Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы





Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1).

Задание № 3 требует от вас проявления способностей к рефлексии. Проанализируйте приведенную схему, выделите в ней наиболее существенные внутренние связи, найдите в ней место для функций процесса обучения и обоснуйте свое решение.

Для выполнения задания № 4 вам необходимо познакомиться с одной из статей на изучаемую тему из приведенного списка (или предложить преподавателю другую по своему выбору) и написать на нее рецензию.

Задания № 5 и 6 потребуют проявления педагогической эрудиции, фантазии, юмора, нестандартности мышления, так как это задания творческого характера. Чтобы выполнить их, выберите школу, где бы вы могли провести свое исследование. Составьте необходимую анкету, попросите ответить на ее вопросы учителей, родителей, учащихся. Получив данные, попытайтесь прокомментировать их (например, совпадают ли мнения учителей и учеников, по какой причине у учителей возникают проблемы с ораторским искусством, какие семьи формируют у детей негативный образ учителя, а какие - положительный и почему, и т. д.).

Отчет о выполнении самостоятельной
работы

 
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Проверьте себя


Можете ли вы рассчитывать на успех в ученической аудитории?

Ваше чувство юмора
и контакт с аудиторией

В предлагаемой ниже методике по установлению контакта с аудиторией ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.

  1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?
  2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?
  3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
  4. Ваши распоряжения достаточно кратки?
  5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?
  6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?
  7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?
  8. Побуждаете ли вы слушателей задавать вопросы?
  9. Задаете ли вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли?
  10. Отличаете ли вы факты от мнений?
  11. Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?
  12. Стараетесь ли вы высказываться так, чтобы слушатели всегда соглашались с вами?
  13. Часто ли вы используете профессиональные термины, далеко не всем понятные?
  14. Говорите ли вы вежливо и добродушно?
  15. Следите ли вы за впечатлением, которое производят ваши слова?
  16. Делаете ли вы паузу для обдумывания своих слов и слов собеседника?

Ключ

Посчитайте по 1 баллу за ответы "нет" на вопросы 5,11,12,13 и по 1 баллу за ответы "да" на все остальные вопросы.

Результат. От 12 до 16 баллов - отличный результат!

От 10 до 12 баллов - средний уровень.

Менее 9 баллов - вам надо серьезно задуматься над созданием контакта с аудиторией...

Устраивает ли вас результат? Возможно, следующие советы специалистов помогут вам улучшить его.

Как развивать чувство юмора

Прекрасно, если у вас есть чувство юмора, тогда любые, даже достаточно колкие, замечания и вопросы можно обернуть себе на пользу. Чувство юмора характеризует культуру, такт и ум человека. Примитивные, искаженные проявления юмора (осмеяние физических недостатков, бранные слова, оскорбительные жесты) могут вызвать желаемый комический эффект лишь у очень невзыскательных, малокультурных людей с примитивным мышлением. Отсутствие "культуры юмора" проявляется в бестактности, неуместности шутки или остроты, когда с их помощью унижается достоинство человека. Еще Аристотель предостерегал от превращения шутки в оскорбление и предлагал запретить некоторые их формы, как закон запрещает бранные выражения. Вместе с тем он считал дикарями тех, кто никогда не шутит и не воспринимает шутки других. Аристотель одним из первых усмотрел важную роль шутки в споре, диалоге, лекции, отмечая, что шуткой можно встретить серьезность оппонента, а серьезной речью погасить шутку противника.


Братья Гонкуры связывали шутку, остроумие с мыслительным процессом.

Смех - это мерка, показатель умственного развития. Люди, смеющиеся глупо, никогда не бывают остроумны. Смех - это физиология ума.

Цицерон в руководстве для ораторов отмечал, что смешное включает: а) двусмысленность, б) неожиданные умозаключения, в) каламбуры, г) необычное истолкование собственных имен, д) пословицы, е) аллегорию, ж) метафоры, з) иронию. На юморе сказываются национальные традиции и формы общения, и тогда он рассматривается как своеобразный компонент национального характера и национальной культуры. Каждый по своему опыту может уловить разницу между тонким английским юмором, добродушным и сочным украинским, изящным французским. Среди юмористических приемов можно выделить иронию, парадоксы, ложное усиление, двойное истолкование, ложное противопоставление, намек.

Среди учеников могут оказаться очень тревожные, робкие, которые сами никогда не осмелятся задать вопрос или возразить преподавателю и больше всего заботятся о своей репутации. Таких робких вы должны вовлечь в обсуждение и поощрить даже за минимальное участие. Одобрительная улыбка, более частые взгляды, персональные обращения - все это должно иметь только позитивный характер. Пожалуй, любые шутки, даже безобидные, в таких ситуациях лучше приберечь для более сильных оппонентов.

Среди ваших учеников могут быть и совершенно незаинтересованные в теме урока. Они даже могут откровенно спать или заниматься посторонними делами. Постарайтесь все же их заинтересовать, понаблюдайте, в какие периоды они оживляются, попросите их высказать свою точку зрения, определите область интересов.

Все же надеемся, что учащиеся в большинстве своем будут заинтересованы в информации и в вас лично, охотно пойдут навстречу коллективному обсуждению и сотрудничеству. Ориентируйтесь на них, они ваши помощники и участники диалога.

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ "ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКОМУ
ЗАНЯТИЮ"

№1. 1.

Г.

№ 3. Планомерность, систематичность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность.

№5. 3,4.

№7. б.

№ 8. 2,4, 5; у некоторых авторов - еще 6.

№ 11. Варианты ответа - 2, 5, 6.

Литература

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.

Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. - М., 1994.

Бругшшнский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1981.

Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М., 1987.


Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987. Дидактика: учебно-методические материалы по курсу / Под ред.

О. А. Абдуллиной. - М., 1992.

Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2000.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.

Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1993.

Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.

Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000.

Скаткш М. Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1984.

Сорокин Н. А., Шайденко Н. А. Дидактика. - Тула, 1993.

 

Модуль 2

Содержание образования как фундамент культуры личности

Цели изучения:

охарактеризовать понятие "содержание образования"; сформировать представление об основных подходах к построению содержания образования в образовательных учреждениях разных типов; показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.

Форма изучения:

практическое занятие, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

образование, содержание образования как система, структура содержания образования; знания, умения, навыки; БУП (базисный учебный план); программа, учебник; ведущие принципы формирования содержания образования в альтернативных учебных заведениях различного типа.

Опорная схема лекции

Принцип формирования содержания образования

Факторы отбора содержания образования

Что записать в ваш педагогический
словарь

Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

Содержание образования - система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

Знания - результат познания наукой объективной действительности.

Умения - готовность к выполнению практических действий на основе имеющихся знаний.

Навыки - доведенные до автоматизма компоненты практических действий.

Учебная программа - нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность и содержание понятий "образование" и "содержание образования";
  • принципы и факторы, лежащие в основе формирования содержания образования;
  • различные теории построения содержания образования;
  • специфику построения и содержания базисного учебного плана (БУП) и других нормативных документов, в которых реализуется содержание образования.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • выделять и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений;
  • работать с учебным планом и учебной программой;
  • выделять и анализировать функции учебников.

Подготовка к практическому
занятию

1. Что такое содержание образования:

  1. система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
  2. достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
  3. общие идеи о построении природы и жизни общества;
4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант ответа)

2.Укажите признаки, относящиеся к понятию "содержание образования":

  1. действие, доведенное до автоматизма;
  2. способ достижения конкретной учебной цели;
  3. межпредметные связи;
  4. учебное занятие;
  5. знание;
  6. календарно-тематический план;
  7. учебный план.

3.Найдите в литературе и впишите следующие определения.

Базисный учебный план -_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Государственный образовательный стандарт - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

4. Заполните следующую таблицу.

Содержание образования - это... Признаки понятия Совпадающие Несовпадающие
" система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков (Б. П. Есипов, Н. К. Гончаров) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Содержание образования - это... Признаки понятия Совпадающие Несовпадающие
"...основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний" (Т. А. Ильина) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"...научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся" (И. Т. Огородников) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"...во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственное и физическое развитие человека" (В. С. Леднев) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"...та часть общественного опыта поколении, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему" (В. С. Безрукова) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"...система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения" (И. П. Подласый) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

5. Перечислите компоненты содержания образования и заполните схему.

6. Ознакомьтесь с базисным учебным планом (БУП) общеобразовательных учреждений РФ.

Образовательные области Количество часов в неделю (по классам)
                       
Русский язык как государственный                   - -
Языки и литература                      
Искусство                 - - -
Общественные дисциплины                      
Естественные дисциплины - - - -              
Математика                      
Физкультура                      
Технология                      
Всего                      
Занятия по выбору                      
Обязательная нагрузка учащегося                      
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                      
Итого                      

Какие особенности этого нормативного документа вы можете отметить? Какие тенденции в развитии содержания образования он отражает?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

7. Перечислите 4 основных компонента учебной программы и заполните схему.

8. Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.

Тип учебных заведений Особенности содержания образования
Лицей  
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Гимназия  
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Колледж  
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

9. Попытайтесь составить базисный учебный план для регионального и школьного компонента какого-нибудь образовательного учреждения (по вашему выбору).

Образовательные области Количество часов в неделю (по классам)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
   
   
   
Образовательные области Количество часов в неделю (по классам)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
   
   
   
   
   
   
Всего  
Занятия по выбору  
Обязательная нагрузка учащегося  
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия  
Итого  
     

Практическое занятие

Ход занятия

Теоретическая часть. Проверьте под руководством преподавателя, как вы выполнили задания из раздела "Подготовка к практическому занятию".

Практическая часть. Выберите для себя уровень сложности задания.

Низкий уровень сложности. Получите у преподавателя вводную с указанием вида учебного заведения и составьте фрагмент БУПа для него. Прокомментируйте план.

БУП _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Образовательные области Количество часов в неделю (по классам)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Итого  

 

Комментарий: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Отметка преподавателя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Базовый уровень сложности. Проведите самостоятельное исследование и проанализируйте БУП одного из альтернативных учебных заведений своего города или области. Прокомментируйте его.

БУП _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Образовательные области Количество часов в неделю (по классам)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Итого  

 

Комментарий: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Отметка преподавателя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Высокий уровень сложности. Проведите самостоятельное исследование: сравните БУП общеобразовательной школы и одного из альтернативных учебных заведений вашего города. Составьте комментарии к ним.

БУП _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Образовательные области Количество часов в неделю (по классам)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Итого  

 

Комментарий: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Отметка преподавателя _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

  1. Философ Луций Сенека сказал: "Молодые не знают необходимого, потому что учились бесполезному".
    Относится ли это к вашему образованию? Учили ли вас бесполезному?
  2. "Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первоначального отпечатка" (Э.-П. Бошер. Цит. по: Большая книга афоризмов/Сост. К. В. Душенко. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999).
    Согласны ли вы с данным высказыванием? Почему?

НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ

  1. Какие основные образовательные задачи решает такой школьный предмет, как химия (биология, география)?
  2. Какие основные умения должны сформироваться у школьников средних классов при изучении химии (биологии, географии и т.д.)?

Работа с текстами

Современные научные теории
и содержание образования

Среди многочисленных теорий отбора содержания образования к важнейшим относятся концепции дидактического материализма, формализма, утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепция структурализма, экземпляризма, функционального материализма, программирования и др. Коротко рассмотрим их сущность.

А. Дидактический материализм. Сторонники этой теории, истоки которой восходят к Я. А. Коменскому (XVII в.) считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей наук. На основе этого была разработана "энциклопедическая модель" содержания образования. Ее сущность: глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала в рамках одного предмета. Таким образом, данная модель охватывает разнообразные знания по отраслям наук, однако они зачастую слабо увязаны друг с другом, отмечается перегруженность информацией.

Б. Дидактический формализм. Это название возникло в конце XVIII в. Использовал его Э. Шмидт, автор изданной в 1791 г. "Эмпирической психологии". Сторонники дидактического формализма рассматривали содержание образования как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием при отборе учебных предметов должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Уже в древности были сторонники дидактического формализма (Гераклит, Цицерон); в Новое время эти идеи разделяли И. Кант, А. Дистервег, Герберт, Спенсер и др. Однако они переоценивали значение субъективно-процессуальной стороны.

В. Утилитаризм - данную концепцию в области отбора и систематизации содержания образования выдвигали Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др. Сущность: единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения учащихся к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Реконструкция социального опыта - основной критерий при определении содержания обучения. Под воздействием утилитаризма сформировались следующие принципы отбора: создание проблемного подхода; формирование практических знаний; объединение работы с игрой, активизация деятельности учащихся и др.

Г. Проблемно-комплексный отбор - автор Б. Суходольский. Сущность: общее образование составляет необходимую компоненту профессионального образования, но его содержание является основой жизни людей за пределами их профессиональной деятельности; содержание образования должно быть единым в неполной средней школе, но на более высоком уровне его нужно постепенно дифференцировать. Учебные дисциплины нужно изучать комплексно, интегрированно.

Д. Структурализм - этот термин был использован К. Сосницким при уточнении принципиального отбора содержания образования. Сущность: включение в учебные программы наиболее важного материала, отражающего фундаментальные положения науки и научной мысли. Важными при разработке таких программ является учет принципов структурности, современности, жизненность, логичность и единство теории с практикой. Несомненно, правильным являлось требование Сосницкого выделить в содержании изучаемого предмета основные формообразующие элементы, а также всесторонние производные элементы.

Е. Экземпляризм - теория, разработанная в 1958 г. западногерманским дидактом Гансом Штейером. В основе ее - концепция парадипломного (греч. "образец", "пример") обучения, согласно которой содержание образования следует представлять не столько систематически, сколько "фокусно" (без соблюдения хронологической последовательности); а также экземпляристское представление содержания.

Ж. Функциональный материализм - автор В. Оконь. В основе этой теории - положение об интеграционной связи познания с деятельностью. Основной критерий отбора содержания - мировоззренческий период. В содержании отдельных предметов должна отражаться их "ведущая идея", например идея эволюции в биологии, идея классовой борьбы в истории, идея функциональной зависимости в математике и т. п.

З. Теория дидактического программирования появилась в середине 1950-х годов в связи с появлением программированного обучения. По-другому она называется теорией операциональной структурализации содержания. Сторонники этой теории основное внимание уделяют структуре знаний и существующих между ними связей, используются методы матриц, графов и т. д. (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М. 1986).

Сделайте выписки из предложенных выше текстов по направлениям:

Теория содержания образования Исторический период Суть теории Достоинства Недостатки
Дидактический материализм        
Дидактический формализм        
Утилитаризм        
Проблемно- комплексный отбор        
Структурализм        
Дидактическое программирование        

Государственный образовательный стандарт

В Российской Федерации "...устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, <...> определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников" (Об образовании: Закон РФ. - М., 1996).

Образование - фактор развития личности

...Образование - одна из приоритетных областей жизнедеятельности общества и человека. Оно является мощным и действенным фактором социального, экономического и духовного развития личности. На новом этапе основой образования является осознанная необходимость каждой личности в учении как обязательном базисе всесторонней подготовки к жизни на основе рационального сочетания своих интересов и потребностей общества. В теории и практике педагогики образование рассматривается в различных аспектах. Когда речь идет о ступенях образования, то в этом случае пользуются такими понятиями, как начальное образование, среднее и высшее образование. Когда раскрывается характер образования, то имеется в виду общее образование (начальное общее; основное общее; среднее (полное); политехническое; профессиональное; дополнительное образование). Когда выясняется специализация образования, то вводятся понятия техническое, сельскохозяйственное, медицинское, педагогическое.

Под общим образованием понимается образование, обеспечивающее всестороннее развитие личности в том объеме, который необходим человеку для активного участия в жизни и является общим для всех.

Общее среднее образование является основной частью общего образования, которое получается учащимися в разных типах средних учебных заведений. Сегодня оно дифференцируется на традиционное школьное, гимназическое, лицейское и другие виды. Политехническое образование - процесс овладения знаниями научно-технических и экономических основ производства, системой знаний о сущности, основных чертах и значении НТП, обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, технологии и т. д. Профессиональное образование связано с процессом усвоения определенного объема знаний, умений по конкретной специальности. Основу этого процесса составляет общее образование, а результатом является получение определенной профессии.

Содержание образования - наиболее сложный и основной компонент образовательной системы, который кратко может быть выражен вопросом "чему учить".

В педагогической теории под содержанием образования понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми в ходе учебного процесса содействует личностному освоению основных богатств, накопленных человечеством, готовит к жизни, труду.

Знания - результат познания сущности окружающих явлений, отражение действительности в мышлении в виде теорий, закономерностей, принципов, понятий, факторов.

Умения - знания в действии, обеспечивающие выполнение определенной деятельности в новых условиях.

Навыки - автоматизированные умения: интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение), практические (конструкторские, трудовые), специальные или предметные (работа с картой, прибором), общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль и др.)

Категория содержания образования не является абстрактной. Это наиболее динамичный и изменчивый компонент процесса обучения; его модернизация происходит непрерывно на различных этапах развития общества. Как система зависимая, производная от других систем, содержание образования формируется сложно и противоречиво; оно несет на себе яркий отпечаток эпохи, общепринятых ценностей общества, соответствующих его идеологии и социальной структуре. Являясь средством воплощения в жизнь целей образования содержание отражает как текущие, так и перспективные потребности общества (социальный заказ), а также личности.

Существенное влияние на содержание образования оказывают и культурные достижения. Причем сроки между появлением нового открытия в науке, технике и началом их изучения в школе неуклонно сокращаются. Если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, для эволюционного учения Дарвина - 56 лет, радио (Попов) - 40, теории атома (Бор) - 30, то с транзистором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, синтезом инсулина, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой - через 4-5 лет. Такая ситуация привела к тому, что до недавнего времени постоянно увеличивалось количество учебных дисциплин (25-27), расширялось их содержание; а образование, таким образом, было нацелено на передачу готовых знаний. Многопредметность, утрата целостности и системности содержания образования, перегрузка учащихся учебными дисциплинами и в конечном счете - снижение качества образования. По данным исследователей МГПУ им. В. И. Ленина, на начало 80-х годов только 9 % среди старшеклассников занимались с интересом; 15% считали, что попусту теряют в школе время; 63 % занимались время от времени; и только 19 % работали систематически и выполняли весь объем учебного плана (Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991).

Базисный учебный план

В отечественной педагогической теории проблема содержания образования разрабатывалась И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским, В. М. Монаховым и др. Согласно разработанной ими концепции, содержание образования должно включать следующие элементы:

а) известные человеку знания о природе, обществе и человеке как основе формирования научного мировоззрения и ориентации в определенном направлении будущей практической деятельности;
б) опыт выполнения известных способов практической деятельности, реализуемый в умениях и навыках;
в) опыт творческой деятельности, направленной на поиск и решение нестандартных задач и тем самым на дальнейшее развитие науки, техники, культуры;
г) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности как основа подготовки к активному участию в жизни общества, формирование гражданской позиции, этических и эстетических принципов.

В педагогической теории были разработаны следующие основные принципы и идеи формирования содержания образования:

  • соответствие главной цели образования, каковой является всестороннее свободное развитие личности, учет запросов современной жизни;
  • соответствие знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса в контексте разных человеческих цивилизаций;
  • при сохранении систематичности и преемственности учет возможности комплексно-проблемного (интегрированного) и других способов представления учебного материала;
  • связь с жизнью как способ верификации (проверки) действительности изучаемых знаний и формируемых умений;
  • дифференциация, предусматривающая осуществление индивидуализированного обучения;
  • взаимосвязь отдельных разделов курсов, отдельных тем (обязательно основного), определение базисного компонента обучения;
  • вариативность, содержание образования, обеспечивающее молодежи выбор направления дальнейшей учебы или практической деятельности;
  • регионализация содержания образования, предусматривается отражение в содержании учебного материала тенденций и достижений конкретного региона.

Процесс демократизации образования не может быть нерегулируемым; а опасность разрушения единства образовательного пространства поставила наиболее остро вопрос о стандарте образования. Понятие стандарта означает норму, образец. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В законе РФ "Об образовании" (ст. 7) перечисляются основные понятия стандарта: "Обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников".

Свое выражение стандарт нашел прежде всего в базисном учебном плане (БУП), разработанном в соответствии с концепцией В. С. Леднева. БУП - основной государственный нормативный документ, в котором определяются:

  1. Перечень образовательных областей и предметов.
  2. Распределение образовательных предметов по годам обучения.
  3. Общее количество часов, отводимых на изучение образовательных областей по годам обучения.
  4. Недельная учебная нагрузка для базовых дисциплин и вариативного компонента.

В структуре БУП выделяется инвариативная часть (ядро), обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирования личностных качеств, соответствующих общечеловеческим идеалам; и вариативная часть, которая обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывая их личностные особенности, интересы, склонности. Данные две части в учебном плане представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательные; обязательные по выбору, факультативные.

Также в БУП выделены три компонента:

а) федеральный - включает ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык, математика, информатика, физика, астрономия, химия;
б) национально-региональный компонент - включает ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Федеральным и национально-региональным компонентом представлена история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, трудовая подготовка;
в) школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику образовательного учреждения и позволяет самостоятельно разрабатывать содержание образования. В основе БУП - линейно-циклическая структура курсов, представляющих отрасли области.

Учебная программа - нормативный документ, который фиксирует содержание учебного предмета. Программа состоит из следующих частей: объяснительная записка, в которой формулируются цели и задачи предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся, указываются рекомендуемые формы и методы обучения; тематическое содержание учебного материала с количеством часов, отводимых на изучение разделов, тем, отдельных вопросов; перечень учебного оборудования, наглядных пособий; рекомендуемая литература. В связи с дифференциацией образования разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В одном учебном заведении могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному предмету. В альтернативных учебных заведениях широко применяются авторские программы.

Учебник - систематическое изложение учебного материала по определенному учебному предмету. Учебники отражают, с одной стороны, состояние образования в той или иной области знания, с другой - влияют на него. Школьный учебник является одним из основных источников базисных знаний и ориентации самостоятельного учебного труда учащихся. В настоящее время общие концептуальные основы учебной программы и учебника разработаны в педагогической теории Д. Д. Зуевым, Л. Я. Зориной, В. М. Монаховым и др.

Сущность концепции сводится к следующему: учебную программу и учебник должны объединять предметное содержание и виды деятельности преподавателя и учащихся. Отражая их, содержание образование призвано быть средством обучения и развития творческой деятельности человека, способности его к самостоятельному мышлению (Базисный учебный план образовательных учебных заведений России // 1 сентября. - 28 авг. - 2001).

В какой степени базисный учебный план отражает доминирующую тенденцию современного образования: переход от технократической к гуманистической парадигме? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Самостоятельная работа

Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая картотека.*

№ 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

  • Культура и образование.
  • Системный подход к содержанию образования.
  • Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике.
  • Дополнительное образование в РФ: история и современность.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант - по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№ 3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания образования.**

Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного пособия).

№ 4. Проследите, как реализуются в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать:**

  • принципы отбора содержания образования;
  • система межпредметных связей.

Форма отчета: текст исследования (с приложением таблиц, схем).

№ 5. Проанализируйте пояснительную записку к предмету, который вы будете преподавать в школе, и определите ее структуру (линейная, концентрическая и т. д.).***

Сформулируйте главные задачи, выдвинутые перед этой учебной дисциплиной. Выявите отношение учителей-предметников к содержанию данной учебной программы.

Форма отчета: текст исследования (с приложением таблиц, схем).

Методические рекомендации по выполнению
самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1).

Задание № 3 дает хорошие возможности для развития аналитико-синтетических особенностей вашего мышления. Выделите 4 основных компонента содержания образования в виде 4 отдельных блоков. Какого рода связи между ними существуют? Какой компонент зависит от других и почему? Попытайтесь оформить эти связи графически.

Для выполнения задания № 4 вам необходимо подробно изучить учебную программу, а затем - учебник по вашему предмету. Перед началом выполнения задания прочтите рекомендованную литературу.

Задание № 5 также начните выполнять с изучения учебной программы по вашему предмету. Вам необходимо ознакомиться с рекомендованной литературой по этой теме. После теоретического анализа проведите анкетирование учителей, обобщите их мнение и выделите наиболее важные проблемы, связанные с содержанием образования по предмету.

Получив данные, прокомментируйте их. Полученные цифры оформите в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Отчет о выполнении самостоятельной
работы

 
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ "ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ
ЗАНЯТИЮ"

№1. 1.

№2. 1,3,5,6,7.

№ 5. 1) Знания о природе, обществе, человеке; 2) опыт практической деятельности (умения и навыки); 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

№ 7. Пояснительная записка - содержание - перечень оборудования - список литературы.

Литература

Национальная доктрина образования // Учит. газ. - 2000. - № 42.

Федеральная программа развития образования // Вест, образования. - 2000.-№12.-С. 3-70.

Об образовании: Закон РФ. - М., 1996.

Базисный учебный план образовательных учебных заведений России // 1 сентября. - 28 авг. - 2001.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.

Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.

Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. - 1994. - № 2.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998.

Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000.

Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 1997.

Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1981.







Date: 2016-07-25; view: 2158974; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.082 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию