Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы обучения. Урок в современной школе





Цели изучения:

сформировать у студентов понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; заложить умения сопоставлять назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса.

Форма изучения:

семинар, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

форма организации обучения, индивидуальная, групповая, фронтальные формы организации учебной деятельности учащихся, внеклассная и внеурочная работа; урок, структура урока, типология уроков; факультатив, кружок, экскурсия; нестандартная форма урока.

Опорная схема лекции

Что записать в ваш педагогический
словарь

Форма - наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего-либо.

Форма организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме.

Индивидуальная форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с каждым учеником.

Фронтальная форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.

Групповая форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу учеников в таких группах.

Классно-урочная система - коллективная форма организации обучения, при которой:

  • ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы;
  • класс работает по единому годовому плану и программе;
  • основной единицей занятий является урок, как правило, по одному предмету и теме.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса.

Структура урока - совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям.

Блок самопроверки

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность понятий "организационная форма обучения" и "урок";
  • соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте;
  • возможности конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;
  • типологию уроков и структуру уроков различного типа;
  • основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать влияние конкретных организационных форм и типов уроков на мотины и познавательную активность учащихся;
  • выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Подготовка к семинарскому
занятию

1. Что такое форма организации обучения?

  1. Согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;
  2. система устойчивых связен компонентов внутри процесса обучения;
  3. внешняя сторона организации учебного процесса;
  4. способ организации учебной работы учителя и учащихся;
5. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант ответа)

2. В чем заключается различие между понятиями "форма организации обучения" и "метод обучения"?

Понятие Общие черты Различия
Форма организации обучения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Метод обучения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

3.Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок.

Организационные формы обучения определяются....................... и задачами обучения,..................учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными............................... школьных предметов,...........................и временем работы учащихся,.................................учебными пособиями и т. п. (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.: Высшая школа, 1986).


4. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию "форма обучения"?

  1. Способ достижения конкретной дидактической цели;
  2. совокупность знаний, умений, навыков;
  3. внешнее выражение процесса обучения;
  4. способ контроля учебной деятельности;
5. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант ответа)

5. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия "форма организации обучения". Заполните таблицу.

Определение понятия "форма организации обучения" Что общего В чем расходятся
"...Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом" (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"...Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала" (И. М. Чередов) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме" (П. И. Подласый) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

6. В чем заключается основной недостаток урока как формы организации обучения:

  1. урок утомляет учеников;
  2. урок порождает формализм;
  3. на уроке существует непреодолимое противоречие между фронтальной формой организации работы учащихся и индивидуальным характером их познавательной деятельности;
  4. все учащиеся должны в основном подчиняться на уроке общему плану и общему темпу работы;
  5. урок толкает учителя на штамп и догматизм в обучении;
6. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант ответа)

7. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.


  Характеристика
Законченность во времени  
Постоянство применения  
Обязательность посещения  
Гибкость и экономичность  
Воспитывающий характер  
Развивающий характер  

8. Чем экскурсия отличается от урока?

  1. Урок - форма обучения, а экскурсия - метод учебной работы.
  2. Экскурсия не строго ограничена во времени.
  3. Учебные экскурсии, в отличие от урока, применяются только в старших классах.
  1. На уроке преобладают словесные методы обучения, а на экскурсии - наглядные.
5. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант ответа)

9. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:

Элементы структуры урока Этапы деятельности ученика
  Возникновения интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль

10. Познакомьтесь с планом проведения урока-экскурсии, который представлен ниже.

Тема: "Понятие биогеоценоза (на примере биогеоценоза леса)".

Цель экскурсии: изучить особенности биогеоценоза как многокомпонентной надорганизменной системы; выявить основные формы взаимодействия различных его компонентов.

Оборудование: сачки, морилки, ручная лупа, пинцет, поллитровые банки, копалка, бинокли, блокнот, ручка или карандаш.

Ход экскурсии.

I. Практическая часть. Начать экскурсию целесообразно с выполнения учащимися самостоятельных заданий на основе знаний, приобретенных ими в курсе ботаники и зоологии.

В ходе выполнения заданий учитель помогает школьникам определить виды растений, животных, выбрать площадку для работы.

Задания.

  1. Заложить площадку 10 × 10 м. Описать биотоп участка леса (рельеф, влажность, почва, хозяйственная деятельность).
  2. Напишите, из чего образуется лесная подстилка. Разложите несколько горстей лесной подстилки на лист бумаги. Соберите беспозвоночных животных, определите видовой состав и их роль в биоценозе леса. Определите толщину лесной подстилки. Почему она не увеличивается с каждым годом?
  1. Назвать количество выделенных ярусов растительного сообщества. Определите, какими видами образован каждый ярус.
  2. Выделите основные жизненные формы растений (деревья, кустарники, мхи, лишайники).
  3. Опишите горизонтальную расчлененность растительного покрова (мозаичность), укажите причины.
  4. Укажите, в чем проявляется "ярусность во времени"; объясните приспособления неодновременного развития растений в биоценозе. Наблюдаются ли подобные явления в мире животных? Что такое ярусность?
  5. Установите влияние света на жизнедеятельность растений и животных. Для этого выделите более освещенные и менее освещенные участки леса и опишите видовой состав кустарников и травянистых растений и их морфологию.
  6. Выясните места обитания и видовой состав беспозвоночных животных в биоценозе леса:

а) осмотрите деревья и кустарники и их повреждения, соберите беспозвоночных животных;
б) сделайте сборы сачком по кустарникам и траве. Поместите каждый сбор в отдельную банку, определите систематическую принадлежность животных и многообразие видов;
в) перечислите птиц.


  1. Укажите примеры биотических взаимоотношений в биоценозе леса.
  2. Укажите, какие земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие и птицы или следы их жизнедеятельности обнаружены вами на территории леса.
  3. Напишите 2-3 примера цепей питания в биогеоценозе леса.
  4. Предскажите будущее леса.

II. Заключительная часть. В ходе обобщающей беседы учащиеся самостоятельно формулируют определение биогеоценоза как тесно связанной обменом веществ и потоком энергии совокупности живых существ (растений, животных, грибов, прокариот) и косных компонентов (солнечная энергия, приземный слой атмосферы, водно-минеральный состав почвы и т. д.), соответствующий определенному относительно однородному участку земной поверхности.

Можно составить и обсудить характеристику биогеоценоза, используя следующий план.

  1. Структура биогеоценоза (его основные звенья: абиотическое окружение, производители органического вещества (растения), его потребители (животные), разрушители; их взаимосвязь.
  2. Среда обитания (биотоп) как своеобразный комплекс абиотических и биотических факторов.
  3. Видовой состав биогеоценоза (видовое, популяционное разнообразие, экологические ниши).
  4. Количественное участие видов в биогеоценозе (плотность всего населения, плотность отдельных популяций; численность, биомасса, экологическая пирамида).
  5. Биотические связи в биогеоценозе.
  6. Строение биогеоценоза (ярусность в пространстве, ярусность во времени: сезонная, суточная).
  7. Функционирование биогеоценоза (цепи питания, круговорот веществ, саморегуляция, биологическая продуктивность).

Закрепляя таким образом изученный материал, школьники более четко и конкретно подходят к пониманию сущности биогеоценоза как надорганизменного (и многокомпонентного) природного образования. Подобная форма раскрытия содержания материала о биогеоценозе создает благоприятные условия для систематизации многочисленных биогеоценологических понятий, фактов, сформированных у учащихся в предшествующих разделах биологии.

Проанализируйте эту экскурсию. В какой степени могут быть достигнуты в ходе экскурсии поставленные цели и задачи? Как проявляются образовательная, развивающая и воспитывающая функции процесса обучения?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Семинарское занятие

План семинара

1. Основной доклад: "Формы организации обучения в истории образования".**

Темы для содокладов и сообщений:

  • Характеристика индивидуальных форм обучения.*
  • Формы организации обучения в средневековой школе (на основе произведений художественной литературы).*
  • Особенности форм организации обучения в советской школе 1920-1930-х гг.**
  • Чем отличаются формы организации обучения в обычной средней или альтернативной школе (с привлечением результатов собственного исследования)?***

2. Основной доклад: "Урок как основная форма организации обучения".**

Темы для содокладов и сообщений:

  • В чем заключается связь принципов обучения со структурой урока? *
  • Проблема классификации уроков в дидактике.**
  • В чем заключаются основные проблемы общения учителя и учеников на уроке?**
  • Урок как творчество учителя.**
  • Специфика современного урока химии (биологии, географии и т. д.) (с привлечением результатов собственного исследования).***
  • Как меняется структура урока в зависимости от целей и задач обучения (с привлечением результатов собственного исследования)?***

3 .Основной доклад: "Индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения".**

Темы для содокладов и сообщений:

  • Чем объясняется выбор учителем одной из форм обучения?*
  • Какие дидактические задачи решают индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения?**
  • В чем вы видите перспективу развития урока химии (биологии, географии) (с привлечением результатов собственного исследования)?***
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант темы)

Тезисы выступления на семинаре

Тема: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Вступление. Почему эта тема актуальна?

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Тезис 2. В чем суть проблемы?

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -






Date: 2016-07-25; view: 5156; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию