Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы





Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Всего 108 ч. Аудиторные занятия – 54 ч. (лекции – 20 ч., семинарские занятия – 34 ч.), в том числе интерактивных занятий – 32 ч. Самостоятельная работа – 54 ч.

 

Наименование модуля Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудит. раб. Самост. раб.
Лекции Практ.  
Модуль 1. Литературный процесс первых послереволюционных лет (1917 – нач. 1920-х)        
1.1. Историко-литературная ситуация 1917 г. - начала 1920-х гг.        
1.2. Концепция революции в поэме А.Блока «Двенадцать»        
Модуль 2. Литературный процесс 1920-х гг.        
2.1. Историко-литературная ситуация 1920-х годов        
2.2. Искусство 1920-х гг.        
2.3. Лирика 1920-х гг.        
2.3.1. Общая характеристика поэзии 1920-х гг.        
2.3.2. Творчество В.Маяковского        
2.3.3. Творчество А.Ахматовой        
2.3.4. Творчество М.Цветаевой        
2.3.5. Творчество О.Мандельштама        
2.3.6. Творчество С.Есенина        
2.4. Драматургия 1920-х гг.        
2.4.1 Общая характеристика драматургии 1920-х гг.        
2.4.2. Драматургия В.Маяковского.        
2.4.3. Драматургия Н.Эрдмана        
2.5. Эпос 1920-х гг.        
2.5.1. Характеристика романного творчества писателей в 1920-е гг.        
2.5.1.1. Роман-антиутопия «Мы» Е.Замятина        
2.5.1.2. Художественный мир романа «Чевенгур» А.Платонова        
2.5.1.3. Поэтика романа-эпопеи «Тихий Дон» М.Шолохова        
2.5.2. Проблемно-тематическое и жанровое многообразие повести        
2.5.2.1. Сатирическая повесть 1920-х гг.        
2.5.3. Развитие малых эпических жанров в 1920-е гг.        
2.5.3.1. Рассказ 1920-х гг. в творчестве М.Зощенко, М.Шолохова, И.Бабеля        
Модуль 3. Литературный процесс 1930-х гг.        
3.1. Первый съезд советских писателей        
3.2. Соцреализм как творческий метод        
3.3. Дискуссии 1930-х гг.        
3.4. Лирика 1930-х гг.        
3.5. Эпос 1930-х гг.        
3.5.1. Общая характеристика эпоса 1930-х гг.        
3.5.2. Поэтика романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова        
3.5.3. «Петр Первый» А.Толстого как исторический роман        
3.6. Драматургия 1930-х гг.        
Модуль 4. Литературный процесс в годы Великой Отечественной войны        
4.1. Историко- литературная ситуация 1940-х гг.        
4.2. Лирика в годы Великой Отечественной войны        
4.3. Драматургия в годы Великой Отечественной войны        
4.4. Эпос в годы Великой Отечественной войны        
Модуль 5. Литературный процесс второй половины 1940-х - первой половины 1950-х гг.        
5.1. Литература первого послевоенного десятилетия.        
Итого часов        
з.е.   1,5 1,5
             

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование разделов дисциплины, тем Содержание темы
Модуль 1. Литературный процесс первых послереволюционных лет (1917 – нач. 1920-х)
1.1. Историко-литературная ситуация 1917 г. – начала 1920-х гг. «Кафейный период» русской литературы. Размежевание литературных сил. Восприятие Октябрьской революции и гражданской войны в литературе первых пореволюционных лет. Осмысление происходящего в публицистике («Интеллигенция и революция» А.Блока, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни» И.Бунина, «Россия распятая» М.Волошина, письма В.Короленко к А.Луначарскому, «Дневники» М.Пришвина).
1.2. Концепция революции в поэме А.Блока «Двенадцать» Концепция революции в поэме А.Блока «Двенадцать». Проблема жанра и стиля поэмы. Идеи «скифства» и стихотворение А.Блока «Скифы».
Модуль 2. Литературный процесс 1920-х гг.
2.1. Историко-литературная ситуация 1920-х годов Многообразие идейно-стилевых тенденций и литературных группировок. Литературные группы и объединения: «скифы», комфуты, Леф, «Серапионовы братья», конструктивисты, имажинисты, обэриуты, «Перевал», Пролеткульт, «Кузница», «Октябрь», Ассоциация пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, «неокрестьянские писатели» и др. Их философские, политические и эстетические платформы. Литературные группировки 1920-х годов. Пролеткульт. История организации. Теоретики — А. А. Богданов, А. В. Луначарский. Видные участники — М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов, В. В. Казин, А. П. Платонов. Издания «Горн», «Грядущее», «Твори». Письмо ЦК РКП (б) о Пролеткультах 1921 г. Организация Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Издания «На посту», «На литературном посту», «Октябрь», «Молодая гвардия». Творческие лозунги РАПП: «столбовая дорога пролетарской литературы», борьба против классики, призыв ударников в литературу, создание образа «живого человека», «союзник или враг». Ведущие критики: Л.Л.Авербах, В.В.Ермилов, Л.Г.Лелевич, А.А.Фадеев. Борьба с «буржуазными тенденциями» в литературе. Оценки творчества Ахматовой, Горького, Замятина, Зощенко, Л. Леонова, А. Платонова и др. Термин Троцкого «попутчики». «Перевал». История организации. Издания «Красная новь», «Круг», «Романтики». Работы А.К.Воронского и его полемика с РАПП. Эстетические лозунги «Перевала»: искренность, моцартианство, эстетическая культура, гуманизм. Представители: М. М. Пришвин, М. А. Светлов, Э.Г.Багрицкий, И. И. Катаев, П. А. Павленко, П.С.Романов, С.И.Малашкин. Критики: Д.А.Горбов, А. З. Лежнев. Имажинизм и футуризм. ЛЕФ. Теоретики и практики ЛЕФа (В.В.Маяковский, С.М.Третьяков, В.Б.Шкловский, О.М.Брик и др.). Политика ВКП(б) в литературе. Литературная борьба. Понятие «попутничества». Стилевые тенденции в прозе 20-х гг. «Эпизация»: тяга к большим формам. «Сказовая проза» и субъективизация повествования (М.Зощенко, М.Пришвин, И.Бабель). «Орнаментальная проза» и ее особенности. Экспрессионистические тенденции в прозе 20-х гг. (Б.Пильняк, Вс.Иванов, Ю.Олеша, Е.Замятин).
2.2. Искусство в 1920-е гг. Живопись, скульптура, архитектура, музыка, кино в 1920-е гг.
2.3. Лирика 1920-х гг.  
2.3.1. Общая характеристика поэзии 1920-х гг. Судьба литературных направлений «серебряного века»: попытка возродить символизм, журнал «Записки мечтателей», роль в нем А.Белого. Опыт эстетического освоения современности (Сб. В.Брюсова «В такие дни»). Поздняя поэзия Ф.Сологуба. Трагические мотивы в поздней лирике Ф.Сологуба. Трансформация идей символизма. Неосимволизм в творчестве Д.Андреева. Поэтическое наследие Д.Андреева: лирика, поэмы, «Железная мистерия». Акмеизм и школа переводчиков (М.Лозинский и др.). Творчество Н.Гумилева. Попытки создания других литературных школ, близких к акмеизму: эмоционализм (М.Кузмин), неоклассицизм (В.Ходасевич) и др. Футуризм в 1918-1921 гг. Антология «Ржаное слово», поэмы и стихотворения В.Хлебникова. Творчество и эстетика имажинистов: А.Мариенгоф, В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Есенин. «Обериуты». Поэзия Н.Заболоцкого, Д.Хармса и др. Пролетарская поэзия. Многообразие идейных и формальных поисков революционно настроенных поэтов в первые послеоктябрьские годы. Абстрактно-космическая образность, романтизация коллективизма, машинного производства как залога будущего идеального общественного устройства («Поэзия рабочего труда» А.Гастева), мессианские идеи («Железный Мессия» В.Кириллова), образ «восстания» В.Александровского, образ «простого» рабочего, поэзия будней В.Казина, В.Полетаева. Кризисные явления в творчестве пролетарских поэтов 1920-х гг. Творчество Д.Бедного. Крестьянская поэзия. Творчество и судьба новокрестьянских поэтов. Тихая лирика С. Клычкова «Домашние песни», «В гостях у журавлей», «Заклятие смерти», «Нищий стол». Православные и языческие мотивы в поэзии С.Клычкова 1910-1930-х гг. Путь Н.Клюева. Мифология революции («Медный кит», «Львиный хлеб», «Четвертый Рим»). Космос дома в лирике Клюева (сб. «Изба и поле», цикл «Разруха»). Поэмы Клюева «Погорельщина», «Песнь о Великой матери».
2.3.2. Творчество В.Маяковского. Лирика в период революции («Ода революции», «Левый марш» и др.). Осмысление новой роли поэта в мире («поэт-рабочий»). Романтизм и утопия в поэзии периода гражданской войны. Борьба двух миров в «Мистерии-буфф» и поэме «150 000 000». Обобщенно-условный характер образов в творчестве этих лет. Соединение героики и сатиры. Элементы революционного максимализма, формализма в поэме «150 000 000». Поэмы «Люблю», «Про это». Личное и общественное в поэмах. Трагические мотивы в поэме «Про это». Связь поэмы с ранним творчеством поэта. Проблемы интерпретации образного мира, композиция поэмы. Роль «Про это» в развитии жанра лирической поэмы в русской литературе. Поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо», их место в творческом развитии поэта. Взаимоотношения эпического и лирического начал. Циклы стихотворений о Западе. Патриотизм и гуманизм – исходная позиция поэта. Тема искусства и красоты в парижском цикле («Верлен и Сезанн» и др.). Идеи социальной справедливости и гуманизма в стихах об Америке. Тема интернационализма и дружбы народов. Поэтика зарубежных циклов. Сатира («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Политическая сатира. Галерея сатирических типов («Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др.). Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Мастерство Маяковского-сатирика. Эстетические взгляды поэта. Программные стихотворения, статья «Как делать стихи». Оценка и анализ собственного творческого пути («Во весь голос»). Поэтическое новаторство Маяковского. Проблемы творческого метода. Обновление стиха, проблема стихосложения у Маяковского. Метафорическое богатство в поэзии. Новые функции ритма и рифмы. Диалектика взаимодействия традиционного и нового. Традиции классической поэзии и фольклора.
2.3.3. Творчество А.Ахматовой. Поэзия А.Ахматовой в годы революции и гражданской войны. Лирическая книга «Подорожник». Патриотические мотивы в книге («Мне голос был. Он звал утешно»). Книга «Аnno Domini MCMXXI». Лирическая концепция современности. Новый духовный облик лирического «я». Усиление трагического пафоса в поэзии. Тема любви. Ахматова и «женская поэзия» начала века. Снижение интенсивности поэтического творчества во второй половине 20-х гг. Обращение к пушкинской теме: статьи, комментарии, заметки.
2.3.4. Творчество М.Цветаевой. Трансформация романтического образа вольности в образ свободы-отравы в «Лебедином стане». Революционная Россия в историческом контексте: темы самозванства, невинной крови. Символика белого и черного у Цветаевой и Блока. Концепция вины в трактовках Блока и Цветаевой. Метафизическое содержание образа Белой гвардии. Противостояние лирической героини и революционной стихии. Образ лирической героини в поэзии Цветаевой («А меня никто не тронет: Я надменна и бедна») и Ахматовой («Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас»). Проза о послереволюционной России. «Октябрь в огне». «Вольный проезд». Мотив опричнины. Интимная лирика 20-х гг. Любовный диссонанс в поэзии Цветаевой и Ахматовой. Тема родины. Романтические пьесы («Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел», «Феникс»). Эмиграция. Возвращение на родину. История последнего сборника.
2.3.5. Творчество О.Мандельштама. Вопросы теологии в ранней лирике О.Мандельштама. Протестантские, католические, православные мотивы в творчестве 1910–1920-х гг. Лирика первой половины 1920-х гг. От оправдания революции («Прославим, братья, сумерки свободы…») до тем одиночества, изгойства лирического героя в стране Советов («В Петербурге мы сойдемся снова…», «1 января 1924» и др.). Новое в поэтике 1920-х гг., отказ от аскетических рифм, интерес к ассонансам и т. д. Статья 1921 г. «Слово и культура». Неприятие «вещности» поэзии; одухотворение вещного мира, понятие эллинизма. Проза О.Мандельштама («Шум времени» и «Египетская марка»). Родовой и культурный контекст. Парнок – двойник писателя. Импрессионистическая эстетика «Египетской марки», сознание повествователя как способ организации повествования и выражения эстетической и нравственной позиции автора.
2.3.6. Творчество С.Есенина. Религиозный еретизм юного С.Есенина. Христианское и крестьянское начала в мировоззрении и ранней поэзии С.Есенина. Россия – образ земного рая. Православная образность. Мотив двойничества в образе лирического героя. Метафизика революции в поэмах 1916 – 1918 гг. Утопия Третьего Завета. Образ России – нового Назарета. Еретические мотивы в поэме «Инония». Марксистская и эмигрантская критика о поэме «Инония». «Кобыльи корабли»: антиутопические мотивы, покаянные настроения. Эстетика С.Есенина. «Ключи Марии», «Отчее слово», «Быт и искусство». Теория метафоры. Проблемы космизма и национального искусства. Общее и различное в эстетике С. Есенина и теоретиков имажинизма. «Пугачев» и пушкинская традиция в изображении пугачевского бунта, сходство и различие. «Страна негодяев». Оппозиционные настроения С.Есенина. Драма обманутой революцией личности, концепция народного героя. «Москва кабацкая». Мотивы Ф.Вийона. Мотивы А.Пушкина. Тема крушения идеалов социалистического рая. Особенности образа лирического героя. Тема «осенней» любви в цикле «Любовь хулигана». Официальная идеология и авторские сомнения в произведениях «Стансы», «Ленин», «Песнь о великом походе», «Капитан земли». «Персидские мотивы». Особенности персидской лирики в есенинской версии искусства любви. Традиции лирики А.Пушкина и М.Лермонтова в «Персидских мотивах» (романтический сюжет о любви «дикарки» и северянина, исцеление «души своей опальной»). Миф о голубой и веселой стране. Ностальгические мотивы. Мотивы лирики 1920-х гг. покой, «все принимаю», изгойство, отверженность, покаяние. Элегические настроения и мотив смерти. Трагическая трактовка образа крестьянской России, тема противостояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным». «Анна Снегина». Лирическое и эпическое начала. Импрессионизм в художественном решении лирической темы. Некрасовские традиции в решении эпической темы. Деревня и революция. Тема двойственности национального характера. «Черный человек». Влияние «Моцарта и Сальери» А.Пушкина. Б.Пастернак о моцартовском начале в личности С.Есенина («Люди и положения»). Тема преодоления поэтом раздвоенности.
2.4. Драматургия 1920-х гг.  
2.4.1. Общая характеристика драматургии 1920-х гг. Влияние театральных поисков рубежа XIX-XX веков на развитие театра и драматургию в послереволюционную эпоху. Роль театрального искусства в первые послеоктябрьские годы. Театр, связанный с массовыми театрализованными праздниками («Мистерия-буфф» В.Маяковского и др.). Стремление возродить площадной, народный театр. Агиттеатр, его жанры: пьесы-плакаты, пьесы-агитки. Драматическая хроника. Сложный процесс становления жанра, его двойственная природа (эпичность и драматичность, документальность и обобщенность). Развитие традиций «новой драмы»: поиск форм выражения авторской активности, становление «эпического театра». «Шторм» В.Биль-Белоцерковского. Дробность и самостоятельность отдельных картин, отсутствие целеустремленно развивающейся интриги. Поглощение свойственных драме конфликтов изображением исторической схватки. Место исторической хроники в дальнейшем развитии драматургии (пьесы-хроники Н.Погодина, А.Арбузова, М.Шатрова, И.Дворецкого). Становление героико-революционной драмы («Любовь Яровая» К.Тренева, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова, «Разлом» Б.Лавренева). Пьесы А.Неверова «Бабы» (1920), «Захарова смерть» (1921), «Голод» (1921). Судьба пьес. Трагическое и героическое в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского. Угасание героической драмы как жанра. Социально-классовое мировоззрение и экзистенциальное мироощущение: их взаимодействие и влияние на проблематику и поэтику драматургии 20-х гг. Традиции классики и новаторство. Пьеса «Дни Турбиных» М.Булгакова и ее место в истории театра 20-х гг.; полемика вокруг пьесы. Мотив трагедии белого движения и его развитие в пьесе «Бег». Жанровая природа «Бега»; трагифарсовое начало в пьесе. Проблема выбора и чувство родины как важнейший критерий художественного содержания «Бега». Психологическая углубленность характеристик и острота гротеска. Чеховская традиция в пьесе М.Булгакова «Дни Турбиных». Новаторство М.Булгакова-комедиографа. «Зойкина квартира» – трагифарс о «гримасах нэпа». Комедия-памфлет «Багровый остров», ее пародийная направленность: композиционная сложность и стилевая разноплановость «спектакля в спектакле». Художественные достижения сатирической комедиографии. Бытовая комедия («Растратчики» В.Катаева, «Воздушный пирог» Б.Романова). Драматургические опыты обэриутов.
2.4.2. Драматургия В.Маяковского.   Пьесы «Клоп» и «Баня». Дискуссии вокруг пьес. Основные сатирические образы в пьесах. Роль картин будущего в драматургии Маяковского. Принципы типизации и роль условности. Комическое и трагическое в пьесах.
2.4.3. Драматургия Н.Эрдмана Драматургия Н.Эрдмана («Мандат», «Самоубийца»), соотношение условного и типичного, судьба «Самоубийцы», стилистика парадокса. Сатирическая гипербола в обрисовке персонажей, эксцентризм сценических ситуаций, соединение реально-бытового плана с фантастическим.
2.5. Эпос 1920-х гг.  
2.5.1. Характеристика романного творчества писателей в 1920-е гг. Роман «Голый год» (1920) Б.Пильняка – первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение традиционной романной целостности, основанной на логике взаимоотношений персонажей; прием «смешанных планов». Стиль. Роман «Города и годы» (1922-1924) К.Федина, «В тупике» (1920-1923) В.Вересаева. Тема духовного самоопределения личности и судьба традиционного гуманистического сознания в революционную эпоху, путь интеллигенции в революцию. Творческая история романа «Белая гвардия» (1922-1929) М.Булгакова. Трагическое в романе, в судьбе его центральных героев; мотивы суетности, призрачности, предательства, разочарования. Сны в романе и их функции. Дом и Город. Символическая природа этих образов, их взаимопроникновение и причастность к развитию главных контрастных тем – покоя-хаоса, реального–призрачного, преходящего–вечного и связанных с ними лейтмотивов. Мир природы в романе: мотивы снега и метели. Эпиграфы, их связь с проблематикой романа. Жанровая природа произведения, взаимопроникновение исторического и семейного начал. Сочетание крупных планов с общими, детализации с обобщениями. Идея преемственности нравственных ценностей. Своеобразие авторской речи. Многозначность слова и лейтмотива в романе. Трагический пафос эпоса гражданской войны и своеобразие его проявления у разных авторов. Героико-романтический роман Д.Фурманова «Чапаев» (1923). Попытка изображения органического единства революционной массы и личности, достигшей высокого уровня революционного самосознания. Реалистическая основа повествования. Романтизация образа массы, растворение личности в массе в романах А.Веселого «Россия, кровью умытая» (1924-1932) и А.Серафимовича «Железный поток» (1924). Обобщенный образ народа, героические характеры, многоголосье. «Отбор человеческого материала» (А.Фадеев) как основная идея романа «Разгром» (1926). Композиция и система образов романа «Разгром». Образы Морозки, Мечика, Левинсона, Метелицы. Полемика с «общечеловеческим гуманизмом» и авторская концепция «революционного гуманизма» в романе А.Фадеева «Разгром». «Зависть» Ю.Олеши (1927) в контексте дискуссий 1920-х гг. о личности. Кавалеров – художественный парадокс Ю.Олеши. От сказочных «толстяков» к «толстяку» Андрею Бабичеву. Проблема жанра. Творчество М.Пришвина: философия человека и природы. Роман «Кащеева цепь» (1927). Философская проблематика антиутопии Е.Замятина «Мы» (1921). Творчество А.Платонова. Вклад писателя в русскую культуру; концепция мира и человека в прозе А.Платонова в контексте русской философии. Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур» (1929). Эсхатологическая тема в прозе С.Клычкова. Романы Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мера» (1928). Религиозно-философское содержание, православие, еретизм и языческая культура, поэтика мифа в романе «Чертухинский балакирь». Нравственно-философская проблематика романов А.Грина «Блистающий мир» (1921-1923), «Бегущая по волнам» (1928) и др. Роман «Дело Артамоновых» (1925) М.Горького. Характеры главных персонажей, типическое и индивидуальное в них. Композиционная градация персонажей. Социально-исторический и философский аспекты проблематики. Творческое преобразование традиционной жанровой структуры: система композиции, лейтмотивность повествования как способы выявления глубинных универсальных связей. Тенденция выпрямления сюжета в сторону «исторического материализма». История как предмет эпического осмысления. Исследование предыстории революции («Разин Степан» А.Чапыгина, «Одеты камнем» О.Форш). Нравственно-философские проблемы в романах Ю.Тынянова «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара» (1928). Проблема взаимосвязи истории и современности в исторической прозе. Жанрово-композиционные искания. Трилогия А.Толстого «Хождение по мукам» (Сестры" (1921), "Восемнадцатый год" (1928) и "Хмурое утро" (1941).). История замысла и его воплощение. Главная тема – судьба России, интеллигенция и революция. Структура романа-эпопеи в целом и место каждого романа в трилогии, изменение их жанровых свойств и типологии реализма в контексте времени. Образная система и особенности ее развития. Сатирические романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» (1927), «Золотой теленок» (1931).
2.5.1.1. Роман-антиутопия «Мы» Е.Замятина Философская проблематика антиутопии «Мы» (1921). Утопический мир Единого Государства в романе «Мы»: «формула счастья» и ее реализация в Едином Государстве. «Система» и «антисистема» в романе Е.Замятина. Образ I-330 и «МЕФИ». Своеобразие портрета и буквенно-числовая символика в романе. Смысл финала романа Е.Замятина. Проблема «бесконечности вселенной».
2.5.1.2. Художественный мир романа «Чевенгур» А.Платонова Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур» (1929). Жанрово-композиционное своеобразие. Трагическая концепция мира и комическое у А.Платонова. Традиция Салтыкова-Щедрина в творчестве писателя. Саша Дванов – «Гамлет» среди «Дон-Кихотов». Саркастическое изображение практики общественных преобразований во имя абстрактной идеи счастливого будущего при полном игнорировании реальных, «частных», потребностей и интересов людей. Образ ребенка в «Чевенгуре».
2.5.1.3. Поэтика романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон» Творческая история романа «Тихий Дон» (1926-1940). Изображение исторической судьбы донского казачества на переломных этапах жизни всей нации и народа. Народ и революция, проблема социальной справедливости. Катаклизмы социальной истории и устойчивость традиций крестьянского труда и быта. Концепция истории М.Шолохова. Мир людей и мир природы в романе. Народ и личность в «Тихом Доне». Типичное и исключительное в характерах и судьбах героев. Семья Мелеховых. Образ Григория Мелехова. Истоки его трагедии. Проблема трагического в «Тихом Доне» и споры о ней в исследовательской и критической литературе. Гуманистическая позиция автора. Преобразование Шолоховым реалистических традиций Л.Толстого. Новаторские особенности «Тихого Дона» в воспроизведение событий и психологическом анализе, в художественном структуре и стиле; «объективность», преобладание «изображения» и особая роль контекста и подтекста. Народная основа языка, стихия устного народного творчества. Споры об авторстве.
2.5.2. Проблемно-тематическое и жанровое многообразие повести Героическая повесть. Создание условного обобщенно-поэтического образа народной жизни, эпическое начало в повестях «Падение Даира» А.Малышкина, «Партизанские повести» Вс.Иванова. Героико-трагические повести Б.Лавренева («Ветер», «Сорок первый» и др.). «Воспитательная» повесть, особенности поэтики (А.Макаренко, Н.Островский, А.Гайдар). Социально-бытовая повесть («Андрон Непутевый» А.Неверова, «Перегной», «Виринея» Л.Сейфуллиной, «Неделя» Ю.Либединского). Психологическая повесть, ее жанрово-тематические разновидности. Повесть о детстве («Детство Никиты» А.Толстого, «Детство Люверс» Б.Пастернака). Повесть об интеллигенции и революции «Мирская чаша» (1921) М.Пришвина.
2.5.2.1. Сатирическая повесть 1920-х гг. Сатирическая повесть, ее авантюрно-приключенческие и фантастические сюжеты («Дьяволиада», «Собачье сердце» М.Булгакова, «Город Градов» А.Платонова, «Сентиментальные повести» М.Зощенко).
2.5.3. Развитие малых эпических жанров в 1920-е гг.   Творчество М.Горького. Автобиографические рассказы М.Горького 20-х годов. Активизация в творчестве М.Горького малых эпических форм (очерка, рассказа, литературного портрета): «Заметки из дневника»; «Воспоминания»; «Рассказы 1922-1924 гг.». Новые аспекты концепции личности. Интерес к сложным, противоречивым характерам. Проблема героя. Становление новой жанровой формы – серии произведений малой формы, тяготеющих к единству цикла. Тематическое и жанровое разнообразие творчества Л.Леонова начала 20-х гг. сказка, сказ, восточная легенда и пр. («Бурлыга», «Гибель Егорушки», «Туатамур» и др.). Тема интеллигенции и революции («Конец мелкого человека»), послеоктябрьской деревни («Петушихинский пролом»), «окуровской» Руси («Записки Ковякина»). Тенденция к циклизации малой эпической формы (цикл рассказов Вс.Иванова, И.Бабеля, Л.Леонова, А.Грина, К.Федина).
2.5.3.1. Рассказ в творчестве М.Зощенко, М.Шолохова, И.Бабеля Творчество М.Зощенко: «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Обращение к форме сказа. Фигура рассказчика. Расцвет творческого мастерства М.Зощенко (вторая половина 20-х гг.). Своеобразие комической новеллы М.Зощенко. Объект сатиры М.Зощенко в трактовке критики 20-30-х гг. и современного литературоведения. Место сборников «Донские рассказы», «Лазоревая степь» М.Шолохова в новеллистике 20-х гг., их полемичный характер. Драматизм и гуманистический пафос рассказов. Роль рассказов в становлении М.Шолохова-романиста. Творчество И.Бабеля. Первые сборники рассказов в 1924 г. Сказовые новеллы. Межновеллистические связи и проблема авторской позиции. Экспрессионистская манера изображения. «Конармия» (1926) – книга о гражданской войне. Особенности изображения гражданской войны. Преобладание мотивов жестокости, убийства, насилия, непристойности, переплетение изображения человеческой грубости с показом мягкости и нежности человека, привязанности к родителям, к литературе, музыке. Проблема гуманизма. Рассказчик и его место в цикле. «Одесские рассказы» (1931). Отличительные черты прозы: лаконичность и плотность, броские, сильные образы, сжатость, колоритность языка, сложенного из специфически одесского жаргона, пронизанного украинизмами и заимствованиями из идиша, а также из нормированного или патетического литературного языка.
Модуль 3. Литературный процесс 1930-х гг.
3.1. Первый съезд советских писателей Первый съезд советских писателей. Основные проблемы, обсуждаемые на съезде. Проблема нового творческого метода. Роль и место М.Горького в подготовке и проведении съезда. Политические и творческие противоречия М.Горького. Официозное и реальное значение личности и творчества М.Горького для дальнейшего развития советской литературы.
3.2. Соцреализм как творческий метод Социалистический реализм как единый метод советской литературы. Основные жанры соцреализма. Соцреализм в творчестве А.Серафимовича, Д.Фурманова, А.Фадеева, Н.Островского и др. Советская переводческая школа. Развитие детской литературы.
3.3. Дискуссии 1930-х гг. Судьба журнала «Литературный критик». Теоретические концепции «вопрекистов». Дискуссии 1930-х гг. о методе, мировоззрении, о языке, о формализме. Дискуссия о новом человеке. Теория бесконфликтности. Ее воздействие на драматургию. Жесткая нормативность в выборе и построении конфликтной ситуации, упрощенное осмысление актуальных проблем общественного развития, обезличивание героев. Падение художественного уровня пьес. Кризис сатирической комедиографии. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.
3.4. Лирика 1930-х гг. Творческий подъем А.Ахматовой со второй половины 30-х гг. Работа над 6-й книгой лирики, ее место в сборнике «Из шести книг». Тема творчества в стихах, посвященных поэтам. Поэма-цикл «Реквием», творческая история, время публикации. Глубина трагического постижения народного героя в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ матери. Евангельские мотивы. Новые черты лиризма, своеобразие жанра и композиции. Общественное и художественное значение поэмы. Поэзия 1930-х гг. О.Мандельштама. Мотивы отчаяния. Образ «людья». Тема освобождения лирического героя от страха, стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…». Воронежские стихи. Пейзажная лирика. Восприятие природы как жизнеутверждающего начала. Тема «я должен жить». Мотив противостояния ударам судьбы. Раздвоенность лирического героя, образ тени – второго лирического «я» поэта. Раздвоенное отношение к реальности, тема «Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…». «Стансы», «Ода Сталину», темы выбора, принятия реальности. «Стихи о неизвестном солдате». Трагическая судьба поэта. Судьбы крестьянской культуры, крестьянской цивилизации и их отражение в поэзии А.Твардовского, М.Исаковского, П.Васильева. Соотношение их творчества с «крестьянской поэзией» 1910-1920-х гг. Развитие эпических форм на основе фольклорных традиций («Страна Муравия» А.Твардовского, «Плач о гибели казацкого войска» П.Васильева). Объективное значение «крестьянской поэзии» для судеб современной «деревенской прозы». Романтическое направление в советской поэзии. Поэзия Н.Тихонова, сборники «Орда», «Брага». Романтико-героический пафос. Тема интернационализма. От Н.Тихонова и Э.Багрицкого к «неоромантизму» конца 30-х гг. (П.Коган, Н.Майоров, М.Кульчицкий, Вс.Багрицкий). Влияние эстетики Н.Гумилева на романтическую поэзию 20-30-х гг. Характер романтического идеала и его эволюция.
3.5. Эпос 1930-х гг.  
3.5.1. Общая характеристика эпоса 1930-х гг. «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936) М.Горького. Творческая история романа. Жанр и композиция. Элементы исторической хроники, проблемного романа, романа воспитания в «Жизни Клима Самгина» и проблема жанровой целостности произведения. Историзм Горького. «Жизнь Клима Самгина» как «энциклопедия русской жизни». Интеллигенция, личность и народ. Система образов и приемы образной характеристики. Клим Самгин как художественный тип. Мотив двойничества. «Скрытая» сатира. Особенности композиции и стиля. Проблема авторской позиции. Место романа в русской и мировой литературе. Полифонизм. Творческая история «Поднятой целины» (1930-1959) М.Шолохова. Система образов в романе, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды. Соотношение комического, трагического и героического в романе. Проблема личности и истории, народа и власти в «Поднятой целине» и «Тихом Доне». Своеобразие массовых сцен. Особенности композиции и сюжетосложения. Авторская речь и язык персонажей. Драматическое и комическое как жизненная и стилевая основа романа. Соотношение первой и второй книг «Поднятой целины». Роман о производстве («День второй» И.Г. Эренбурга, «Время, вперед!» В.П. Катаева, «Соть» Л.М. Леонова, «Жень-шень» М.Пришвина, «Цемент» Ф.Гладкова). Индивидуальность и общество. Формализация сюжетно-композиционной основы. Деградация «производственной прозы» как жанрового образования к концу 1930-х гг. Бесперспективная попытка возродить «производственный роман» в конце 1940–начале 1950-х гг. Повести А.Платонова. «Котлован» (1930). Система персонажей повести «Котлован». Проблемы личности и коллектива, «смысла отдельного существования» и «плана общей жизни». Осмысление индустриализации и коллективизации писателем. Утопия нового человека и земного рая в интерпретации Платонова. «Ювенильное море» (1934): патетика, ирония и сарказм в повести о социальном эксперименте, тема жизни и смерти. Трансформация мотивов «Чевенгура» и «Котлована» в «Ювенильном море». Коллективизация в «бедняцкой хронике» «Впрок» (1931). Роль хроники в дальнейшей творческой судьбе Платонова. Резкая критика Платонова в печати конца 1920-х – начала 1930-х гг. Проблематика повести «Джан» (1935). Стихийно-мифологическое мироощущение; символика материнского и отцовского начал в жизни, сопряжение исторической и циклической концепций времени, овеществление невещественного в стиле повествования и т.д. Переплетение социально-исторических и универсальных планов в художественном мире А.Платонова. Самопознание в повестях М.Зощенко «Возвращенная молодость», «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме».
