Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития туризма в России





Этапы развития туризма в России – стадии процес­са возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить пять этапов.

Первый этап – просветительский (до 1890) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путеше­ствий прежде всего в целях образования и сбора научно-географи­ческой и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выпол­нению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее актив­но их использовали революционно-демократические слои и интел­лигенция России. Эта социальная ориентация туризма сохраняется и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма др. стран Европы и США.

Существует единая точка зрения на время возникновения ме­неджмента в туризме России. В 1777 г. в Москве появился «План предприемлего путешествия в чужие края» Вениамина Генша. Бо­лее ранних документальных подтверждений о специально органи­зованных коллективных поездках за границу или по России нет, поэтому год появления «Плана...» Генша принято считать точкой отсчета в истории российского туризма как организованного дви­жения. По этому плану каждый из участников путешествия должен был вручить В. Геншу, организатору (менеджеру) намеченно­го туристского мероприятия, гонорар, установленный по контракту. Речь идет о том, что группа людей под началом опытного руководителя-менеджера должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.

Первыми представителями самодеятельного туризма в России были очень состоятельные и влиятельные люди, совершавшие путешествия по собственному почину по своей стране и за рубе­жом. Известно, что Петр I в Южной Германии в 1697 г. совершил восхождение на гору Броккен (1142 м над уровнем моря) с турист­скими целями.

Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории Рос­сии, относятся к XVIII в. В 1770 г. описываются экскурсии, про­водимые в Тифлисе.

Развитие туристско-экскурсионного дела в России тесно связа­но с именами передовых педагогов-менеджеров (Н.И. Новикова, В.Ф. Зуева и др.), которые, по существу, занимались рекреацион­ным детским туризмом.

Русское географическое общество, созданное в 1845 г., тоже в значительной степени способствовало развитию путешествий и экскурсий. Однако этот процесс был еще замедлен по срав­нению со странами Западной Европы.

Второй этап – предпринимательский – начался с развитием капи­тализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослежи­ваются два основных сегмента – а) элитарный туризм состоятельных слоев б) экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. По­являются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клу­бы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шан­сов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тен­денций.

Третий этап - организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в кон. 60-х гг. Характеризуется доминированием идео­логических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, – социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. С возникновением (1928) Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экс­курсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуа­цию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстен­сивно - за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так фор­мировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необ­ходимости перехода к новой форме организации и планирования ту­ризма, основанной на системе социальных нормативов, что и соста­вило суть следующего этапа.

Четвертый этап - административно-нормативный (1969-1990) -характеризовался быстрыми темпами развития социального туриз­ма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслу­живания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попыт­ки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к пробле­мам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслужи­вания в рамках административно-командной системы и необходи­мость широкого использования экономических методов.


Пятый этап – переходный (с 1990). В нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях эконо­мических реформ:

1) изменение структуры рекреационных потребно­стей и начало сегментации туристского рынка;

2) переход от моно­польного к многоукладному туристскому хозяйству; активное развитие малых и средних туристских предприятий;

3) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

4) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались – право на отдых созна­ется (и это записано в Конституции РФ) как важная составляющая социальных завоеваний и свобод, и ущемление его создает социальную базу для массовых конфликтов и противостояний различного уров­ня и характера. Реальное содержание пятого этапа обозначится в ходе столкновения этих негативных результатов и позитивных тенденций и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, хода эконо­мической и политической реформы, осознания властными структу­рами туризма как мощного мультипликатора рынка и важного фак­тора развития всей сферы услуг в России.

 

2. Эволюция предприятий индустрии гостеприимства [6]

 

Рассматривая эволюцию предприятий индустрии гостепри­имства, можно выделить периоды, которые в историческом плане соответствуют периодам развития человеческого общества:

♦ Древний;

♦ Средневековье;

♦ Новое время;

♦ Современный.

2.1. Древний период (IV тысячелетие до н.э. – 476 г. н.э.)

К этому периоду общественного развития большинство ис­ториков относят появление первых гостевых предприятий – про­образов современных гостиниц и ресторанов. Упоминание о по­добных предприятиях – тавернах – содержится в древних манускриптах, одним из которых является кодекс царя Вавило­нии Хаммурапи, написанный примерно в 1700 году до н.э.

В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в та­вернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания. Развитие же торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ноч­лега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий – постоялых дворов.


Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была созда­на на территории Римской империи. Древнеримские постоялые дворы располагались вдоль главных дорог в городах и деревнях на расстоянии один от другого примерно в 25 миль (40,225 км).

Строгая классовая структура, лежавшая в основе Римского государства, оказала влияние на деятельность предприятий гостеприимства того времени. В частности, расселение путешеству­ющих здесь проводилось по классовому признаку. Никогда куп­цы, торговцы и другие постояльцы из простого народа не могли быть поселены рядом с государственными служащими и прави­тельственными гонцами. Это обстоятельство повлияло на ка­чественное состояние постоялых дворов. Те, в которых останав­ливались представители аристократии и государственные чиновники, строились по всем правилам архитектурного искус­ства и предлагали широкий по тем временам спектр услуг. Впос­ледствии Марко Поло говорил, что на таких постоялых дворах и «королю остановиться не зазорно»[7].

Таверны и постоялые дворы, предназначенные для обслужи­вания граждан низших сословий, предлагали минимальные усло­вия для ночлега и отдыха. Например, очень часто путешествую­щие спали просто на соломе, а чтобы не замерзнуть в холодное время года, прижимались к теплому боку своей лошади. О ка­ком-то дополнительном комфорте не было и речи.

Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыг­рало развитие торговых связей на Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым длинными потоками двигались кара­ваны с товаром. Для организации ночлега участников караванов вдоль торговых путей создавались специальные пункты размеще­ния – караван-сараи, включающие, как правило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей. Все это было окружено крепостной стеной, защищающей от природных сти­хий (ветра, дождя, бури) и от разбойников.

После падения Римской империи в 476 году н.э. начался но­вый этап в развитии предприятий гостеприимства.







Date: 2016-07-22; view: 605; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию