Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткая история политической рекламы в современной России
Появление политической рекламы в постсоветской России можно отнести к весне 1993 года, когда был проведен всероссийский референдум по вынесению всенародного вотума доверия Президенту, Верховному Совету и Правительству России. В том же 1993 году, в декабре, прошли выборы в Государственную думу Российской Федерации. В выборах участвовали десять партий и движений, восемь из которых преодолели 5-процентный барьер и прошли в Госдуму. Эти первые альтернативные выборы стали неким «первым блином» для их участников. Партии и движения опробовали разные способы построения своих избирательных кампаний. Наиболее эффективным приемом политической борьбы на выборах эксперты единодушно признали пять выступлений лидера ЛДПР Владимира Жириновского на канале «Останкино», адресованных пяти разным (руинам избирателей — молодежи, военнослужащим, женщинам, пенсионерам и россиянам, проживающим в ближнем зарубежье. Эти монологи, а также участие в теледебатах, в отсутствие прямой телевизионной рекламы, возможно, и принесли партии Жириновского 24 % голосов. Думские выборы 1995 года отличались от предыдущих значительно большим масштабом рекламной активности их участников. Несмотря на то, что выборы 1993-го наглядно показали неэффективность прямой телевизионной рекламы, па выборах 1995 года большинство партий активно ее использовало, так же как прессу и наружную рекламу. В то же время КПРФ, набравшая наибольший процент голосов избирателей, обошлась практически без телевизионной рекламы, как и на выборах 1993 года. Впрочем, КПРФ почти не использовала и другие СМИ, сделав станку на личные встречи с избирателями и почтовую рассылку. Масштабной и напряженной оказалась президентская предвыборная кампания 1996 года. У действующего Президента Бориса Ельцина оказалось 10 соперников, но главным из них был лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Именно с ним велась политическая борьба «не на жизнь, а на смерть». Кампания перед первым туром выборов проводилась преимущественно на телевидении и в наружной рекламе. По телевидению шла серия роликов «Верю. Люблю. Надеюсь», в «наружке» размещались плакаты под слоганами «Выбирай сердцем» и «Борис Николаевич Ельцин — Президент всех россиян». В целом в избирательной кампании Ельцина не было ни политики, ни экономики, ни идеологии. Основной упор делался на эмоции и понятные всем идеалы. Последнее было в пику коммунистам, чтобы не дать им возможности монопольно использовать «общечеловеческие» ценности. Одновременно с рекламной кампанией Бориса Ельцина как кандидата в Президенты проходила масштабная акция «Голосуй или проиграешь», призывавшая молодежь прийти на выборы. В информационно-агитационной кампании были задействованы все СМИ, кроме того, в российских городах проводились концерты с участием «звезд» эстрады. Обе масштабные, параллельно проходившие президентские рекламные кампании сделали свое дело. «Изначально шансы Бориса Ельцина были невелики: поданным социологических исследований, проведенных в начале 1996 года, за него было готово проголосовать только около 5 % избирателей. Пять кандидатов, первым из которых был коммунист Геннадий Зюганов, шли впереди Ельцина. Но уже первый тур выборов показал резкое изменение в настроении избирателей, благодаря чему Борис Ельцин набрал 35% голосов, Геннадий Зюганов — 32%, а занявший 3-е место Александр Лебедь — 15%» (33. С. 208]. Во втором туре рекламная стратегия президентской кампании немного изменилась, она стала более жесткой. Приход к власти Зюганова должен был ассоциироваться с гражданской войной. Поэтому рекламные ролики напоминали о том периоде пашей истории. Чтобы подобного не повторилось, необходимо было защитить демократические ценности. Слоган кампании: «Спаси и сохрани Россию. Голосуй за Ельцина». Одновременно продолжалась акция «Голосуй или проиграешь». Кандидат в Президенты Борис Ельцин начал политическое турне по российским городам, участвуя в выездных выступлениях вместе с артистами. Усилия рекламистов и многих других специалистов в избирательных технологиях не пропали даром — Борис Ельцин вновь стал Президентом России. По итогам второго тура он набрал 55% голосов, а Геннадий Зюганов — 40%. К парламентским выборам 1999 года ситуация изменилась. В политических баталиях стали главенствовать PR-акции, а не прямая реклама. Кроме того, никогда еще в истории думских предвыборных кампаний не было такой войны компроматов. Причем, опять же впервые, «война» шла не против коммунистов, а между «Единством» и блоком «Отечество — Вся Россия» (ОВР). Всего в думских выборах 1999 года участвовали 28 партий и движений, но в Госдуму прошли шесть из них — КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Союз правых сил», ОВР и «партия власти» «Единство». Главным итогом стала победа политических технологий, показавшая, что продуманная и просчитанная предвыборная коммуникационная кампания может привести к вершинам власти даже «виртуальную» партию, каковой называли «Единство». Голосуя за «Единство», избиратель отреагировал сразу на три PR -камнании — против ОВР, в поддержку Премьер-министра Владимира Путина и новой чеченской кампании, подававшейся как борьба с терроризмом. Аналогичная ситуация сложилась и во время президентских выборов 2000 года. В тот раз они проводились досрочно в связи с добровольной отставкой Президента Бориса Ельцина в канун Нового года, который тогда же и объявил своего преемника — Владимира Путина. Основная борьба развернулась, как и в 1996 году, между действующей властью в лице и. о. Президента Владимира Путина и лидером коммунистов Геннадием Зюгановым. Как и во время думских выборов 1999 года, основным в предвыборных кампаниях кандидатов в Президенты был PR, а не реклама. Главный претендент — Владимир Путин «публично отказался от политической рекламы и участия в теледебатах. Зато телевидение освещало чуть ли не каждый шаг и. о. Президента в информационных выпусках. Безальтернативность выборов-2000 во многом повлияла и на рекламные кампании кандидатов, которые были недорогими, скучными и ничем не запомнились. Во всяком случае, никто из 11 претендентов на пост главы государства против Владимира Путина не выступал. Даже основной соперник Геннадий Зюганов был крайне лоялен к и. о. Президента, в отличие от предыдущих выборов, когда он не скупился на резкие высказывания в адрес действующего Президента. Главной задачей Владимира Путина была победа в первом туре, и он ее выполнил. Что же касается парламентских выборов 2003 года и президентских 2004-го, то в них политическая реклама играла совсем незначительную роль. Победа как про-президентской партии «Единая Россия», так и самого действующего Президента была предрешена. Важно было обеспечить явку избирателей, что и делалось посредством рекламных воздействий.
Date: 2016-07-22; view: 1847; Нарушение авторских прав |