Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуманизм и инновации в педагогике. Индивидуально- дифференцированный подход в обучении ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Цели изучения: сформировать у студентов представление о сущности личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированных подходов в обучении; познакомить их с современными педагогическими инновациями; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в инновационных образовательных учреждениях. Форма изучения: семинар, самостоятельная работа студента. Основные понятия: гуманизация в педагогике, педагогическая инноватика, педагогические инновации, личностно-ориентированный подход, индивидуально-дифференцированный подход, педагогическая диагностика. Опорная схема лекции Что записать в ваш педагогический
Гуманизация в образовании - воспитание и обучение гуманной личности гуманными методами, формами и средствами, направленное на удовлетворение ее индивидуальных запросов и интересов. Педагогическая инноватика - область знания, изучающая процессы развития образования, связанные с созданием новой практики. Педагогическая инновация - нововведение, вносящее в среду образования новые стабильные элементы. Индивидуально-дифференцированный поход - организация учебного процесса, при которой выбор методов, форм, средств и приемов обучения осуществляется с учетом индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Педагогическая диагностика - изучение учебно-воспитательного процесса и личности учащегося в целях создания условий для оптимизации процессов обучения и воспитания. Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать:
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
Подготовка к семинарскому 1. Гуманизм - это:
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию "гуманизация образования":
3. Заполните следующую таблицу.
4.Правильно ли утверждение: "По выполняемым функциям мы можем считать педагогическую диагностику тождественной психологической диагностике"?
5. Охарактеризуйте педагогические особенности работы учителя с учащимися разного возраста. Заполните таблицу:
6. Составьте алгоритм индивидуальной работы учителя со слабоуспевающими и одаренными детьми, пользуясь схемой. Семинарское занятие План семинара 1. Основной доклад: "Гуманизация образования: проблемы и поиски решений".** Темы для содокладов и сообщений:
2. Основной доклад: "Педагогические инновации".** Темы для содокладов и сообщений:
3. Основной доклад: "Индивидуально-дифференцированный подход в обучении".** Темы для содокладов и сообщений:
Тезисы выступления на семинаре
Вступление. Почему эта тема актуальна?
Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?
Тезис 2. В чем суть проблемы?
Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?
Ход семинарского занятия
ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ В законе РФ "Об образовании" утверждается: "Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию учащихся в духе любви к Родине". Как и насколько, по-вашему, реализуется на практике это положение закона в современной России? Почему? Работа с текстами Проблемы гуманизации образования Я побаивалась семиклассников. Особенно мальчиков. Высокие, широкоплечие акселераты, они казались могучими рядом со мной. Среди ребят особым авторитетом пользовался Вася М., весельчак, острослов, забияка. Однажды я дала письменную работу по стилистике: описать, не называя имени, портрет известного всему классу человека так, чтобы все узнали, кто именно описан. Когда ребята кончили писать, сосед Васи, заговорщически блеснув глазами, предложил: - Пусть Васька читает. - Пусть, - согласилась я. Вася встал и серьезно, я бы сказала проникновенно, начал читать... В некрасивом облике человека с испуганными глазами, с копной вихрастых волос, с красными пятнами на шее я узнала... себя! Ничего не упустил внимательный взгляд Васи: ни выпяченного подбородка, ни родимого пятна на мочке уха, ни чуть приподнятой треугольником левой брови... И хотя я, не отрываясь, смотрела на Васю, я чувствовала, как все впились в меня взглядами, слышала нарастающее оживление класса, узнавала шепот одобрения в Васин адрес. Хотелось закричать: "Замолчи!", затопать ногами, выгнать вон из класса злого мальчишку и его восторженных товарищей, хотелось головой упасть на учительский стол, спрятать лицо от этих всевидящих глаз, убежать... "Если бы учительницей была не я, а другой, мудрый и бесстрашный человек...", - подумала я. Вася кончил. Я сказала, медленно бросая слова в заинтересованную напряженность класса: - Что же, Вася, ты создал правдивый портрет человека с отталкивающей внешностью, точно подметил все его черты, в которых вы без особого труда узнали знакомую вам личность. За работу ты, Вася, заслужил оценку "пять". Садись, - и я четко вывела в журнале отметку "пять", потом добавила: - Только я, видимо, опрометчиво поступила, дав вашему классу такое задание... - Нет! - вдруг вспыхнул Вася. - Вы - не опрометчиво... Это я... это я... - И он, торопясь, стал рвать свою тетрадь. Мы все молча провожали глазами падающие на пол клочки (Львова Ю. Л. Педагогические этюды. - М.: Просвещение, 1990. - С. 12-13). Проанализируйте эту ситуацию.
О гуманистической педагогике Несомненно, для гуманистической педагогики присуща тенденция приспособить содержание, формы и методы образования к ребенку. Однако неизбежно существует ряд императивов, ориентируясь на которые, учитель осуществляет руководство развитием детей (система общечеловеческих ценностей, стремление дать целостное представление о картине мира, о месте человека в системе природы и общества, стремление развить способность творчески преобразующей деятельности, умения самостоятельно приобретать и использовать информацию и т. д.). Так как сам педагогический процесс представляет собой некую организацию жизни человека, то он по необходимости привносит в нее определенные жизненные ценности, определенный стиль, на который ориентируется педагог. При этом сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализоваться, т. е. жить в соответствии со своими внутренними законами. Педагог, таким образом, с помощью специально отобранного содержания, форм и методов обучения обеспечивает корреляцию "внутреннего" и "внешнего". Причем происходит и постоянная корреляция конкретных целей педагогического процесса, осуществляемая в русле антропоорганизованной педагогической парадигмы. Образовательные средства отбираются исходя из целей и возможностей ребенка. Они, в свою очередь, подвергаются педагогической коррекции со стороны учителя. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь. Поэтому образовательную парадигму гуманистического типа на современном этапе мы можем назвать "школой жизни" <...> Гуманистическая педагогика - это педагогика, в полной мере учитывающая диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости соединения свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов образования к ребенку; на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, что требует вполне определенных ценностных установок и норм поведения. Однако гуманистическая педагогика рассматривает эту диалектику сквозь призму человека, стремясь "очеловечить" образование и ориентируясь на общество "с человеческим лицом" (Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. - М, 1993. -С. 119-121). Гуманизация образования Гуманизация образования - ответ на технократический вызов. В России в бытность тоталитаризма общие цели образования, как ни странно, никогда не были предметом специальных исследований. Они декларировались партией и правительством, а педагоги довольствовались в лучшем случае ролью комментаторов спускаемых сверху формулировок... Главным критерием полезности, жизненности, эффективности, любых инноваций в образовании должна быть их направленность на благо личности, ее и следует рассматривать в качестве ведущего признака любой прогрессивной педагогической концепции. Реальные угрозы дегуманизации, ценностного упрощения человека, ограбление природных ресурсов, разрушение природной среды и, наконец, гибели человечества в огне ядерной междоусобицы - все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра "технократической парадигмы", сущность которой проявляется в том своеобразном мировоззрении, существенными чертами которого являются примат средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком. Технократизм был объективно обусловлен... Человек стал рассматриваться, по сути, в качестве элемента единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование - не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач общественного развития. По-видимому, единственной альтернативой технократическому вызову может стать гуманистическая ориентация, объявляющая человека высшей ценностью на Земле и на этой основе решающая проблемы "человек и мир", "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек"... Гуманистический подход вовсе не отрицает роль науки, техники и технологий в развитии человечества. В рамках гуманистической парадигмы знания приобретают новый смысл. Они выступают в качестве средства, значимость которого оценивается в системе "человек - мир"; что предполагает ориентацию на социальные, экологические и вообще человеческие императивы. Поэтому в наше время необходимость гуманизации школы и системы образования вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение..." (Глейзер Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 6-7). Проанализируйте позиции авторов. Можно ли соединить свободное развитие ребенка с общественным характером его бытия? Почему? Может ли существовать гуманистическая педагогика в тоталитарном обществе? О чем говорит пример Я. Корчака, В. А. Сухомлинского?
Самостоятельная работа Примечание. Самостоятельная работа по данному модулю включает задание, обязательное для всех студентов. Перед вами список литературы с адресами экспериментальных школ и образовательных учреждений г. Тулы и Тульской области. Попробуйте составить такой же список по вашему региону. Вам помогут в этом публикации в центральных газетах "1 сентября", "Педагогический вестник", "Учительская газета", журналах "Педагогика", "Воспитание школьников", "Семья и школа", "Классный руководитель" и др.
Подобрав литературу, выделите соответствующие данные и внесите их в таблицу.
Форма отчета: текст таблицы с комментариями. Методические рекомендации по выполнению Выполняя задание, заранее подготовьте форму итоговой таблицы и по ходу чтения делайте выписки, заполняя графы. Предполагается, что вы выделите наиболее существенные признаки инновационных учреждений своего региона, ясно и четко их сформулируете, проявив аналитико-синтетическое мышление. Если вы дополнительно составите структуру или схему, иллюстрирующую эти инновации, то окажете существенную помощь в создании наглядных пособий для студентов, которые будут изучать педагогику. Отчет о выполнении самостоятельной
Проверьте себя Готовы ли вы к тому, чтобы узнать и понять своего ученика? Ваши внимательность и воображение Исследование проводится с помощью специального бланка, на котором 25 черных и 24 серых числа. Вы должны сначала отыскать черные числа в порядке возрастания, а затем серые в порядке убывания. Каждый раз, найдя необходимое число, записывайте букву, соответствующую этому числу. Если вы допустили ошибку - исправьте ее, это время будет включено в общее время, затраченное на выполнение задания. Добейтесь, чтобы все было сделано правильно. Оба раза точно зафиксируйте время выполнения заданий. Итак, начали:
Сначала выписывайте буквы, соответствующие черным числам (в порядке возрастания): Вы потратили на это _____секунд. Теперь запишите буквы, соответствующие серым числам (в порядке убывания): Вы потратили ____секунд. Если разница между двумя временными показателями достаточно велика - у вас есть проблемы с переключением внимания с одного вида деятельности на другой, что создаст вам сложности в вашей будущей профессиональной деятельности. Возможно, вам помогут следующие упражнения на развитие внимательности, наблюдательности и воображения. Запечатление-удержание. В.течение 3-10 минут в состоянии "пустоты" в голове смотрите внимательно на предмет или часть тела (лучше в центр, стараясь охватить его целиком). Затем закройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной. Повторите это упражнение 5-10 раз за один подход, постоянно сличая образ с оригиналом. Не допускайте однообразных повторов. Каждый раз ищите то новое, что может вызвать состояние удивления и способствовать переходу вашего общего состояния на качественно новую ступень. Основная задача упражнения - "прочувствовать" предмет (или часть тела). Когда вы четко научитесь видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению. В течение 3-10 минут (сколько удастся) смотрите на предмет до появления первой мысли, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от него на 180° и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Если вы научились легко удерживать в воображении различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т. д. Когда получится с картинами, переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Достигли четкого запечатления слова - переходите к следующему упражнению. Перед каждым упражнением закрывайте глаза и мысленно проигрывайте его выполнение (до мельчайших деталей), воображая нужный вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в 2-3 раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно. Остановись, мгновение... В течение дня у вас есть не одна возможность поупражняться. Резко остановитесь, бросив взгляд на то, что находится перед глазами, и закройте их. Попробуйте восстановить в воображении только что виденное. Постарайтесь всем телом почувствовать свое состояние в данный момент (дальше этот способ запоминания будет описан подробнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину. Тренируясь таким образом, вы постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при желании, их воспроизводить. Например, художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения. Сначала все это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время "снимок" начнет "проявляться" и постепенно становиться более резким и четким. Причем в момент, когда вы закрыли глаза, все мысли должны исчезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникает ощущение отдыха и свежести в голове. Кроме тренировки яркости и четкости воображения, вы получите возможность хорошо отдохнуть в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения "мозговых шумов", которые излишне перегружают ваш мозг. Мгновенное фото. Когда вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или стоите в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т. п., закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течение 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). Постепенно вы научитесь вызывать четкое и яркое "мгновенное фото" и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, переходите на тренировки с открытыми глазами, т. е. вы должны, не глядя на "фото", видеть на любом фоне запоминаемую картину. Манипуляция "фотографией". Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Только теперь задача усложняется. "Сфотографированные" предметы нужно "передвигать" в заранее определенном направлении, "накладывать", "изменять" форму по своему желанию. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что это получается у вас легко, без напряжения. Фигуры. Попросите кого-либо разложить на столе спички в виде какой-нибудь фигуры и накрыть ее листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его, показав, что получилось. Посмотрев, вы закрываете глаза и стараетесь сосчитать количество спичек. После этого открываете глаза и выкладываете из спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности запоминайте разноцветные спички или палочки (количество, место расположения и цвет). Переходить к следующему упражнению можно в случае, если вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек. Умение видеть главное и особенности. Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша задача - выкладывать из спичек фигуры, которые ассоциируются у вас со словами. Например, "трактор" может вызвать ассоциации, которые вы отобразите как ломаные линии, связанные, в свою очередь, со звуком "р-р-р". Спички можно ломать, класть в любом положении. Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ваша задача - воспроизвести по составленным вами фигурам слова после окончания диктовки. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов. Хороший результат - составить фигуры и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд. ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ "ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКОМУ №1. 3. Остальные ответы неполные. №2. 1,2,5,6,7. № 6. Варианты ответа. А. Слабоуспевающие дети:
Б. Одаренные дети:
Литература Национальная доктрина образования // Учит. газ. - 2000. - № 42. Федеральная программа развития образования // Вести, образования. - 2000. - № 12. - С. 3-70. Ангеловеки К. Учителя и инновации. - М., 1991. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. - М., 1994. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М., 1992. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000. Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. - 1994. - № 2. Петпровичев В. М. Региональное образование: организация, управление развитием. - М., Тула. 1994. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997. Вопросы к экзамену по разделу Общее понятие о педагогике. Ее предмет, цели и задачи, функции. Основные категории педагогики, их взаимосвязь. Характеристика методов научно-педагогического исследования.
Date: 2016-07-25; view: 1998271; Нарушение авторских прав |