Процесс обучения. Закономерности и принципы процесса обучения
Цели изучения:
сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представление о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.
Форма изучения:
семинар, самостоятельная работа студента.
Основные понятия:
дидактика; преподавание, учение, процесс обучения; функции и закономерности обучения; принципы обучения; виды обучения.
Опорная схема лекции
Что записать в ваш педагогический словарь
Дидактика - область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования.
Процесс обучения - целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей.
Функции процесса обучения - назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом.
Закономерность - отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей.
Принципы обучения - основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру;
- характеристику закономерностей и принципов обучения;
- сущность и индивидуальные черты видов обучения.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- выделять и раскрывать функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую;
- анализировать действия учителя и учащихся в рамках различных видов обучения;
- соотносить закономерность, принцип и правила обучения.
Подготовка к семинарскому занятию
1. Что такое дидактика? Отметьте правильный ответ:
- теория обучения и образования;
- теория воспитания;
- теория обучения;
- часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;
- теория обучения, образования и воспитания.
2. Определите иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?
3. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность? Подчеркните те из них, которые относятся к процессу обучения.
4. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия "процесс обучения". Заполните таблицу.
Определение понятия "процесс обучения"
| На чем сделан акцент
| Что общего
| В чем различие
| "Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями <...>" (Харламов И. Ф. Педагогика. - Минск 1979)
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| "Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников" (Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988)
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения а также личностные качества" (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996)
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - -
| 5. Что является движущей силой процесса обучения:
- ответственность учащихся за свои знания;
- требования учителей, предъявляемые школьникам;
- противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
- понимание учащимися необходимости получения образования;
5.
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант ответа)
| 6. Выпишите определения следующих понятий.
Вид обучения - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| (Укажите источник этих сведений)
|
Правило обучения -_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
| (Укажите источник этих сведений)
| 7. Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.
8. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
- Коррекционная;
- образовательная;
- диагностическая;
- воспитательная;
- развивающая;
- оздоровительная.
9. Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?
Этапы деятельности учителя
| Этапы деятельности ученика
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Возникновения интереса к учению
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Усвоение знаний
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Процессы запоминания
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Упражнение
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Самоконтроль
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 10. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком
правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.
Дидактический принцип
| Дидактическое правило
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Принцип систематичности обучения
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Работая со всем классом, помните о каждом ученике
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Принцип наглядности обучения
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 11. Писатель В. В. Вересаев в одной из книг приводит отрывок из школьного сочинения на тему "Исторические личности в поэме А. С. Пушкина "Полтава"":
Историческими личностями называются две главные личности, которые оставляют следы в истории и двигают ее вперед и назад. Вот во времена Полтавы в России было две исторических личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла - шведского короля. Она жила в Швеции. Петр был очень хорошим, грозным и замечательным царем. Мазепа, хотя тоже был храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царем. И он открыл полтавское сражение. Петр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птенцы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам <...> В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своей личностью поплатился за такое отношение и как Петр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности...
Как вы думаете, в чем была ошибка учителя, который учил этого ученика? Какой недостаток учебного процесса иллюстрирует это сочинение?
- Абстрактность;
- формализм;
- созерцательность;
- слишком сложный уровень задания;
- разрыв теории и практики;
- отсутствие у ученика нужных навыков.
12. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| I. Объяснительно -иллюстративное обучение
| 1. Информирует о новых знаниях, дает объяснения
| 1.
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 2.
| 2. Осмысливает материал
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 3. Организует обобщение
| 3.
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 4.
| 4. Повторяет и закрепляет изученное
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 5. Организует применение полученных знании на практике
| 5.
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| II. Проблемноe обучение
| 1.
| 1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 2. Организует размышление над проблемой
| 2.
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 3.
| 3. Выдвигает гипотезы и обсуждает их
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 4. Организует проверку гипотезы
| 4.
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| III. Алгоритмизированное обучение
| 1.
| 1. Воспринимает информацию
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 2. Объясняет первую часть материала (1-й шаг) и действия с ним
| 2.
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 3.
| 3. Отвечает на контрольные вопросы
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| 4. Если ответ верный, переходит ко 2-му шагу. Если нет - возвращается к 1-му шагу
| 4.
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| | | | Семинарское занятие
План семинара
1. Основной доклад: "Характеристика процесса обучения и его целей".**
Темы для содокладов и сообщений:
- Развитие представлений о дидактике как науке. *
- Процесс обучения как единство преподавания и учения.*
- Гносеологические основы процесса обучения.**
- Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.**
- Личность школьника и учение (с привлечением результатов собственного исследования).***
- Мотивы учения (с привлечением результатов собственного исследования).***
2. Основной доклад: "Закономерности и принципы обучения".**
Темы для содокладов и сообщений:
- В чем заключается связь принципов обучения с закономерностями обучения? *
- Каково значение знания принципов обучения для учителя?*
- Система принципов обучения и раскрывающих их правил обучения (таблица, составленная студентом).**
- Образовательный процесс как внутренняя деятельность личности.**
- Специфика проявления принципов и правил обучения в работе учителя химии (биологии, географии) (с привлечением результатов собственного исследования).***
3. Основной доклад: "Виды обучения".**
Темы для содокладов и сообщений:
- Чем объясняется выбор учителем вида обучения?*
- Сравнительная характеристика различных видов обучения.**
- Возможности использования программированного и компьютерного обучения в работе учителя химии (биологии, географии) (с привлечением результатов собственного исследования).***
•
| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
|
| (Ваш вариант темы)
| Тезисы выступления на семинаре
Тема:
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Вступление. Почему эта тема актуальна?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 2. В чем суть проблемы?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
|
Date: 2016-07-25; view: 8337; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|