3.5.2. Поэтика романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова Творческая история романа «Мастер и Маргарита» (1929-1940). Многоплановость композиции, взаимодействие двух потоков времени; прием «роман в романе». Проблемы реализма и модернизма; сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности. Критическое изображение литературной среды 20-30-х гг. Образ Мастера. Судьба проповедника гуманизма Иешуа и мотив трагической судьбы гуманистов в истории человечества. Жанровая уникальность. Дискуссии о романе в критике 60-80-х гг.  
3.5.3. «Петр Первый» А.Толстого как исторический роман «Петр Первый» (1929-1945) А.Толстого. Новое в жанре исторического романа. Особенности замысла («вхождение в историю через современность»). Своеобразие изображения исторической эпохи (рождение новой России, борьба нового со старым, движение истории в романе, тема Востока и Запада). Эпоха и личность Петра. Петр – государь и человек. «Птенцы гнезда Петрова». Многоликий образ народа в романе: изображение творческой силы народа, отношений народа и государства. Особенности изображения быта и воссоздание колорита эпохи. Сюжет и композиция. Язык романа. Форма выражения авторской позиции.
3.6. Драматургия 1930-х гг. Вс.Мейерхольд и театральные искания 20-х– начала 30-х годов. Трудности и противоречия развития драматургии начала 30-х – середины 50-х гг. Постепенное обмельчание, сужение тематики и обеднение жанровых форм. Попытки драматургов противостоять давлению неблагоприятных обстоятельств. Система жанров в драматургии 30-х гг. Пьесы А.Афиногенова 30-х гг. («Чудак», «Страх», «Ложь»). Тяготение к лиризму, к психологической разработке характеров при рационалистической «заданности» сюжетного развития («Машенька»). Творчество Е.Щварца. Путь в театр. Поиски собственного театрального языка. Ранние пьесы – «Ундервунд» (1929), «Приключение Гогенштауфена» (1931). Создание в пьесах Е.Шварца условно-экспериментальной ситуации как средство постановки философских проблем; использование заимствованных сюжетов и коллизий и их переосмысление. Гротеск, эксцентрика, подчеркнутая театральность как существенные черты стиля. Сатирическая и лирическая комедии в его творчестве. Творческая судьба пьесы «Голый король» (1934). Первая сценическая интерпретация пьесы театром «Современник» в 1960 г. Созвучность проблематики пьесы духовной атмосфере «оттепели». «Снежная королева» (1939) – важный этап в творческой биографии Е.Шварца на пути к созданию собственного, романтического, художественного мира. Жанровая природа пьесы; образ сказочника; лирическое начало в пьесе; разработка традиционного сказочного сюжета. Контрасты гуманизма и антигуманизма, свободы и произвола как основа конфликта; идея сохранения и укрепления человеческого в человеке и ее актуальность в социально-психологической атмосфере 30-х гг. Разнообразие юмористических и сатирико-иронических интонаций. Экспериментальная романтическая драма. «Поэма о топоре», «Мой друг», «Лениниана» Н.Погодина. Возврат к традициям психологической драмы в «Лениниане» Н.Погодина и в раннем творчестве А.Арбузова («Город на заре»). Драматургия М.Горького. Жанр «семейной драмы» у Горького. Идейно-художественная сущность образа Егора Булычева. Природа драматического конфликта, жанровое своеобразие пьес Горького. Психологическая драма: «Далекое», «Машенька» А. Афиногенова, «Таня» А. Арбузова, «Чужой ребенок» В.В. Шкваркина.
Модуль 4. Литературный процесс в годы Великой Отечественной войны
4.1. Общая характеристика историко-литературной ситуации 1940-х гг. Литература в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народности в освещении войны. Критические выступления и дискуссии о ложной патетике и лакировке, об эстетизации войны («Ленинградская история» К.Паустовского), о публикации в журнале «Октябрь» «Перед восходом солнца» М.Зощенко, о пьесе А.Корнейчука «Фронт» и др.
4.2. Лирика в годы Великой Отечественной войны Трансформация ситуационного конфликта (социально-политического, военного) в экзистенциальный, осмысление войны как экзистенциальной ситуации в лирике К.Симонова, А.Твардовского («Я убит подо Ржевом»), М.Исаковского («Враги сожгли родную хату») и др. Концепция победы и жертвы в войне, тема родины. Тема воинского и трудового подвига народа в книге Я.Смелякова «Кремлевские ели», в стихах поэтов фронтового поколения (С.Орлова, С.Наровчатова, А.Межирова, Е.Винокурова и др.). Взаимодействие лирического и эпического. Баллады и поэмы военных лет и их жанровая специфика в творчестве М.Алигер, П.Антокольского, В.Инбер, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского. Пути развития лиро-эпического жанра. Военная лирика К.Симонова («Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»). Непритязательность, эмоциональное отображение любви, дружбы, тоски по дому и связи с родиной. Сочетание повествовательно-конкретного, выполняющего определенную политическую функцию, с интимно-личным. Творчество А.Твардовского (ранние стихи А.Твардовского как пример литературы соцреализма; «Страна Муравия» (1936) – поэма о коллективизации, отмеченная в 1941 г. Сталинской премией. Использование эпического приема путешествия). «Василий Теркин» (1941-1945)– произведение народно-героического эпоса. Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие поэмы. «Дом у дороги» (1946) – произведение о судьбах родины и народа. Стихи о Великой Отечественной войне Б.Пастернака: патриотические и христианские мотивы. Поэзия Анны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Тема родины в цикле «Ветер войны» и других стихах. Героизм и трагизм защитников Ленинграда в военной лирике. Тема борьбы с фашизмом и спасения цивилизации. Лирический образ победы.
4.3. Драматургия в годы Великой Отечественной войны Драматический триптих 1942 года – «Русские люди» К.Симонова, «Нашествие» Л.Леонова, «Фронт» А.Корнейчука. Морально-психологический аспект драматических коллизий. Жанрово-стилевые особенности пьес. Проблема художественности в триптихе. Драматургия Е.Шварца. «Тень» (1940)– первая «взрослая» пьеса Е.Шварца: философский характер конфликта, своеобразие его драматургического воплощения, его трагедийные аспекты. Ученый и Тень. Образ человека культуры, мотив героического сопротивления абсурдности окружающей действительности. Проблема личной ответственности. Условность художественного мира пьесы; сплав сатирического и героического, лирического и комического начал. «Дракон» (1944). Место пьесы в ряду «антифашистских» сказок Е.Шварца. Нравственно-философская проблематика. Осмысление трагических противоречий истории на основе принципа романтизма. Жанрово-стилевое многообразие. История сценического воплощения пьесы; театральная постановка 1962 г. на сцене Ленинградского театра Комедии; влияние пьесы на развитие общественного сознания 60-х гг.
4.4. Эпос в годы Великой Отечественной войны Пути утверждения художественной правды в прозе о Великой Отечественной войне. Рассказ «Судьба человека» М.Шолохова. «Рассказы Ивана Сударева» А.Толстого, осмысление проблемы русского национального характера. Творчество А.Платонова в годы войны («Одухотворенные люди», «Счастливый корнеплод» и др.). Тема борьбы с фашизмом. Рассказ «Возвращение» («Семья Ивановых»): гуманизм, высокая нравственность, простота стиля. Несправедливая критика рассказа в печати. Художественное исследование стадных инстинктов толпы, дегуманизация человека в антифашистском рассказе «Мусорный ветер». Опыт эпического освещения войны в повестях военных лет: «Волоколамское шоссе» А.Бека, «Народ бессмертен» В.Гроссмана. Особенности изображения подвига народа в Великой Отечественной войне в повести «Взятие Великошумска» Л.Леонова; реальные и символические аспекты повествования. «Дни и ночи» К.Симонова. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и ее преломление в романном творчестве. Роман А.Фадеева «Молодая гвардия». «Живые и мертвые» К.Симонова – роман о поражении Красной Армии в июне-декабре 1941 г. Сочетание личных фронтовых впечатлений с критикой неверной политики Сталина. Литературно-художественная деятельность А.Толстого в годы Великой Отечественной войны. Публицистика писателя, ее идейно-художественные особенности («Родина», «Москве угрожает враг», «Разгневанная Россия»).
Модуль 5. Литературный процесс второй половины 1940-х - первой половины 1950-х гг.
5.1. Литература первого послевоенного десятилетия. Литература первого послевоенного десятилетия. Продолжение и развитие тенденций литературы военных лет. Сложность и противоречивость поэтического развития послевоенных лет. Критика произведений А.Ахматовой, Н.Асеева, Л.Мартынова, М.Исаковского, С.Орлова и др. Признаки обновления, наметившиеся в поэзии к середине 50-х гг. Послевоенные повести о войне («В окопах Сталинграда» В.Некрасова, «Спутники» В.Пановой, «Звезда» Э.Казакевича). Их роль в развитии «военной прозы» конца 1950-60-х гг. Традиции Л.Толстого в творчестве К.Симонова, В.Некрасова, В.Пановой. Своеобразие хронотопа как отражение экзистенциальной сущности войны. Нормативность в эстетике 1940-50-х гг. Принцип унификации в идеологической и литературной политике партии. Постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Русский лес» Л.Леонова (1953-1954) – синтез многолетних художественных исканий писателя. Тема исторических судеб народа, русской науки и культуры. «Многослойное» построение романа, мастерство психологического портрета, роль реалистической детали и символики. Полемика вокруг «Русского леса». Дискуссия о положительном герое и теории бесконфликтности. Второй съезд Союза писателей. Утверждение личностного начала как приоритетного в искусстве. Предвосхищение тем и идей «оттепельной» литературы.

Date: 2016-07-25; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию