Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотивационная теория и банковская реклама
В 1940-х годах американский психолог Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей человека, которую маркетологи всего мира используют до сих пор. По Маслоу, существует пять уровней фундаментальных потребностей, зависящих от уровня развития индивида, которые человек удовлетворяет последовательно от низшего уровня к высшему. 1. На первом уровне находятся физиологические потребности (в пище, питье, одежде, жилье). 2. На втором — потребности в безопасности (личная безопасность, порядок, стабильность). 3. На третьем — «нужды привязанности», социальные потребности, удовлетворяющие социально-эмоциональные устремления людей (семья, любовь, дружба). 4. На четвертом — самоутверждение, т. е. потребности в утверждении собственного «я» среди себе подобных (авторитет, уважение со стороны окружающих, признание достижений другими, власть). 5. На пятом — самореализация (самосовершенствование, максимальное раскрытие своего потенциала) [43. С. 161]. Причем актуализация верхнего уровня невозможна без удовлетворения нужд более низких уровней. Существуют и другие иерархии потребностей, более расширенные, нежели у Маслоу (у Дж. Мак-Гайера и Г. Мюррея), но достаточно одной для понимания того, как используется мотивационная теория в банковской рекламе. Иерархия потребностей позволяет определить мотивации человека при совершении тех или иных поступков. В маркетинге она помогает понять потребительское поведение, критерии выбора потребителем тех или иных товаров и услуг. Банковские услуги как продукт нацелены на удовлетворение в первую очередь потребностей в безопасности, так как банки призваны сохранять и приумножать деньги клиента при возможных неблагоприятных факторах (инфляция, изменение законодательства и др.). В развитых странах потребность в безопасности и порядке в банковской рекламе постепенно вытесняется более современными темами. В России все 1990-е годы и политическая, и экономическая ситуация оставалась нестабильной, что подтвердили финансово-экономические кризисы 1995-го и в особенности 1998 года. Поэтому в отечественной банковской рекламе потребности второго уровня остаются актуальными. Такова, например, была реклама Московского городского банка: «Хороший банк — устойчивый банк». Впрочем, Инкомбанк, сопровождавший заявление «Есть истинные ценности» изображением своего знака рядом с египетскими пирамидами, рухнул гораздо раньше древних строений. Удовлетворение социальных потребностей («Нужд привязанности») также присуще банковской рекламе. Она часто обращается к теме семьи, предлагая семейное обслуживание, специальные услуги для членов семьи и т. д. Также в рекламе используются образы детей, т. к. известно, что дети (и животные) в наибольшей степени способствуют формированию у потребителей положительного отношения к рекламе и, соответственно, рекламодателю. В российской рекламе самый яркий пример — мальчик, протиравший стекла машин, из рекламы Альфа-банка. И хотя ст. 20 Закона «О рекламе» запрещает использовать несовершеннолетних в рекламе товаров и услуг, к которым они не имеют отношения, Альфа-банк нашел способ обойти это препятствие. Когда Альфа-банк привлекли к ответственности за нарушение Закона, было решено открыть мальчику-актеру счет в банке. После чего банк легко выиграл дело в суде. Что касается животных, то в 1990-е годы в этом направлении лидировал Межкомбанк, проводивший несколько рекламных кампаний на экологическую тему: «Уссурийский тигр», «Сибирский стерх», «Красная книга». На одном из плакатов с изображением тигренка была надпись: «Наши дивиденды растут каждый день», на другом, где бизнесмен стоял рядом с тигром: «Мы управляем рисками». Наиболее часто используемые в современной западной рекламе мотивации — самоутверждение и самореализация. Пользование банковскими услугами можно рассматривать как шаг вперед к достижению более высокого уровня жизни, а это хороший стимул для потенциального клиента. Ведь в мире бизнеса люди стремятся достичь значительного положения в обществе, добиться успеха и получить одобрение окружающих. Поэтому в рекламе используются образы известных, богатых людей, которые могут быть реальными или вымышленными персонажами, но при этом являются клиентами рекламируемых банков. Кроме того, став клиентом определенного банка, человек получает возможность приблизиться к «элите», повысить свой авторитет. Именно к потребности человека в достижении успеха апеллировало такое, например, рекламное объявление Инкомбанка: «Ваш счет в Инкомбанке: новое ощущение жизни». Текст объявления следующий: «Однажды Вам становится ясно, что Вам нужен банк не только для того, чтобы хранить деньги. Вам необходимо новое ощущение Ваших возможностей. И Вы приходите в Инкомбанк. Ваши друзья и коллеги знают: Вы имеете счет в Инкомбанке — значит, у Вас все в порядке». С повышением уровня благосостояния у людей растут потребности высшего, пятого уровня — стремление к самореализации. Соответственно появляется и банковская реклама, рассчитанная именно на таких людей. В мировой практике для создания ассоциативного ряда часто обращаются к теме коллекционирования предметов искусства, т. к. оно присуще людям с высокими доходами и является их самовыражением. В России подобная мотивация в финансовой рекламе пока практически не используется.
Date: 2016-07-22; view: 516; Нарушение авторских прав |