Гуманизм и инновации в педагогике. Индивидуально- дифференцированный подход в обучении
Цели изучения:
сформировать у студентов представление о сущности личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированных подходов в обучении; познакомить их с современными педагогическими инновациями; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в инновационных образовательных учреждениях.
Форма изучения:
семинар, самостоятельная работа студента.
Основные понятия:
гуманизация в педагогике, педагогическая инноватика, педагогические инновации, личностно-ориентированный подход, индивидуально-дифференцированный подход, педагогическая диагностика.
Опорная схема лекции

Что записать в ваш педагогический словарь
Гуманизация в образовании - воспитание и обучение гуманной личности гуманными методами, формами и средствами, направленное на удовлетворение ее индивидуальных запросов и интересов.
Педагогическая инноватика - область знания, изучающая процессы развития образования, связанные с созданием новой практики.
Педагогическая инновация - нововведение, вносящее в среду образования новые стабильные элементы.
Индивидуально-дифференцированный поход - организация учебного процесса, при которой выбор методов, форм, средств и приемов обучения осуществляется с учетом индивидуальных и групповых особенностей учащихся.
Педагогическая диагностика - изучение учебно-воспитательного процесса и личности учащегося в целях создания условий для оптимизации процессов обучения и воспитания.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- сущность понятий "педагогическая инновация" и "индивидуально-дифференцированный подход в обучении";
- педагогические особенности работы с детьми разного возраста и уровня подготовленности;
- возможности конкретных организационных форм и методов обучения для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- анализировать возможности конкретных организационных форм и методов обучения для индивидуализации и гуманизации обучения учащихся;
- выделять виды и структуру инновационных процессов;
- подбирать формы индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Подготовка к семинарскому занятию
1. Гуманизм - это:
- признание ценности человека как личности;
- забота о благе человека, уважение к человеческому достоинству;
- совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.
4.
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант ответа)
| 2. Укажите признаки, относящиеся к понятию "гуманизация образования":
- обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека;
- учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании;
- отсутствие наказаний;
- введение в обучение большого количества гуманитарных дисциплин;
- развивающий характер обучения и воспитания;
- создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика;
7.
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант ответа)
| 3. Заполните следующую таблицу.
"Индивидуализация образования" и "дифференциация образования"
| Общее в этих понятиях
| Различия в этих понятиях
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| 4.Правильно ли утверждение: "По выполняемым функциям мы можем считать педагогическую диагностику тождественной психологической диагностике"?
Да, потому что...
| Нет, потому что...
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| 5. Охарактеризуйте педагогические особенности работы учителя с учащимися разного возраста. Заполните таблицу:
Возраст
| Педагогические особенности
| Младшие школьники
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| Подростки
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| Старшие школьники
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| 6. Составьте алгоритм индивидуальной работы учителя со слабоуспевающими и одаренными детьми, пользуясь схемой.

Семинарское занятие
План семинара
1. Основной доклад: "Гуманизация образования: проблемы и поиски решений".**
Темы для содокладов и сообщений:
- Кто такой гуманный учитель?**
- Как соотносится гуманизация образования с развивающим характером обучения?**
- В чем проявляются основные признаки гуманизации образования в современной школе (с привлечением результатов собственного исследования)?***
2. Основной доклад: "Педагогические инновации".**
Темы для содокладов и сообщений:
- История педагогических инноваций в России.*
- Основные зарубежные педагогические инновации.*
- Виды и структура инновационных процессов в Тульском регионе (обзор публикаций).**
- Инновационные образовательные учреждения Тульского региона (анализ с привлечением результатов собственного исследования).***
- Карта педагогических инноваций Тульского региона (опыт создания наглядного пособия).***
3. Основной доклад: "Индивидуально-дифференцированный подход в обучении".**
Темы для содокладов и сообщений:
- В чем заключается специфика работы с "трудными" детьми? С одаренными учениками?*
- Как дифференцировать учебное содержание предмета для работы с учениками разного уровня интеллектуального развития?**
- Возрастные и индивидуальные особенности детей и их влияние на характер и результаты учебной деятельности.**
- Специфика применения индивидуально-дифференцированного подхода на уроке химии (биологии, географии и т. д.) (с привлечением результатов собственного исследования).***
•
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант темы)
| Тезисы выступления на семинаре
Тема:
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Вступление. Почему эта тема актуальна?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 2. В чем суть проблемы?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Ход семинарского занятия
№ вопроса
| Тема выступления
| Суть выступления
| Вопросы к выступающему, замечания
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
- Как вы думаете, с какого возраста ребенок готов к обучению, если мы рассматриваем последнее как передачу опыта?
- Что, на ваш взгляд, должно быть главным критерием полезности, жизненности, эффективности любых инноваций в образовании?
НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ
В законе РФ "Об образовании" утверждается: "Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию учащихся в духе любви к Родине".
Как и насколько, по-вашему, реализуется на практике это положение закона в современной России? Почему?
Работа с текстами
Проблемы гуманизации образования
Я побаивалась семиклассников. Особенно мальчиков. Высокие, широкоплечие акселераты, они казались могучими рядом со мной. Среди ребят особым авторитетом пользовался Вася М., весельчак, острослов, забияка.
Однажды я дала письменную работу по стилистике: описать, не называя имени, портрет известного всему классу человека так, чтобы все узнали, кто именно описан. Когда ребята кончили писать, сосед Васи, заговорщически блеснув глазами, предложил:
- Пусть Васька читает.
- Пусть, - согласилась я.
Вася встал и серьезно, я бы сказала проникновенно, начал читать... В некрасивом облике человека с испуганными глазами, с копной вихрастых волос, с красными пятнами на шее я узнала... себя! Ничего не упустил внимательный взгляд Васи: ни выпяченного подбородка, ни родимого пятна на мочке уха, ни чуть приподнятой треугольником левой брови... И хотя я, не отрываясь, смотрела на Васю, я чувствовала, как все впились в меня взглядами, слышала нарастающее оживление класса, узнавала шепот одобрения в Васин адрес. Хотелось закричать: "Замолчи!", затопать ногами, выгнать вон из класса злого мальчишку и его восторженных товарищей, хотелось головой упасть на учительский стол, спрятать лицо от этих всевидящих глаз, убежать...
"Если бы учительницей была не я, а другой, мудрый и бесстрашный человек...", - подумала я.
Вася кончил.
Я сказала, медленно бросая слова в заинтересованную напряженность класса:
- Что же, Вася, ты создал правдивый портрет человека с отталкивающей внешностью, точно подметил все его черты, в которых вы без особого труда узнали знакомую вам личность. За работу ты, Вася, заслужил оценку "пять". Садись, - и я четко вывела в журнале отметку "пять", потом добавила: - Только я, видимо, опрометчиво поступила, дав вашему классу такое задание...
- Нет! - вдруг вспыхнул Вася. - Вы - не опрометчиво... Это я... это я... - И он, торопясь, стал рвать свою тетрадь.
Мы все молча провожали глазами падающие на пол клочки (Львова Ю. Л. Педагогические этюды. - М.: Просвещение, 1990. - С. 12-13).
Проанализируйте эту ситуацию.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| О гуманистической педагогике
Несомненно, для гуманистической педагогики присуща тенденция приспособить содержание, формы и методы образования к ребенку. Однако неизбежно существует ряд императивов, ориентируясь на которые, учитель осуществляет руководство развитием детей (система общечеловеческих ценностей, стремление дать целостное представление о картине мира, о месте человека в системе природы и общества, стремление развить способность творчески преобразующей деятельности, умения самостоятельно приобретать и использовать информацию и т. д.). Так как сам педагогический процесс представляет собой некую организацию жизни человека, то он по необходимости привносит в нее определенные жизненные ценности, определенный стиль, на который ориентируется педагог. При этом сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализоваться, т. е. жить в соответствии со своими внутренними законами. Педагог, таким образом, с помощью специально отобранного содержания, форм и методов обучения обеспечивает корреляцию "внутреннего" и "внешнего". Причем происходит и постоянная корреляция конкретных целей педагогического процесса, осуществляемая в русле антропоорганизованной педагогической парадигмы. Образовательные средства отбираются исходя из целей и возможностей ребенка. Они, в свою очередь, подвергаются педагогической коррекции со стороны учителя. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь. Поэтому образовательную парадигму гуманистического типа на современном этапе мы можем назвать "школой жизни" <...>
Гуманистическая педагогика - это педагогика, в полной мере учитывающая диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости соединения свободного развития (саморазвития) ребенка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов образования к ребенку; на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия, что требует вполне определенных ценностных установок и норм поведения. Однако гуманистическая педагогика рассматривает эту диалектику сквозь призму человека, стремясь "очеловечить" образование и ориентируясь на общество "с человеческим лицом" (Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. - М, 1993. -С. 119-121).
Гуманизация образования
Гуманизация образования - ответ на технократический вызов. В России в бытность тоталитаризма общие цели образования, как ни странно, никогда не были предметом специальных исследований. Они декларировались партией и правительством, а педагоги довольствовались в лучшем случае ролью комментаторов спускаемых сверху формулировок...
Главным критерием полезности, жизненности, эффективности, любых инноваций в образовании должна быть их направленность на благо личности, ее и следует рассматривать в качестве ведущего признака любой прогрессивной педагогической концепции.
Реальные угрозы дегуманизации, ценностного упрощения человека, ограбление природных ресурсов, разрушение природной среды и, наконец, гибели человечества в огне ядерной междоусобицы - все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра "технократической парадигмы", сущность которой проявляется в том своеобразном мировоззрении, существенными чертами которого являются примат средств над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком. Технократизм был объективно обусловлен...
Человек стал рассматриваться, по сути, в качестве элемента единой технологической цепи, обеспечивающей воспроизводство материальных ценностей, а образование - не столько как средство развития человека, сколько в качестве условия его технологической подготовки для выполнения инструментальных задач общественного развития.
По-видимому, единственной альтернативой технократическому вызову может стать гуманистическая ориентация, объявляющая человека высшей ценностью на Земле и на этой основе решающая проблемы "человек и мир", "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек"...
Гуманистический подход вовсе не отрицает роль науки, техники и технологий в развитии человечества. В рамках гуманистической парадигмы знания приобретают новый смысл. Они выступают в качестве средства, значимость которого оценивается в системе "человек - мир"; что предполагает ориентацию на социальные, экологические и вообще человеческие императивы. Поэтому в наше время необходимость гуманизации школы и системы образования вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение..." (Глейзер Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 6-7).
Проанализируйте позиции авторов. Можно ли соединить свободное развитие ребенка с общественным характером его бытия? Почему? Может ли существовать гуманистическая педагогика в тоталитарном обществе? О чем говорит пример Я. Корчака, В. А. Сухомлинского?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Самостоятельная работа
Примечание. Самостоятельная работа по данному модулю включает задание, обязательное для всех студентов.
Перед вами список литературы с адресами экспериментальных школ и образовательных учреждений г. Тулы и Тульской области. Попробуйте составить такой же список по вашему региону. Вам помогут в этом публикации в центральных газетах "1 сентября", "Педагогический вестник", "Учительская газета", журналах "Педагогика", "Воспитание школьников", "Семья и школа", "Классный руководитель" и др.
- Адреса эксперимента // Тульская школа. - 1994. - № 4.
- Борискина Н. А., Шлыков И. Д. Экологическое образование: пер-/ вые этапы экспериментальной работы // Тульская школа. - 1994. - № 4.
- Ветрова Л. В. Образовательно-оздоровительное детское учреждение (детский центр) // Тульская школа. - 1996. - № 3.
- Жданова Н. И. Тульский лицей № 1 пять лет спустя // Тульская школа. - 1996. - № 3.
- Краснова М. И. Становление системы развивающего обучения в тульских школах // Тульская школа. - 1996. - № 2.
- Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. - 1994. - № 2.
- Петроченкова Е. П. Первые результаты эксперимента по модели "Экология и диалектика" // Тульская школа. - 1996. - № 3.
- Пономарев А. В. Опыт возрождения классического образования // Тульская школа. - 1996. - № 2.
- Толстовские школы // Тульская школа. - 1995. - № 3.
- Филатова О. И. Первая Российская христианская гимназия // Тульская школа. - 1996. - № 2.
- Экологические школы // Тульская школа. - 1996. - № 1.
Подобрав литературу, выделите соответствующие данные и внесите их в таблицу.
Экспериментальные школы и площадки
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (регион, город)
|
Школа
| Название
| Суть педагогической инновации
| Особенности учебно- воспитательного процесса
|
|
|
|
| Форма отчета: текст таблицы с комментариями.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Выполняя задание, заранее подготовьте форму итоговой таблицы и по ходу чтения делайте выписки, заполняя графы.
Предполагается, что вы выделите наиболее существенные признаки инновационных учреждений своего региона, ясно и четко их сформулируете, проявив аналитико-синтетическое мышление. Если вы дополнительно составите структуру или схему, иллюстрирующую эти инновации, то окажете существенную помощь в создании наглядных пособий для студентов, которые будут изучать педагогику.
Отчет о выполнении самостоятельной работы
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
Проверьте себя
Готовы ли вы к тому, чтобы узнать и понять своего ученика?
Ваши внимательность и воображение
Исследование проводится с помощью специального бланка, на котором 25 черных и 24 серых числа. Вы должны сначала отыскать черные числа в порядке возрастания, а затем серые в порядке убывания.
Каждый раз, найдя необходимое число, записывайте букву, соответствующую этому числу. Если вы допустили ошибку - исправьте ее, это время будет включено в общее время, затраченное на выполнение задания. Добейтесь, чтобы все было сделано правильно.
Оба раза точно зафиксируйте время выполнения заданий.
Итак, начали:
9-м
| 15-п
| 9-м
| 12-м
| 16-е
| 3-и
| 10-в
| 24-в
| 23-ф
| 1-к
| 19-а
| 15-л
| 8-г
| 17-а
| 18-т
| 14-ф
| 13-ш
| 6-с
| 2-л
| 10-е
| 25-р
| 11-к
| 2-г
| 24-ч
| 23-ч
| 5-ш
| 12-б
| 21 н
| 20-6
| 17-р
| 11-р
| 22-д
| 19-м
| 3-c
| 13-ж
| 7-х
| 16-х
| 6-ж
| 22-п
| 14-ц
| 8-ц
| 4-з
| 7-з
| 1-o
| 20-н
| 4-д
| 5-и
| 18-о
| 21-у
| Сначала выписывайте буквы, соответствующие черным числам (в порядке возрастания):
Вы потратили на это _____секунд.
Теперь запишите буквы, соответствующие серым числам (в порядке убывания):
Вы потратили ____секунд.
Если разница между двумя временными показателями достаточно велика - у вас есть проблемы с переключением внимания с одного вида деятельности на другой, что создаст вам сложности в вашей будущей профессиональной деятельности.
Возможно, вам помогут следующие упражнения на развитие внимательности, наблюдательности и воображения.
Запечатление-удержание. В.течение 3-10 минут в состоянии "пустоты" в голове смотрите внимательно на предмет или часть тела (лучше в центр, стараясь охватить его целиком). Затем закройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной.
Повторите это упражнение 5-10 раз за один подход, постоянно сличая образ с оригиналом. Не допускайте однообразных повторов. Каждый раз ищите то новое, что может вызвать состояние удивления и способствовать переходу вашего общего состояния на качественно новую ступень.
Основная задача упражнения - "прочувствовать" предмет (или часть тела). Когда вы четко научитесь видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению.
В течение 3-10 минут (сколько удастся) смотрите на предмет до появления первой мысли, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от него на 180° и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Если вы научились легко удерживать в воображении различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т. д. Когда получится с картинами, переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Достигли четкого запечатления слова - переходите к следующему упражнению.
Перед каждым упражнением закрывайте глаза и мысленно проигрывайте его выполнение (до мельчайших деталей), воображая нужный вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в 2-3 раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.
Остановись, мгновение... В течение дня у вас есть не одна возможность поупражняться. Резко остановитесь, бросив взгляд на то, что находится перед глазами, и закройте их. Попробуйте восстановить в воображении только что виденное. Постарайтесь всем телом почувствовать свое состояние в данный момент (дальше этот способ запоминания будет описан подробнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину. Тренируясь таким образом, вы постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при желании, их воспроизводить. Например, художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения.
Сначала все это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время "снимок" начнет "проявляться" и постепенно становиться более резким и четким. Причем в момент, когда вы закрыли глаза, все мысли должны исчезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникает ощущение отдыха и свежести в голове. Кроме тренировки яркости и четкости воображения, вы получите возможность хорошо отдохнуть в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения "мозговых шумов", которые излишне перегружают ваш мозг.
Мгновенное фото. Когда вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или стоите в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т. п., закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течение 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). Постепенно вы научитесь вызывать четкое и яркое "мгновенное фото" и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, переходите на тренировки с открытыми глазами, т. е. вы должны, не глядя на "фото", видеть на любом фоне запоминаемую картину.
Манипуляция "фотографией". Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Только теперь задача усложняется. "Сфотографированные" предметы нужно "передвигать" в заранее определенном направлении, "накладывать", "изменять" форму по своему желанию. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что это получается у вас легко, без напряжения.
Фигуры. Попросите кого-либо разложить на столе спички в виде какой-нибудь фигуры и накрыть ее листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его, показав, что получилось. Посмотрев, вы закрываете глаза и стараетесь сосчитать количество спичек. После этого открываете глаза и выкладываете из спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности запоминайте разноцветные спички или палочки (количество, место расположения и цвет). Переходить к следующему упражнению можно в случае, если вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.
Умение видеть главное и особенности. Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша задача - выкладывать из спичек фигуры, которые ассоциируются у вас со словами. Например, "трактор" может вызвать ассоциации, которые вы отобразите как ломаные линии, связанные, в свою очередь, со звуком "р-р-р". Спички можно ломать, класть в любом положении. Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ваша задача - воспроизвести по составленным вами фигурам слова после окончания диктовки. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов. Хороший результат - составить фигуры и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд.
ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ "ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ"
№1. 3. Остальные ответы неполные.
№2. 1,2,5,6,7.
№ 6. Варианты ответа.
А. Слабоуспевающие дети:
- формирование интереса к предмету;
- дополнительные занятия по ликвидации пробелов;
- текущие, временно облегченные задания;
- творческие задания, вызывающие интерес;
- частое повторение объяснений учителя;
- работа сильных учеников со слабыми,
Б. Одаренные дети:
- выявление структуры интересов;
- определение структуры способностей;
- выявление когнитивных особенностей, особенностей познавательной деятельности ребенка;
- разработка индивидуальной программы изучения предмета;
- формирование оптимальных отношений с классом;
- формирование адекватной самооценки.
Литература
Национальная доктрина образования // Учит. газ. - 2000. - № 42.
Федеральная программа развития образования // Вести, образования. - 2000. - № 12. - С. 3-70.
Ангеловеки К. Учителя и инновации. - М., 1991.
Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. - М., 1994.
Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М., 1992.
Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000.
Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. - 1994. - № 2.
Петпровичев В. М. Региональное образование: организация, управление развитием. - М., Тула. 1994.
Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.
Вопросы к экзамену по разделу "Общие основы педагогики. Дидактика"
Общее понятие о педагогике. Ее предмет, цели и задачи, функции. Основные категории педагогики, их взаимосвязь. Характеристика методов научно-педагогического исследования.
- Понятие о методологии педагогики. Методологическая -культура педагога.
- Ребенок как субъект и объект педагогического процесса. Индивидуальное развитие личности и его движущие силы. Социальные и биологические факторы развития личности.
- Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его функции и структура.
- Современные дидактические концепции.
- Закономерности и принципы процесса обучения.
- Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования.
- Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.
- Понятие о методах, приемах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения.
- Классификация методов обучения. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).
- Возможности различных методов обучения в активизации познавательной и самообразовательной деятельности учащихся.
- Характеристика видов обучения.
- Понятие о средствах обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
- Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.
- Классно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.
- Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.
- Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования.
- Педагогический контроль и учет учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
- Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство гуманизации образования.
Date: 2016-07-25; view: 1998316; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|