Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Толстой и Достоевский
Раз мы пришли к заключению, что Толстой принадлежит к личностям, укоторых поведение окрашивается эпилептоидными чертами характера, то,естественно, напрашивается сравнение Толстого с Достоевским. Ведь, какизвестно, Достоевский был эпилептик довольно выраженного типа. Сравнить ихмы должны в трояком отношении. Во-первых. Клиническая картина эпилепсии того и другого, что общего ичего у них нет общего. Во-вторых. Есть ли сходство в характерах, в чем оно проявляется и в чемразнится, и, наконец, В-третьих. Есть ли что общего в их творчестве и если есть, то в чемименно. Также отличительные черты в творчестве того и другого. Прежде всего, в отношении клинической картины Достоевского определяетсовершенно правильно Розенталь (см. литерат.) как аффект-эпилепсию. Нашдиагноз в отношении Толстого такой же Однако, несмотря на одинаковыедиагнозы у них имеется огромная разница в клинической картине болезни.Напомним, что аффект -эпилепсия, согласно учению Крепелина и Bratz'a есть"запутанный клубок истерии и эпилепсии", как говорит Крепелин, т. е., что всиндроме аффект-эпилепсии компонент истерический переплетается с компонентомэпилептическим; следовательно, такой диагноз не исключается даже и тогда,когда бывают симптомы "истерических реакций". Или наоборот, когда бываютпериоды с чисто эпилептическими симптомами. Диагноз, следовательно, аффект -эпилепсии должен ставиться по совокупности тех и других симптомов, течения,также исхода болезни. Конечно, если взять какой-нибудь период из историиболезни, где преобладают истерические компоненты этой болезни и еслирассматривать их изолированно, то нет ничего проще ставить шаблонныйдиагноз: "истерия" "истерическая реакция". Но если мы учтем все моментыболее углубленно, то мы такой упрощенный диагноз ставить не будем. В учении об аффект-эпилепсии мы должны еще учесть и то обстоятельство,что формы этих заболеваний могут варьировать как и все клинические формы, тос преобладанием истерического компонента, то с преобладанием эпилептическойсимптоматики, и, в зависимости от этого преобладания, легче поддаемсясоблазну упрощенной диагностики. В случае Толстого и Достоевского мы имеем 2 таких варианта: нет ничегопроще поставить диагноз Достоевскому: эпилепсия. Толстому истерия. И именнопотому, что у Достоевского компонент эпилептический (в картине аффект -эпилепсии) доминирует, истерический выражен слабее. У Толстого наоборот:часто доминирует истерический; компонент, эпилептический не так резковыражен, как у Достоевского. Отсюда и вытекает разница клинической картиныаффект - эпилепсии у того и другого, также разница психической структуры итворчества. Клинически общим симптомами у того и у другого мы имеем наличиесудорожных припадков, при чем эти припадки в большинстве случаев психогенныи появляются, когда имеется какое-нибудь тяжелое переживание. Но в силувышеупомянутого преобладания компонентов, у Достоевского, по-видимому,психогенность утрачивается и припадки приближаются к чисто эпилептическомутипу. У Толстого же, по-видимому, психогенность не утрачивается, по крайнеймере у нас нет данных, где бы мы могли видеть, что были у него припадки внепсихогенного момента. Кроме того, у Толстого припадки были реже, чтозависело, конечно, от хороших условий жизни Толстого (обеспеченность, покой,жизнь в деревне и проч.), и плохих условий жизни и тяжелых переживаний уДостоевского, что, как известно, является ухудшающим фактором болезни приаффект-эпилепсии. Все другие клинические симптомы, как то: сумеречныесостояния, обмороки, petit mal ("остановка жизни") головокружение и всепсихические эквиваленты -- все было присуще и Толстому. Однако, присравнении с Достоевским все эти симптомы у Толстого получают несколькодругую окраску в сравнении с Достоевским. Ему присуще более чертыистеричности, например, припадки слезливости, сопровождающиеся GlobusHystericus'ом В личности того и другого мы имеем ярко выраженный эпилептическийхарактер психики. Обоим свойственны аффективность, раздражительность,агрессивность и в то же самое время та своеобразная сенситивность ичувствительность, доходящая до слезливости (у Толстого). Эгоцентрическаяпроблема своего "Я", проблема сексуальности, доходящая до извращения резковыражено у Достоевского, у Толстого она выражено менее, склонность ксамобичеванию, к раскаянию, к самоунижению больше у Толстого; мазохистскийкомпонент сильнее выражен у Толстого, садистический -- у Достоевского.Необычайное тщеславие и в то же самое время скромность, доходящая до крайнихпределов, присущи им обоим. Вообще, полярность психических реакций стольхарактерная для аффект-эпилептиков и эпилептоидных у того и другого резкобьет в глаза. Так же альтернативность и извращение полярных реакций мы имеему обоих, несмотря на резкую разницу; ибо обоим свойственна одна и та жеклиническая сущность. Теперь относительно характера творчества того и другого. ТворчествоТолстого и Достоевского -- это суть эпилептоидные автобиографии вхудожественных образах. Проблема полярных переживаний и диалектика личныхпереживаний -- вот основная проблема их творчества. Эпилептический разладмежду телом и душою есть побудительный мотив, чтоб заниматься проблемой"плоти" и проблемой "духа", при чем у Толстого проблема "тела", может быть,занимает не меньше и "духа". У Достоевского, у которого этот разрыв,вероятно, сильнее переживался (в виду того, что сильней выраженэпилептический компонент) проблема "духа" более остро привлекала еговнимание. Отдельные комплексы переживаний, антагонизирующие между собой уТолстого и Достоевского, воплощаются диалектически в отдельных героях у тогои другого. Таким образом, личная борьба комплексов воплощается в личнойборьбе героев. Диалектика "души" автора есть диалектика борьбы героев(Дмитрий и Алеша Карамазовы, князь Мышкин, с одной стороны; отец и другиесыновья Карамазовы, с другой стороны.) То же у Толстого, с той только разницей, что эту диалектику "души"переживает в разное время один и тот же герой в разных лицах (Нехлюдов, ПьерБезухов, Левин, Позднышев и другие). С формальной стороны характерен для нихобоих реализм или, вернее, "эпилептоидный реализм". Этот реализм касаетсяпроблем психологизма и "физиологичности" человека И у Толстого, и уДостоевского нет пейзажа, нет природы, нет типов, нет сатиры и юмора, ноесть эпилептоидная напряженность переживаний душевных конфликтов. Обоим имсвойственна в стиле тенденция к обстоятельности описаний мельчайших деталей,фактов "приставаний" к читателю, черточкам второстепенного значенияпридается огромное значение. Обоим свойствен поучающий тон проповедников,моралистов-наставников. Оба хотят "переделать", или, "спасти" мир от "зла" иоба хотят быть "пророками" нового "откровения". Оба чувствуют потребность"мессианства". Оба впадают в мистику и метафизику, не смотря на страстноежелание быть реальным во что бы то ни стало, до утрировки. Оба резкокритикуют современный им строй и в тоже время оба остаются консерваторами ипротивниками революционного движения. К сожалению, мы не можемостанавливаться здесь на более подробном сравнении этих 2-х гигантов русскойлитературы с нашей точки зрения, ибо это потребовало бы отдельной работы. ЛИТЕРАТУРА: 1. Г. В. Сегалин. -- К патографии Л. Толстого. Кл. Арх. Ген. и Одар.Вып. 1, т. I. 2. Г. В. Сегалин. -- Эвропатология гениальных эпилептиков. Форма ихарактер эпилепсии у великих людей. Кл. Арх. Ген. и Одар., вып. 3-й, т. III. 3. Г. В. Сегалин. -- Частная эвропатология аффект-эпилептического типагениальности. Кл. Арх. Ген. и Од., вып. 1-й, т. III. 4. Г. В. Сегалин. -- Симптоматология творческих приступов у гениальныхэпилептиков. Кл. Арх. Ген. и Одар., вып. 2-й, т. III. Г. В. Сегалин. -- Общая симптоматология творческих приступов. Кл. Арх.Ген. и Одар., вып. 1-й, т. II. Г. В. Сегалин. -- "Записки сумасшедшего", Л. Толстого, какпатографический документ. -- Кл. Арх. Ген. и Одар., вып. 1-й, том V. 7. В. И. Руднев. -- "Записки сумасшедшего" Л. Толстого. Кл. Арх. Ген. иОдар., вып. 1-й, т. V. 8. Н. А. Юрман. -- Болезнь Достоевского. Кл. Арх. Ген. и Одар., вып.1-й, т. IV. 9. Розенталь. -- Страдание и творчество Достоевского. Вопросы изученияличности, No 1, 1919 г. Б. Эйхенбаум. -- Молодой Толстой, 1922. Д. С. Мережковский. -- Творчество Л. Толстого и Достоевского Н. Н. Апостолов. -- Живой Толстой, 1928. СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ДО СИХ ПОР (1925-1930) ВЫШЕДШИХ 5 ТОМОВКЛИНИЧЕСКОГО АРХИВА ГЕНИАЛЬНОСТИ и ОДАРЕННОСТИ(эвропатологии) ОГЛАВЛЕНИЕ I ТОМА Выпуск 1-й От редакции 3 Пр. -доц. д-р Г. В. Сегалин. О задачах эвропатологии, как отдельнойотрасли психопатологии 7 Пр. -доц. д-р Г. В. Сегалин. Патогенез и биогенез великих людей 24 группа примеров, где по отцовской линии отмечается одаренность; поматеринской линии наследственная отягченность 30 группа примеров, где иллюстрируются случаи, из которых видно: поотцовской линии наследственная отягченность; по материнской линииодаренность 36 III группа примеров, где иллюстрируется такая вариация: по обоим линиямотца и матери -- наследственное отягчение, между тем, одаренность или содной стороны (отца или матери), или же, с обоих сторон 47 IV группа примеров, в которых приводятся случаи еще не обследованные ввышеприведенном смысле (т. е. в смысле соотношений материнской и отцовскойлинии к наследственному отягощению и к наследственной одаренности), ноприводятся, как примеры, где психотический момент всегда имеется внаследственности великих людей 72 Теоретическая часть 83
Date: 2016-07-22; view: 415; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|