№
| Тема группового занятия
| Компетенция(и)
| Образовательные результаты
| Формы
занятия
| Образовательные технологии
| Продукт деятельности
|
1.
| Модуль «Литературный процесс первых послереволюционных лет (1917 – нач. 1920-х)»
|
1.1.
| Историко-литературная ситуация 1917 г. - начала 1920-х гг.
| ОК-15
ОК-8
| Иметь представление:
- об историко-литературной ситуации 1917-начала 1920-х гг.,
- о противоречивом отношении интеллигенции к происходящим политическим изменениям
| Лекция
Семинар-коллоквиум
|
| Конспекты работ: «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни» И.Бунина, «Россия распятая» М.Волошина, письма В.Короленко к А.Луначарскому, «Дневники» М.Пришвина.
|
1.2.
| Концепция революции в поэме А.Блока «Двенадцать»
| ОК-8
СК-5
ОК-6
| Знать содержание статьи «Интеллигенция и революция» А.Блока и понимать особенности восприятия революции поэтом; поэмы «Двенадцать»;
уметь:
-определить сюжетно-композиционную и пространственно-временную организации поэмы;
-назвать проблематику поэму;
-проанализировать систему образов поэмы; охарактеризовать символический план поэмы;
- определить авторскую позицию и формы ее проявления;
-дать характеристику языку поэмы;
-выявить жанровое своеобразие произведения;
-логически верно выстраивать устную речь.
| Семинар
| Комментированное чтение
| Конспект статьи «Интеллигенция и революция» А.Блока
|
2. Модуль «Литературный процесс 1920-х гг.»
|
2.1.
| Историко-литературная ситуация 1920-х годов
| ОК-15
ОПК-3
| Иметь представление:
- о литературной ситуации изучаемого периода в ее динамике и многообразии связей с предшествующим литературным процессом в России,
-о стилевых тенденциях,
-о политике партии в области искусства.
Уметь:
-охарактеризовать эстетические установки литературных групп и объединений
| Лекция
| Технология развития критического мышления
|
|
2.2.
| Искусство
в 1920-е гг.
| ОК-3
ОК-9
| Иметь представление:
- о развитии живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, кино в 1920-е гг.
Уметь:
-подобрать интернет-ресурсы с иллюстративным и текстовым материалом по заданной проблеме
| Лекция-презентация
| Работа в творческих группах
| Мультимедиа-презентация «Искусство 1920-х гг. (по видам искусства)»
|
2.3.1.
| Общая характеристика поэзии 1920-х гг.
| ОК-14
ОПК-3
ОК-9
| Знать:
- о развитии символизма, акмеизма и футуризма в послереволюционный период.
Уметь:
- охарактеризовать такие литературные направления, как имажинизм, пролетарская поэзия, крестьянская поэзия, поэзия обериутов.
Владеть навыком выразительного чтения наизусть.
Уметь:
-подобрать интернет-ресурсы с иллюстративным и текстовым материалом по заданной проблеме
| Лекция-презентация
| Технология развития критического мышления
| Стихотворение наизусть из поэзии В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, С.Есенина и др. (2 стихотворения разных авторов на выбор студента)
Электронная презентация
|
2.4.1.
| Общая характеристика драматургии 1920-х гг.
| ОК-15
СК-1
| Знать:
- о влиянии театральных поисков рубежа XIX-XX веков на развитие театра и драматургию в послереволюционную эпоху;
- о роли театрального искусства в первые послеоктябрьские годы;
- о попытках драматургов возродить народный театр.
Иметь представление:
- о таких жанровых разновидностях, как драматическая хроника, историческая хроника, героико-революционная драма, героическая драма в их воплощении в конкретных пьесах;
- о развитии комедиографии;
- о драматургии М.Булгакова;
- о драматургии обериутов.
| лекция
| Технология развития критического мышления
| Электронная презентация
|
2.4.2.
| Драматургия В.Маяковского
| СК-5
СК-1
ОК-6
| Знать:
- содержание пьесы «Клоп» и «Баня»;
- о дискуссии вокруг пьес.
Уметь:
- определить конфликт в пьесе;
- дать характеристику отрицательных и положительных образов;
- определить роль художественных приемов в создании образа;
- определить вклад драматурга в развитие жанра комедии;
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
2.4.3.
| Драматургия Н.Эрдмана
| СК-1
СК-5
ОК-6
| Знать:
-тенденции развития комедии в 1920-е гг.;
-место пьес «Мандат» и «Самоубийца» в комедиографии 20-30 гг.;
-роль жанровой структуры анекдота и стихии устной речи в художественном сознании 1920- х г.;
-содержание пьес «Мандат», «Самоубийца».
Уметь:
-определить оппозицию плут/простак в комедии «Мандат» как структурообразующего начала;
- выявить способ образования трагикомического конфликта в пьесе «Самоубийца»;
-определить приемы русского балагана в речевой организации комедии «Мандат» и элементы народной праздничной культуры в словесной ткани пьесы «Самоубийца»;
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
2.5.1.
| Характеристика романного творчества писателей в 20-е гг.
| СК-1
| Иметь представление о развитии жанра романа на примере романов Б.Пильняка, К.Федина, В.Вересаева, М.Булгакова, Д.Фурманова, А.Веселого, А.Серафимовича, А.Фадеева, Ю.Олеши, М.Пришвина, Е.Замятина, А.Платонова, С.Клычкова, А.Грина, М.Горького, Ю.Тынянова, А.Толстого, И.Ильфа и Е.Петрова
| лекция
| Технология развития критического мышления
|
|
2.5.1.1.
| Роман Е.Замятина «Мы»
| СК-5
ОК-6
| Уметь:
- анализировать роман «Мы» Е.Замятина с точки зрения его философской проблематики;
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
2.5.1.2.
| Художественный мир романа «Чевенгур» А.Платонова
| СК-1
СК-5
ОК-6
СК-5
| Знать: творческую биографию писателя;
основное содержание романа «Чевенгур».
Иметь представление о месте романа «Чевенгур» в литературном процессе ХХ века.
Уметь:
-определить особенности архитектоники романа; роль кольцевой композиции в нем;
-выделить ключевые пространственные образы в романе и описать мир в странствиях Александра Дванова;
-охарактеризовать образы Александра Дванова, Захара Петровича, Копенкина, Прошки;
-объяснить семантику «сиротства» по А.Платонову,
-выделить и охарактеризовать мотив встречи и ожидания;
-определить речевое своеобразие романа и новаторство писателя в разработке художественных способов освоения действительности;
-логически верно выстраивать устную речь.
Владеть навыками:
-определения функционирования художественных приемов на примере описания Чевенгура как модели социальной утопии.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
2.5.1.3.
| Поэтика романа-эпопеи «Тихий Дон» М.Шолохова
| СК-1
СК-5
ОК-15
СК-1
СК-5
ОК-6
| Знать:
-творческую биографию писателя;
-историю написания романа и его основное содержание; -
-способы и формы усвоения писателем художественной традиции классической эпопеи (Л.Толстой «Война и мир»);
-какие социальные и исторические закономерности переломной эпохи художественно сконцентрированы в образе Григория Мелехова,
-какова степень масштабности образа главного героя,
-как соотносятся метания Мелехова с жизнью других героев романа.
Иметь представление:
-о дискуссии вокруг авторства романа и доказательствах авторства М.Шолохова;
-о месте романа «Тихий Дон» в литературном процессе 20-х-40 гг. ХХ века.
Уметь:
-проанализировать жанровое своеобразие романа,
-сопоставить образы Аксиньи и Натальи;
-сделать вывод о значении образов Аксиньи и Натальи в раскрытии образа Мелехова;
-проанализировать языковое и жанровое своеобразие романа;
-охарактеризовать «мысль семейную» и «мысль народную» в романе;
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
2.5.2.
| Проблемно-тематическое и жанровое многообразие повести
| СК-1
| Иметь представление о жанровых разновидностях повести 1920-х гг.: героическая, героико-трагическая, «воспитательная», социально-бытовая, психологическая
| лекция
| Технология развития критического мышления
|
|
2.5.2.1.
| Сатирическая повесть 1920-х гг.
| СК-5
ОК-6
| Знать:
- содержание повестей «Дьяволиада», «Собачье сердце» М.Булгакова, «Город Градов» А.Платонова, «Сентиментальные повести» М.Зощенко.
Уметь:
-анализировать авантюрно-приключенческие и фантастические сюжеты;
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Игровые технологии;
технология развития критического мышления
|
|
2.5.3.
| Развитие малых эпических жанров в 1920-е г.
| СК-1
| Иметь представление:
- о разнообразии малых эпических форм: очерка, рассказа, литературного портрета – на примере творчества М.Горького; сказки, сказа, восточной легенды – на примере творчества Л.Леонова, сказа – на примере творчества М.Зощенко;
- о тенденции к циклизации малой эпической формы (цикл рассказов Вс.Иванова, И.Бабеля, Л.Леонова, А.Грина, К.Федина).
| лекция
| Технология развития критического мышления
|
|
2.5.3.1.
| Рассказ в творчестве М.Зощенко, М.Шолохова, И.Бабеля
| СК-5
ОК-6
| Владеть навыком филологического анализа новелл М.Зощенко, М.Шолохова, И.Бабеля;
Уметь:
-логически верно выстраивать устную речь;
-логически верно выстраивать письменную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
Модуль 3. Литературный процесс 1930-х гг.
|
3.1.
| Первый съезд советских писателей
| ОК-15
| Иметь представление о роли первого съезда советских писателей в развитии советской литературы и политики партии в области искусства
| лекция
| Технология развития критического мышления
|
|
3.3.
| Дискуссии
1930-х гг.
| СК-9
| Знать основное содержание дискуссий 1930-х гг. о методе, мировоззрении, о языке, о формализме, о новом человеке, о конфликте
| лекция
| Деловая игра
|
|
3.4.
| Лирика
1930-х гг.
| СК-1
ОК-15
ОК-9
ОК-6
| Знать:
- содержание и поэтику поэзии А.Ахматовой, О.Мандельштама;
- «крестьянскую поэзию» в ее персоналиях (А. Твардовский, М.Исаковский, П.Васильев);
- представителей романтического направления в советской поэзии (П.Коган, Н.Майоров, М.Кульчицкий, Вс.Багрицкий).
Уметь:
-подобрать интернет-ресурсы с иллюстративным и текстовым материалом по заданной проблеме.
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Игровые технологии
|
|
3.5.2.
| Поэтика романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова
| ОК-15
СК-1
СК-5
ОПК-3
ОК-3
| Знать:
--историю написания и опубликования романа и его основное содержание.
Иметь представление:
-о месте романа «Мастер и Маргарита» в литературном процессе ХХ века;
Уметь:
-проанализировать сюжетно-композиционную и пространственно-временную организацию романа;
-описать систему персонажей в романе;
-охарактеризовать образы Мастера, Маргариты, Воланда и его свиты, Иешуа и Понтия Пилата;
-проанализировать языковое своеобразие романа;
-сделать вывод о жанровом своеобразии романа;
- цитировать наизусть отрывок из романа объемом 150-200 слов;
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
3.5.3.
| «Петр Первый» А.Толстого как исторический роман
| СК-1
ОК-15
СК-5
ОК-6
| Знать:
-историю написания романа и его основное содержание;
-жанровые признаки романа как исторического.
Иметь представление:
-о месте романа в литературном процессе ХХ века;
-об авторской концепции истории и человека в истории и формы ее художественного воплощения.
Уметь:
-проанализировать сюжетно-композиционную и пространственно-временную организацию романа;
-описать систему персонажей в романе;
-охарактеризовать образы Петра, Меньшикова, семейства Бровкиных, людей из народа;
-понимать принцип сопряжения исторических и вымышленных персонажей;
-проанализировать языковое своеобразие романа, дать речевые характеристики персонажам;
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
Модуль 4. Литературный процесс в годы Великой Отечественной войны
|
4.1.
| Общая характеристика историко-литературной ситуации 1940-х гг.
| ОК-15
| Иметь представление:
-о литературном процессе 1940-х гг.;
-о принципах освещения событий.
| лекция
| Технология развития критического мышления
|
|
4.2.
| Лирика в годы Великой Отечественной войны
| ОК-15
ОПК-3
)К-6
| Иметь представление:
- о военной лирике К.Симонова, А.Твардовского, М.Исаковского, Я.Смелякова, С.Орлова, С.Наровчатова, А.Межирова, Е.Винокурова, Б.Пастернака, А.Ахматовой;
- о балладах и поэмах военных лет М.Алигер, П.Антокольского, В.Инбер, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского. Пути развития лиро-эпического жанра.
Владеть навыком выразительного чтения.
Уметь:
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
4.3.
| Драматургия Е.Шварца
| СК-5
ОК-6
| Знать:
-содержание пьес «Ундервуд», «Приключения Гогенштауфена», «Голый король», «Тень», «Дракон»;
-особенности стилевой организации пьес;
Уметь:
-систематизировать и анализировать научную литературу о драматургии Е.Шварца;
-проследить, как строится конфликт в пьесах;
- описать систему персонажей пьес Шварца,
- выявить способы типологизации персонажей;
-проанализировать языковые особенности организации текстов пьес, место и время действия, авторские ремарки;
-подвести итог и сделать вывод об общем направлении эволюции развития драматургии Шварца;
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
4.4.
| Эпос в годы Великой Отечественной войны
| ОК-15
СК-1
ОК-6
| Иметь представление о военном эпосе:
в жанре рассказа («Судьба человека» М.Шолохова. «Рассказы Ивана Сударева» А.Толстого, «Одухотворенные люди», «Счастливый корнеплод», «Мусорный ветер», «Возвращение» А.Платонова);
повести («Волоколамское шоссе» А.Бека, «Народ бессмертен» В.Гроссмана, «Взятие Великошумска» Л.Леонова; «Дни и ночи» К.Симонова);
романа («Молодая гвардия» А.Фадеева», «Живые и мертвые» К.Симонова).
Уметь:
-логически и верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
|
|
Модуль 5. Литературный процесс второй половины 1940-х гг. – первой половины 1950-х гг.
|
5.1.
| Литература первого послевоенного десятилетия
| ОК-15
СК-1
ОК-6
| Иметь представление:
-о тенденциях развития поэзии в 1950-е гг;
- о тематике послевоенных повестей о войне («В окопах Сталинграда» В.Некрасова, «Спутники» В.Пановой, «Звезда» Э.Казакевича);
-о нормативности в эстетике 1940-50-х гг. (Постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград»);
- о романе «Русский лес» Л.Леонова и полемике вокруг него;
- о дискуссиях 1950-х гг.;
- о Втором съезде Союза писателей.
Уметь:
-логически верно выстраивать устную речь.
| семинар
| Технология развития критического мышления
| Письменное сообщение
|