Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационные формы обучения. Урок в современной школе
Цели изучения:
сформировать у студентов понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; заложить умения сопоставлять назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса.
Форма изучения:
семинар, самостоятельная работа студента.
Основные понятия:
форма организации обучения, индивидуальная, групповая, фронтальные формы организации учебной деятельности учащихся, внеклассная и внеурочная работа; урок, структура урока, типология уроков; факультатив, кружок, экскурсия; нестандартная форма урока.
Опорная схема лекции
Что записать в ваш педагогический словарь
Форма - наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего-либо.
Форма организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме.
Индивидуальная форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает индивидуально с каждым учеником.
Фронтальная форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель работает одновременно со всеми учениками.
Групповая форма организации обучения - форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу учеников в таких группах.
Классно-урочная система - коллективная форма организации обучения, при которой:
- ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы;
- класс работает по единому годовому плану и программе;
- основной единицей занятий является урок, как правило, по одному предмету и теме.
Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса.
Структура урока - совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям.
Блок самопроверки
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- сущность понятий "организационная форма обучения" и "урок";
- соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте;
- возможности конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;
- типологию уроков и структуру уроков различного типа;
- основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- анализировать влияние конкретных организационных форм и типов уроков на мотины и познавательную активность учащихся;
- выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Подготовка к семинарскому занятию
1. Что такое форма организации обучения?
- Согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;
- система устойчивых связен компонентов внутри процесса обучения;
- внешняя сторона организации учебного процесса;
- способ организации учебной работы учителя и учащихся;
5.
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант ответа)
| 2. В чем заключается различие между понятиями "форма организации обучения" и "метод обучения"?
Понятие
| Общие черты
| Различия
| Форма организации обучения
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Метод обучения
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 3.Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок.
Организационные формы обучения определяются....................... и задачами обучения,..................учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными............................... школьных предметов,...........................и временем работы учащихся,.................................учебными пособиями и т. п. (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.: Высшая школа, 1986).
4. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию "форма обучения"?
- Способ достижения конкретной дидактической цели;
- совокупность знаний, умений, навыков;
- внешнее выражение процесса обучения;
- способ контроля учебной деятельности;
5.
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант ответа)
| 5. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия "форма организации обучения". Заполните таблицу.
Определение понятия "форма организации обучения"
| Что общего
| В чем расходятся
| "...Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом" (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев)
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| "...Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала" (И. М. Чередов)
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| "Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме" (П. И. Подласый)
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 6. В чем заключается основной недостаток урока как формы организации обучения:
- урок утомляет учеников;
- урок порождает формализм;
- на уроке существует непреодолимое противоречие между фронтальной формой организации работы учащихся и индивидуальным характером их познавательной деятельности;
- все учащиеся должны в основном подчиняться на уроке общему плану и общему темпу работы;
- урок толкает учителя на штамп и догматизм в обучении;
6.
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант ответа)
| 7. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.
| Характеристика
| Законченность во времени
|
| Постоянство применения
|
| Обязательность посещения
|
| Гибкость и экономичность
|
| Воспитывающий характер
|
| Развивающий характер
|
| 8. Чем экскурсия отличается от урока?
- Урок - форма обучения, а экскурсия - метод учебной работы.
- Экскурсия не строго ограничена во времени.
- Учебные экскурсии, в отличие от урока, применяются только в старших классах.
- На уроке преобладают словесные методы обучения, а на экскурсии - наглядные.
5.
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант ответа)
| 9. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:
Элементы структуры урока
| Этапы деятельности ученика
|
| Возникновения интереса к учению
|
| Усвоение знаний
|
| Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
|
| Упражнение
|
| Контроль
|
| Самоконтроль
| 10. Познакомьтесь с планом проведения урока-экскурсии, который представлен ниже.
Тема: "Понятие биогеоценоза (на примере биогеоценоза леса)".
Цель экскурсии: изучить особенности биогеоценоза как многокомпонентной надорганизменной системы; выявить основные формы взаимодействия различных его компонентов.
Оборудование: сачки, морилки, ручная лупа, пинцет, поллитровые банки, копалка, бинокли, блокнот, ручка или карандаш.
Ход экскурсии.
I. Практическая часть. Начать экскурсию целесообразно с выполнения учащимися самостоятельных заданий на основе знаний, приобретенных ими в курсе ботаники и зоологии.
В ходе выполнения заданий учитель помогает школьникам определить виды растений, животных, выбрать площадку для работы.
Задания.
- Заложить площадку 10 × 10 м. Описать биотоп участка леса (рельеф, влажность, почва, хозяйственная деятельность).
- Напишите, из чего образуется лесная подстилка. Разложите несколько горстей лесной подстилки на лист бумаги. Соберите беспозвоночных животных, определите видовой состав и их роль в биоценозе леса. Определите толщину лесной подстилки. Почему она не увеличивается с каждым годом?
- Назвать количество выделенных ярусов растительного сообщества. Определите, какими видами образован каждый ярус.
- Выделите основные жизненные формы растений (деревья, кустарники, мхи, лишайники).
- Опишите горизонтальную расчлененность растительного покрова (мозаичность), укажите причины.
- Укажите, в чем проявляется "ярусность во времени"; объясните приспособления неодновременного развития растений в биоценозе. Наблюдаются ли подобные явления в мире животных? Что такое ярусность?
- Установите влияние света на жизнедеятельность растений и животных. Для этого выделите более освещенные и менее освещенные участки леса и опишите видовой состав кустарников и травянистых растений и их морфологию.
- Выясните места обитания и видовой состав беспозвоночных животных в биоценозе леса:
а) осмотрите деревья и кустарники и их повреждения, соберите беспозвоночных животных; б) сделайте сборы сачком по кустарникам и траве. Поместите каждый сбор в отдельную банку, определите систематическую принадлежность животных и многообразие видов; в) перечислите птиц.
- Укажите примеры биотических взаимоотношений в биоценозе леса.
- Укажите, какие земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие и птицы или следы их жизнедеятельности обнаружены вами на территории леса.
- Напишите 2-3 примера цепей питания в биогеоценозе леса.
- Предскажите будущее леса.
II. Заключительная часть. В ходе обобщающей беседы учащиеся самостоятельно формулируют определение биогеоценоза как тесно связанной обменом веществ и потоком энергии совокупности живых существ (растений, животных, грибов, прокариот) и косных компонентов (солнечная энергия, приземный слой атмосферы, водно-минеральный состав почвы и т. д.), соответствующий определенному относительно однородному участку земной поверхности.
Можно составить и обсудить характеристику биогеоценоза, используя следующий план.
- Структура биогеоценоза (его основные звенья: абиотическое окружение, производители органического вещества (растения), его потребители (животные), разрушители; их взаимосвязь.
- Среда обитания (биотоп) как своеобразный комплекс абиотических и биотических факторов.
- Видовой состав биогеоценоза (видовое, популяционное разнообразие, экологические ниши).
- Количественное участие видов в биогеоценозе (плотность всего населения, плотность отдельных популяций; численность, биомасса, экологическая пирамида).
- Биотические связи в биогеоценозе.
- Строение биогеоценоза (ярусность в пространстве, ярусность во времени: сезонная, суточная).
- Функционирование биогеоценоза (цепи питания, круговорот веществ, саморегуляция, биологическая продуктивность).
Закрепляя таким образом изученный материал, школьники более четко и конкретно подходят к пониманию сущности биогеоценоза как надорганизменного (и многокомпонентного) природного образования. Подобная форма раскрытия содержания материала о биогеоценозе создает благоприятные условия для систематизации многочисленных биогеоценологических понятий, фактов, сформированных у учащихся в предшествующих разделах биологии.
Проанализируйте эту экскурсию. В какой степени могут быть достигнуты в ходе экскурсии поставленные цели и задачи? Как проявляются образовательная, развивающая и воспитывающая функции процесса обучения?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
Семинарское занятие
План семинара
1. Основной доклад: "Формы организации обучения в истории образования".**
Темы для содокладов и сообщений:
- Характеристика индивидуальных форм обучения.*
- Формы организации обучения в средневековой школе (на основе произведений художественной литературы).*
- Особенности форм организации обучения в советской школе 1920-1930-х гг.**
- Чем отличаются формы организации обучения в обычной средней или альтернативной школе (с привлечением результатов собственного исследования)?***
2. Основной доклад: "Урок как основная форма организации обучения".**
Темы для содокладов и сообщений:
- В чем заключается связь принципов обучения со структурой урока? *
- Проблема классификации уроков в дидактике.**
- В чем заключаются основные проблемы общения учителя и учеников на уроке?**
- Урок как творчество учителя.**
- Специфика современного урока химии (биологии, географии и т. д.) (с привлечением результатов собственного исследования).***
- Как меняется структура урока в зависимости от целей и задач обучения (с привлечением результатов собственного исследования)?***
3 .Основной доклад: "Индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения".**
Темы для содокладов и сообщений:
- Чем объясняется выбор учителем одной из форм обучения?*
- Какие дидактические задачи решают индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения?**
- В чем вы видите перспективу развития урока химии (биологии, географии) (с привлечением результатов собственного исследования)?***
•
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант темы)
| Тезисы выступления на семинаре
Тема:
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Вступление. Почему эта тема актуальна?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 2. В чем суть проблемы?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
Date: 2016-07-25; view: 5156; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|