Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и средства обучения
Цели изучения: сформировать у студентов понятие о методах обучения, их структуре; развивать представление о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся. Форма изучения: семинар, самостоятельная работа студента. Основные понятия: метод обучения; приемы обучения; средства обучения; классификация методов обучения; типология методов обучения. Опорная схема лекции
Структура метода обучения Что записать в ваш педагогический Метод (гр. methodos) - путь к цели, способ действий или поведения. Метод обучения - способ совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в ходе которого решаются дидактические задачи. Прием обучения - составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер. Средства обучения - материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактических целей. Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать:
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
Подготовка к семинарскому 1. Что такое метод обучения?
2.Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию "метод обучения"?
3.В чем заключается различие между понятиями "принцип обучения" и "метод обучения"?
4. К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?
5. Какая из приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий "метод обучения" и "методический прием"? Дайте пояснения. 6.Какие факторы определяют выбор методов обучения?
7.Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
8.Какой метод обучения характеризуется тем, что учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают ход их и из своих наблюдений делают обобщенные выводы?
9.Проанализируйте словесные методы обучения и заполните таблицу.
10. Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
11. Проанализируйте наглядные методы обучения и заполните таблицу.
Классификация методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)
Семинарское занятие План семинара 1. Основной доклад: "Понятие методов, приемов, правил обучения".** Темы для содокладов и сообщений:
2. Основной доклад: "Типология методов обучения".** Темы для содокладов и сообщений:
3. Основной доклад: "Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения".** Темы для содокладов и сообщений:
Тезисы выступления на семинаре
Вступление. Почему эта тема актуальна?
Тезис 1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?
Тезис 2. В чем суть проблемы?
Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?
Ход семинарского занятия
ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
Пример. Ненаправленный вопрос: "Какой треугольник называется равнобедренным? Отвечать будет... Володя". Направленный вопрос: "Володя, вопрос тебе. Какой треугольник называется равнобедренным?" На ваш взгляд, какой вид вопроса эффективнее? НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ
Работа с текстами Что такое метод обучения? ...Творчество педагога и высокое профессиональное мастерство означает прежде всего научно обоснованную и умелую разработку системы методов обучения. От метода обучения зависит, насколько хорошо ученик научился приобретать знания, добывать их, исследовать предмет или явление, делать выводы, а приобретенные умения и навыки применять в жизнь. Что же такое метод обучения? Methodos - по-гречески "путь", "способ поведения". Под методом обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач. Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должны выполнять ученик и учитель. Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Осознав свою цель, человек осуществляет деятельность, т. е. систему действий, определенными средствами, имеющимися в его распоряжении. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (проблемные). Это слово учителя, учебники, литература; учебное оборудование и наглядные пособия; специальные средства программированного оборудования. Применение метода обучения предполагает прежде всего наличие у учителя цели обучения, на основе которой разворачивается его деятельность, обусловленная имеющимися у него средствами. В результате появляется цель и у ученика, его учебно-познавательная деятельность в таком случае также формируется на основе имеющихся у него средств. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели. Метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоение учеником содержания образования. Таким образом, мы видим взаимосвязь отношений: "учитель - ученик - учебный предмет". В этих отношениях каждый элемент выполняет свою функцию, определенную содержанием материала, изучаемого на уроке, организацией деятельности по его усвоению и способам усвоения этого материала. В свою деятельность по реализации цели обучения учитель включает отдельные детали метода, его составные части, называемые методическими приемами. Прием - это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему. К приемам относятся, например:
Между методами и методическими приемами существуют взаимосвязь и переходы. Необходимость использования учителем широкого арсенала методов обучения вызвана характером содержания образования в современной школе, спецификой учебного предмета, учетом психологических особенностей учащихся, уровнем их развития, индивидуальными особенностями учителя. Неправильный выбор учителем того или иного метода может привести к отрицательным результатам. Успешная деятельность учителя и учащегося достигается при оптимальном сочетании методов, приемов и средств обучения. Методы обучения: исторический очерк При случайном обучении, которое, как мы помним, опережало с точки зрения истории обучение институциональное, организуемое в школе, преобладали методы, основывавшиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились методы словесные, которые особенно заметно доминировали в Средние века. Слово, сначала устное, затем письменное и, наконец, печатное, становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одной из главных задач образования. Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре "революции в области методов обучения". Первая состояла в том, что учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй заключалось в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы. Односторонняя передача учащимся готовых вербальных знаний с помощью так называемого акроаматического (лекционного) метода вызвала протест лучших умов уже в XVI столетии, когда Хуан Луис Вивес и Мишель Монтень потребовали учить детей наблюдать явления природы. Они утверждали, что дети должны становиться "мудрыми из самих себя, а не из книг". Острой критике был подвергнут и так называемый эротематический (вопрошающий) метод обучения, который при одностороннем использовании также не давал ученикам инструментальных знаний, приобретаемых путем "познания вещей, а не чужих наблюдений и свидетельств о них" (см.: Pestalozzi I., 1955, S. 44). На рубеже XIX и XX вв. большие надежды возлагались на очередной вариант словесного метода, каким явилась эвристика (по-гречески heurisko - нахожу). Однако и эти надежды, несмотря на то что сторонники эвристики рекомендовали объединять акроаматический метод с эротематическим и по крайней мере не сторонились "науки о вещах", оказались зыбкими. Было установлено, что эвристика действительно обеспечивает самостоятельность движения к знаниям, а также получение прочных, оперативных знаний и умений, но вместе с тем она требует слишком много труда и времени для получения этих результатов. В этой ситуации всеобщий интерес вызвали прогрессивистская концепция "учения через деятельность" и тесно связанный с ней метод организации практической деятельности учащихся. Однако и эта концепция не выдержала испытания временем. Все сказанное позволяет утверждать, что независимо от роли, которую в разные периоды развития образования приписывали тем или другим методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Хороших результатов в дидактической работе можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 174-176). Классификации методов обучения Многообразие методов обучения отражается в классификациях, избирающих в качестве основы тот или иной признак. В последние годы приобрела широкое распространение классификация Бабанского Ю. К. Она содержит 3 блока групп.
Каждая из этих групп включает подгруппы, связанные определенным признаком. Так, в подгруппу методов, выделяемых по источнику передачи и восприятия учебной информации, входят словесные, наглядные и практические методы. Методы словесного обучения наиболее распространенные, они применяются в школах разных типов. Объясняется это тем, что слово - один из источников знаний, оно может оказывать направляющее воздействие в познавательной и практической деятельности, воспитывающее влияние, может способствовать развитию интереса к предмету. Наиболее распространенными словесными методами являются рассказ, беседа, лекция и др. Словесные методы обучения подчиняются определенным педагогическим требованиям, к которым относятся: научность, логическая последовательность и доказательность; ясность, четкость, доходчивость, эмоциональность и культура речи; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; темп и тон изложения материала учителем. Наглядные методы обучения условно подразделяются на две большие группы: методы иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий) и демонстраций (демонстрации приборов, опытов и т. д.). Рациональное применение средств наглядности в сочетании со словом способствует большому образовательному и воспитательному эффекту, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников. Иллюстративный материал более всего способствует развитию абстрактного мышления в том случае, когда учитываются возрастные психологические особенности учащихся. Процесс обучения включает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков. Во многом этому способствуют практические методы, охватывающие весьма широкий диапазон различных видов деятельности учащихся. К практическим методам можно отнести: упражнения, работу с учебником и книгой, проведение опытов самим учеником и другие методы. Классификация, имеющая в своей основе такой признак, как характер познавательной деятельности учащихся (по степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями), включает методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. Эта классификация предполагает такое управление учебным процессом, которое создавало бы простор для оптимального развития природных задатков к творческой деятельности. Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение этого метода состоит в организации усвоения информации учащимися: учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся должны осознать и зафиксировать ее в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи учащимся знаний. При использовании его деятельность учащихся складывается в основном из восприятия, осмысления и запоминания материала. Но недостаток его заключается в следующем: при этом не формируются умения и навыки использования полученных знаний. Для приобретения первых школьникам необходимо неоднократно воспроизвести сообщенную информацию и способы действия, а учителю - создать условия для их деятельности. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя - признак метода, названного репродуктивным. По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-иллюстративного метода в сочетании с репродуктивным. При любом варианте сочетания этих двух методов первый всегда предшествует второму. Оба метода обогащают знания, навыки, умения учащихся, формируют основные мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей школьников. Эта цель достигается другими методами, в первую очередь с помощью проблемного изложения. Суть этого метода заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения; назначение - в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблемы, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Чтобы постепенно подвести учащихся к самостоятельному решению проблем, следует научить их поэтапному (пошаговому) решению. Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, называется частично-поисковым. При этом учитель учит их, во-первых, выстраивать самостоятельно найденное доказательство; во-вторых, делать выводы из представленных фактов; в-третьих, выдвигать предположение; в-четвертых, разрабатывать план его проверки и т. д. Вариант частично-поискового метода - построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов. В любом случае ученик актуализирует наличные знания, осуществляет самоконтроль. Кроме того, его действия мотивируются ходом решения того или другого этапа поставленной проблемы. Для полноценного усвоения опыта творческой деятельности необходим исследовательский метод. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисков творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. На современном этапе развития школы исследовательский метод выполняет важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует определенные черты творческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. В процессе использования проблемных методов обучения выделяют четыре основных звена:
Проблемные методы обучения предполагают создание проблемных ситуаций и управление деятельностью по самостоятельному их решению. Таким образом, проблемные методы обучения обеспечивают прочное усвоение основ наук, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. Существуют и другие классификации методов обучения, их много, как и самих методов, содержание и характер которых могут меняться в зависимости от целей воспитания, обучения и образования в конкретной школе. О применении методов обучения В "Дидактических очерках" П. Ф. Каптерев приводит следующий пример неудачного использования метода беседы. Учитель решил объяснить приставку "про" при глаголе так, чтобы дети сами назвали глагол "протекать" и "протыкать". Урок начался с вопроса: "Что сказали бы вы, если бы во время дождя сюда сверху лилась вода?" Ученики ответили: "Мы сказали бы, что здесь мокро, что здесь сыро, что потолок плохой" и т. п. Учитель, неудовлетворенный такими ответами, восклицает: "Погодите, что сказали бы вы о самой воде, которая лилась бы сюда?" На это следует ответ учеников: "Она - дождевая". Учителю не подходит и этот ответ; волнуясь, он импровизирует: "Нет, что сказали бы вы о воде, какое сказуемое приписали бы этому слову? Ну что она делает?" Ученики, теряясь, говорят: "Капает, льется, течет..." Учитель, выходя из себя, спрашивает: "Сквозь потолок-то она что делает?" Ученики, недоумевая и еще более боясь рассердить учителя, вполголоса отвечают: "Что делает - льется". "Ну, льется, - подхватывает учитель, - ну а еще как можно сказать?" Ученики: "Течет..." - "Ну а еще как? Течет; ну а если сквозь что-нибудь течет, как говорят, какой слог прибавляют?" Наконец один из учеников догадывается: "Вода протекает". Учитель пишет на доске глагол "протекает". А затем, надеясь с меньшей затратой сил получить от учащихся название второго глагола, берет листок бумаги, предлагает ученикам наблюдать за его действиями, протыкает ручкой бумагу и спрашивает: "Что я сделал?" Ученики отвечают: "Дыру..." Лишь через 10 минут учитель добился желаемого ответа. Очевидно, не было никакой необходимости в данном случае применять метод беседы, проще было бы учителю самому назвать оба глагола или, назвав один из них, предложить учащимся по аналогии подобрать второй и затем провести с этими глаголами предусмотренную планом урока работу. Вообще следует иметь в виду, что сообщающая и особенно эвристическая беседа требует значительной затраты времени даже при удачном ее проведении. Поэтому опытные учителя обычно сочетают метод беседы с другими методами (рассказом, демонстрацией и др.). Вопросы, предлагаемые учащимся во время беседы, должны намечаться учителем с учетом следующих педагогических требований к ним. 1. Логической четкости, краткости и ясности формулировок, недопустимости вопросов, на которые ожидаются лаконичные ответы (да, нет). В начальных классах целесообразно избегать громоздких вопросов (сдвоенных, строенных и т. п.). Неправильна, например, постановка вопроса: "Притягиваются ли одноименные электрические заряды?" Тот же вопрос следует сформулировать иначе: "Как взаимодействуют одноименные электрические заряды?" Явно неудачным был вопрос, который нам довелось услышать во время беседы на уроке истории в X классе одной из школ: "Кто и когда повел народ не туда?" (Ожидался ответ: "Пои Гапон во время январских событий 1905 года...") 2. Логической последовательности и постепенного нарастания трудности вопросов, обеспечивающих активизацию мыслительной деятельности учащихся и подведение их к правильным выводам. 3. Определенности содержания и формы, не исключающей, а предполагающей варьирование вопросов одинакового содержания. В ходе беседы вопросы ставятся всему классу, внимательно выслушивается ответ ученика, вызванного по его инициативе или по плану учителя; с помощью наводящих вопросов и ответов на них учащихся исправляется неправильный или уточняется неточный ответ. В начальных классах нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся на поставленные вопросы давали полные ответы; в средних и старших классах это требование не носит характера категоричности, однако все ответы должны соответствовать нормам грамотной, культурной речи, быть обоснованными и доказательными (Сорокин Н. А., Шайденко Н. А. Дидактика. - М.: Просвещение, 1974. - С. 156-157). Метод обучения - средства обучения - прием Чтобы лучше понять разницу между средством и приемом, рассмотрим следующий пример. Предположим, вы хотите организовать повторение изученной темы так, чтобы ученики поработали над заданиями трех разделов этой темы, разделенных по трем уровням сложности: легкими, средними и трудными. Вы готовите девять стопок карточек с заданиями. Теперь вам хочется, чтобы каждый ученик хотя бы попытался поработать с карточками из всех девяти стопок - он должен определить свое место в предметном поле. Как этого добиться? Если ваш авторитет среди учеников высок, то они не могут не выполнить вашу просьбу. Вы можете добиться своей цели с помощью авторитарного давления, когда требуемое выполняется из опасения или чувства долга. Ни в том ни в другом случае внутренних побуждений ("Я хочу, мне интересно") у учеников нет. Давайте теперь зададим себе три простых вопроса и попробуем найти на них разумные и честные ответы.
Это наши традиционные ответы. Легко заметить, что они не имеют никакого отношения к провозглашаемым нами принципам личностно-ориентированного обучения, когда ученик находится в центре учебного процесса. Никакие соображения об интересах ученика не оправдывают прямоугольных одноцветных карточек и тем более развешивания "ярлыков", когда одни ученики возвышаются над другими, проверяя их и как бы занимая промежуточное положение между учениками и учителями. Если же понаблюдать за учениками, поговорить с ними, то окажется, что разнообразие форм и цветов карточек привлекает их больше, а большее доверие со стороны учителя даже вдохновляет. Можно попытаться пойти навстречу ученикам. Не сочтите за большой труд поступить так. Пусть карточки первого раздела останутся прямоугольными или квадратными. Карточки второго сделаем круглыми или овальными, а третьего - треугольными. Мало того: раскрасим их. Карточки с легкими заданиями пусть будут зелеными, средней трудности - желтыми, с трудными - красными. Получим три цвета и три формы. Теперь предложите детям взять карточки из любой стопки из девяти, разложенных на столе, поработать с ними, проверить себя по эталонному листу (при необходимости можно получить консультацию учителя, поговорить с ним). После этого каждый может взять любую другую карточку. Везде, где мы использовали этот прием, наблюдалась одинаковая картина. Каждый ученик без всякого призыва извне непременно стремился собрать на своем столе все девять разных карточек. Конечно, "слабый" ученик не мог справиться с заданиями третьего уровня, но он их хотя бы прочитал и получил консультацию учителя, что само по себе уже неплохо. Как вы можете теперь заметить, в обоих случаях средство обучения было одно и то же - карточки с заданиями. Разными были приемы: обычная организация урока и "три цвета - три формы". Уже это привело к принципиально разным результатам (Гузеев В. В. Приемы педагогической техники. - М., 1996. - С. 2-5).
Самостоятельная работа Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем. № 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.* Форма отчета: соответствующая картотека. № 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*
Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.). Форма отчета: фрагмент хрестоматии. № 3. Выберите по согласованию с преподавателем одну из тем вашего предмета. Разработайте и опишите систему различных методов обучения, которые можно применить при изучении данной темы.** Форма отчета: описание хода урока с применением различных методов обучения. № 4. Разработайте подробную таблицу характеристики словесных, наглядных и практических методов обучения, пользуясь приведенной ниже схемой.**
Форма отчета: соответствующая таблица (опыт создания наглядного пособия). № 5. Проведите самостоятельное исследование с целью выяснения, какие методы обучения и почему превалируют в работе учителя по вашему предмету? В какой степени активизируют познавательный интерес учеников разные методы обучения? С чем это связано?*** Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.) Методические рекомендации по выполнению Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и интересно для вас. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1). Для выполнения задания № 3 вам необходимо подробно изучить учебную программу и учебник по вашему предмету для одного из классов. Подберите также дополнительную литературу, раскрывающую выбранную вами тему, продумайте средства обучения. Затем покажите, как на таком уроке могут быть использованы различные методы обучения. Для выполнения задания № 4 познакомьтесь с примерным образцом разбора одного из методов обучения.
По такой схеме разберите словесные, наглядные и практические методы. Оформите свою работу в виде наглядного пособия для студентов, изучающих педагогику. Задание № 5 наиболее сложное. Для его выполнения составьте программу исследования, сформулируйте цели и задачи, разработайте соответствующую анкету (возможно, это лучше сделать отдельно для учителей и для учеников). Получив данные, прокомментируйте их (например, совпадает ли мнение учителей и учащихся, какие объяснения приводят они и какие даете вы сами и т. д.). Полученные цифры оформите в виде таблиц, диаграмм, графиков. Отчет о выполнении самостоятельной
Проверьте себя Готовы ли вы к применению словесных методов обучения? Как вы владеете словом? Прочитайте следующие словесные портреты и определите, какой из них в наибольшей степени похож на вас.
Ключ Наиболее оптимальным в педагогической деятельности является вариант 3. Варианты 1 и 2 свидетельствуют о необходимости упорно работать над постановкой голоса и дикцией. Вам будет полезно ознакомиться с основными положениями теории нейролингвистического программирования (НЛП), чтобы развивать в себе необходимые для учителя эмпатию и оптимизм как в речи, так и в поступках. Вариант 4: необходимо уделить внимание постановке голоса, также применяя упражнения на развитие дыхания. В случае варианта 5 вам следует серьезно поработать над своей мимикой и выразительностью голоса, и самое главное - чаще вступать в вербальные контакты с товарищами и преподавателями, участвовать в различного рода спорах и дискуссиях. Если ваш портрет больше всего напоминает вариант 6 и 7 - ваши проблемы сконцентрированы в области умения слушать и воспринимать мнение собеседника. Попробуйте принять участие в соответствующих играх и тренингах. Игры на развитие речи Попробуйте поиграть в эти игры. Они помогут вам развить недостающие пока эмоциональность и выразительность речи, привьют навык импровизации, научат не бояться аудитории. Date: 2016-07-25; view: 6756036; Нарушение авторских прав |