективной работы предприятия. В состав таких элементов включаются земельный участок, основной капитал (здания, сооружения, машины, оборудование, инструмент, инвентарь), промышленная и интеллектуальная собственность, оборотный капитал, включая наличность. Инвестиционная стоимость предприятия может быть обеспечена как собственным, так и заемным капиталом.

Принцип наличия собственных средств означает, что часть инвестиционной стоимости предприятия обязательно обеспечивается собственным капиталом. При создании предприятия он представлен уставным фондом, т. е. суммой средств, вложенных в предприятие его собственником.

Порядок формирования уставного фонда регламентируется законодательством, учредительными документами и зависит от хозяйственно-правовой формы предприятия. На государственных предприятиях он создается за счет бюджетных ассигнований, на частных – за счет собственных средств владельца. На предприятиях, основанных на коллективной форме хозяйствования, уставный фонд формируется путем объединения вкладов нескольких участников (ООО и ОДО) или путем продажи акций при создании акционерных обществ.


7.КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ.ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ-совокупность свойств и характер продукции и услуг, которые дают им способнсть удовлетворять определённые потребности в соответствии со значением.

ЧТО БЫ ОПРЕДЕЛИТЬ КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ ЕЕ СВОЙСТВ:

1. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ХАРАКТЕРЕЗУЕТ КАЧЕСТВО КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ:

-ЕДИНИЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ-п-ль, которй оценивает отдельные св-ва продукции

-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ-отражает несколько св-в или ос продукции.

2. ОБОБЩАЮЩИЙ (ИНТЕГРАЛЬНЫЙ)-п-ль- комплексный п-ль качества, отрожающий соотношение суммарного эффекта от эксплуатации и суммарных затрат на ее создание или экспллуотацию.

 

4 УРОВНЯ КАЧЕСТВА!

1. СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТУ- на этом уровне отсутствует учёт требований потребителя.

2. СООТВЕТСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ- продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатоционным требованиям.

3. СООТВЕТСТВИЕ ФАКТИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА- высокое качество при низкой цене.

4. СООТВЕТСТВИЕ ЛАТЕНТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА- потребитель не подозревает о наличии нужной продукции.

 

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ:

ВНАЧАЛЕ:

ПРОДУКТИВНЫЙ ПОДХОД,ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ, УЧЁТ ВСЕХ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОД, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ.

ЭТО ВСЁ СОСТАВЛЯЕТ: ПРИНЦИПЫ СИСИТЕМЫ,

СИСТЕМА КАЧЕСТВА- сов-ть организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, обеспечивающих осущ-е общего ресурса руководсва качества продукции.

ЭЛИМЕНТЫ СИСТЕМЫ

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА- сов-ть план-х и сист-х проводимых мер, создающих необходимые условия для вып-я каждого этапа ПЕТЛИ КАЧЕСТВА так, что бы продукция удовлетворяла всем требованиям по качеству.

2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ-виды деятельности оперативного характера направленные на упрвл процессами и устранение причины неудовлетворенного фнкц-я сист-ы на соответствующих стадиях ПЕТЛИ КАЧ-ВА

3. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА- пост-я деятельность, пов-е техн-го обеспичения, инновац введ-я и тд.

 

ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА

1.МАРКЕТИНГ, ПОИСК И УЛ-Е РЫНКА.

2.ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТЕХ ТРЕБОВАНИЙ РАЗРАБОТКА ПРОД.

3.МАТЕРИАЛЬНО ТЕХН СНАБЖЕНИЕ

4.ПОДГОТОВКА И РАЗРАБОТКА ПР-ВА ПРОЦ

5.ПРОИЗВОДСТВО

6.КОНТРОЛЬ, ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ И ОБСЛЕДОВАНИЙ

7.УПАКОВКА И ХРАНЕНИЕ

8.РЕАЛИЗАЦИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

9.МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ.

10.ТЕХ ПОМОЩЬ В ОБСЛУЖИВАНИИ

11.УТИЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕ ИСП-Я

 

ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

1.ПО ЭТАПАМ-входной, операционный, приемочный(сдаточный)

2.ПО ПОЛНОТЕ ОБХВАТА ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЯ- сплошной, выборочный

3.ПО МЕСТУ ВЫПОЛНЕНИЯ-стационарный, скользящий

4.ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИСП-Я ПРОД. ПОСЛЕ КОНТРОЛЯ-разрушающий, неразрушающий.

МЕТОДЫ

1. ВИЗУАЛЬНЫЙ-внешний осмотр

2. ФИЗИЧЕСКИЙ-проверка физ св-в готовой продукции материал


3. ХИМИЧЕСКИЙ- проверка хим сост исходного материала

4. МЕХАНИЧЕСКИЙ- испытание на растяжение, твердость и тд.

5. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ-проверка форм изделия

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ-контр с помощью обоняния, вкусов

 

8)Цена-это денежное выражение стоимости товара.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНУ:

-спрос.-предложение.-уровень конкуренции.-затраты.-государственное регулирование.-ожидания потребителей и т.д.

ФУКЦИИ ЦЕНЫ:

1. УЧЁТНАЯ.

В цене учитываются затраты на производство и реализацию продукции. Цена основа финансовых рассчётов предприятия(выручки, налогов, прибыли, инвестиций)

2. СТИМУЛИРУЮЩАЯ

Если цена покрывает затраты и обеспечивает получение прибыли, это стимулирует предприятие к производству данного товара и наоборот.

3. РЕГУЛИРУЮЩАЯ.

С помощью уровня цен регулирует спрос на товары и услуги.

4. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ.

С помощью цены распределяются доходы между предпреятиями(прибыли) и гос (налоги)

 

ВИДЫ ЦЕН- КЛАССИФИКАЦИЯ:

1. ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИЗНАКУ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСЛУЖИВАЕМОГО ОБОРОТА

1)ОТПУСКНАЯ ЦЕНА-по ней пп–изготовитель реализует свою продукцию другим пп для дальнейшей переработки, оптовой и розничной торговли.

ОтпЦ= полная с/с + прибыль+косвенные налоги, вкл в цену.

Размер прибыли вкл в цену, зависит от вида продукции, ситуации на рынке, может ограничиваться государством.

2)ОПТОВАЯ ЦЕНА(ОптЦ)- по этой цене оптовая торговля реализует товар относительно большими партиями розничной торговли, другим пп, реже населению.

ОптЦ= ОтпЦ+оптовая надбавка.

3)РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА(РознЦ)-по этой цене розничная торговля продает товары в небольших количествах, в основономнаселеною.

РознЦ= ОптЦ+Тороговая надбавка.

Надбавки позволяют торговле покрыть издержки обращения и оборотов прибыли. Их размер зависит от видов товаров и покупателя: может ограничится государством.

4)ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА-по этой цене заготовительные и перерабатывающие пп закупают с/х и др продукцию у организации и насиления. Например закупочные цены на молоко грибы макулатуру.

5)СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ-цены на стройматериалы и монтажные работы.

6)ТАРИФЫ- цены на услуги и оплату ком жил, транспортные, бытовые и т.д. например тариф на одну поездку в общетвенном транспорте.

2.СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ.

1)СВОБОДНЫЕ-оргонизация самостоятельно определяет размер цены по согласованию с покупателем.

2)РЕГУЛИРУЕМЫЕ-государство ограничивает (устанавливает) размер цены или ее отдельных прбыли, надбавок и тд.

УПРАВЛЯЕМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН!

В РБ как и в других странах цены регулируются.

ЦЕЛЬ:обеспечитьсоц справедливость и стабильность.

В РБ цены рег. На нефтепродукты газ, продукты питания и товаров детского ассортимента;табак и алкоголь тарифы закупочные, тарифы, закупочные и экспортные цены и тд

РЕГУЛИРУЯ ЦЕНЫ гос устанавливает:

1)ПРЕДЕЛЬНУЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ-максимальный размер прибыли, который производитель может вкл в цену (10-40%). Устанавливается для пп монополистов по спец перечню.


2)ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ-на отдельные виды товаров поспец перечню:

-предельные минимальные цены экспорта- ниже этой цены продукции за границу продать нельзя!

-предельные максимальные цены-реальз в РБ –выше этой цены товар продовать запрещено!

3)ПРЕДЕЛЬНЫЕ МАКСИМАЛЬНЫЕ ИТОВАРНЫЕ И ОПТОВЫЕ НАДБАВКИ по спец перечням.все надбавки расссчитываются в % от отпусконй цены изготовителя.

4)ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ-устанавливаются госвом в твердой ден сумме.пп не может их изменить.

5)КОСВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ-размер налогов в цене,сставасс и др.

Расходы от товаров и услуг могут превышать регулируемую цену.

ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВЕДЕННАЯ НА ПП МОЖЕТ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ:

-др.пп для переработки.

-через собственную сбытовую сеть

-для выполнения госзаказа

-оптовой и розничной торговле: реализ продукции занимается служба маркетинга (СБЫТА), ЕЕ ФУНКЦИИ:

-изучение рынка и рекламы

-поиск покупателей

 

9.Раскрыть сущность налогообложения. Охарактеризовать налоги, уплачиваемые из выручки продукции.

При оформление цены должны рассчитываться налоги.

Налоги уплачиваемые из выручки:

1)Акцизы

Относятся к разряду спец.косвенныхналогов,плательщиком которых выступает потребитель, на которого налог перекладывается путём установления надбавки к цене.

Размер ставки от 10%-по легк. Авто и до 80%-по видам алкогольной продукции.

Плательщики: юр и физ лица, независимо от формы собственности, производство, ввозящие и реализованные ввозимые подакцизные товары.

Объект обложения: стоимость подакцизных товаров, определяются исходя из цены без учета акцизов.

2) Единый платёж

Включает сборы на формирование единых целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, в республике фонд поддержки производсельск/хоз продукции, налог с пользователей автодорог, на финансовые расходы.

Плательщики: юр лица РБ, осуществляющие хоз деятельность, не зависимо от формы собственности.

Объекты обложения: выручка от реализации продукции.

Уплата налогов производиться единымплатежём в размере 3,9%:
*сбор на формирование местных бюджетно-жилищных инвестиционных фондов-0,4%

*Сбор в республиканский фонд

*налог с пользователей автодорог

*сбор на финансирование расходов,связанных с содер и ремонтом жилищного фонда-0,5%

3) налог на добавочную стоимость(НДС):

Относится к группе косвенных налогов обеспечивает доходы бюджета за счет потребителя, поскольку он включен в отпускную цену товара.

Преимущество НДС:

*широкая база обложения

*однотипичность в исчисление

Добавочная стоимость-п/п добавляет в стоимости сырья, материала и др.

Плательщики: юр.лица

Объект обложения: обороты по реализации товара на территории РБ и импорт.

Ставки: 0%-при реализации экспортируемых товаров, при погрузке и др работы.

10%-при реализации расеневодства, животноводства, пчеловодства, продовольственных товаров, товаров для детей на РБ.

18% при остальных видах реализации.

 

13)Производство- это процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсaми и материалами для изготовления необходимых тoваров и услуг.

В производстве продукта человек воздействует на объекты природы, придает им формы, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. Как уже отмечалось ранее, производство является переработкой веществ природы для последующего потребления или же для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.

Для того чтобы начать процесс производства, необходимо иметь ресурсы, то есть факторы производства. В экономической теории под факторами производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результаты производства.

В производстве взаимодействуют 2 основ.фактора:


1 фактор

Раб.сила-совокупность физ. И умственных способностей человека, а также его способность к труду.

Труд-представляет собой целеобразную деятельность человека, направленную на изменение предметов и сил природы с целью удовлетворения его неогранич потреб.

2 фактор

Предметы труда-всё, на что направлен труд человека, и что составляет основу будущего продукта(сырьё).

Средство труда- вещь, которую человек помещает между собой и предметом труда(машины, оборудование).

 

Существуют след. Факторы производства:

1Земля, 2Капитал, 3Труд = 4Предпринимательство

Развитие производства может осуществляться двумя методами:

Экстенсивное развитие – развитие за счёт колич. Прироста используемых ср-в.

Интенсивное развитие – за счёт их качественного обновления.

Индивидуальное-деят.в масштабе основного производства.

Общественное- охватывает всю систему общественной связи, между п/п включая производственную или иную структуру.

 

 

Для п/п характерны взаимосвязь двух основных тенденций:

Концентрация производства

Деконцентрация производства

 

14.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

ЭКОНОМИКА-как наука изучает механизм организации людей в сфере производства. Распределения, обмена и потребления материальных благ, а так же способы рационального использования природных ресурсов и ресурсов общества для удовлетворения неограниченных потребностей людей.

МЕРКАНТЕЛИЗМ- одна из экономических школ. Возникла в период становления рыночных отношений. они считали, что прибыль создаётся в сфере обращения, а богатство заключается в деньгах, поэтому главная задача привлечение в стран золота и серебра, а так же в запрете вывоза из страны денег. Накопление доролнительных богатств происходит через вывоз таваров на внешний рынок. Одним из условий явлся гос регулирование.

ФИЗИОКРАТОВ- это 2 я школа пришла на смену меркантелизму от греческого власть природы, они провозгласили свободу торговли предпринемательства, но без гос регулирования, заслугой физиократов явлся то, что они видели источник благосостояния страны в с/х, а не торговли ПЯТНА НА СОЛНЦЕ.

ТРЕТЬЯ- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Один из мыслителей АДАМ СМИТТ В 1776 году, издал теорию в виде книги, которая называлась ИССЛЕДОВАНИЯ О ПРИРОДЕ И ПРИЧИНАХ БОГАДСТВА НАРОДА. Он считал что богатство заключается в процессе производства. Считал ненужным гос рег. именно спрос и предложение явлся НЕВИДЕМОЙ РУКОЙ проведения, которая регулирует рынки и создает изобилие товара.

ДАВИД РЕКАРДО- считал, что госво в лице правительства должно заниматься регулированием экономических отношений и в особенности внешней торговли. он доказал, что в некотрых условиях в стране выгоднее не производить товар, а импортировать из дргих стран.

КАРЛ МАРКС-дал направление новому потоку экономических теорий. Он внес ряд изменений в трудовую теорию А. СМИТТА. Он считал, что труд создающий товар имеет двойственную природу. являясь одновременно абстрактным и конкретным.

АБСТРАКТНЫЙ ТРУД- создает стоимость которая делает товар соизмеримм.

КОНКРЕТНЫЙ ТРУД- создает потребительскую стоимость его раб силы- прибавочной стоимости.ОПЛАТА РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА И ТОВАР

НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ- возникло на рубеже 19-20 вв она читали что на коротком промежутке времени кол-во произведены товаров более либо менее постепенно.

КЕЙСЕАНСТВО(ТЕОРИЯ РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИСТА)-основополжником явлся ДЖОН КЕЙНС.1883-1946. Кейнс предложил обеспечить изобилие денег или низкие ставки ссудного % также бюджетную политику гос рычагов регулирования экономики.

МОНЕТАРИЗМ- получил призвание в странах с переходной экономикой. основоположником явл-ся американский экономист ИРВИНГ ФИШЕР(1867-1947). его политика основывается на тезисе об определенной роли денежной массы, нах-ся в обращении во осуществлении политики стабилизации экономики и ее развития. ФИШЕР вывел так наз УРОВНИ ОБМЕНА раскрывает соотношение между колвом денег в обращении и уравнем цен на товар.

При ВОЗРАСТАНИИ ДЕНЕЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ –цены тоже увеличиваются и наооборот.

ИНСТИТУЦИОЛИЗМ- представителем явл-ся. МИТЧЕЛ. Он один из первых пименил математические методы исследования в экономике. проводились исл-я по вопросам изучения нац дохода и цикла деловой активности:

1 ФАКТОР:

-РАБОЧАЯ СИЛА-сов-ть физ и умственных спос-ей чел, а так же его способность к труду.

-ТРУД-представляет собой целесообраную деятельность человека направленную на изменение предметов и сил природы с целью удовлетворения его неограниченных потребностей.

2 ФАКТОР:

- ПРЕДМЕТЫ ТРУДА- всё, на что направлен труд человека, и что состовляет основу буд прод (сырье, уголь,древесина и тд.-)

-СРЕДСТВО ТРУДА- чем создается

 

15. Дать определение рынка, изложить его структуру.

Рынок-это сфера отношений между людьми, связанных с обменом денег на товар и товар на деньги, путём купли-продажи.

Структура рынка:

1) Товарный рынок-включает в себя потребительский рынок средств производства, информации, интеллектуального продукта.

2) Потребительский рынок- включает продовольственные товары, не продовольств.транспортные услуги, рынок культуры и образования, рынок жилья.

3) Рынок труда

Безработица-количественное и качественное несовпадение рабочей силы с факторами производства.

4) Социальная защита, биржа труда.

 

16. Охарактеризовать экономические системы.

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

1) Традиционная эконом.базируется на традиционных способах производства, и так же распределение и потребление материальных благ. Такие системы действуют в некоторых слаборазвитых странах и основаны на обычаях и традициях, а так же на натуральном хозяйстве. При такой экономической системе прогресс в страны попадает с трудом.

2) Административная экономика- основана на преобладании государственной собственности во всех формах хозяйства. Централизованное планирование охватывает все уровни от домашнего хозяйства до государственного. Распределение товаров осуществляется централизованно.

3) Рыночная экономика- система организации товарного хозяйства, основанной на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности. Основным регулятором выступает закон спроса и предложения.

4) Смешанная экономика(Т+А+Р)

Рынок-это сфера отношений между людьми, связанных с обменом денег на товар и товар на деньги, путём купли-продажи.

Структура рынка:

5) Товарный рынок-включает в себя потребительский рынок средств производства, информации, интеллектуального продукта.

Потребительский рынок- включает продовольственные товары, не продовольств.транспортные услуги, рынок культуры и образования, рынок жилья.

6) Рынок труда

Безработица-количественное и качественное несовпадение рабочей силы с факторами производства.

7) Социальная защита, биржа труда.

 

 

17.Охарактеризовать собственность и её формы.

Собственность – это объективно возникающая и юридическая закрепляемая совокупность взаимных отношений людей по присвоению богатства в процессе создания, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Право владения – юридически узаконенное право собственников самостоятельно в своих интересах использовать объекты, которые находятся в его власти. Например, владелец частного п/п может его продать, подарить, закрыть.

Право распоряжения – право собственника, на передачу объекта в управление, хозяйствование другому лицу, например менеджеру.

Право использования – право, дающее возможность извлекать полезные свойства из объекта.

К объектам собственности относятся средства производства, потребления, ресурсы, рабочая сила.

Субъекты собственности могут быть отдельные граждане. Трудовые коллективы, общественные организации и гос-во.

Формы собственности:

1. Частная, при которой право владения, пользования и распоряжения его юридически закреплено за частным лицом.

Разновидности частной собственности:

· Трудовая – образуется, как результат ведения собственного хозяйства, п/п деятельности и др.форм, в основе которых лежит труд конкретного лица.

· Нетрудовая - связана с получением имущества и дохода из иных источников, не связанных с трудовой дея-тью.

2. Коллективная, основана на совместном присвоении средств и результатов производства. Коллективная форма собственности включает следующие разновидности:

-кооперативная

-народная

-акционерная

3. Государственная, явл.достоянием всех граждан гос-ва. Управление и распоряжение объектами собственности от имени народа осущ.органы гос.власти. Важнейший признак данного вида собственности – неделимость её объектов между субъектами – налогоплательщиками.

Разновидность гос.собственности:

· Республиканская – земля, её недра, средства республиканского бюджета, банки, п/п, учебные заведения. Субъекты – все граждане страны.

· Коммунальная (муниципальная) – средства областных, городских, районных бюджетов, жилищный фонд. Промышленные п/п, учр.образования, культуры и т.д. субъекты – территориальные органы управления.

4. Интернациональная собственность та, к которой относятся ресурсы водных бассейнов, объекты общего международного пользования, собственность субъектов интеграции, свободных эконом.зон.

Разгосударствление – передача от гос-ва физ. и юр. лицам частично или полностью функции непосредственного руководства хоз.объектом.

Приватизация – приобретение физ. и юр. лицами права на гос.объекты.

Главная цель – повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной дея-ти с целью оживления имущества и получения от его прибыли.

18. Основные фонды предприятия, их классификация и структура

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Основные фонды промышленного предприятия представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа.

 

Существует несколько классификаций основных фондов.

 

По назначению и сфере применения основные фонды подразделяются на:

 

1) производственные основные фонды основной деятельности, которые функционируют в процессе производства, постоянно участвуют в нем, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт. Пополняются они за счет капитальных вложений,

 

2) непроизводственные основные фонды, которые предназначены для обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится. Воспроизводятся они за счет национального дохода.

 

Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают какого - либо непосредственного влияния на объем производства, рост производительности труда, постоянное увеличение этих фондов связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете сказывается на результате деятельности предприятия.

 

Основные непроизводственные фонды - это объекты предприятия к которым относятся такие объекты непроизводственного назначения (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и другие объекты здравоохранения и культурно-бытового назначения), которые находятся в ведении промышленных предприятий (они не непосредственно, а косвенно влияют на процесс производства).

 

Основные производственные фонды - совокупность средств труда, функционирующих в сфере материального производства в неизменной натуральной форме в течение длительного времени и переносящих свою стоимость на вновь созданный продукт по частям, по мере снашивания за ряд кругооборотов.

 

Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды:

 

1) здания. К этой группе относятся здания основных, вспомогательных и обслуживающих цехов, а также административные здания предприятий.

 

2) сооружения. Сюда входят подземные и открытые горные выработки, нефтяные и газовые скважины, гидротехнические и другие сооружения.

 

3) передаточные устройства. Это устройства, с помощью которых происходит передача, например, электрической или другой энергии к местам ее потребления.

 

4) машины и оборудование. Это устройства, с помощью которых происходит передача, например, электрической или другой энергии к местам ее потребления.

 

5) транспортные средства. В их состав входят все виды транспортных средств, в том числе: внутрицеховой, межцеховой и межзаводской транспорт, речной и морской флот рыбной промышленности, трубопроводный магистральный транспорт и т. д.

 

6) инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные фонды. Сюда относятся инструменты режущие, давящие, ударные и др.; инвентарь производственного и хозяйственного назначения, способствующий облегчению и созданию нормальных условий труда (оборудование контор, верстаки, контейнеры, инвентарная тара, предметы противопожарного назначения и др.)

 

По степени участия в процессе производства основные производственные фонды делятся на:

 

активные - оказывают прямое воздействие на изменение формы и свойств предметов труда, к ним относят: машины, оборудование, транспортные средства, приборы, инвентарь и др.

 

пассивные - здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов.

 

Основные фонды характеризуются также удельным весом стоимости основных фондов (оборудования) различных возрастных групп в общей стоимости фондов. Для анализа возрастной структуры оборудования обычно используют группировку основных фондов на следующие возрастные группы: до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет и свыше 20 лет.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

 

1) в эксплуатации;

 

2) в запасе (резерве);

 

3) в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной

 

ликвидации;

 

4) на консервации;

 

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства

 

подразделяются на:

 

1) объекты основных средств, принадлежащие организации на праве

 

собственности (в том числе сданные в аренду);

 

2) объекты основных средств, находящиеся у организации в

 

оперативном управлении или хозяйственном ведении;

 

3)объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

 







Date: 2016-07-25; view: 513; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.072 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию