Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс обучения. Закономерности и принципы процесса обучения





Цели изучения:

сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представление о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Форма изучения:

семинар, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

дидактика; преподавание, учение, процесс обучения; функции и закономерности обучения; принципы обучения; виды обучения.

Опорная схема лекции

Что записать в ваш педагогический
словарь

Дидактика - область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования.

Процесс обучения - целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей.

Функции процесса обучения - назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом.

Закономерность - отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей.

Принципы обучения - основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру;
  • характеристику закономерностей и принципов обучения;
  • сущность и индивидуальные черты видов обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • выделять и раскрывать функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую;
  • анализировать действия учителя и учащихся в рамках различных видов обучения;
  • соотносить закономерность, принцип и правила обучения.

Подготовка к семинарскому
занятию

1. Что такое дидактика? Отметьте правильный ответ:

    1. теория обучения и образования;
    2. теория воспитания;
    3. теория обучения;
    1. часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;
    2. теория обучения, образования и воспитания.

2. Определите иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?

3. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность? Подчеркните те из них, которые относятся к процессу обучения.

4. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия "процесс обучения". Заполните таблицу.

Определение понятия "процесс обучения" На чем сделан акцент Что общего В чем различие
"Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями <...>" (Харламов И. Ф. Педагогика. - Минск 1979) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников" (Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения а также личностные качества" (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

5. Что является движущей силой процесса обучения:

  1. ответственность учащихся за свои знания;
  2. требования учителей, предъявляемые школьникам;
  3. противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
  4. понимание учащимися необходимости получения образования;
5. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант ответа)

6. Выпишите определения следующих понятий.

Вид обучения - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(Укажите источник этих сведений)

 

Правило обучения -_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(Укажите источник этих сведений)

7. Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.

8. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?

  1. Коррекционная;
  2. образовательная;
  3. диагностическая;
  4. воспитательная;
  5. развивающая;
  6. оздоровительная.

9. Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?

Этапы деятельности учителя Этапы деятельности ученика
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Возникновения интереса к учению
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Усвоение знаний
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Процессы запоминания
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Упражнение
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Самоконтроль
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

10. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком

правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.

Дидактический принцип Дидактическое правило
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Принцип систематичности обучения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Работая со всем классом, помните о каждом ученике
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Принцип наглядности обучения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

11. Писатель В. В. Вересаев в одной из книг приводит отрывок из школьного сочинения на тему "Исторические личности в поэме А. С. Пушкина "Полтава"":

Историческими личностями называются две главные личности, которые оставляют следы в истории и двигают ее вперед и назад. Вот во времена Полтавы в России было две исторических личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла - шведского короля. Она жила в Швеции. Петр был очень хорошим, грозным и замечательным царем. Мазепа, хотя тоже был храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царем. И он открыл полтавское сражение. Петр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птенцы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам <...> В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своей личностью поплатился за такое отношение и как Петр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности...

Как вы думаете, в чем была ошибка учителя, который учил этого ученика? Какой недостаток учебного процесса иллюстрирует это сочинение?

  1. Абстрактность;
  2. формализм;
  3. созерцательность;
  4. слишком сложный уровень задания;
  5. разрыв теории и практики;
  6. отсутствие у ученика нужных навыков.

12. Восстановите соответствие между деятельностью учителя и ученика в рамках различных видов обучения.

Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Объяснительно -иллюстративное обучение
1. Информирует о новых знаниях, дает объяснения 1.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
2. 2. Осмысливает материал
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
3. Организует обобщение 3.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
4. 4. Повторяет и закрепляет изученное
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5. Организует применение полученных знании на практике 5.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Деятельность учителя Деятельность ученика
II. Проблемноe обучение
1. 1. Осознает противоречия в предложенных ситуациях
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
2. Организует размышление над проблемой 2.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
3. 3. Выдвигает гипотезы и обсуждает их
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
4. Организует проверку гипотезы 4.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
III. Алгоритмизированное обучение
1. 1. Воспринимает информацию
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
2. Объясняет первую часть материала (1-й шаг) и действия с ним 2.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
3. 3. Отвечает на контрольные вопросы  
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
4. Если ответ верный, переходит ко 2-му шагу. Если нет - возвращается к 1-му шагу 4.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
     

Семинарское занятие

План семинара

1. Основной доклад: "Характеристика процесса обучения и его целей".**

Темы для содокладов и сообщений:

  • Развитие представлений о дидактике как науке. *
  • Процесс обучения как единство преподавания и учения.*
  • Гносеологические основы процесса обучения.**
  • Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.**
  • Личность школьника и учение (с привлечением результатов собственного исследования).***
  • Мотивы учения (с привлечением результатов собственного исследования).***

2. Основной доклад: "Закономерности и принципы обучения".**

Темы для содокладов и сообщений:

  • В чем заключается связь принципов обучения с закономерностями обучения? *
  • Каково значение знания принципов обучения для учителя?*
  • Система принципов обучения и раскрывающих их правил обучения (таблица, составленная студентом).**
  • Образовательный процесс как внутренняя деятельность личности.**
  • Специфика проявления принципов и правил обучения в работе учителя химии (биологии, географии) (с привлечением результатов собственного исследования).***

3. Основной доклад: "Виды обучения".**

Темы для содокладов и сообщений:

  • Чем объясняется выбор учителем вида обучения?*
  • Сравнительная характеристика различных видов обучения.**
  • Возможности использования программированного и компьютерного обучения в работе учителя химии (биологии, географии) (с привлечением результатов собственного исследования).***
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  (Ваш вариант темы)

Тезисы выступления на семинаре

Тема: - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Вступление. Почему эта тема актуальна?

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Тезис 2. В чем суть проблемы?

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?

  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Date: 2016-07-25; view: 8271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию